О производстве фарфора

0 494


Создание фарфоровой скульптуры на примере "Аквалангиста"

Все начинается с эскиза. На этом этапе обдумывается образ, пластика, размер будущей скульптуры.

Изготовление модели

Затем из пластилина по эскизу лепят скульптуру с учетом того, что после усадки и обжига ее размер уменьшится примерно на 15 процентов (хотя в разных местах печи, где происходит обжиг, усадка может отличаться, поэтому даже скульптуры, вышедшие из одной гипсовой формы не будут абсолютно идентичны).

Как видите, не всегда модель благополучно переживает формование)).

С пластилиновой скульптуры снимается черновая форма из гипса. Чем сложнее скульптура, тем из большего числа частей состоит форма.

Простая форма, например, для Колобка))) будет состоять из двух частей, тогда как для того, чтобы сделать нашего аквалангиста понадобилось 7 частей. Каждая часть модели формуется отдельно.

Формование

Далее по правилам из черновой формы отливается гипсовая модель, прорабатываются детали, и только потом с гипсовой модели снимают рабочие формы. Рабочие формы со временем изнашиваются, поэтому гипсовую модель покрывают лаком и хранят, для того чтобы потом сделать еще формы.

Но в данном примере, мы этот этап пропустили в целях экономии времени, и использовали черновую форму как рабочую.

Так выглядят гипсовые формы.

В них заливают шликер (жидкая фарфоровая масса), который соприкасаясь с гипсом теряет влагу и превращается в более плотный черепок. Толщина изделия зависит от времени в течение которого шликер держат в гипсовой форме. Жидкий шликер, который остаётся внутри изделия, сливают через 15-20 минут через сливное отверстие. Таким образом получается полое изделие. После того, как стенки изделия обретут необходимую твёрдость, форма открывается и изделие вынимается для дальнейшей сушки.Часто скульптуры делаются из нескольких частей, которые потом собирают и склеивают между собой с помощью того же шликера. Затем изделие обрабатывается кистями, губками и стеками до необходимого качества.

Утильный обжиг

Вот наш водолаз отлит из шликера, буквально собран


по кусочкам, высушен, оправлен, но еще очень хрупкий: любое неосторожное движение, и он разобьется. Сушьё (так называется наше изделия на данном этапе) по плотности похоже на шоколадные фигурки деда Мороза, которые часто дарят детям на Новый Год. Чтобы фарфор, наконец, начал приобретать твердость, сушьё отправляют на первый, утильный, обжиг. Он проходит при температуре 700-900 градусов. После него изделия становятся такого милого розоватого цвета и обретают твёрдость, необходимую для глазурования. После первого обжига изделия обрабатываются фуксином для выявления брака: трещин и дефектов.

Глазурование

Глазурь - это не только тонкое сладкое покрытие на кондитерских изделиях, это еще и глянцевая стекловидная пленка на фарфоре, правда сначала она выглядит совсем иначе. Глазурь – жидкая и белая, как молоко, в нее окунают изделие, прошедшее утильный обжиг, она должна равномерно покрыть поверхность утиля и быть строго определенной толщины, поэтому глазурование очень ответственный момент. Для определения плотности глазури используют специальные приборы. Утильное изделие окунают на несколько секунд в чан с жидкой глазурью и быстро вынимают вращательным движением, ожидая пока лишняя глазурь не стечёт назад. Сырая глазурь непрозрачная и наш аквалангист из розового снова становится белым.

Оправка

Когда глазурь подсохнет, изделие затирают тонким войлоком, убирая подтёки. Затем очищают дно от глазури полностью и замывают мокрой губкой, чтобы изделие не приклеилось к полке при следующем обжиге.

Политой обжиг

Глазурованное и оправленное изделие снова ставят в печь. Второй обжиг называется политым, он проходит при температуре 1350-1410 градусов, и длится почти сутки. Во время этого обжига происходит усадка изделий: из печи они выходят значительно меньше, чем попали туда. Фарфор наконец-то становится таким твердым и непроницаемым, как мы привыкли, а белая глазурь превращается в прозрачную и блестящую. Глазурованный фарфор обладает нулевой впитываемостью: никакие вредные вещества не просачиваются внутрь через плёнку глазури.

Некоторые предметы из фарфора обжигают без глазури, и тогда они получаются шершавыми и матовыми, такие изделия называют вкусным словом "бисквит".

Роспись

Нерасписанный фарфор художники-фарфористы зовут "бельем", поэтому когда один спрашивает у другого: "Есть белье? Продай." - это может быть совсем не то, о чем вы подумали))

Роспись осуществляется специальными керамическими красками, которые разводят на скипидаре и скипидарном масле. Закрепляется рисунок еще одним высокотемпературным обжигом на 780 – 840 гр., хотя одним обжигом дело, как правило, не обходится. У красок может отличаться температура обжига, а некоторые цвета нельзя смешивать между собой, так как при обжиге они влияют друг на друга и могут выгорать. Есть краски сильно меняющие цвет после обжига, как, например, та которую мы использовали для росписи этого аквалангиста.

 Его костюм и подставка покрыты люстровыми красителями разных цветов, но это будет видно только после обжига, а сейчас они выглядят абсолютно одинаково.

После того, как бельё становится качественным, можно делать бесконечные варианты авторской росписи, которые со временем обретают законченность, но, как известно, пределов совершенству нет.


«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Замминистра обороны Иванова подозревают в получении взятки «космической суммы»

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов, по некоторым данным, получил «космическую сумму взятки» от строительных компаний за то, чтобы они получали подряды от военного ведомства, пишет Telegr...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...