Во время церковных служб настоятель псковского храма святых Жен-Мироносиц Сергей Иванов (на снимке справа) сильно потел и плохо выглядел. Прихожане волновались, что поп серьезно болен, но у этих симптомов оказалась другая причина. При обыске в доме Иванова сотрудниками ФСБ у протоиерея нашли 20 граммов метамфетамина, которые он хранил в холодильнике.
А кроме того нашли пистолет, глушитель и сумку с патронами.
Суд по резонансному делу проходил в закрытом режиме. Местные журналисты долгое время добивались, чтобы полный текст приговора суда был представлен общественности. Прихожане же считали, что Иванов стал жертвой гонений на церковь. Полный текст решения суда опубликовали в январе 2017 года, однако он не только не прояснил произошедшее, но и породил новые вопросы.
Откуда у протоиерея оружие и наркотики
В судебном решении не сказано, в какой месяц и день протоиерей храма святых Жен-Мироносиц в Пскове якобы нашел серую сумку рядом с одним из подъездов многоквартирного дома. По крайней мере, так считает следствие, а, поскольку сам Иванов отказался говорить с нами, мы можем только предполагать, как было на самом деле.
Открыв сумку, настоятель храма увидел два пакетика с порошком — метамфетамином — и малокалиберный пистолет Марголина. Рядом с пистолетом лежали 65 патронов калибром 5,6 мм. Почему протоиерей не сообщил о своей находке в полицию — неизвестно, как неизвестно и то, действительно ли он нашел наркотики и оружие в сумке случайно, рядом с одним из подъездов. Зачем Иванов вообще стал открывать чужую сумку — тоже остается загадкой, однако настоятель храма, по версии следствия, отнес все свои находки себе домой. Он предусмотрительно положил метамфетамин в холодильник: видимо, для того, чтобы предотвратить распад вещества. Пистолет вместе с патронами он убрал на верхнюю полку шкафа. На этой полке уже лежал глушитель.
В опубликованном приговоре суда не сказано, был ли этот глушитель «найден» протоиереем вместе с малокалиберным пистолетом, или же он от какого-то другого оружия. И если причина, по которой протоиерей забрал себе наркотики, еще объяснима — в приговоре суда указано, что батюшка был наркозависимым — то для чего ему понадобился пистолет, непонятно. Также неизвестно, стреляли ли из этого пистолета и не проходит ли он по каким-то делам об убийстве, а также не использовался ли глушитель на другом оружии. Мы отправил запрос, чтобы прояснить эту ситуацию. Ответа нет до сих пор.
Приход отошел к Иванову после смещения Павла Адельгейма
К 90-м годам прошлого века от храма святых Жен-Мироносиц, построенного в Пскове еще в середине XVI века, оставались только стены. Храм был восстановлен благодаря священнику Павлу Адельгейму (на снимке), который был его настоятелем до 2008 года. Он сделал приход одним из самых популярных в городе.
В 2008 году Адельгейма лишили должности настоятеля указом митрополита Псковского и Великолукского Евсевия. Причиной послужил затяжной конфликт Адельгейма с епархией и РПЦ. Он считал, что вертикаль власти в РПЦ недопустима, а нынешний порядок вещей в институте церкви не соответствует церковным канонам.
Сразу же после «отставки» Адельгейма место настоятеля храма святых Жен-Мироносиц занял 28-летний Сергей Иванов, который активно включился в травлю опального священника. Через две недели после назначения он зарегистрировал новый устав прихода, согласно которому митрополит Евсевий получал полный контроль над приходом и право управлять его имуществом (в старой версии устава все эти вопросы решались приходским собранием). Следом с поста директора православной школы регентов при храме святых Жен-Мироносиц уволили сына Павла Адельгейма — Ивана, которую он создал и возглавлял 16 лет.
Адельгеймы сопротивлялись, даже подали в суд, но решения были не в их пользу: увольнение Ивана суд счел законным, поскольку «руководитель организации может расторгнуть договор с директором в любой момент без объяснения причин». Ответчиком по делу выступал все тот же Сергей Иванов.
А иск Павла Адельгейма о признании незаконной регистрации устава по подложному протоколу (он был уверен, что устав был принят в обход приходского собрания) суд просто не стал рассматривать, сославшись на то, что отношения внутри церкви — не сфера его компетенции.
Правда, спустя год областной суд постановил, что Сергей Иванов действовал незаконно, в связи с чем в 2010 году по этому делу состоялся Общецерковный суд, не собиравшийся до этого 100 лет. На нем Иванов получил выговор и указание относиться к документам с большим вниманием. С поста он смещен не был. В 2012 году Сергей Иванов назовет эту историю травлей, а собрания прихода — простой формальностью. Адельгейм же, по его словам, «сутяжник и манипулятор», которого «отлучили от кормушки».
Новый конфликт разгорелся в 2011 году. Митрополит Евсевий распорядился о принятии нового устава приходского собрания. Прихожане и сам Адельгейм отказались голосовать за устав и получили повестки в епархиальный суд, который исключил из совета прихода шесть человек. Причиной стал именно их отказ поддержать новый устав. Почти все исключенные — ближайшие сподвижники Адельгейма и учредители прихода. После этого в собрание перестали принимать новых членов.
Последовал новый иск в суд, который снова выиграл Сергей Иванов. Несмотря на внутренние распри, Адельгейм остался служить при храме.
Вечером пятого августа 2013 года студент ГИТИСа Сергей Пчелинцев, который несколько дней жил у Адельгейма, зарезал священнослужителя. Психиатры диагностировали у Пчелинцева параноидальную шизофрению. Суд признал Пчелинцева невменяемым и назначил ему принудительное лечение в психиатрическом стационаре.
После смерти Адельгейма многие его сторонники перестали ходить в храм из-за Сергея Иванова, поделился с нами один из единомышленников погибшего священника.
«Во время служб он сильно потел»
Спустя какое-то время после того, как Сергей Иванов «нашел» сумку, к нему пришли с обыском сотрудники ФСБ, которые изъяли наркотики и пистолет. Почему и зачем оперативники пришли к протоиерею домой, в приговоре суда не сказано.
Приговор Иванову был вынесен 14 декабря 2016 года. Примечательно, что во время следствия и в документах суда батюшка упоминался как безработный. Протоиерей полностью раскаялся, признался в хранении наркотиков без цели сбыта, а для личного применения и в хранении пистолета. Он согласился на особый порядок принятия судебного решения и был приговорен к 3,3 годам условно и штрафу в 15 тысяч рублей. Суд посчитал смягчающими обстоятельствами несовершеннолетнего ребенка на иждивении и положительные характеристики. Более конкретных причин в приговоре не приводится. Приговор не стала обжаловать ни прокуратура, которая настаивала на реальном сроке, ни ФСБ.
Уголовное дело против настоятеля храма прихожане до сих пор называют гонениями на церковь и сравнивают с делом против Глеба Грозовского, который обвиняется в педофилии. Сам Иванов в разговорах с паствой называл все обвинения клеветой и говорил, что невиновен.
Прихожане храма серьезно беспокоились за здоровье настоятеля, предполагали, что у батюшки рак. Журналистам «МК-Псков» они говорили, что тот сильно потел на службе и плохо выглядел. При этом всецело отвергали любые обвинения в том, что у протоиерея, возможно, симптомы «отходняка» от метамфетамина. 4 января 2017 года за Иванова вступился митрополит Псковский и Порховский Евсевий (на снимке) и назвал статьи в прессе об осужденном клеветой.
«И вот в последние дни и мне приходится испытывать то, как враг сатана действует через людей. О нашем почтенном отце, настоятеле храма Жен-Мироносиц, священнике Сергие Иванове, написана сейчас грязная статья, якобы у него были пистолет и наркотики. Не верьте этому! Не может совмещать священническое сердце и то, и другое, и говорить об истинном Боге и о святой праведной жизни, совершать Таинства», — сказал митрополит.
Между тем, по словам псковского журналиста Людмилы Савицкой, протоиерей Сергей Иванов, несмотря на судимость, продолжал вести службу в храме святых Жен-Мироносиц и преподавал в воскресной школе.
Отстранить от исполнения обязанностей настоятеля храма должен был церковный епархиальный суд, который, однако, так и не состоялся. Иванову запретил служить архиерейский совет, без лишнего шума прошедший незадолго до Рождества. Запрет будет длиться ровно три года, однако в решении отмечено, что «в случае достойного поведения» его могут сократить до двух лет.
Оценил 1 человек
1 кармы