«Иерархи» ПЦУ так много наговорили о лжи и манипуляциях при создании своей структуры, что уместно ставить вопрос – а насколько законно ее существование вообще?
Раскол в среде ПЦУ и почти ежедневно появляющиеся «откровения» ее членов друг о друге заставляют ставить вопрос о том, насколько законным было создание этой структуры. Ведь невероятное обилие лжи, связанной с «объединительным Собором», едва ли позволяет назвать Церковью то формирование, которое было на нем создано.
Мы все знаем, что девятая заповедь, данная Моисею Богом на горе Синай, запрещает лгать. Апостол Павел в послании христианам города Эфеса писал: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы части одного тела» (Еф. 4:25).
Может ли ложь лечь в основание создания Церкви?
Святой евангелист Матфей описывает эпизод, который ясно и однозначно дает нам знание о том, что есть основание Церкви. «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 13-18).
Согласно единодушному мнению святых отцов, Господь Иисус Христос создал Церковь не на личности святого апостола Петра, а вот на этом его исповедании, что стоявший перед ним Иисус есть Христос, Сын Бога Живого. На этом исповедании основывается как Вселенская Православная Церковь, так и любая церковная структура, будь то автокефальная Церковь, автономная, экзархат и так далее. Конкретное проявление этого исповедания в каноническом статусе церковной структуры (автокефалии, автономии и т.д.) выражается в том, что таковой статус приобретается в согласии с волей Божией и с заповедями Божиими.
Цель Церкви – научить человека выполнять заповеди Божии и вести его в Царствие Небесное. Если создатели церковной структуры сами очевидно нарушают заповеди Божии, невольно возникает сомнение в том, что такое формирование имеет отношение к Церкви.
О том, что ПЦУ основана на лжи и стремлении различных участников этого проекта обвести друг друга вокруг пальца, говорят не их оппоненты и недоброжелатели. Об этом говорят сами создатели ПЦУ.
Если создатели церковной структуры сами очевидно нарушают заповеди Божии, невольно возникает сомнение в том, что такое формирование имеет отношение к Церкви.
15 декабря 2018 года в древней Софии Киевской прошло мероприятие, гордо наименованное «объединительным Собором». Но, как оказывается, это больше походило на мастер-класс нарушения вышеупомянутой заповеди: «не лги». Итак…
Ложь первая: об участии УПЦ в создании ПЦУ
Еще и сегодня находятся те, кто говорит, что «объединительный Собор» объединил три ветви украинского Православия: УПЦ КП, УАПЦ и каноническую Украинскую Православную Церковь. Последняя была якобы представлена двумя архиереями и в их лице участвовала в объединении. Этой же точки зрения, кстати, придерживается и Фанар.
Но правда заключается в том, что еще 07.12.2018 г. на заседании Священного Синода УПЦ было принято официальное решение Церкви в связи с так называемым «объединительным Собором»: «Считать запланированный "объединительный Собор" незаконным собранием, поскольку в нем примут участие представители раскольнических группировок. В связи с этим, на основании Постановления Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 г., епископату, духовенству, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви участвовать в так называемом объединительном Соборе не благословляется».
Правда заключается также и в том, что двое бывших митрополитов УПЦ – Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко), – присутствовавшие на «объединительном Соборе», заявили, что они являются архиереями не УПЦ, а Константинопольского патриархата. И уже как своему предстоятелю они направили патриарху Варфоломею письма с просьбой оградить их от канонических прещений со стороны УПЦ. Это было сделано еще до «объединительного Собора». И на само мероприятие они пошли уже с ответными письмами патриарха Варфоломея, который их приветствовал как своих архиереев – «освобождая от всякой ответственности, или обвинения, или любого другого прещения, налагаемого на Вас каким бы то ни было церковным органом». Бывший митрополит Александр (Драбинко) даже не постеснялся опубликовать этот ответ на своей странице в Facebook:
Письмо патриарха Варфоломея. Фото: Facebook-страница экс-митрополита Александра (Драбинко)
Таким образом, можно уверенно констатировать тот факт, что ни одного архиерея УПЦ на «объединительном Соборе» 15.12.2018 г. не было. И уже сегодня «почетный патриарх» ПЦУ Филарет Денисенко это подтверждает, говоря, что присутствие бывших митрополитов УПЦ Симеона (Шостацкого) и Александра (Драбинко) было пустой формальностью.
Налицо ложь, которая легла в основание ПЦУ.
Ложь вторая: о том, что УПЦ КП и УАПЦ с возникновением ПЦУ прекратили существование
Принято считать, что УПЦ КП и УАПЦ непосредственно перед «объединительным Собором» провели свои «Поместные Соборы» (из-за чего «объединительный» начался с опозданием на несколько часов), на которых приняли решения о самороспуске. Таким образом, было якобы проведено учреждение новой религиозной организации – ПЦУ.
Однако правда заключается в том, что провести эти «Поместные Соборы» в соответствии с уставами УПЦ КП и УАПЦ было объективно невозможно. Поэтому было принято решение сделать вид, что это были «Поместные Соборы», закрыв глаза на все юридические ошибки и несоответствия. Какие положения Устава УПЦ КП были нарушены, СПЖ проанализировал в статье «Война соборов: восстановил ли Филарет Киевский патриархат?» Если так же проанализировать устав УАПЦ, то и там, думается, нарушений найдется немало. А поскольку так называемые «Поместные Соборы» УПЦ КП и УАПЦ были проведены незаконно, то незаконными являются и решения об их самороспуске.
Собственно говоря, они никуда и не самораспускались, а спокойно продолжают существовать, о чем нам наглядно подтверждает Госреестр юридических лиц.
Скриншот религиозного центра УАПЦ в Госреестре юридических лиц Министерства юстиции Украины
Религиозный центр УАПЦ по прежнему существует, и в поиске в реестре можно без труда найти десятки и сотни храмов именно УАПЦ, а не ПЦУ.
По УПЦ КП ситуация аналогичная. Да и сами лидеры УПЦ КП и УАПЦ Филарет Денисенко и Макарий Малетич говорят сегодня о том, что не намерены подавать документы на ликвидацию своих религиозных организаций. Вот цитата из интервью Макария Малетича изданию «Апостроф» от 23.05.2019 г.: «Мы пока также (как и УПЦ КП – Ред.) не ликвидированы в государственном реестре. Объясню почему. Неправду говорили некоторые государственные чиновники, публично заявляя, что Киевский патриархат ликвидирован. Дело в том, что почетный патриарх Филарет предоставил лишь копии, а не оригиналы документов, необходимых для ликвидации. Когда меня попросили сдать документы для ликвидации, я ответил, что до тех пор, пока не увижу оригиналов с другой стороны, не отдам своих».
Надо ли говорить, что в свете нынешней ситуации оригиналы документов от Филарета уже никто не увидит? А значит, и УПЦ КП, и УАПЦ так и будут продолжать свое существование.
Таким образом, можно утверждать, что никакого объединения (даже раскольников между собой) на «объединительном Соборе» 15.12.2018 г. не было.
Налицо ложь, которая легла в основание ПЦУ.
Ложь третья: Филарет хотел обмануть патриарха Варфоломея, а Порошенко с Епифанием обманули Филарета
Утверждается, что на «объединительном Соборе» Епифаний был избран предстоятелем ПЦУ, а Филарет – «почетным патриархом». Вот как об этом рассказывает в интервью изданию «Комментарии» сам Филарет: «Я Епифания предложил Президенту, когда шла подготовка к объединительному Собору 15 декабря 2018 года. Но было условие, что Епифаний станет предстоятелем, а фактически руководить Церковью в Украине будет Патриарх Филарет. А митрополит Епифаний будет представлять украинскую Церковь извне – в православном мире. Это была моя договоренность с Президентом и с Епифанием. Мы не подписывали никакого соглашения, верили на слово, но оказалось, что на слово верить нельзя».
То есть получается, что Филарет, Порошенко и Епифаний договаривались за кулисами «объединительного Собора» о том, что они обманут и патриарха Варфоломея, и сторонников ПЦУ, и весь православный мир. А «епископы» этой структуры все знали, но молчали. В Церкви молчание – похвальная добродетель, но явно не в данном случае. Святитель Григорий Богослов сказал, что «молчанием предается Бог».
Налицо ложь, которая легла в основание ПЦУ.
Ложь четвертая: о «почетном патриархе»
Сегодня уже все привыкли к этому абсурдному словосочетанию, которое появилось в обиходе с легкой руки Евстратия Зори – недавнего адъютанта Филарета, а теперь – его злейшего врага.
Однако почетных патриархов в истинной Церкви не бывает и быть не может. Если существует патриарх – значит, есть патриархат. Если патриархата нет – значит, нет и патриарха, все просто.
Филарета никто в православном мире патриархом никогда не считал, включая Фанар. Но в Киевском патриархате, включая Епифания, Зорю и прочих, – считали, называли и воспевали.
И вот Фанар создал из Киевского патриархата и УАПЦ якобы каноничную Церковь и дал ей статус митрополии. Что обязаны были сделать люди, вдруг ставшие «каноническими иерархами»? Подчиниться правилам хотя бы той Церкви, что «вывела их в люди», то есть, Константинопольской. Но Фанар далеко, а Филарет – близко. Потому и Епифаний, и «иерархи» ПЦУ и Порошенко создали виртуальную реальность, в которой есть некий «митрополит Киевский», глава Церкви, а есть «почетный патриарх», который управляет епархией, принадлежащей главе Церкви.
Налицо ложь, которая легла в основание ПЦУ.
Ложь пятая: о зарубежных приходах и «епископах» ПЦУ
В момент, когда проходил «объединительный Собор», его члены знали о содержании Томоса ПЦУ. Одним из главных пунктов этого документа было утверждение, что все зарубежные приходы, епархии и, соответственно, епископы УПЦ КП переходят в юрисдикцию Фанара.
Тем не менее, зарубежные «иерархи» Киевского патриархата в этом «Соборе» участвовали, голосовали на выборах «предстоятеля» и после создания ПЦУ так и остались в числе «епископата» ПЦУ. Но ненадолго. За участие в «Поместном Соборе» УПЦ КП 20 июня 2019 года «митрополита» Белгородского Иоасафа Шибаева и его «викария» Петра Москалева «Синод» ПЦУ исключил из числа своих членов.
Иоасаф Шибаев написал об этом следующее: «На объединительном Соборе, участниками которого мы были по приглашению патриарха Варфоломея, был вашим обманом принят устав СЦУ. 4-й пункт этого устава гласит о том, что юрисдикция СЦУ распространяется только на территорию Украины. Мы с моим викарием находимся вне территории Украины, а значит, вне юрисдикции СЦУ. Кого же вы сейчас исключили из состава епископата? Мы и не были в составе вашего епископата. Да и наше участие в объединительном Соборе после принятия на нем устава было незаконным. А принимался устав первым пунктом Собора. Вашим обманом, уже не будучи в составе вашей СЦУ, мы присутствовали на Соборе. Почему? Вам просто нужны были наши голоса. Незаконным было участие в этом Cоборе и всех остальные епископов диаспоры – митр. Андриана (Старины), еп. Филарета Молдавского, митр. Михаила (Ляроша). Таким образом, перевес в голосах Митр. Епифания уменьшается на 5 человек».
В результате «митрополит» УПЦ КП сам обвиняет своих недавних собратьев в том, что «объединительный Собор» прошел незаконно. А подытоживает Иоасаф Шибаев свое сообщение такими словами в адрес ПЦУ: «Несомненно, вы войдете в историю как разбойничья Церковь».
Ложь шестая: о краже названия УПЦ
Она стала известной уже после «объединительного Собора». Это попытка выдать ПЦУ за Украинскую Православную Церковь. 30 января была зарегистрирована религиозная организация «Киевская митрополия Украинской Православной Церкви (Православной Церкви Украины)». Кроме того, что данное название вводит в заблуждение, поскольку почти дословно воспроизводит название канонической УПЦ, так это название не значится ни в одном документе ПЦУ, ни в уставе, ни в Томосе, ни в решениях «Синода».
18 июня 2019 г. Окружной административный суд г. Киева открыл производство по иску УПЦ об отмене регистрации этой «Киевской митрополии УПЦ (ПЦУ)». С точки зрения чистой юриспруденции вероятность отмены регистрации практически стопроцентная. Если этого не произойдет, значит, как это часто бывает в нашей стране, в дело вмешаются политические интересы.
Можно насчитать и седьмой, восьмой и прочие примеры лжи в основе создания ПЦУ, но думается, что это излишне. Совершенно ясно одно: структура, построенная на лжи, не имеет морального права называться Церковью, структура, построенная на нарушении заповеди Божией, не может учить людей Божиим законам.
В Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос описывает две категории людей: одни слушают Его слова и исполняют, другие – просто слушают. Дело первых – подобны дому, построенному на камне, которому не страшны ни бури, ни ветры. Дело вторых – дом, построенный на песке, который разрушается при малейшем испытании.
Сможет ли ПЦУ, построенная на лжи, выстоять при испытаниях? Пример нового филаретовского раскола показывает, что первый ветер изрядно потрепал эту конструкцию.
«А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф 7, 26-27).
https://spzh.news/ru/zashhita-...
Оценили 7 человек
10 кармы