В ряду звёзд эпохи заката советской эстрады его имя стоит особняком.
Яак Йоала.
Вырос в музыкальной семье, в юности увлекался автогонками и рок-музыкой, причём за последнее увлечение был даже отчислен из музучилища.
Музыкой занялся после армии.
Огромная популярность свалилась на него после выхода фильма "31 июня", где он исполнил несколько песен.
Виртуозно владел различными музыкальными инструментами и иногда сам исполнял инструментальные партии на записях собственных песен - сохранились записи его исполнения на фортепиано, флейте, гитаре, ударных.
Удостоился похвалы от самого Муслима Магомаева: "Артистическая внешность, броская, именно эстрадная манера пения, без налёта вульгарности, подчас выдаваемой за «эстрадную специфику», без штампов, копирования кого-то и чего-то. А главное - голос яркий, звонкий, наполненный, которым он свободно владеет; крепкое певческое дыхание, коим обладает далеко не каждый вокалист - всё это привлекает в нём. Яак Йоала поёт красиво, взволнованно, что называется, на нерве".
Сотрудничал с известными советскими эстрадными композиторами - Давидом Тухмановым, Александром Зацепиным, Раймондом Паулсом и др.
Но когда в 1988 году забрезжил распад империи - ушёл со сцены. Преподавал гитару и вокал в своём училище, из которого его по молодости выгнали.
Конечно, когда в Эстонии началась борьба с коллаборантами - его причислили к ним и запретили все концерты. В ту же компанию попали умница-красавица Анне Вески и - посмертно - Георг Отс. Занятно, что охотой на ведьм руководили бывшие партийные и комсомольские функционеры, быстро перекрасившиеся в блюстителей чистоты нации.
Из интервью 2009 года:
"– У вас были проблемы из-за того, что пели по-русски?
– Да, конечно. Это считалось предательством. Ведь я десять лет был идолом в Эстонии и вдруг стал петь по-русски, считали, что я предал всех, уехав в Россию. В глаза мне, конечно, никто ничего не говорил, но я знал, чувствовал, что это никому не нравилось.
– Какую музыку вы цените?
– О! Это длинный разговор! Мне нравится классика, и это просто случайность, что попал в легкий жанр. В современной музыке я как у себя дома, но, если честно говорить, то вся поп-музыка дерьмо полное.
– Пардон, но вы же сами этим занимались?
– Да уж, приложил руку...
– Вообще, Яак, странная вещь – многие исполнители согласятся с вами по поводу поп-музыки, но будут продолжать этим заниматься дальше.
– Это обычная музыкальная проституция. Кстати, это тоже одна из причин моего ухода с эстрады. Тогда стало появляться что-то детдомовское... «Ласковый май», кажется. Вот тогда я стал понимать: «Ну все, хватит. Если я останусь, то должен буду придерживаться того же уровня, а он будет все ниже и ниже». Так что я поступил честнее."
Ушёл из жизни рано. И некому больше задавать вопросы, получая своеобразные, но честные ответы.
Похоже, Яак Йоала был внесистемным человеком. Он не подстраивался ни под государство, ни под окружающих людей - только, как он ехидно говорил, под свою лень. Не суетился. И, видимо, находил в этом счастье и покой.
А мы ещё раз послушаем его песни - это солнечный свет, которым Яак Йоала щедро делится с нами. И было бы несправедливо не указывать также имена создателей этих прекрасных песен.
Песня о моей любви. Е.Мартынов - С.Островой
Подберу музыку. Р.Паулс - А.Вознесенский
Солнечные часы. В.Мигуля - И.Резник
Силуэт любви. Р.Паулс - А.Ковалёв
Фотографии любимых. Д.Тухманов - В.Харитонов
Нет тебя со мной. В.Резников
Я жду почтальона. В.Матецкий - И.Шаферан
Прощальный день. Д.Тухманов
Оценили 14 человек
24 кармы