Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик берёзы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребённая земля
Под листвой в канавах, ямах.
В жёлтых клёнах флигеля,
Словно в золочёных рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишнёвый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
1956 г.
Наверняка кто-то догадался. Да, это шедевр поздней лирики Бориса Пастернака. Послушайте, как это прекрасно звучит:
Но кроме звучания, в словах поэта заключён глубокий смысл, а некоторые ассоциации вообще уникальны. Неспешное любование красотой наступающей осени придаёт стихотворению характер философского размышления о жизни, о смене времён года, о вечности природы. У Пастернака первые же строчки стихотворения передают ощущение сказки:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
А название «Золотая осень» будет напоминать о себе почти в каждом четверостишии то «позолотой небывалой», то «золотым обручем» липы или «золочёными рамами» из клёнов. Такое обилие золота не кажется излишним, ведь образ создается каждый раз по-новому. Осень у Пастернака многолика: то это выставочные залы картин, то молодые новобрачные — липа в венце и берёза «под фатой подвенечной и прозрачной». Здесь появляются такие приметы, которые сложно найти ещё у кого-то из русских поэтов. Например, сентябрьский закат «на коре оставляет след янтарный».
А ещё именно в сентябре массово опадают листья, и пока их не прихватило морозами, пока не засыпало первым снегом, они шуршат, выполняя роль своеобразной сигнализации. Поэтому и пишет поэт, что «нельзя ступить в овраг, чтоб не стало всем известно», ведь там «бушует, что ни шаг, под ногами лист древесный».
И вдруг в самом конце стихотворения возникает неожиданная метафора:
И зари вишнёвый клей
Застывает в виде сгустка.
На какой-то миг она вызывает ощущение тревоги: вишнёвый цвет ассоциируется с кровью, да и слово «сгусток» семантически, в первую очередь, связано именно с кровью. Возможно, заходящее солнце символизирует и конец жизни, ведь уже немолодой Борис Леонидович, перенесший к тому времени инфаркт, переживший многих своих друзей, немилость властей, упрекавших поэта в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», не мог не думать о неотвратимости последней черты.
Наверное, поэтому заканчивается стихотворение размышлением о том, что для лирического героя этого стихотворения осень — это время переосмысления прожитых дней, когда всё пережитое становится
«древним уголком старых книг, одежд, оружья»,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Впрочем, можно и не выискивать скрытых смыслов, постигать тайны бытия, - просто пройтись вместе с героем по сказочному осеннему лесу, наслаждаясь его тишиной и спокойствием...
Оценили 29 человек
70 кармы