Статья - для тех, кто в детстве и юности прошел через увлечение фотографией. Нынче этот процесс упростился до щелкания кнопкой смартфона и выкладывания фоток в сеть или заказа их печати. Да, просто. Да, красиво. Но исчезла магия творчества, появления изображения ниоткуда. И детям-внукам уже не расскажешь: не поймут...
От деда мне достался ФЭД-2 в потертом кожаном чехле, сработанный на заводе имени Феликса Эдмундовича еще в послевоенные годы. Однако работал он исправно. Я даже научился регулировать выдержку, подкручивая что-то в его недрах. Черно-белая пленка(а другой мы тогда не знали) завода Свема продавалась чувствительностью 32, 65 и 130 единиц, рулончик на 36 кадров стоил 35 копеек.
Его следовало в кладовке, освещенной красным фонарем, перемотать в кассету и затем вставить ее в фотоаппарат.
Далее начиналось само творчество - поймать кадр, установить на обьективе диафрагму и примерное расстояние(кто-нибудь помнит, как с помощью вытянутой руки с большим пальцем его определять?), правым колесиком перевести кадр и установить выдержку. Пожалуй, все - можно щелкать. Позже научился использовать светофильтры, в основном ЖС-17(желто-синий). Он подчеркивал фактуру облаков, делал снимок более контрастным.
Надо сказать, что первые свои фотоуниверситеты я проходил, помогая дяде с печатанием иллюстраций для его кандидатской диссертации. Вот это было колдовство! Из деревянного ящика факир-дядя извлекал аппарат на колесиках, со шторками, заряжаемый кассетой, как в фотостудиях того времени.
Включался красный фонарь, и движением колесика наводилась резкость кадра. Снимали мы в основном графики - но что это меняло? Зато научился всему процессу, от проявки до печати(с длинными выдержками, затеняя на время часть кадра при необходимости) и глянцевания.
Эту науку приспособил и к любимому ФЭДу. Но сначала надо было обзавестись фотоувеличителем, бачком, кюветами, пинцетами и растворами. Фотобачок выглядел так:
В бачок в темноте заряжалась отснятая пленка и заливалась проявителем. Хорошо помню, что проявитель для пленки и бумаги был разный. Для пленки, например, такой - фенидон-гидрохиноновый:
Затем промывка, фиксаж, снова промывка и сушка. На этой стадии можно было отнести пленку мастеру для печати - но куда интереснее пройти весь путь до конца самому!
Итак, пленка готова, на столе стоит фотоувеличитель вроде этого("Ленинград"):
и рядом четыре кюветы - для проявителя, фиксажа и две для промывки. Вот такие:
В рамку закладывается лист фотобумаги 9 на 12 или 13 на 18, а может, и больше. Самой распространенной бумагой была Унибром и Фотобром. Глянцевая или матовая.
Прокручиваешь нужный кадр, подбираешь расстояние и диафрагму. Два щелчка по секундомеру. Лист в проявителе бережно полощется пинцетом. И вот она - магия: из белого пространства выплывают контуры будущего снимка. Главное - не передержать. Трудность в том, что при красном освещении все выглядит иначе.
После пары минут в фиксаже можно включить нормальный свет и контроль качества. Готовые снимки отправляются в глянцеватель. Когда его не было, мы просто лепили мокрые снимки на стекло и прокатывали их валиком. Спустя несколько часов они просто отпадали и вкладывались между страницами толстых книг. С глянцевателем было проще, снимки получались быстро и сразу готовыми.
Позже был Зоркий-4, Зенит-ТТЛ, - но ФЭД-2 остался в памяти, как первая любовь. Пришло увлечение цветной фотографией, с бОльшим количеством растворов и темно-зеленым лабораторным фонарем. Но всегда помнилось черно-белое чудо появления изображения в загадочном красном свете.
Оценили 33 человека
72 кармы