У этого утверждения интересная история. В середине 50-х Михаил Светлов дал эту фразу своим студентам в Литературном институте для написания стихов. Первым откликнулся Евгений Евтушенко:
"Злость"
Мне говорят,
качая головой:
«Ты подобрел бы.
Ты какой-то злой».
Я добрый был.
Недолго это было.
Меня ломала жизнь
и в зубы била.
Я жил
подобно глупому щенку.
Ударят —
вновь я подставлял щеку.
Хвост благодушья,
чтобы злей я был,
одним ударом
кто-то отрубил!
И я вам расскажу сейчас
о злости,
о злости той,
с которой ходят в гости,
и разговоры
чинные ведут,
и щипчиками
сахар в чай кладут.
Когда вы предлагаете
мне чаю,
я не скучаю —
я вас изучаю,
из блюдечка
я чай смиренно пью
и, когти пряча,
руку подаю.
И я вам расскажу еще
о злости…
Когда перед собраньем шепчут:
«Бросьте!..
Вы молодой,
и лучше вы пишите,
а в драку лезть
покамест не спешите», -
то я не уступаю
ни черта!
Быть злым к неправде —
это доброта.
Предупреждаю вас:
я не излился.
И знайте —
я надолго разозлился.
И нету во мне
робости былой.
И —
интересно жить,
когда ты злой!
1955 г.
Эстафетную палочку перехватил Станислав Куняев:
Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро.
Добро не жалость и не слабость.
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
не отпущение грехов.
Быть добрым не всегда удобно,
принять не просто вывод тот,
что дробно-дробно, добро-добро
умел работать пулемёт,
что смысл истории в конечном
в добротном действии одном –
спокойно вышибать коленом
добру не сдавшихся добром!
1959 год
Жёстко - но справедливо. Намного мягче, либеральнее и растеряннее - у Андрея Дементьева:
«Добро должно быть с кулаками», —
Из древних кто-то утверждал.
А в кулаке зажатый камень
Меж тем своей минуты ждал.
И мне всегда мешала малость
Поверить в эту благодать:
Да, кулаки — они остались.
Добра вот только не видать.
2003 г.
Вам, читателям, судить, чей взгляд ближе. А пока познакомьтесь с мнением нынешнего молодого поэта, Дмитрия Артиса:
Невозможно сомневаться в том, что Россия доведёт до конца начатое. Я с молоком матери впитал сказки, где добро побеждает зло. Мой внутренний мир держится на этом, а жизнь без конца доказывает незыблемость народной мудрости. Я не безгрешный человек, и за каждый дурной поступок мне прилетало. Но видел я и то, как прилетало людям, которые совершали по отношению ко мне что-то не хорошее. Делать ничего не надо было.
Всё само расставлялось: не оплатил проезд в электричке и тут же потерял кошелок. Увёл жену у товарища и тут же лишился своей. Да ладно, если только одной. Ответка гораздо страшнее. Притом, что приходит она с неожидаемой стороны. Один раз крикнул: «москаляку на гиляку» и всё, считай, что ты убил тысячу тысяч хохлов. Как в былинах про Змея Горыныча. Покусился на одну голову, лишился трёх.
Добро побеждает зло. Это даже не постулат или аксиома, это сущность мира, центром которого является Божий сын. Добро способно жертвовать одним человеком, чтобы сохранить жизнь миллионам. Зло работает от обратного: сохраняя жизнь одного человека, оно жертвует миллионами. Кто здесь герой? Один человек, погибший ради сохранения семьи и продолжения рода, или миллионы, погибшие ради сохранения жизни одного, который потом даже потомства дать не сможет?
Человеческая природа такова, что добро побеждает зло. Не вчера, значит, завтра. Иначе бы нас – человеков - не было. Как написала в одном из своих стихотворений четырнадцатого года Марина Кудимова: «Если герой – это миф, то нас уже нет никого…»
Россия – это сгусток энергии, Божьей воли, и посягнувший на неё, встаёт на путь богоборчества, финал которого заведомо предсказуем. Русь не сама вросла корнями в эту землю. Если бы она была непригодна для сохранения человечества, её бы тут не было. Бог нашёл бы другой народ, иную соль земли. Бог не дал бы России то, что есть у неё. Ни один народ мира не был так облагодетельствован, как российский.
Ещё сто лет назад всё то, что есть у России сейчас, вся её божья энергия, земные недра, не входили в неотъемлемый атрибут жизни каждого человека на земле. Подумайте только, почему именно «поганая русня» была поставлена здесь, сохранять, оберегать, любить и нежить. Почему? Потому что добро обязано побеждать зло. И если это миф, всего лишь сказка, то нас уже нет никого.
Сильные аргументы. Поэты и в прозе мыслят поэтическими образами: мощнее воздействие, быстрее доходит. Впрочем, и стихи у Дмитрия замечательные:
* * *
Солнце темнеет, когда
в самой красивой воронке
дети хоронят кота,
бантик стянув на картонке.
Слышали шум за версту,
будто взрывались пакеты.
Ночью могилу коту
вырыл кусок от ракеты.
Мальчики слëзы не льют,
век у товарища краток.
Тучу расчертит салют
из деревянных рогаток.
Девочки сжались в комок,
топчут сандалики глину:
- Как же ты, как же ты мог
верных подружек покинуть!
А высоко над землёй,
сдвинув сердитые брови,
кто-то большой-пребольшой
новый лоток приготовил.
* * *
Где бывшая,
там выжжена земля,
разрушен дом
и вырублена роща.
Оплавила
дорожная петля
заваленную вывесками
площадь.
Там день и ночь
породистый кобель
дворнягой щеголяет
у помойки,
и не поймёшь,
то пыль или метель
заносит
незаконные постройки.
А небо стало
ниже потолков
убитой напрочь
временем хрущёвки.
Недавно был там,
видел мужиков,
скупающих
колечки по дешёвке.
Где бывшая,
там всюду саранча
и первенцев
заросшие могилы.
Как облако
с небесного плеча,
сползают вместе
с язвами бахилы.
Решетчатым забором
обнесён
засохший пруд
и Божия обитель…
Теперь могу сказать,
что видел всё,
и многое из этого
предвидел.
2022 г.
Оценили 24 человека
49 кармы