Любовь к Микрокосму против профанного эгоизма.

0 1053
В сочинении Айн Рэнд под названием “Гимн” присутствует такой пассаж:

“И вот я вижу лицо бога, и я возношу его над землей. Бога, которого человек искал с тех пор, как люди начали существовать. Этот бог даст нам радость, мир и гордость. Этот бог — "Я".”

Но все, кто хорошо знаком с творчеством Рэнд, прекрасно понимают, что то, о чем она пишет, не имеет никакого отношения не к “богу”, не к Архетипу в высшем его понимании.

Вся деятельность амбициозной эмигрантки сводилась лишь к популяризации сомнительных идей Макса Штирнера и пересказу определенных ницшеанских концептов, воспринятых, разумеется, на либеральный лад. Бешеная популярность Рэнд в свое время была обусловлена как раз доступным литературным изложением ею столь же доступных, мелочных и простых идеалов, функция которых заключалась в легитимизации наиболее низких и тривиальных человеческих побуждений, так как “я”, о котором с таким пафосом она пишет – “я” пустое, лишенное какого-либо духовного и интеллектуального начала, “я” среднестатистического шудры, возомнившего себя князем мира сего. В давние времена индивидуализм был привилегией аристократов и вершителей судеб,

Просвещение же успешно скормило некогда олимпийское “ego” вечно голодному плебсу, превратив в профанное “me”.

Сугубо современная концепция эгоизма возникла на базе эгалитаризма, завладевшего умами европейских мыслителей второй половины 18 века. Народ из единой однородной общности(коей он де-факто всегда и являлся), возглавляемой пассионарным меньшинством, был искусственно раздроблен и превращен в пеструю мозаику равных по качеству “индивидуумов”, каждый из которых заражен идеей своей исключительности, считая, что для этого не требуется ничего, кроме собственной веры. При этом масса в своей совокупности как была однородной и глупой, так и осталась, однако те, кто говорит об этом в открытую, тут же записываются в мизантропы.

Эгалитарный индивидуализм настолько прочно впитался в наше привычное миропонимание, что избавиться от него так просто уже невозможно. Вместо этого задачей традиционализма в новейшее время является тщательная переработка концепта любви к себе, возвращение ему статуса Мифа. Над этой идеей, пожалуй, впервые в истории литературы задумался русский писатель Юрий Витальевич Мамлеев еще во второй половине прошлого века. Один из персонажей его главного романа “Шатуны”, Геннадий Ремин, буквально одержим концепцией метафизического эгоизма:

“Его восхищало, например, главное положение новой религии о том, что объектом поклонения, любви и веры должно быть собственное Я верующего. Однако, под этим Я имелось ввиду прежде всего то, что раскрывалось как бессмертное, вечное начало, как дух. "Я" являлось таким образом абсолютной и трансцендентной реальностью. И в то же время оно было личным Я верующего, но уже духовно реализованным. Мое бытие в качестве человека понималось следовательно лишь как момент в моем вечном самобытии.”

“…Следовательно, это не было религией эгоизма (ибо эгоизм - предательство по отношению к высшему Я) или религией обожествления человека или личности (так как высшее Я как трансцендентное, запредельное выходило за круг человеческого существования).”

Весьма любопытный пассаж, согласитесь, однако подобная интуиция, несомненно, далека от идеалов Традиции, поскольку отрицает связь “я” с Высшим Началом Бытия, отнимает у него роль Микрокосма.

Центральное положение человека как Микрокосма во вселенной подтверждалось еще герметиками Средневековья, а главная работа алхимика - “Opus Magnum”(Великое Делание) – предполагала прежде всего полный “побег вовнутрь”, тотальную концентрацию на собственном микрокосме с дальнейшим “примирением противоположностей”. Известная герметическая аббревиатура, V.I.T.R.I.O.L., трактуется как “Visita Interiora Terrae Recctificado Invenietis Occultum Lapidem” («Посети внутренность земли, очистившись, найдешь тайный камень»). Таков мистический индивидуализм алхимиков, своеобразный и крайне интровертный.

Однако “религия “Я” имеет гораздо более глубокую историю, чем может показаться на первый взгляд. Согласно Упанишадам, божественное эго человека, Атман, тождественно Брахману – незримой сверхчеловеческой субстанции, первооснове всех вещей и феноменов. Атман, таким образом, становится индивидуальным восприятием Высшего Существа, а любовь к своему “я” возводится в некое подобие религиозного культа, объединяющего людей в своем тождестве Абсолюту. Задействовав весь свой ментальный потенциал в процессе Богореализации, человек, с точки зрения индийской метафизики, навсегда возвращает свой Атман в лоно Брахмана, становится частью его, как и должно было бы быть. Об этом пишет Мамлеев в своей более зрелой работе “Судьба бытия”:

“Итак, тот, кто осуществляет Богореализацию, становится пилигримом собственного бесконечного Я. Вернее, он сливается с Ним и обретает неограниченное и безусловное Бытие, как бы стоящее за занавесью всех конкретных форм бытия. Он обретает подлинную абсолютную свободу. Обретая бесконечное Бытие, «осознающее» Себя в Чистом Сознании, он «обретает» и то, что его поддерживает, в чем оно содержится: Божественное «Ничто» во всей полноте своих возможностей, в том числе и непроявляющихся... Следовательно, он сливается также с Метафизическим Молчанием.

Поэтому, когда вся Вселенная и все космосы возвратятся в свое Первоначало, он, совершивший Богореализацию, все равно «будет» по-прежнему, ибо он есть как во время Дня, так и Ночи Брахмана, ибо Он и Брахман — одно и то же. «Во время Великой Пралайи, когда «ничего нет», он, реализовавший Божественное «Ничто», есть это «Ничто», ибо он реализовал Нирвану.

«Во время» Дня Брахмана (когда есть время и мир) Любовь к Своему Бытию сливается в Нем с Самим Бытием, «во время» Ночи (когда нет мира, но Он есть), эта Любовь уходит туда, где Начало самому Бытию...”

Таким образом напыщенный эгоизм профана сакрализируется, приобретает новую форму и выходит на более высокий уровень, метафизически оправдывая себя, трансформируясь в индивидуально выраженную любовь к Абсолюту. “Индивидуализм” девальвируется как модернистский феномен, субъект возвращается к своим духовным истокам и возрождает в себе архетип самости, тождественный Божественным истокам бытия.

Специально для паблика "Ante Bellum" - http://vk.com/ante_bellum

Вас же предупреждали: Русские всегда приходят за своим

Здравствуйте, мои дорогие читатели. Ну, говорили же дурням, что "с русскими надо или играть честно, или вообще не играть". Не поняли? Не вняли? Ну не обессудьте…История не столь давняя,...

Эволюция "адского утёнка": От "тупика авиации" до "символа русской военной мощи". Западные эксперты полностью поменяли мнение о Су-34

Редко чего хорошее прочитаешь в западной прессе о российской авиации. И даже если хвалят, обязательно ввернут что-нибудь саркастическое или ядовитое. А таким "спорным" разработкам, как ...