Лишь вчера смотрел на Александра Борисовича Градского в "Голосе" - и вот его нет с нами. Горько. Градский - это целая эпоха в истории нашей эстрадной - и не только - песни, великолепный певец, композитор и музыкальный педагог. Его имя неразрывно связано с творчеством Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Он был неизменно верен лучшим традициям советской песни. Помянем...

В память об Александре Борисовиче позволю себе повторить статью трехлетней давности. Чтобы помнили.
"Когда-то уже писал статью о практически полном тёзке знаменитого певца - Александре Городницком. При всём полярном различии голосов и репертуара их, пожалуй, сближают талант, самоотдача и вдумчивое, серьёзное отношение к своему делу.
Разумеется, корни и истоки такого поведения следует искать в детстве. Давайте заглянем в детство Саши Градского. Этот советский школьник звался тогда Саша Фрадкин. Получал пятерки по музыке и литературе и тройки по математике. Его родители жили в Копейске, недалеко от Челябинска - отец работал на заводе, а мать руководила самодеятельным театром. Красивая, одухотворенная, Тамара Павловна окончила ГИТИС и мечтала о карьере актрисы. Но, вдохновленная поступком жен декабристов, уехала вслед за мужем в провинцию.
По возвращении в Москву Сашу отправили в музыкальную школу. Мамин актёрский талант передался и сыну: он с успехом выступал в школьных спектаклях, пел на концертах, аккомпанируя себе на гитаре или фортепиано, играл на скрипке. Нет такого музыкального инструмента, который бы ему не покорился.

Саше повезло больше других школьников. Его дядя, брат матери, работал в ансамбле Моисеева и часто выступал за границей. Но Сашу радовали не столько импортные джинсы и жвачки, сколько пластинки с запрещённой западной музыкой, которые дядя привозил. С 10 лет мальчик с упоением слушал Луи Армстронга, Элвиса Пресли, зарубежный блюз.
Пробовал сам сочинять музыку, стихи. Преподаватели прочили ему большое будущее. Но всё это оборвалось в одно мгновение - скоропостижно скончалась мама. Саше было всего четырнадцать. В память о матери он взял её девичью фамилию и стал Александром Градским. Уже через несколько лет это имя в профессиональных музыкальных кругах будут произносить с придыханием...
Первую свою группу Градский создал, когда ему было всего шестнадцать. Называлась она «Славяне», однако исполняли ребята в основном песни «Битлз» и «Роллинг стоунз». Потом были «Скоморохи», певшие только на русском языке, - почти все песни написал Градский. Затем -«Скифы» и «Лос Панчос», исполнявшие на школьных дискотеках западные хиты. Градский метался от оперных арий и народного пения до биг-бита, рок-н-ролла и блюза.

Ему были подвластны все жанры: голос Градского диапазоном в три октавы - это уникальное творение природы. Александр окончил Гнесинку по специальности «оперный и концертно-камерный певец». Правда, спел лишь одну партию Звездочёта в опере «Золотой петушок» - хотелось изведать что-то новое.
Музыкальные инструменты стоили дорого, и Градский вместе с музыкантами из своей группы согласился на гастроли по филармониям. За три года ребята исколесили половину Советского Союза. Градский числился музыкантом, а не певцом - в те годы за штатной сеткой следили строго, - поэтому петь ему «не поручали». За исключением одного курьезного случая.
В небольшом провинциальном городке в концертном зале собралось много народу. Должен был выступать солист местной филармонии, но он заболел. Получается, музыканты ехали зря - за выступление им не заплатят. И тут Градский выходит на сцену, представляется именем заболевшего артиста и выдает весь репертуар концерта. Зал аплодировал стоя - такого они ещё не слышали!
В конце 1960-х Градского нарекли зачинателем рок-движения в Советском Союзе. Он привлекал своей неординарностью и отстранённостью. Другие хотели славы, денег, а ему нравилось просто делать своё дело, играть свою музыку.
Впервые увидев его в 1973 году в студии звукозаписи, Андрон Кончаловский заявил: «Вот его я стану снимать. В главной роли будет играть и песни петь!» Но когда тот повернулся в профиль, Андрон расстроился: «Нет, этот длинный нос мне никогда не утвердят».
Когда Градский подошел к пульту звукозаписи, Кончаловский спросил его, сможет ли он написать песни к его двухсерийному фильму «Романс о влюблённых». И получил ответ: «Конечно, смогу: я - гениальный!». И он смог, да как! До сих пор слушаем и восхищаемся.
Музыка А.Градского, слова Б.Окуджавы. "Любовь" из к/ф "Романс о влюблённых"
В 1975 году для фильма "Моя любовь на третьем курсе" Александра Пахмутова и Николай Добронравов создали песню "Как молоды мы были". Тогда Градский познакомился с великой Александрой Николаевной и даже предложил спеть третий куплет на октаву выше. Фильм уже никто не помнит - а песня живёт.
Тогда же Александр исполнил "Песню о корабле" в фильме Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих". Музыка Эдуарда Артемьева, слова Натальи Кончаловской.
В общей сложности Градский сочинил музыку более чем к 40 фильмам, среди которых «Узник замка Иф» и «Искусство жить в Одессе».
Широкую известность принесла Александру песня "Жил-был я" на стихи Семёна Кирсанова из первого авторского альбома Давида Тухманова "Как прекрасен мир".
Для понимания песни стоит иметь в виду, что стихотворение "Жил-был я" входит в цикл Семена Кирсанова "Больничная тетрадь", где собраны его стихи, написанные перед смертью. Кирсанов тяжело и долго умирал от рака. Из этого же цикла - "Эти летние дожди". Когда это знаешь, по-другому воспринимаешь эти стихи и песни.
Ещё несколько незабываемых авторских песен Александра Градского - уникальный сплав голоса и мелодии.
И песня "Маятник качнётся" из кинофильма "В августе 44-го".
Говорят, у Александра Градского неуживчивый характер. А он всего лишь не любит ни под кого прогибаться и рубит правду-матку в лицо. Конечно, этим он нажил множество врагов, в том числе в современном шоу-бизнесе. Однако в долгу не остался, сочинив "Балладу о лицах страдальцев".
"Как ни стараться, как ни мучиться
Лица страдальца не получится.
Сколь ни рисуй себя с великими,
Не станешь лучше рисовать.
Сколь ни строчи статьи да оды им,
Ну, разве выползешь в "народные".
Сколь ни служи крамол искателем,
Тебе писателем не стать.
И к вашим памятникам, знаю я,
Не зарастет тропа народная.
Она на то лишь будет годная,
Чтоб на могилы наплевать."
Отдельно прошёлся по нравам телевизионщиков(явно не добавив этим любви к себе у этой бесстыжей категории).
"А мы не ждали перемен,
И с веком шествуя не в ногу,
Но совершенствуя дорогу,
Благословляли свой удел.
Да, мы не ждали перемен!
И вам их тоже не дождаться,
Но надо, братцы, удержаться
От пустословия арен
И просто самовыражаться,
Не ожидая перемен."
Золотые слова. Несмотря на свой непростой характер, а точнее - благодаря несомненному авторитету в музыкальной среде, Александр Борисович с 2012 года является одним из наставников проекта "Голос" на Первом канале.
"Суть программы в том, что в неё может прийти кто угодно и показать своё умение петь. Всегда верил, что в России есть достаточно одарённых от природы людей, которые пока просто незаметны."
В заключение несколько слов для интересующихся личной жизнью. Александр Борисович счастлив с Мариной Коташенко, бывшей моделью, моложе его на 30 лет. От этого счастья в последние годы родились двое детей.
"Я далеко не самый богатый человек, на которого могла бы рассчитывать Марина. С её данными она могла бы заинтересовать мужчину намного богаче, моложе и красивее, чем я. Поэтому мне удобнее считать, что ей нравится быть рядом именно со мной благодаря неким неведомым мне моим достоинствам".
В самоиронии Градскому точно не откажешь. На этой позитивной ноте оставим невероятно талантливого певца и композитора, которому в этом году исполнится 70 лет. И пожелаем ему долголетия, физического и творческого."
...Жаль - долголетия не получилось. Но и того, что он успел сделать - хватило бы на несколько жизней.
Оценили 29 человек
54 кармы