«28 панфиловцев» - правда о войне или подделка?

22 2185

В субботу сходили с мужем на фильм «28 панфиловцев». После просмотра мы обсудили увиденное, и муж написал эту заметку:

Фильм долгожданный, в прямом смысле слова. Чтобы начать съёмки, создатели картины несколько лет собирали добровольные пожертвования. Люди со всей страны, и наша семья в том числе, с радостью отдавали деньги, потому что ждали – кино будет глотком свежего воздуха, ответом всевозможной «михалковщине», то есть тупой антисоветской пропаганде, которую в последние десятилетия снимают под видом фильмов о Великой Отечественной войне.

Оправдались ли ожидания людей, которые «голосовали рублём» за съёмки «народного фильма о войне»? Как один из этих людей, выскажу своё личное мнение – ожидания не оправдались. Или, правильнее будет сказать, я увидел в этом фильме нечто неожиданное. Меня покоробили на первый взгляд второстепенные, но, на самом деле, важнейшие «мелочи».

Не буду писать, что в этом фильме хорошо. Я видел уже несколько отзывов, в которых были упомянуты все несомненные достоинства картины: отсутствие «михалковщины» (атаки с черенками от лопат, заградотряды, лагеря и т.д.), почти документальная точность при воспроизведении обстановки того времени, подбор актёров, качественная графика, отличный звук и т.д. и т.п.

Это всё конечно есть, но есть и другое.

Создатели фильма уделили огромное внимание всевозможным деталям, для того чтобы максимально достоверно показать на экране реальность того времени. Это касается обмундирования солдат, знаков отличия на форме, видов вооружения и военной техники, особенностей создания оборонительных сооружений, тактики ведения боя и т.д. и т.п.

Наблюдая такой добросовестный подход к делу, странно было видеть, что в фильме почему-то «потерялся» один, казалось бы, очевидный, исторический факт – в Великой Отечественной войне Советский Союз воевал с фашистами, а борьбой советского народа руководила коммунистическая партия и верховный главнокомандующий И.В.Сталин.

По какой-то причине, создатели фильма потеряли интерес к деталям, когда дело дошло до изображения на экране символов СССР и советской идеологии. Несмотря на то, что один из главных персонажей – политрук, то есть человек, который отвечает за идейное воспитание и политическую грамотность бойцов.

Мне могут справедливо возразить, что, дескать, и в советских фильмах про войну не всегда в кадре развеваются красные знамёна и ведутся разговоры про коммунизм и про защиту социалистического отечества от фашистов. Поэтому, дескать, нет ничего необычного, что и в фильме «28 панфиловцев» нет разговоров о защите СССР и не показана советская символика.

На мой взгляд, такая аргументация совершенно не подходит в данном случае. Объясню почему.

Каждое событие существует в определённом контексте, то есть находится в определённых обстоятельствах, которые могут меняться с течением времени. В Советское время, этот контекст был совершенно не таким как сейчас.

В СССР у всего народа было единое понимание сути Великой Отечественной войны. Зрители того времени и без красных флагов в кадре, знали, что это была война советского народа с фашистами. Все помнили, что война принесла огромные страдания и разрушения. Все знали, что мы победили не просто очередного военного противника, а предельное и абсолютное зло, врага всего человечества. Именно об этом и пелось в известной песне:

Как два различных полюса,

Во всём враждебны мы.

За свет и мир мы боремся,

Они — за царство тьмы.

Это общее, очевидное для всех, понимание сути войны, существовало как фон, на котором авторы фильмов могли изображать самые разные картины. Как напрямую связанные с войной, так и далёкие от неё. Как большого, так и маленького масштаба. Это были и эпические полотна и портреты отдельных людей. Это были изображения героизма и предательства, любви и ненависти. Фильмы на тему войны снимались во всех жанрах – от комедии до драмы. Художники, при желании, могли сфокусировать внимание зрителя на какой-то конкретной теме. Например, подчеркнуть роль и значение русского народа в тех событиях, изобразить ребёнка на войне, женщину на войне и т.д . Война была великим событием и поэтому она могла служить фоном, способным вместить всю полноту человеческой жизни.

При этом, повторю ещё раз, и авторы и зрители твердо знали – это была война, в которой Советский Союз спас мир от фашизма.

Сейчас всё изменилось. После распада СССР наша страна и весь мир существуют в новой реальности. Контекст - стал другим. Мы сейчас живём в антисоветском государстве, гражданам которого, уже несколько десятилетий внедряют в сознание всевозможные мифы о Великой Отечественной войне. Сейчас приходится доказывать существование фактов, которые раньше были для всех очевидными. Например, что с фашистами воевал СССР под руководством коммунистов. Что Победа – это результат героического и жертвенного труда многонационального советского народа.

Именно в такой ситуации и возник запрос на правду о войне. Потому народ так живо отозвался на предложение снять фильм о подвиге СОВЕТСКИХ солдат. Будущие создатели «народного кино» собирали деньги именно на такой фильм:

Ну хорошо, некоторые могут считать, что главная задача выполнена. В фильме реалистично показан подвиг героев, а это уже немало. Пусть в фильме «28 панфиловцев» нет идеологического наполнения, зато оно появится в других, следующих фильмах. Дескать, не всё сразу, главное - начать.

Но в том-то и дело, что идеологическое наполнение в фильме есть, и при этом оно совсем не советское. Авторы откровенно подменяют советские смыслы - на национальные, русские. Несмотря на то, что в некоторых местах это выглядит натянуто и нелепо. Например, в разговоре русского и казаха перед боем.

И это не случайность, не досадная ошибка и не мои домыслы. Как я узнал уже после просмотра фильма - авторы сознательно пошли на такую смысловую подмену. Андрей Шальопа откровенно говорит об этом в интервью перед выходом картины в широкий прокат:

Ведущий: Андрей Геннадиевич, а кто с кем воевал в этом фильме?

Шальопа: Русские против немцев

Ведущий: А не Советский Союз против фашистской Германии?

Шальопа: Нет, воевали на самом деле русские против врагов. Это очень важно, потому что сражались мы за Москву, на тот момент. Конечно, Москва была столицей Советского Союза, но это была и столица России, это главный город России... … Если бы мы сражались за Казахстан, то мы были бы объединены под казахскими знамёнами.

Ведущий: то, что в фильме ни разу не прозвучало словосочетание «советский солдат», «советский народ», «Советский Союз» - это осознанная позиция режиссёра?

Шальопа: Да!

Получается, что Шальопа и Ко, сознательно обманули людей, которые с радостью и надеждой отдали свои кровные деньги на создание правдивого кино о войне.

Увы,«28 панфиловцев» оказался откровенно антисоветским фильмом. По-новому антисоветским.

Раньше была тупая пропаганда в духе Михалкова и Бондарчука-сына, а сейчас, когда народ уже тошнит от этого, людям предлагают более тонкую пропаганду. Предлагают понимать Великую Отечественную, только как войну одного народа против другого. Войну «русских - против врагов». То есть вместо либерального мифа о войне и советском народе, нам сейчас подсовывают националистический миф. Но оба эти мифа - антисоветские, каждый по-своему. Они оба убивают историю. Так что, хрен редьки не слаще.

Такая подмена ярко проявилась на Донбассе, где антифашистское, глубоко просоветское по своей сути народное движение, стали трансформировать в сторону борьбы за «русский мир». В борьбу русских националистов против украинские националистов.

Эту подмену удалось свернуть, после удаления Стрелкова из ДНР. Но то, что она существовала – это факт, и многочисленные русские националисты, которые воевали на Донбассе и пропагандировали свои взгляды – прямое тому свидетельство.

Просоветские настроения в народе очень высоки, несмотря на десятилетия либеральной пропаганды, которая изображала наше прошлое как абсолютное зло. Поэтому враги делают поправку на ресоветизацию и смещают акцент на более тонкие методы работы. Они признают величие нашего прошлого, но изображая восхищение формой – атакуют содержание.

Товарищи, будьте бдительны!

Не поддавайтесь на провокации!


Источник: http://morzhik55.livejournal.c...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Постсоветское пространство, пересборка!

Вторичные санкции США и ЕС, применяемые к России, не способствуют развитию экономики стран Прибалтики и постсоветских республик. Напротив, все эти ограничения только ухудшают их эконом...

Просто новости - 181

Сегодня кучно пошло: Под звуки похоронного марша из Нигера вылетел последний американский транспортник с успевшими уцепиться за шасси французами. Те, кто не успел, рванули в Чад, г...

Обсудить
  • По моему Вы слишком придираетесь.
    • KAMAS
    • 2 декабря 2016 г. 05:17
    А много про партию и Сталина в фильмах "Горячий снег", "На войне, как на войне", "В бой идут одни старики"? Или вы по советским агиткам соскучились. Напомню, что от таких агиток всех буквально тошнило и они откровенно портили хорошие фильмы.
  • Чушь автор городит. Фильм старательно снимался нейтральным с политической точки зрения. И совершенно правильно. Это был подвиг, но подвиг народный, а агитацию оставьте на выборы.
    • vjhbc
    • 2 декабря 2016 г. 10:39
    Согласен с автором
  • "Ведущий: то, что в фильме ни разу не прозвучало словосочетание «советский солдат», «советский народ», «Советский Союз» - это осознанная позиция режиссёра? Шальопа: Да!" Если это осознанная позиция Шальопы, то я зауважал его ещё больше. Княжество Новгородское, царство Русь, Российская Империя, СССР - это всё лики русского народа. В лице панфиловцев с немцами воевала вся прошлая Русь, во всех своих ипостасях, со всеми народами, когда-либо её населявшими. Рассматривать Великую Войну только как войну СССР против фашистской Германии - узко и в корне неверно, на мой взгляд. Шальопа - молодец!.