Метафизика художественного производства

2 435
 

Возвращаясь к проблемам художественных производств, необходимо учесть, что искусство и бизнес имеют разные корневые системы. Для того, что бы искусство процветало – нужно прикладывать гораздо больше усилий, чем для процветания бизнеса. Искусство в России – это особая тема.

Обычно, любое предприятие закрывается по простой экономической причине: затраты начинают превышать стоимость конечного продукта. Но русский народ – нация героическая, и трудности мы умеем преодолевать, поэтому для того, чтобы закрылось русское производство нужно очень много условий. Нужно, чтобы рухнуло все. Чтобы растащили все, вплоть до проходной вместе с бабкой, и чтобы сам директор в сердцах произнес «сакральную» фразу: «А, пошло оно все...».

Закрытие художественных производств имеет более глубокие причины. Их много. Чтобы не утомлять, я постараюсь изложить кратко главные из них, а для тех, для кого это важно, постараюсь дать и более пространный комментарий.

Начнем с того, что ни одно высокохудожественное производство, основанное на создании уникальных художественных произведений профессиональными художниками, не выгодно по своей сути. Заниматься искусством вообще не выгодно. Поэтому отсутствие государственной программы и финансовой поддержки привело к естественному разорению многих художественных производств. Разорение самого государства и постоянный отток денежной массы за границу – еще один дополнительный удар. Климатические условия, удорожание сырья, неблагоприятные юридические условия, криминал и мошенничество, техническая отсталость: все это уже – для кучи. Нищенская заработная плата – это последняя капля.

В благополучной Америке большинство художников зарабатывает, чем придётся и где придется. Со временем это произойдет и у нас, и мы должны с этим смириться, как с неизбежностью. Просто мы немного забыли, что подлинное искусство основано на любви и на жертве, и вообще-то не имеет никакого отношения к предпринимательству. А уж, если государство хочет, чтобы его территорию населяли художники и ремесленники для государственного престижа и внешних коммерческих целей, так будьте любезны потрудиться.

Если же кому-то интересна метафизика художественного производства, то я хотел бы поделиться некоторыми соображениями по этому поводу. В основе любого дела лежит свобода и необходимость, призвание и условия, в которых оно осуществляется; результат же зависит от таланта и усердия. Определить вес и полярность всех составных частей, конечно, невозможно. Проще рассматривать явление в целом для того, чтобы понять его жизнеспособность. Правда – в том, что наше дело живет до тех пор, пока мы отдаем ему всю свою жизнь. Некоторые люди говорят, что это с художника нужно брать деньги за то, что он рисует. Следует признать, что это не единичное мнение. Современный мир враждебен художнику и безразличен к его судьбе, хотя его глазами видит и его сердцем чувствует. Художник и бизнесмен – две противоположности, требующие своего разделения в одном существе и выбора того или другого пути.

Художник всегда открыт, ибо предлагает не товар, а себя, как личность: свою любовь, боль, нежность, или ненависть и отчаяние. Бизнесмен занимается «чистым» бизнесом. Его призвание – воссоединение с делом. Чистый бизнес – это универсальное средство самозащиты от агрессивности мира.

Не важен продукт, но важна деятельность. Бизнесмен может легко перейти от выпуска художественного фарфора к выпуску сантехники, кафельной плитки или кирпича. Его продукция должна приносить прибыль, для этого должна иметь товарный вид, но не более. Душа бизнесмена не является миру через его товар. И если потребитель отвергает его товар, то поводом для этого не является сама личность производителя, но лишь цена и качество товара. Отвергая же художественное произведение, мы отвергаем, прежде всего, его творца. Искусство живет только за счет знатоков и любителей. Остальной мир пытается сломать художника с тем же безрассудством, с которым самоубийца режет себе вены.

Мир пытается «отоварить» произведение искусства. Если говорить об «артбизнесе», то товар - это раскрашенный мертвец, пользующийся неизменной популярностью. В то время как произведение искусства уже одним своим существованием разрушает рынок, порядок цен, заявляя, что оно «бесценно». Искусство – не товар, оно не имеет аналогов. Определенной цены на произведение искусства не существует. Рыночная цена или предельно занижена или предельно завышена. Как правило, между художником и покупателем выстраивается еще и бесконечная цепь посредников. Для художественного производства – это фактически смертный приговор. Минимально, при наличии одного посредника цена художественного произведения повышается; на внутреннем рынке в два раза, а с выходом на внешний рынок в пять раз. В любом случае, продать произведение искусства в современных условиях может только ловкий и талантливый менеджер при наличии серьезных связей, первоначального капитала, веры и упорства. Искусство, безусловно, нуждается в квалифицированных экспертах и искусствоведах, поскольку деньги сконцентрированы в руках людей безразличных к искусству и культуре.

Станет ли государство генеральным спонсором искусства, зависит во многом от общественного мнения, которое в свою очередь складывается от просветительской работы и меняется благодаря нашим общим усилиям. Кузнецовы, Мамонтовы и Третьяковы – это наша история. Традиции российской благотворительности всегда строились на религиозных началах, видимо, нужно надеяться, что тысячелетние традиции дадут свои всходы и осуществятся через новое поколение благотворителей и меценатов тысячами новых традиций.

В заключении хочется сказать, что современный кризис искусства и культуры, более все-таки, огонь, очищающий, и деньги в этом процессе часто играют роль горючего материала. Продажное «горит» легче и быстрее. Подлинному же искусству суждено расти на подножном корму в естественных условиях. Русский фарфор являет собой одну из самых прекрасных страниц летописи Русского искусства. Нам, как художникам фарфористам, выпало счастье прикоснуться к этой странице и испытать радость от встречи с «прекрасным». Работа с фарфором создаёт иммунитет от пристрастия к «безобразному», от болезней нашей постмодернистской цивилизации. «Прекрасное» всегда имеет корни и опирается на традиции – в этом источник и нашего вдохновения. Родится ли в России поколение новых меценатов или нет, художник все равно будет творить, потому что в этом его призвание и его жизнь.

ПС. Те кто смотрит популярный сериал "Игра престолов" должны сделать выводы относительно мира, который формируется через общественное сознание: это мир без художников, поэтов и мыслителей. Скрипач больше не нужен. Мы разные цивилизации, хотя и неоднородны внутри себя. Невозможно не быть вместе со всем миром, но невозможно и быть с этим миром заодно. Большое часто видится в малом и через малое, как в капле воды - отражается весь мир. Мир, потерявший высший смысл, - обречён; человек, потерявший высший смысл, - обречён. Нужно обладать мужеством, чтобы делать своё дело, нужно обладать ещё большим мужеством, чтобы делать общее дело. Каждый имеет своё оружие и свою харизму: художник - кисть, поэт - слово, князь - меч. Банкиры и бизнесмены имеют тоже свою харизму и оружие: деньги. Выбор - за ними. Служить, или паразитировать? 

Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран
  • pretty
  • Сегодня 07:46
  • В топе

Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что Тегеран примени...

Оплата принимается кровью

«Сергей, что бы кто не прогнозировал, но наблюдаю усиление внимания Харьковскому направлению.Знаю, что для принятия решения необходим определенный алгоритм проверок. Но вот сегодня с ПВ...

Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

Обсудить
  • использование в быту красивых вещей формирует вкус. хорошо, когда вкус формируется с детства
    • olgar
    • 18 декабря 2022 г. 14:59
    Какое удовольствие видеть дома , а не в музее , вокруг себя красивые вещи и пользоваться ими!