Гелена Великанова родилась 27 февраля 1923 года в Москве в семье выходцев из Польши. Ее отец был наполовину литовец с фамилией Великанис, а семья жила в центре Москвы на Арбате.
После окончания школы Гелена хотела поступать в музыкальное училище, но началась Великая Отечественная война, и семья эвакуировалась в Томск, где Гелена работала в госпитале, участвовала в концертах для раненых. В 1944 году Гелена вернулась в Москву и поступила в музыкальное училище имени Глазунова. Училась она успешно, преподаватели рекомендовали ей идти в оперетту, но её привлекала только эстрада. Окончив училище, она поступила на эстрадное отделение Школы-студии МХАТа, которую возглавляли артисты Б.Петкер и О.Андровская. Именно благодаря им, она, по ее словам, поняла, что артист должен уметь раскрывать истинную суть того произведения, которое берется исполнять, и проникнуть в характер своего песенного героя.
На профессиональную сцену Гелена впервые вышла в 1948 году, и через несколько лет к ней пришло признание. С 1950 года Великанова стала солисткой Москонцерта. Среди первых песен, спетых ей, были жанровые произведения советских и зарубежных композиторов: «Мне весело», «Письмо к матери», «Маринике», «Возвращение моряка» и «Маленькая Мари».
Гелена Великанова была необычайно популярна в СССР в 1960-е годы. Как и Марк Бернес, и Майя Кристалинская.
Успех певицы возрос, когда она стала исполнять песни Сергея Есенина и Новеллы Матвеевой с ярко выраженным гражданским содержанием «На кургане», «Другу», «Идут белые снеги». Во многом поэтическая культура певицы сформировалась благодаря её супругу — известному поэту Николаю Доризо.
«Я не люблю тоскливых и печальных песен и никогда не включаю их в свой репертуар, – говорила Великанова, – не грусть, не тоску мне хочется нести слушателям, а преодоление этой грусти и всегда хоть чуточку надежды...» Этой теме Гелена Великанова была верна, исполняя лирический романс Булата Окуджавы «Зачем мы перешли на «ты», в котором за шутливым тоном скрывается грустный упрек, или песню Э.Колмановского на слова И.Гофф «Когда разлюбишь ты».
Самой известной, и вызвавшей поначалу много критики, в её репертуаре стала песня Оскара Фельцмана «Ландыши».
Гелена Великанова принесла на эстраду высокую поэзию. Она пела композиции на стихи Цветаевой, Ахматовой, Есенина и Киплинга. Она подняла эстрадную песню на небывалую высоту, сделав ее составной частью духовной жизни своих современников.
Гелена Великанова не соблюдала никаких диет. Любила все мучное, особенно пончики с мясом. Они были ее фирменным блюдом, наряду с мясом с черносливом. У Гелены была на протяжении всей ее долгой жизни безупречная фигура. На вопрос своей подруги Валентины Терской - какие упражнения она делает, чтобы сохранить ее? - она ответила: «Использую самое доступное: летом — плаванье, а зимой — лыжи. А, кроме того — уборка дома, которой занимаюсь сама. Содержать все в идеальной чистоте — мой главный «секрет изящества». Что касается манер, то это у меня от мамы. Она из дворянского рода. С детства учила сидеть не горбясь, не жеманничать, не жестикулировать, а уметь находить точные слова, выражающие мысли. Словом, вести себя как подобает настоящей леди, просто и естественно. Что касается одежды, то считаю лучше не купить какие-то заморские деликатесы, но на элегантное платье не поскупиться. Всю жизнь мне шили платье две портнихи. Одна из Дома моделей, другая — из театральных мастерских».
Великанова одной из первых советских певиц выступила на эстраде в красивом платье на западный манер, и министр культуры Екатерина Фурцева публично сделала Гелене бестактное замечание за смелый фасон и черные перчатки. После этого инцидента выступления Beликановой на долгое время были исключены из концертов. На этом, к сожалению, несчастья не закончились, и однажды из-за неправильного лечения Великанова потеряла свой высокий голос.
Гелену Великанову также долго не выпускали за границу. Друзья старались включать ее в различные группы, выезжавшие на гастроли, но когда список доходил до соответствующих инстанций, в том числе и Старой площади, Великанову вычеркивали.
С 1986-го по 1995-й годы Великанова преподавала в Музыкальном училище имени Гнесиных. Некоторые из ее учеников стали очень известны, в частности Валерия и Юлиан. А в 1992 году в возрасте 70 лет Великанова получила звание «Народная артистка России».
16 апреля 1998 года состоялась церемония закладки её звезды перед концертным залом «Россия».
Те, кто знали Гелену Великанову, преклонялись перед ее глубоким и серьезным отношением к работе на эстраде, которой она посвятила всю свою жизнь. Она никогда не считала это искусство легким жанром: «В прежние времена путь эстрадного артиста к пику популярности растягивался на долгие годы, был сопряжен с конкурсами, художественными советами, аттестациями. Имя приобреталось или ценой унижений, или адским каждодневным изнурительным трудом. Сегодня стать артистом эстрады и к тому же попасть в список «звезд» не составляет труда и довольно просто. Это рождает недобросовестное отношение к труду, к сцене, неуважительное отношение вообще к публике. Чего стоит, например, откровенная подмена живого голоса фонограммой. Теперь это считается нормой. Мне бывает неловко, когда я вижу «раскручиваемых» ныне певиц, которые ведут себя на сцене неподобающим образом. Это неженственно и неэстетично. Это безвкусица. Многие певицы — дочки обеспеченных родителей, бизнесменов. У них много денег — так почему не купить «место под солнцем»? Не имея собственного лица, они стараются подражать нам, состоявшимся певцам, но у них это не очень-то получается. Сейчас даже у среднего артиста эстрады целый штат «обслуги», а прежде исполнитель песен был, как говорится, и певец и жнец и на дуде игрец. Было тяжело, но зато в звезды выходили истинные таланты и труженики».
Гелена Великанова была талантливой певицей и великой труженицей. Она умела сохранять достоинство в любой ситуации и соблюдать дистанцию, никогда не заискивала перед публикой, глубоко уважала ее. И зрители платили ей тем же — любовью, уважением и признательностью.
10 ноября 1998 года должен был состояться «прощальный» (по её собственному выражению) концерт в Доме актёра. Великанова готовилась к нему в полную силу, провела две репетиции. Но концерт так и не состоялся. В назначенный день в пять часов вечера Великанова достала из шкафа свое концертное платье, разложила его на кровати, а сама отправилась в ванную, чтобы привести себя в порядок. Но из ванной она уже не вышла - сердце певицы не выдержало, и она скончалась буквально за два часа до начала прощального концерта.
Валентина Терская однажды спросила Великанову: «Ты счастлива?». «Думаю, да, — ответила Великанова. — Я правильно выбрала свой путь в жизни. В детстве мечтала стать артисткой. И стала ею. Жизнь сталкивала меня с замечательными людьми, которые мне помогали не только в творчестве, но и в жизни. Меня любила и любит публика, а это для артиста дорогого стоит. До сих пор мои концерты сопровождаются горячими, искренними аплодисментами. Я любила и была любима. Часто обращаюсь к Богу с чувством благодарности за ту жизнь и судьбу, которую он мне даровал».
Гелена Великанова похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
А теперь послушаем и вспомним.
Ландыши. О.Фельцман - О.Фадеева
Ой ты, рожь. А.Долуханян - А.Пришелец
Цыганка-молдаванка. Новелла Матвеева
Клён ты мой опавший. Сергей Есенин
До завтра. О.Фельцман - Ю.Цейтлин
Зачем мы перешли на "ты". Б.Окуджава
Ах, пани-панове. Б.Окуджава
Когда разлюбишь ты. Э.Колмановский - И.Гофф
Идут белые снеги. В.Малюшин - Е.Евтушенко
Оценил 21 человек
38 кармы