Превыше жизни и смерти...

2 955

Уважаемые читатели!

В связи с последними моими публикациями, некоторые из вас, полушутя-полувсерьёз, задали мне вопросы, которые в смысловом отношении можно свести в один-единственный (простите если кого-то неправильно понял): "а что ты сам можешь предложить в плане взаимного выживания? Сам-то какие услуги готов оказать - и готов ли вообще мизинцем пошевелить, помимо добрых советов, которые раздаёшь направо и налево?"...

Отвечаю: вообще-то добрые советы - дорогого стоят. За добрый совет (то есть за дельную консультацию) порой серьёзные деньги платят.

Но если переходить к хоть какой-то конкретике, то вообще-то следует сказать, что ВЫ, сами по себе - уже значите не так уж и мало. И мой скромный информресурс, тоже чего-то, да стоит. Поэтому, говорю без обиняков: если у вас есть что предложить и вам не хватает лишь публичности (допустим у вас имеется даже свой сайт, но туда люди заходят в количестве двух штук за неделю по чистой случайности), если вам как воздух необходима толика известности (то бишь мало-мальски честной рекламы) - вы вполне можете обратиться ко мне.

Как минимум, вы не столкнётесь с хамством, или с тупым игнором - любые предложения будут рассмотрены внимательно и ни в коем случае не враждебно.

Если же вы стоите на ногах уверенно и сами желали бы кому-то помочь - опять же, вы вполне можете использовать мой блог для нащупывания каких-либо деловых связей.

Нет, я не страдаю манией величия. Просто достаточно хорошо знаю, насколько важны такие вещи как публичность и информационная составляющая.

Только большая просьба: пишите в личку, а не в комментах...

А теперь, переходим к очередной теме нашего серийного (как уже некоторые из вас догадались) повествования.

Знаете, во время застолья (ну не будем же мы использовать вульгарное слово "пьянка"...) можно повышать (но ни в коем случае не понижать) "градусность". То есть, следует постепенно переходить от пива к вину, потом к каким-нибудь настойкам-наливкам, а затем к водке, или коньяку. Нежелательно конечно (пьянству бой разумеется) но всё же именно так - и ни в коем случае не в обратную сторону.

Вот так и я, начав с публикации под заголовком "Как нам спасти Россию" (оцените, кстати, уровень моей скромности); продолжив затем "пьянку" статьёй под названием "Пора включать мозги!"; в третий раз разместив пост под заголовком "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" (всё это опубликовано недавно, поэтому ссылок не даю, просто смотрите мой блог), теперь перехожу к более сложным темам.

До этого у нас была начальная школа. Теперь - уровень средней. Закончим мы (надеюсь) "высшей математикой".

Итак...

Весь окружающий нас мир, космос, вселенная, всё что только существует на необъятных просторах мироздания - в обязательном порядке, неукоснительно, подчиняется определённым законам; строится, держится, разрушается, - согласно тем или иным законам физики, химии, математики, и т.д., и т.п...

Идёт ли снег, горит ли пламя, дует ли ветер, сооружается ли какое-то строение, течёт ли ток по проводам, летит ли птица, бежит ли зверь, качается ли дерево, вращается ли вокруг солнца планета Земля, вспыхивают ли новые звёзды, происходит ли где-то обвал горы, - всё это совершается только и только согласно определённым законам. И любое движение, равно как и неподвижность - обусловлены теми или иными формулами. В том числе и то, что кажется нам хаосом, набором случайностей, бессистемным обрушением.

Всё имеет своё логическое объяснение. А если мы не ведаем причин, если нам неизвестны какие-то законы и формулы - это не значит что таковых причин-законов-формул не существует. Это означает лишь то, что нам они неизвестны.

Точно по такой же "схеме", определённым законам неукоснительно подчиняется само наше бытие. Существование любого социума, строится по определённым "формулам", которые универсальны для всех людей.

Кто-то по наивности может думать, что жёсткие рамки законов, определённый регламент, зарегулированная система общественных отношений - свойственны лишь сугубо "цивилизованным" народам, у которых давно сложились свои государственные образования, с чёткими границами, столицами, правительствами, различными Конституциями-кодексами-уложениями-сводами законов, правоохранительными органами, пенитенциарной системой, и прочими прелестями цивилизации. А вот у каких-нибудь дикарей, живущих в лесах-горах-джунглях-прериях и на отдалённых островах - там полная свобода и вседозволенность, никаких тебе законов-правил-ограничений, никакой полиции с тюрьмами, живи как хочешь, в полное своё удовольствие!..

Увы и ах, но такие представления о жизни отдалённых народов, не имеют ничего общего с реальностью.

Как раз у тех племён, которых не коснулась в полной мере цивилизация (в нашем с вами понимании этого слова), всё намного строже, жёстче, нежели у обитателей самых современных мегаполисов.

Это где-нибудь в Москве, Лондоне, Париже, или Нью-Йорке, ты можешь жить так, как тебе нравится, не оглядываясь на мнение окружающих.

Но попробуй-ка проигнорировать общественные табу в горном селении Кавказа, Афганистана, или на каком-нибудь из островов Полинезии!..

Это представитель крупной, цивилизованной нации, может позволить себе не маршировать в ногу с остальными, иметь своё мнение и, допустим, осуждать войну, которую ведёт его государство с кем-либо из соседей.

А попробуй-ка быть белой вороной в среде маленького народа, сделай-ка попытку выступить с осуждением действий своего племени!..

Обратите внимание на такой факт: это именно в Москву или в Париж едут выходцы из кишлаков и аулов - не только за заработком, но нередко и за глотком свободы. А вот из Москвы-Парижа-Лондона, никому не приходит в голову ехать за глотком свободы в горы и пустыни Средней Азии, либо Африки.

Это только в глупой песне пелось: "отпустите меня в Гималаи!"

На самом деле, как раз обитатели Гималаев мечтают, чтобы их отпустили в крупный город - туда где есть полиция, тюрьма, судьи, куча писаных законов... Потому что при всём наличии полиции, тюрем, следователей-судей-прокуроров и писаных законов - в городе со свободой-то как раз дела получше обстоят, нежели в патриархальном обществе...

В какое бы горно-пустынное захолустье не занесла вас судьба - вы, при ближайшем рассмотрении, обязательно убедитесь в том, что там имеется своя система взаимоотношений, огромная куча всевозможных ограничений-табу-запретов, спрос за нарушение которых бывает зачастую предельно беспощаден - даже если эти ограничения, табу и запреты, не прописаны ни в каких бумагах.

И так было всегда, испокон веков.

Например у чеченцев, с незапамятных времён существует свод неписаных правил - "Адаты". Которые, хоть они и не зафиксированы документально, и вроде бы не имеют юридической силы - тем не менее соблюдаются гораздо тщательнее, нежели Уголовный Кодекс.

У пуштунов (основной народности Афганистана) существует свой неписаный свод законов, философия, кодекс чести - именуемый "Пуштунвали". Специальные люди - "Джиргамары" - наизусть знающие "пуштунвали", собираются в случае необходимости, для разрешения конфликтов внутри племени, или между племенами.

При этом следует особо отметить, что, и Адаты у чеченцев, и Пуштунвали у афганцев - появились задолго до прихода ислама. То есть, это никак нельзя списать на сугубо религиозные установки, привнесённые извне другими народами (допустим арабами). Нет! Адаты существуют столько, сколько существует чеченский этнос; и Пуштунвали существует столько, сколько существуют пуштуны. То есть, ни в Кавказских, ни в Афганских горах - никогда не было анархии и беззакония. При этом Чечня находится очень далеко от Афганистана, это совершенно разные части света, во всех отношениях.

На отдалённых островах Японского архипелага (буквально на краю земли; точнее - на краю громадного Тихого океана) с глубокой древности существует особый кодекс чести "Бусидо" (в переводе: "путь воина"), который изначально представлял собой свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой. Это была такая квинтэссенция общевоинской философии и морали.

С течением времени, "Бусидо" превратилось в кодекс чести самураев.

Вверху на фотографии вы видите слово "Бусидо" на японском языке, высеченное на камне.

А на просторах России, совершенно независимо от далёкой и мало кому известной Японии, в среде дворянства, неукоснительно действовал "Кодекс чести дворянина". Для того чтобы вы в полной мере могли оценить что это такое, я позволю себе процитировать (с небольшими правками) часть публикации, позаимствованной вот отсюда: https://p-i-f.livejournal.com/...

В нашу эпоху, полагается по инерции советских времен считать, что дворяне "на самом деле" не были лучшими людьми России и что их привилегии и богатства давались им совершенно напрасно, ни за что. Классовый, понимаете, принцип!

На это можно посоветовать только одно: а поезжайте-ка вы ребята в Азов. Там отлично сохранились стены турецкой крепости, высотой так метров 25–30. Стоят там бомбарды - диаметром до 80 сантиметров.

Дальше – понятно. Берём лестницу… Длиной 30 метров, она будет весить килограммов 150… Вот такую и берём, вдвоем-втроем. Шпагу в зубы - и вперед. На стены!.. Оттуда падают бомбы, льют смолу и кипяток, стреляют, лестницы специальными рогатинами отталкивают – и вбок, и твой походный товарищ уже корчится внизу с переломанным позвоночником... А ты лезь! И не просто лезь – пистолеты на поясе. Шпага в зубах! Лезь, подбадривая солдат-мужиков, организуя подчинённых, вытаскивая по ходу раненых... Долез? Пистолеты выхватил, дым, гарь, кровища, свинец – в упор, шпагу наголо, – вперед! Турок ещё полно на стенах, и сдаваться они не собираются. Пенициллин и обезболивающее, кстати, ещё не изобрели, поэтому каждая вторая рана – это гангрена и ампутация, а каждая третья, даже по современным меркам небольшая, – смерть в диких мучениях, как у князя, олигарха и дворянина в …цатом колене Андрея Болконского... Страшно? Не хочется? Нечего ерепениться!.. Сдюжили? Поздравляю, вы дворяне.

Но мы отвлеклись. Вернемся к той самой дворянской чести, кою с молоду беречь должно. Кодекс чести, среди всего прочего, исключал любой бесчестный способ обогащения. Дворянин строил свой "карьер" так, чтобы не только его самого, но и его предков и его потомков нельзя было ни в чём упрекнуть. Предков – что произвели на свет скверного отпрыска. Потомков – что происходят от негодяя.

Этот очень строгий, очень жёсткий кодекс чести, мог в ряде случаев прямо требовать предпочесть гибель продолжению жизни. Честь важнее физического существования.

О том, как жестко действовал кодекс чести, читателю в общем-то известно: это очень исторично описано в "Капитанской дочке" Пушкина. Александр Сергеевич опирался на факты: за время пугачёвщины, более 300 дворян обоего пола были повешены за то, что отказались присягать Пугачёву – "чудесно спасшемуся Петру III". В точности так, как капитан и капитанша (!) Мироновы. Пугачевцы выстраивали дворянские семьи под виселицей, сначала вешали мужей на глазах жён и детей. Потом матерей на глазах детей. Иногда начинали с детей – может быть это на родителей произведет впечатление?.. Так вот: не сохранилось в истории НИ ОДНОГО описанного случая, чтобы папы и мамы (мамы тоже!) спасали ребенка ценой ложной присяги.

При этом рядовые солдаты, вчерашние мужики, конечно, обычно предавали, "признавая" в Пугачеве "истинного царя". Но что удивительно: они потом, после подавления бунта, обычно возвращались обратно "на государеву службу" - и их брали!.. Ну что ж что дали слабину, изменили присяге? Мужики! Что с них взять?.. Нет в них настоящей чести, что поделаешь...

А из коренного дворянства, только 1 (один!) человек струсил под виселицей и пошёл служить Пугачеву. После поражения самозванца кинулся спасаться: ведь он вовсе не был "идейным" врагом Екатерины. Ну сперва струсил, предал, а потом уже выхода не было... Фамилия этого исторического персонажа – Шванвич. У Пушкина он Швабрин, и все современники сразу узнавали, о ком речь.

Кстати, в "Капитанской дочке" Пушкин и историю дуэли Швабрина не придумал: в действительности был такой же случай нарушения правил дуэли - только не самим Шванвичем, а его отцом. Случай был по тем временам нашумевший. Отец Шванвича разрубил лицо Алексею Орлову, тому самому фавориту Екатерины Великой, когда тот оглянулся на вскрик.

До конца дней лицо Алексея Орлова "украшал" страшный шрам от уха до угла рта. На непривычных людей его улыбка действовала жутко. Шванвича-старшего простили: он сумел убедить общество, что воспользовался оплошкой противника "случайно", рубанул одновременно со вскриком.

Вот так невольно и возникает подозрение: а может быть подлость - это всё же качество наследственное? Может и правы были наши предки, когда судили о человеке не только по его собственным качествам, но и по образу жизни его родителей и прародителей?.. Передаются же многие качества даже чисто генетически, а уж тем более – путем воспитания?..

Во всяком случае, когда судили Шванвича-младшего, ему припомнили и подлость, совершенную его отцом. И уже не простили. То, что прощалось простолюдину, которого зачастую даже не наказывали, а просто ставили обратно в строй, никак нельзя было простить дворянину. Ни при каких обстоятельствах.

Трудно описать полную меру презрения к Шванвичу всего общества. Шванвич политически умер. Когда его вели в кандалах в суд, женщины старались не коснуться его даже краешком платья. Никто к нему не обращался и не отвечал на его слова, кроме членов суда.

По приговору его не казнили, а сослали в Туруханский край навечно.

Умерла Екатерина, процарствовал Павел, взошел на трон Александр, отгремела война с Наполеоном… Шванвич жил.

Никто из Государей, несмотря на традицию, по восшествии на престол его не помиловал. Живой покойник догнивал на берегу Енисея, в лесотундре, добрые сорок лет...

Русские дворяне, в том числе и самые высокопоставленные, не могли быть "исконно" вороваты уже потому, что берегли фамильную честь. Да, они не были бескорыстны, они работали на результат, в том числе и на получение чинов, имений, пожалований, наград. Им хотелось "сделать карьер", и конечно, далеко не все они пользовались для этого только благородными способами.

Дворяне услуживали старшим по чину, прогибались перед начальниками, женились на богатеньких невестах и прибегали к разного рода мелкому жульничеству, чтобы набить себе цену. Но вот воровать… Присваивать чьи-то и даже казенные деньги… Подобное было исключено.

*************

Впрочем, всё вышесказанное вовсе не означает, что представления о чести, в среде русского народа, имелись только у дворян и ни у кого иного.

Нет конечно!

Просто понятия о морали и о гранях допустимого, у русских крестьян и у дворян - отличались, и довольно ощутимо.

В русской деревне, в среде самых что ни на есть "мужиков", лапотно-посконных и как правило неграмотных, всегда присутствовал свод правил, нигде документально не зафиксированных, но соблюдаемых довольно жёстко. Например, "пашенные" крестьяне, откровенно презирали "дворовых" (то есть живущих при барине, в имении) - приблизительно так же как обычные зэки, презирают "шнырей" (лагерную хозобслугу).

Очень сильно осуждался разврат. В том числе (как ни забавно это покажется) категорически осуждались всякие дворянские штучки-дрючки, типа балов...

Конечно, тут кто-то может сказать мне, что на крестьян воздействовала религия, их "воспитывали" попы - и так далее, в том же духе.

Однако не стоит преувеличивать степень христианизированности России.

В большинстве своём, крестьяне были безграмотными - и в буквальном смысле этого слова, никогда не держали Библии в руках.

Большинство Христианских праздников, ассоциировалось в крестьянской среде с чисто языческими, дохристианскими празднованиями.

До сих пор ведь некоторые люди совершенно всерьёз полагают, что "Сретение" - это встреча зимы и лета. Преображение Господне - именуют "Яблочным спасом" (то есть, отмечается праздник сбора яблочного урожая), а Успение Пресвятой Богородицы - это, в народе, "Ореховый спас", "Хлебный спас", "Спас на холстах", "Осенний спас". То есть, абсолютно вне зависимости от того что произошло с Богородицей, празднуются: во-первых созревание лесных орехов (лещины), во-вторых окончание уборки хлеба, в третьих - день с которого начинают продавать домотканые холсты, а в четвёртых - встреча осени.

Таким образом, можно констатировать как факт, что нет и не было таких слоёв населения, среди которых не господствовали бы какие-то свои правила жизни - не обязательно задокументированные, но практически всегда жёстко соблюдаемые.

Даже если мы спустимся на самое дно общества (от этого и выражение: "подонки"), войдём в любую тюремную камеру - и там мы обнаружим наличие определённых правил поведения ("понятий"). Причём, эти правила соблюдаются гораздо жёстче, нежели писаные законы.

То есть, не существует таких групп населения, в среде которых вообще не присутствовали бы определённые представления о нравственности. Причём, как раз там, где, на взгляд наивных людей, можно было бы предполагать наибольшую свободу и анархию - господствуют наиболее сильные ограничения и всевозможные табу.

Особо следует отметить, что всевозможные писаные и неписаные законы, распространённые в самых разных уголках планеты - на удивление схожи друг с другом. Иногда - просто тождественны.

Обратите внимание: про чеченцев иногда говорят, что они у себя в горах живут "по понятиям".

На самом деле, чеченские Адаты не имеют никакого отношения к лагерно-тюремным "понятиям". Адаты появились тогда, когда никакой тюремно-лагерной системы и никакого государства, не существовало в помине.

Но "кодексы чести" уголовников и чеченцев, совпадают настолько, что их нередко путают между собой (совершенно несправедливо разумеется).

В общем: всегда и везде, без каких-либо исключений, в любой общественно-племенной формации, присутствуют те самые законы жизни, формулы бытия, которые господствуют ВЕЗДЕ.

Они далеко не всегда напрямую связаны с религией - и в ещё меньшей степени основываются на каких-либо человеческих законах.

Мне разумеется могут сказать, что правила общежития (бытия), в среде каждого народа, формируются с течением времени, опираясь на многовековой опыт существования человечества.

Дескать, вежливым надо быть потому, что если ты станешь хамить, то рискуешь нарваться на крупные неприятности, включая жестокий мордобой.

Добрым к своим детям надо быть потому, что настанет такой момент, когда ситуация изменится - и уже твоё существование будет зависеть от детей.

От блуда следует уклоняться потому, что в противном случае начнут распространяться болезни - к тому же тебе придётся воспитывать чужих детей, рождённых твоей женой от посторонних мужчин.

Воровство не следует поощрять потому, что могут ведь обокрасть и тебя...

То есть, всё чисто утилитарно, всё основывается сугубо на рациональности мышления.

Так?..

Так, да не так!

Немецкий философ Иммануил Кант, считал, что в людях изначально (априори) сидит "нравственный закон", который требует действовать порой вопреки всякой логике и прагматике.

И вот это "внутреннее требование", Кант назвал "категорическим императивом".

Именно этот нравственный закон, требует броситься, например, в горящий дом, чтобы вытащить оттуда незнакомого человека - хотя разум говорит, что делать этого не надо: опасно, и можно погибнуть самому. Логика выступает против, но нравственный закон присутствующий внутри нас, требует поступать "по-человечески". То есть нравственно, повинуясь долгу морали, исходя из чувства добра, справедливости, сострадания, альтруизма.

Обратите внимание на то, что "нравственный закон", нередко прямо противоречит самой природе человечества, вступает в конфликт с рядом религиозных догм - и вообще идёт вразрез с задачей выживания на этой планете.

Когда честь ставят превыше жизни - это явно противоречит инстинкту самосохранения и закону выживания.

Заповедь "не возжелай жены ближнего своего" - прямо противоречит чисто животному инстинкту размножения.

И значит...

Значит, нравственный закон - выше любых животных инстинктов. Именно он отрывает нас, людей, от мира окружающей нас природы. И ставит нас НАД этим миром.

Нравственный закон - это то, что наглядно свидетельствует о существовании Высших сил.

Соблюдение нравственного закона - это то, что приближает нас к Богу...

Итак, высший мир, высшие силы - реально существуют. Само наличие нравственного закона - наглядное тому подтверждение.

Есть однако и другое свидетельство присутствия в нашем обществе определённых сил.

Которое заключается в том, что немалая часть людей пребывает в стадии "одержимости". То есть, в том состоянии, когда человек не принадлежит самому себе (или принадлежит не полностью), когда он совершает поступки, противоречащие здравой логике и идущие вразрез с его собственными интересами.

Это проявляется по-разному. Очень по-разному!

Но мы сейчас поговорим только об одном таком проявлении. Конкретно - о депрессии. И не какой-нибудь, а о депрессии ситуативной - то есть, вызванной какими-то внешними обстоятельствами.

Допустим - от жены ушёл муж. Или наоборот - от мужа ушла жена. Либо произошло ещё какое-нибудь событие, обрушившее мир в глазах того или иного человека. Которому после этого весь свет стал не мил, который готов наложить на себя руки, который мечется и пытается найти ответ на вопрос: "почему?!.." Ну почему такое случилось именно с ним?!..

Да, так бывает. И не столь уж редко.

Это конечно ужасно, это тяжко переживается.

И всё-таки... Я сейчас позволю себе сказать (написать) слова, которые кому-то могут показаться кощунством: такое состояние, является ЛЁГКОЙ формой депрессии. Повторяю - лёгкой.

Да, такая форма депрессии, тоже способна довести человека до суицида (самоубийства).

Но всё же, в подобных случаях, преобладает причинно-следственная связь. Почти что без присутствия мистики (именно почти что: влияние потусторонних сил, в подобных случаях, всё равно ощущается). Вот, дескать, произошло событие - и оттого человек не находит себе места.

Это не совсем так - но в некоторой степени так. Поэтому, позволю себе повториться: форма депрессии, в которую впадает человек при подобных обстоятельствах - является относительно лёгкой. В таких случаях, человека можно спасти - если оказаться рядом с ним вовремя и найти общий язык.

Мне доводилось отводить от петли и края могилы, некоторых людей, поставленных жизненными обстоятельствами на край пропасти. Не скажу что таких случаев было много - но всё же...

Я и сейчас вполне готов морально помочь человеку, которому требуется психологическая поддержка, если ему тяжело, если произошло нечто, выбившее человека из колеи привычной жизни.

Однако бывают и совсем иные формы депрессии, практически не обусловленные внешними обстоятельствами - или обусловленные чисто фиктивно, по-минимуму. Это такие случаи, когда люди лезут в петлю, или бросаются вниз с крыши небоскрёба, повинуясь неким особым импульсам, которые практически не имеют ничего общего с общепринятой логикой.

Здесь уже придётся вести речь не о каких-то трагических обстоятельствах, а о прямом вторжении в нашу жизнь потусторонних сил. Которые лишь слегка прикрываются, словно фиговым листком, ширмой внешних событий-обстоятельств.

Но об этом речь пойдёт уже в следующей публикации...

Для закономерности не хватает третьего. Два этих события фактически подтверждают догадки об атаках в "глубине страны"
  • pretty
  • Вчера 08:40
  • В топе

ДМИТРИЙ  МАТВЕЕВПомните эти обсуждения, когда первые БПЛА атаковали Москву и Петербург? Пока привыкшие во всëм сразу винить власти (а военное руководство это тоже одна из ветвей) не стеснялись в ...

Они не нужны даже на родине. Глава СК Бастрыкин призвал закрыть границы для мигрантов

Александр Бастрыкин выразил крайне негативное отношение к миграционной политике России, призывая закрыть границы для мигрантов, которых, по его мнению, не ждут на родине. Глава Следстве...

Факты о женщинах (правдивый юмор)

- Женщины практически никогда не чешут в затылке - они не любят демонстрировать свою растерянность, и еще это может испортить прическу.- Женщина часто наматывает на палец прядки волос, даже коротких. ...

Обсудить
  • "И любое движение, равно как и неподвижность - обусловлены теми или иными формулами." Автор сказал не подумавши. Во-первых, если предположить, что существует абсолютная «неподвижность», то у неё не может быть формулы. Неподвижность не существует, существует лишь физиологическое время НАБЛЮДАТЕЛЯ и возможности его инструментов за наблюдением «неподвижности»
  • А в общем то я был неправ, автор описал философски-нравственную проблему, а я упрекнул в нарушении физических определений. Подписываюсь...