Легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, выдающийся русский шансонье, подаривший стране десятки хитов, прекрасный актёр. Это всё о нём, Марке Бернесе. Его песни отогревали сердце солдатам на войне, давали силы побеждать и созидать.
Марк Наумович Нейман, именно так звучит настоящее имя певца и артиста, появился на свет в провинциальном украинском Нежине Черниговской области (тогда губернии) в 1911 году. Его родители – евреи Наум Самойлович и Фаня Филипповна Нейманы – прямого отношения к искусству не имели. Но песни в их доме звучали всегда. Глава семьи трудился в Нежинской артели, занимавшейся сбором утильсырья, а мама была хранительницей домашнего очага.
Когда Марку исполнилось 5 лет, семья перебралась в Харьков. Здесь мальчик пошёл в семилетнюю школу. Интерес к искусству проснулся в нём рано. Но именно в старших классах этот интерес оформился в желание выйти на театральную сцену. Марк Нейман отправился в Харьковский театральный техникум. Одновременно парень появился в театре «Муссури». Марка влекло на эту сцену с невероятной силой. Он упросил взять его статистом.
Но вскоре пареньку повезло: подвернулся случай заменить заболевшего актёра. Нейман, взявший творческий псевдоним Бернес, «выложился» на премьере спектакля так, что удостоился похвалы скупого на комплименты режиссёра Николая Синельникова. С этого момента ему доверяли небольшие роли.
В 1929 году, когда Марку Бернесу исполнилось 17, он отправился в столицу. Здесь кипела настоящая культурная жизнь. Манили огнями рамп десятки театров. Юного артиста приняли в Малый и Большой театр одновременно. Опять Бернесу пришлось начинать с «нуля»: его взяли статистом. Но он был несказанно рад этому.
В начале 1930-х Марку начали доверять небольшие роли. Его наставником и учителем был известный актёр Николай Радин.
Борис Андреев и Марк Бернес в фильме «Два бойца»
Кинематографическая биография Марка Бернеса началась в середине 1930-х. Эпизоды сменились ролями второго плана, затем последовали ключевые образы. «Человек с ружьём», «Большая жизнь», «Истребители» – эти добрые старые фильмы хорошо помнят зрители старшего поколения. Игра Бернеса отличалась особой манерой и «почерком». Мягкий свет и душевная теплота «сквозили» в каждой роли артиста. Его быстро полюбили телезрители.
Слава к этому замечательному актёру пришла вместе с его работами в военных картинах. Фильм «Два бойца» открыл для зрителей не только артиста, но и прекрасного исполнителя задушевных песен. Здесь не было выдающегося вокала, зато его отлично заменяла сердечность исполнения. Песня «Тёмная ночь» мгновенно стала хитом, хотя в то время вряд ли было «в ходу» такое определение. Это первая спетая Бернесом композиция, которая и сегодня занимает своё почётное место в копилке шлягеров советского времени. «Тёмная ночь» разделила жизнь Марка Бернеса на «до» и «после».
Песня из к/ф "Два бойца" "Тёмная ночь"
"Шаланды полные кефали"
Последовавшая за «Тёмной ночью» песня в стиле шансон «Шаланды полные кефали» укрепила звёздный статус исполнителя. Теперь почти каждый фильм, в котором появлялся артист, был отмечен новой песней в его же уникальном исполнении. В картине «Истребители» Бернес спел хит «Любимый город».
Песня из к/ф "Истребители" "Любимый город"
Во 2-ой серии фильма «Большая жизнь» подарил зрителям и слушателям песню «Три года ты мне снилась», а в «Человеке с ружьём» поклонники артиста впервые услышали «Тучи над городом встали». Эти шлягеры впоследствии постоянно крутили по радио. Они включались в каждый концерт.
"Три года ты мне снилась"
Фильмография Марка Бернеса – это 35 картин. Наиболее известные – «Максимка», «Женя, Женечка и «Катюша», «Запасной игрок», уже названные «Два бойца» и «Истребители».
После выхода названных картин на первый план вышла именно вокальная сторона таланта Бернеса. Теперь новые песни появлялись и без увязки с фильмами. Авторы жаждали работать с популярным певцом, выстраиваясь к нему в очередь со своими песнями. Марка Бернеса считали талисманом: после спетой им песни композиторы и авторы текстов мгновенно превращались в звёзд.
Марк Бернес (слева), Соловьев-Седой (за роялем) и дирижер Виктор Кнушевицкий
Правда, после ближайшего знакомства поэты-песенники и композиторы начинали понимать, почему о скверном характере Бернеса ходят легенды. Он мог позвонить глубокой ночью или под утро, требуя переделать какие-то строчки стихов. Как правило, авторы под его напором сдавались. Та же история с композиторами: Марк Наумович убеждал изменить какие-то моменты, напевая свой вариант. При этом у Бернеса не было музыкального образования, и ноты он назвал «чаинками».
Многих требования капризного певца очень раздражали. Но со временем становилось понятно, что именно в бернесовском варианте песня получала шанс превратиться в настоящий народный хит, который пела вся страна.
В 1940-50-ые Марк Наумович – настоящая звезда. Его обожали простые люди и руководство ЦК. Песни «Москвичи», «Если бы парни всей земли», «Я люблю тебя, жизнь» напевала вся страна. Звания, награды и почести буквально осыпали артиста. Но так было не всегда.
"Враги сожгли родную хату"
"В полях за Вислой сонной"
"Хотят ли русские войны"
"С чего начинается Родина"
Весной 1958-го Марк Бернес принимал участие в концерте, на котором присутствовал Никита Хрущёв со своим зятем Алексеем Аджубеем. Выход артистов был строго регламентирован: им позволялось петь лишь две композиции. Но когда Бернес исполнил свои песни, публика решила его не отпускать и потребовала петь на бис. Марк Наумович выходил на сцену, кланялся и уходил. Но для исполнения дополнительной песни ему требовалось разрешение руководства, а оно в страхе разбежалось. Артист так и не решился самовольничать и больше не вышел.
Аджубей предположил, что Бернес «зазвездился», о чём и сообщил высокопоставленному тестю. Хрущёв дал отмашку, и вскоре на Марка Наумовича началась настоящая травля. Её открыли одновременно две центральные газеты. Мелкие нападки, несправедливые упрёки в пошлости и приступах звёздной болезни стали причиной отказа Марку Бернесу в съёмках в кино и записях на музыкальных студиях. Его телефон надолго замолк. Многие коллеги отвернулись. На концерты никто не приглашал.
Беда не ходит одна. Гонения и запрет на профессию оказались не самым страшным в этот тяжелый для Марка Бернеса период. От рака умерла жена, оставив мужа с маленькой дочкой на руках. У артиста от всего пережитого случился инфаркт.
К счастью, тёмная полоса закончилась в 1960-ом. Знакомый миллионам душевный голос снова зазвучал из радиоприёмников. А в 1961-ом режиссёр Павел Арманд нарушил негласный запрет на съёмки Бернеса и пригласил его в свою картину «Чёртова дюжина». В последующие годы артист получил возможность беспрепятственно гастролировать не только в СССР, но и за рубежом, где его встречали как настоящую звезду и близкого человека.
"Я люблю тебя, жизнь"
"Я работаю волшебником"
Казалось, жизнь наладилась. Бернес был полон творческих планов. Но после одного концерта ему вдруг стало плохо. За кулисами артист потерял сознание. В больнице ему диагностировали рак лёгкого.
Незадолго до смерти Марк Бернес записал одну из лучших своих песен – «Журавли». История её появления заслуживает особого внимания. Расул Гамзатов написал эту песню, посвятив гордым джигитам, которые после смерти превращаются в прекрасных птиц. Но Марк Наумович убедил его несколько изменить стихи. Так появилась песня-плач о погибших на фронтах солдатах.
"Журавли"
Марка Наумовича Бернеса не стало 16 августа 1969 года. На похоронах артиста по его последней просьбе не было ни речей, ни траурных маршей. Он отпевал себя сам. На панихиде, как и просил артист, прозвучали 4 его любимые песни: «Я люблю тебя, жизнь», «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина» и «Журавли».
Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище, так и не успев присвоить звание Народного артиста СССР. Хотя для миллионов своих поклонников он и так давно был народным.
Оценили 49 человек
62 кармы