Почему некоторые люди мечтают о революции

79 7447



Всем понятно, откуда берутся революционеры. Хлёстко высказался на эту тему в своё время Гарри Каспаров — «...они борются за своё право. За право беззастенчиво грабить страну и бесконечно обогащаться. И это право путинская воровская бригада нам так просто не отдаст...». Действительно — если удача сопутствует революционеру, через какое-то время он таки прорывается во власть. Это хороший приз, особенно если учесть, что даже неудачные попытки прорыва нередко щедро финансируются заинтересованными сторонами.

Однако если с революционерами всё понятно, то вот с теми, кто революционеров поддерживает, ясности гораздо меньше. Никаких ощутимых «плюшек» от своих убеждений эти «несогласные» господа не получают, поэтому приходится заключить, что сражаются против «кровавого режима» они из идеологических соображений — так как считают своё дело правым.

Сразу оговорюсь, бывают ситуации, когда можно понять и революционеров — никто не будет осуждать, например, сражавшихся против режима Виши деятелей французского Сопротивления. Но всё же в большинстве случаев революция не приносит государству ничего, кроме разрухи, нищеты, потери территорий, гражданской войны и прочих отлично знакомых нам по нашей богатой истории печальных последствий.

Так откуда же берутся сторонники разнообразных радикальных движений, всерьёз мечтающие о революции или о государственном перевороте?

Учёные дают косвенный ответ на этот вопрос. Знаете, как отличить плохого специалиста от хорошего? Есть довольно надёжная примета. Плохой специалист обычно абсолютно уверен в себе и своих знаниях, хороший же специалист привык учитывать массу нюансов и редко бывает категоричен.

Этот феномен объясняется эффектом Даннинга-Крюгера, согласно которому некомпетентные люди неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации:

http://pikabu.ru/story/neznani...

Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг провели на рубеже тысячелетий любопытный эксперимент. Они собрали специалистов разной квалификации и попросили их оценить свои знания.

Наименее компетентные оценивали свои знания в районе 100%. Подопытные средней квалификации, напротив, считали себя не особо-то и квалифицированными. Наконец, самые лучше также оценивали себя высоко — однако их оценки даже и близко не дотягивали до абсолютной уверенности профанов.

Подтвердилась интуитивно-понятное предположение: чем слабее разбирается человек в предмете, тем более высоко он склонен оценивать свои знания. Именно отсюда, кстати, идёт широко распространённая привычка давать ценные советы по лечению заболеваний. Не имеющие никакого отношения к врачебной специальности обыватели зачастую убеждены, что они отлично знают, как вылечить ту или иную болезнь.

Вернёмся к политике.

Что думает о революциях человек, который хотя бы немного разбирается в истории и в управлении государством? Если только он не прикормлен соответствующими организациями, он думает примерно следующее:

1. Революция — это огромный риск, революции, которые шли на благо обществу и государству, можно пересчитать по пальцам.

2. Большая часть решений властей выглядит вполне разумной — те же решения, с которыми я не согласен, могут быть вызваны не злым умыслом, а отсутствием альтернатив, например.

3. Наконец, логично предположить, что находящиеся «у руля» люди обладают лучшими навыками и большей полнотой информации, чем даже хорошо информированный обыватель. Следовательно, если информированный обыватель не согласен где-то с властями, вполне возможно, что неправ как раз обыватель, а не власти.

А что думает человек, который в истории и в политике не понимает ровным счётом ничего?

1. Во власти дураки и воры, но я точно знаю, кто не дурак и не вор. Не дурак и не вор вот этот бородатый господин, который говорит такие правильные вещи по радио. Его бы нам в президенты или хотя бы в министры!

2. Власть принимает дурацкие решения, надо делать всё совершенно иначе, это очевидно каждому. Какие же там дебилы засели!

3. Нужно выгнать из власти плохих людей, и поставить туда хороших, которые пишут правильные вещи в Фейсбуке. Тогда всё будет просто замечательно, и в экономике, и в политике... везде.

И знаете, что самое любопытное?

Попытка вступить в дискуссию с таким вот воинствующим реформатором обречена обычно на неудачу. Или он говорит «ой, я не увлекаюсь политикой, просто очевидно же, что кругом жулики и воры» — и на этом дискуссия заканчивается. Или же он начинает активно отстаивать свою позицию, игнорируя при этом факты — и вы ровно ничего не можете с этим сделать, так как если бы он умел включать голову, он был бы гораздо более компетентен, и спорить вам было не о чем.

На этом месте остановлюсь чуть подробнее. Почему профаны так уверены в себе, почему вообще имеет место быть эффект Даннинга-Крюгера?

Всё просто. Если профан в себе не уверен, если он может усваивать новую информацию, делать из неё выводы и признавать свои ошибки, он довольно быстро перестаёт быть профаном и становится как минимум среднего уровня специалистом. Если же профан уверен в себе абсолютно, дороги к обучению для него практически закрыты.

Проще говоря, эффект Даннинга-Крюгера стоило бы перевернуть. Это вовсе не профаны абсолютно уверены в своих знаниях. Наоборот, это абсолютно уверенные в своих знаниях люди являются профанами.

Подведу итог

Из вышеизложенного можно сделать два практических вывода.

1. Если вы видите абсолютно уверенного человек, который предлагает вам набор простых, резких и однозначных решений — перед вами почти наверняка профан, который не разбирается в том, о чём говорит.

2. Быстрее всего идеи уровня «кружевные трусики и Евросоюз» распространяются среди невежественных масс. Таким образом, для противодействия разным радикальным и экстремистским идеям государству имеет смысл серьёзно вкладываться в образование общества. Чем лучше будет разбираться в истории и политике средний обыватель, тем стабильнее и устойчивее будет наше государство.

PS. Как вы знаете, я веду видеоблог на «Политической России», там я отвечаю на вопросы зрителей:

https://www.youtube.com/playli...

Так вот, на всякий случай напоминаю, задать мне вопрос можно прямо на сайте «Политической России». Там сверху справа есть кнопка «Задать вопрос»:

http://politrussia.com/

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Обсудить
  • Всем понятно, откуда берутся революционеры. Хлёстко высказался на эту тему в своё время Гарри Каспаров — «...они борются за своё право. --------------------------------------------------- Правильно Каспарова ещё в школе прозвали "маленькая вонючка".))) Учёные дают косвенный ответ на этот вопрос. Знаете, как отличить плохого специалиста от хорошего? Есть довольно надёжная примета. Плохой специалист обычно абсолютно уверен в себе и своих знаниях, хороший же специалист привык учитывать массу нюансов и редко бывает категоричен. --------------------------------------------------------------------- Туполев был плохим специалистом? (Это об самоуверенности) И Ленин был хорошим юристом.) (Это о революционерах).
  • Только суды троек могут залепить дуло хотению метнуться в сторону революционности!
  • Революционэры завсегда берутся из Жыдвы. Жы2 - это состояние души.
  • Если бы простая домохозяйка имела бы информацию, доступную Путину, Лаврову и Шойгу, она непременно впала бы в а%уй.
  • Солоневич И.Л.: " И нет до сих пор такого учебника истории, который, подведя самые бесспорные итоги "великим переворотам мира", сказал бы всем начинателям новых революций: "Дорогие мои ситуайены, товарищи, геноссы и камрады! На основании статистических данных о предыдущих революциях, начинатели новой не имеют почти никаких шансов выбраться из нее живьем. И нет никаких шансов не потерять в ней отца, брата, жену или дочь. Нет никаких шансов уйти от голода, грязи, расстрелов и унижений революционного процесса. Правда, если вы попадете в разряд тех двух-трех процентов начинателей, которых не постигла судьба Дантона, Рема, Троцкого и прочих, тогда, при крайней степени Моральной нетребовательности, вы сможете считать себя в выигрыше: к вам по наследству перейдут штаны вашего расстрелянного брата, правда, без революции вы купили бы за это время сто пар штанов. Но вот эти наследственные штаны вы можете одевать в славную годовщину гибели вашего брата: 14 июля, 25 октября или 9 сентября. И хвастаться завоеваниями революции -- штанами, ею для вас завоеванными у вашего брата. Вашей точки зрения, по всей вероятности, никто опровергать не будет, ибо ваш брат давно уже сгнил..." Все это могли бы и должны были бы сказать нам наши учителя: философы и социологи, профессора и публицисты. Могли бы и должны были бы перечислить и завоевания революции: гибель около пяти миллионов населения во Франции, около десятка миллионов в Германии, около полусотни миллионов в России. Могли бы рассказать о женщинах Франции, России и Германии, стоящих в очередях за куском хлеба и с этим куском хлеба в очередях у тюремных дверей, чтобы кое-как накормить отцов, мужей, братьев, сыновей, или узнать, что и они уже "завоеваны революцией" и отправлены на окончательный пир богов, -- на гильотину, плаху или к стенке."