Оскар Клод МОНЕ, французский живописец номер один и признанный глава импрессионистов, родился в Париже 14 ноября 1840 года.
Его юность, как он сам отмечал впоследствии, была юностью бродяги. Моне проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. Школа ему, по натуре недисциплинированному, всегда казалась тюрьмой.
Он развлекался, разрисовывая голубые обложки тетрадей и используя их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере, и в этой забаве вскоре достиг совершенства. В 15 лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист.
После военной службы в Алжире в 1862 году Моне поступил в студию живописи Ш. Глейра в Париже, где познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.
В Академии Сюисса он познакомился с Писсарро и Сезанном. В 1860-х годах молодые художники познакомились с Золя и Мане.

Картина написана в окрестностях Гавра — в имении Ле Като в Сент-Адрессе, принадлежавшем родственникам Моне семье Лекадр.
Для центральной фигуры женщины в белом платье и с зонтиком художнику позировала жена двоюродного брата Клода Моне. Художница Берта Моризо иронично отмечала: «Перед его картиной я всегда знаю, с какой стороны держать свой зонтик».
В 1879 году картина была выставлена Моне на четвёртой выставке импрессионистов под названием «Сад».

«Зимой и летом Моне вставал вместе с солнцем и спать ложился так же вместе с ним. Никогда не закрывал окон спальни. Ни ставнями, ни занавесками. Будили Моне первые лучи солнца. На завтрак съедал поджаренную сосиску, выпивал стакан белого вина, закуривал сигарету и шёл работать. Когда солнце скрывалось за горизонтом, ужинал и шёл спать. И часто Моне повторял: если солнце спит, что ещё делать?» — так вспоминал актер и писатель Саша Гитри. Моне очень любил солнце. И если солнца нет, то ему нечего делать. Однажды Клода Моне навестил Гюстав Курбе, французский живописец, пейзажист, портретист:
— Ты что, сегодня не пишешь?
— Так солнца ведь нет…
— Ну и что? Перенеси холст в дом! Отделывай детали! — посоветовал Курбе.
— Нет, буду работать только на пленэре (фр. en plein air — «на открытом воздухе»).
Моне всегда работал на пленэре: в лесу, на реке, на берегу моря, в саду. Везде! В любую погоду. И зимой пленэр не отменял.
Зимой 1897 года Моне писал пейзажи Пурвиля. В письме к жене писал: «18 января... Жуткая погода. Ледяной ветер, непроглядный туман… Я старею… Снег и собачий холод… Слякоть и грязь…». И тут же с восторгом: «Море сегодня восхитительно в ярости. Шесть холстов за сегодняшний день! Господи, до чего это прекрасно и как трудно! Но ничего, мы еще поборемся…».
Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсье, написанный в 1866 году
Камилла Донсье — первая жена художника Клода Моне. Камилла была моделью многих его полотен, включая такие, как «Женщины в саду», где для всех женских фигур на полотне позировала Камилла, и на картине «Дама в зелёном». Летом 1879 г. Камилла слегла, а утром 5 сентября она умерла от туберкулёза в возрасте 32 лет.

В этой работе Моне смог гармонично совместить статику и неуловимое движение – при довольно статичных позах героев(жены Камиллы и сына), картину нельзя назвать застывшей и неподвижной. Мастер света и цвета, Моне оживил её за счёт яркого пейзажа и развевающихся одежд главной героини. Искусно выписанные складки пышной юбки мадам Моне создают характер и стремительное движение ветра. Необычным является и экспозиция картины – героиня изображена на возвышенности, так, что зритель смотрит на неё снизу вверх.

Шедевр импрессионизма, созданный за 5 лет до Первой выставки импрессионистов. В отличие от Айвазовского, Моне писал снег на природе — порой приходилось надевать сразу три пальто. Картину эту, конечно, высмеяли — за снег в разноцветных пятнах. И не приняли на выставку Салона. Разумеется, пёстрый от солнечного света и теней снег станет одним из открытий и достижений импрессионизма. Станет трендом, которым, выкрутив яркость на максимум, воспользуется и художник.
Самый солнечный художник Клод Моне вставал с рассветом и ложился спать на закате. Яркий или рассеянный, скользящий или заливающий все вокруг, свет был его вдохновением и страстью.
И слепящее солнце в короткие зимние дни – это всё то же солнце. Моне надевал три пальто, перчатки и в пронизывающие морозы уходил писать ледоход на реке или стога под снегом, потому что снег – это не просто еще одна форма жизни.
Снег – это природный белый холст, на котором изучать солнце и тени еще азартней, чем на камне или на воде. Снег – это чистый научный эксперимент.

Вид из окна на парижский бульвар Капуцинок запечатлён на двух полотнах Клода Моне с одинаковым названием. Одно из них находится в Пушкинском музее изобразительных искусств Москвы, другое – в Художественном музее Канзас-Сити. На обеих картинах композиция построена таким образом, чтобы производить впечатление случайно выхваченного фрагмента из стремительного потока жизни. В "московской" картине замечательно передан ясный солнечный день, показан контраст освещённой и затенённой частей улицы, справа изображены фигуры друзей художника, наблюдающих за жизнью улицы с балкона.

Именно этот знаменитый пейзаж, в оригинале названный "Impression, soleil levant", и дал название целому художественному направлению и его представителям. Этюд, написанный с натуры в старом аванпорте Гавра, передаёт момент превращения ночи в день. Особое наложение мазков даёт ощущение уходящей ночной дымки, а всего несколько штрихов ярко-оранжевого цвета показывают играющий на водной глади солнечный свет раннего утра. Полотно выставлялось на первой выставке импрессионистов 1874 года и подверглось широкой критике, как и вся выставка в целом. Знаменитый критик Леруа написал: "Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это "Впечатление"!"
Сегодня картина входит в сокровищницу мировой культуры.

Работу над этой картиной Моне начал весной 1872 года в саду своего первого дома в Аржантей, близ Парижа. Под кустом цветущей сирени разместились две женские фигуры, одна из которых жена художника Камилла.
Именно "Сирень на солнце" стала первой картиной импрессионистов, которую привез в Россию русский коллекционер Сергей Щукин.
Свои впечатления от созерцания этой картины поэт Осип Мандельштам выразил в стихотворении "Импрессионизм".
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
Он понял масла густоту –
Его запёкшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень всё лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, –
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалёваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.

Моне писал: «После живописи и садоводства я больше ничего не умею делать»; но в этих сферах у него не было равных. Как только у Моне появилась возможность приобрести собственный дом в городке Живерни, художник создает сад. С этих пор именно он становится и источником вдохновения, и мастерской художника. Поэт-символист Гюстав Канн говорил, что, увидев художника в его саду, он понял, как такой великий садовник стал таким замечательным художником. 43 года, ровно половину своей долгой жизни художник посвятил формированию своего сада.
На полотнах и в окружающем мире.
Оценили 29 человек
66 кармы