Юрий Левитанский:"То, что вижу, с тем, что видел, я в одно сложить хочу"

24 260

  103 года назад 22 января родился один из моих самых любимых поэтов Юрий Давидович Левитанский. Он сам категорически возражал против построения стихотворцев по ранжиру. Помните, как в «Доживём до понедельника» герой Тихонова иронизировал , мол, разве Вы не слышали, что Баратынского-то перевели уже из второстепенных поэтов в первостепенные?

  Левитанский говорил , что вся большая русская поэзия от Державина до наших дней размещается на одной книжной полке, и, если стихи того или иного поэта там нашли себе место, то разговоры в плане «хуже — лучше», «первый — десятый» неуместны.

  А с моей точки зрения он один из первых.

Это город. Ещё рано. Полусумрак, полусвет.
А потом на крышах солнце, а на стенах ещё нет.
А потом в стене внезапно загорается окно.
Возникает звук рояля. Начинается кино.

И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.
Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!
Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса
заставляет меня плакать и смеяться два часа,

быть участником событий, пить, любить, идти на дно…
Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!

Кем написан был сценарий? Что за странный фантазёр
этот равно гениальный и безумный режиссёр?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!

Он актёру не прощает плохо сыгранную роль —
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом

два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно…
Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!

Я не сразу замечаю, как проигрываешь ты
от нехватки ярких красок, от невольной немоты.
Ты кричишь ещё беззвучно. Ты берёшь меня сперва
выразительностью жестов, заменяющих слова.

И спешат твои актёры, все бегут они, бегут —
по щекам их белым-белым слёзы черные текут.
Я слезам их чёрным верю, плачу с ними заодно…
Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!

Ты накапливаешь опыт и в теченье этих лет,
хоть и медленно, а все же обретаешь звук и цвет.
Звук твой резок в эти годы, слишком грубы голоса.
Слишком красные восходы. Слишком синие глаза.

Слишком чёрное от крови на руке твоей пятно…
Жизнь моя, начальный возраст, детство нашего кино!
А потом придут оттенки, а потом полутона,
то уменье, та свобода, что лишь зрелости дана.

А потом и эта зрелость тоже станет в некий час
детством, первыми шагами тех, что будут после нас
жить, участвовать в событьях, пить, любить, идти на дно…
Жизнь моя, моё цветное, панорамное кино!

Я люблю твой свет и сумрак — старый зритель, я готов
занимать любое место в тесноте твоих рядов.
Но в великой этой драме я со всеми наравне
тоже, в сущности, играю роль, доставшуюся мне.

Даже если где-то с краю перед камерой стою,
даже тем, что не играю, я играю роль свою.
И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,

как сплетается с другими эта тоненькая нить,
где уже мне, к сожаленью, ничего не изменить,
потому что в этой драме, будь ты шут или король,
дважды роли не играют, только раз играют роль.

И над собственною ролью плачу я и хохочу.
То, что вижу, с тем, что видел, я в одно сложить хочу.
То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно,
жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!

  До этого стихотворения я думала, что только я ощущаю себя актрисой в фильме Жизнь.

  Я рада , что , к счастью, нас заранее не ознакомили со сценарием . Надеюсь, что фильм , в котором я играю, не скоро закончится . Я не очень удачно сыграла в ряде эпизодов. А в некоторых и вообще бездарно. И я благодарна Режиссеру , что он решил дать мне возможность играть дальше . Вот в этом эпизоде, который здесь и сейчас, я очень стараюсь . Ведь в каждом эпизоде мы можем сделать новый выбор и попробовать блеснуть.  

   Юрий Левитанский - ровесник моего папы, который тоже прошёл всю войну . Сначала сапером, а после нескольких публикаций в дивизионной газете так же, как Левитанский, стал военным корреспондентом. Папа любил стихотворение «Памяти ровесника». Ещё и за то , что эпиграф - это строки любимого всеми фронтовиками Семена Гудзенко.

Мы не от старости умрем -
От старых ран умрем...

Опоздало письмо.
Опоздало письмо.
Опоздало.
Ты его не получишь,
не вскроешь
и мне не напишешь.
Одеяло откинул.
К стене повернулся устало.
И упала рука.
И не видишь.
Не слышишь.
Не дышишь.

Вот и кончено всё.
С той поры ты не стар и не молод,
и не будет ни вёсен,
ни лет,
ни дождя,
ни восхода.
Остается навеки
один нескончаемый холод -
продолженье
далёкой зимы
сорок первого года.

Смерть летала над нами,
витала, почти ощутима.
Были вьюгою белой
оплаканы мы и отпеты.
Но война,
только пулей отметив,
тебя пощадила,
чтоб убить
через несколько лет
после нашей победы.

Вот ещё один холмик
под этим большим небосклоном.
Обелиски, фанерные звездочки -
нет им предела.
Эта снежная полночь
стоит на земле
Пантеоном,
где без края могилы
погибших за правое дело.

Колоннадой тяжёлой
застыли вдали водопады.
Млечный Путь перекинут над ними,
как вечная арка.
И рядами гранитных ступеней
уходят Карпаты
под торжественный купол,
где звёзды мерцают неярко.

Сколько в мире холмов!
Как надгробные надписи скупы.
Это скорбные вехи
пути моего поколенья.
Я иду между ними.
До крови закушены губы.
Я на миг
у могилы твоей
становлюсь на колени.

И теряю тебя.
Бесполезны слова утешенья.
Что мне делать с печалью!
Моё поколенье на марше.
Но годам не подвластен
железный закон притяженья
к неостывшей земле,
где зарыты ровесники наши.

           *     *     *

Всё проходит в этом мире, снег сменяется дождём,
всё проходит, всё проходит, мы пришли, и мы уйдём.
Всё приходит и уходит в никуда из ничего.
Всё проходит, но бесследно не проходит ничего.

И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,
как сплетается с другими эта тоненькая нить,
где уже мне, к сожаленью, ничего не изменить,

потому что в этой драме, будь ты шут или король,
дважды роли не играют, только раз играют роль.
И над собственною ролью плачу я и хохочу,
по возможности достойно доиграть своё хочу -

ведь не мелкою монетой, жизнью собственной плачу
и за то, что горько плачу, и за то, что хохочу.

  Этот список любимых стихов и песен Юрия Левитанского я могу продолжать бесконечно , потому что люблю всё, что он написал .

  С днём рождения, Юрий Давидович ! 

      Виктория Новикова

Бумеранг...

Те, кто на государственном уровне на окраине создали тысячи колцентров, чтобы мошенническим способом отбирать деньги у россиян, обманывать детей и стариков, радовались и под каждым сооб...

«Без 100 фунтов даже не выходите из дома» – эмигрантка честно рассказала про Лондон

Приключения русского эмигранта в Лондоне – это интересная история. Не так часто удаётся услышать вдумчивый анализ реальной ситуации от человека, который не закатывает истерики и говорит...

ПРО ОСВОБОЖДЕНИЕ ДНЕПРОПЕТРОВСКА, НИКОЛАЕВА И ОДЕССЫ

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Ниже пишет автор канала "Записки Традиционалиста": "Итак, вчера мы осветили явные знаки отказа России в течение минувшей недели от всякого по...

Обсудить
  • Спасибо, Илья! Прекрасные стихи прекрасного поэта! И очень современные! :thumbsup: :pray:
  • :clap: :clap: :clap: Огромное спасибо! Люблю его стихи.
  • Слышал строчки его в песнях... :fist: :sparkles: :sparkles: :sparkles: :thumbsup:
  • Юрий Левитанский - один из моих любимых поэтов! В его стихах есть очарование и музыка, и глубина... Вот одно из моих любимых стихотворений: :sparkles: :sparkles: :sparkles: Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана, а потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу, - как в «Прощальной симфонии» — ближе к финалу — ты помнишь, у Гайдна - музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу и уходит — в лесу все просторней теперь — музыканты уходят - партитура листвы обгорает строка за строкой - гаснут свечи в оркестре одна за другой — музыканты уходят - скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой - тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины, и по мере того как с осенних осин облетает листва, все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины, что становится явной вся тайная суть естества, - все просторней, все глуше в осеннем лесу — музыканты уходят - скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача - и последняя флейта замрет в тишине — музыканты уходят - скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча... Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе, когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом, когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе и о многом другом еще можно подумать, о многом другом. 1979
  • :boom: :boom: :boom: :thumbsup: