ПОЧЕМУ ВАЛЕРИЮ ФОКИНУ И АНДРЕЮ МОГУЧЕМУ СЛЕДУЕТ ПОУЧИТЬСЯ У ТИМУРА ВОРОХОВА и профессора Тихонова-Бугрова?

0 3215

Если мы разберём последние спектакли Фокина и Могучего, то без труда обнаружим потерю этими, формально маститыми режиссёрами, чувства реальности. Что можно сказать в целом об их «находках»? Скучно, с известной претензией на оригинальность, но и пошловатую провинциальность взглядов.

Попробуем проанализировать интервью Фокина о спектакле, который он посвятил Кремлёвскому горцу. Конечно? Нужно было не только родиться в Москве после окончания Великой Отечественной войны, но и НИЧЕГО не знать о Ленинградском деле? Ибо ЗАЧЕМ ставить нечто в известном театре страны? Напоминание о безграмотном чудовище, изуродовавшем дважды (как минимум дважды) судьбы жителей Города на Неве! Один раз это произошло, когда он вместе с Ильичом решил перебраться за мощные стены Кремля, решив сдать Северную Столицу на разграбление Юденичу, а второе его неслыханное преступление – это Ленинградское дело.

Увы, но расстрелянные отец и дядя Великого учёного – академика Людмилы Алексеевны Вербицкой – это те личности, о КОТОРЫХ надо было делать десятки постановок! А не о жалком интригане с криминальными запросами. Валерий Фокин наивно рассуждает, что ему было интересно посмотреть, как из «простого паренька» вырастает такая личность. О какой «личности» может идти речь? И можно ли считать «простым» пареньком незадачливого грабителя, нападавшего на банки?

Чем он отличается от «братков» тех же 90-х годов ХХ-ого века? Да ничем! Та же беспринципность, безграмотность, неимоверная жестокость!

Грустно, очень грустно, что, ставя такую конъюнктурную поделку, тот же Фокин не догадался посетить Общество Блокадников, где он бы услышал объективное мнение об этом недалёком политическом прихвостне.

Поговорим, почему в заголовок вынесено имя профессора Кафедры Начертательной геометрии и Компьютерной графики Военмеха? Потому что, к сожалению, Фокину нужно почаще общаться с Дмитрием Евгеньевичем – известным театралом, литературоведом и, конечно, математиком в одном лице. Пытаемся в «ППР» смотреть на многие события его глазами.

Что можно сказать об Андрее Могучем? С его стремлением, то ли плешь свою постоянно маскировать джинсовой кепкой, то ли демонстрировать своё полное отсутствие высокой музыкальной культуры?

Не вдаваясь в подробности репертуара этих двух невыразимо скучных мэтров, да и попросту духовно ленивых, хочется обратить внимание на присутствующие у них самые явные недостатки. Во-первых? Они не могут избавиться от чинопочитания, прячась за ходульные авторитеты. Могучий, закончив институт Авиаприборостроения (наверное, авиации повезло, что он туда не попал, со своими сомнительного уровня, прожектами), в одном из интервью заявил, что он и не собирался связывать себя с миром театра (да лучше бы и не связывал), но случайно попал в кабинет одной чиновницы от театра? И это определило его судьбу.

Фокин? Наводнил Александринский театр зарубежными режиссёрами, понятно, что москвичам трудно общаться с высоко эрудированными жителями Санкт-Петербурга, но при этом? Почему-то не удалось нам его заметить на спектаклях по-настоящему талантливого молодого режиссёра из Башкирии.

Да, речь идёт о Тимуре Сергеевиче Ворохове! Что отличает его спектакли? Конечно же, он сам! Ему не надо было сначала получать инженерную специальность, он сразу выбрал себе будущую профессию, затем магистратура, аспирантура по выбранной театральной специальности, и?

Нельзя сказать, чтобы Фокину и Могучему были бы свойственны общий уровень заскорузлого невежества? Хотя, несомненно, и это присутствует! Но? У кого бы им ЯВНО следовало бы поучиться? Да у тех Военмеховцев, как Сергей Нарышкин, получивший в этом вузе высшее образование, и у его более молодых коллег, которые и на том же ПМЭФ-е и Культурном форуме умеют делать интересные ретроспективные исследования! Уж Могучему-то следовало бы не забывать Начертательную геометрию, когда он выстраивает неудобные конструкции своих нелепых постановок.

В этой связи вспоминается остроумное выражение Президента РФ об одном неудачном фильме, поставленном одним мэтром, отец которого многие десятки лет возглавлял партком крупнейшей писательской организации страны, взрастив из него бюрократа, не способного создать что-то, не потратив обширного арсенала бюджетных рублей. Отвечая журналистам, почему всё-таки этот фильм был послан на Оскара в Киноакадемию США, Президент РФ оригинально парировал:

- Пусть и американцы знают, что война – это дорого, долго и неинтересно!

Скука? Это, как ни грустно констатировать, стало неизменной визитной карточкой Фокина и Могучего! И множество внешних эффектов! То повесить кусок афиши от спектакля деятеля ХХ-ого века на спектакль, который относится в первой половине 19-ого века, то ещё и другие изыски подобного рода. Страсть к чинопочитанию? Она, такая вот страстишка чинопочитания присутствует у этих режиссёров. А ещё? Страх столкнуться с подлинным талантом, когда зрители им самим укажут на дверь.

К чему эти рассуждения о страхе Фокина и Могучего перед настоящим талантом? Почему бы тому и другому не предоставить возможность попробовать свои силы на сценах вверенных им театров тому же Тимуру Ворохову? Причём его студенческий коллектив мог бы без особого труда справиться без затёртых образов тех актёров, которые десятками лет не могут избавиться от своих замыленных представлений о театре.

Ворохов увлекается спортом, включая и мушкетёрское увлечение фехтованием, где Начертательная геометрия играет далеко не последнюю роль. Так вот именно фехтовальной хватки при построении образа будущего спектакля и не хватает Могучему и Фокину. А чем же покоряет Ворохов?

Наверное? Здесь уместно вспомнить, что Александр Николаевич Ржаненков, в отличие от двух стереотипных мэтров, к счастью, понял, что социальный работник должен, прежде всего обладать глубокими психологическими навыками. Вот почему Социальный Комитет имеет теперь под своим патронажем учёных из ГИПСиР – института психологии и социальной работы. Другой совершенно подход избрали себе мэтры, опять же взяв за основу принцип бюрократического паттернизма. Раз мы – руководители театра обладаем определённым административным ресурсом, то и будем НАВЯЗЫВАТЬ зрителям чисто своё, порой весьма примитивное, видение социальных процессов. И сама форма подачи отличается той манерой, которую искусствоведы называют «символикой раннего примитивизма».

Да, психологизму Фокину и Могучему следует поучиться у Ворохова, и весьма основательно! И ещё? Увы, и Фокин и Могучий словно забыли, что Президент РФ – любитель Классической музыки. Мало, очень мало вдумчивой классики в построении партитуры спектакля у этих двух руководителей.

Можно было бы говорить и о других принципиальных разногласиях в общих полотнах спектаклей, которыми они потчуют самую образованную в миру публику, то есть Питерскую. Чего этим режиссёрам явно не хватает? Нет элементов, пусть даже мысленных, Конного балета. Наверное, они забыли, что Президент РФ, поздравляя блистательных офицеров Конной полиции с Женским днём, браво, по-гусарски, выехал на скакуне!

А ведь трусливый Кремлёвский горец, в честь которого необоснованно Фокиным поставлен спектакль, так и не овладел верховой ездой, хотя и провел детство в той местности, где конь считался неизменным другом каждого горца.

Что нам удалось узнать о том же Ворохове в той же Башкирии? Его там ценят по-настоящему! Им гордятся. И услышали мы это от одного очень серьёзного учёного, занимающегося курированием мощных бизнес-проектов в РФ. Не будем сейчас называть его имя в данной статье, чтобы нас не упрекнули в рекламе, ведь он возглавляет одну из крупнейших в мире проектных организаций.

Как называли Ворохова в Башкирии? Яйзак-егет! Это в переводе на русский означает – всадник без седла! Ну и традиционно его зовут Батыр. Это слово, наверное, в переводе не нуждается. Почему же всё-таки не напрасно его называют яйзак-егет?

Удалось посмотреть один спектакль Ворохова, где были задействованы 16 студенток. Что такое молодые, норовистые юные актрисы? Из которых нужно создать ансамблевый спектакль, где каждый элемент занимает строгую номенклатуру в архитектуре всей постановки? Ох, как не просто было создавать ему очередной шедевр. Опять же? Не называем ни фамилии участниц спектакля, ни название постановки, чтобы не было упрёков со стороны многочисленных конкурентов Ворохова, что мы занимаемся рекламой какого-то конкретного спектакля.

И всё-таки? Наверное, а в этом можно и не сомневаться, что зам. Председателю по спорту – Перельману Александру Борисовичу работы Ворохова ПОНРАВЯТСЯ!!! Почему? В них много спортивности! Нет, не той нарочитой, совершенно фальшивой спортивности, когда артисты, успевшие обзавестись изрядной лысиной и солидным брюшком, лениво выходят раз в год на футбольное поле, вяло демонстрируя свою мнимую спортивность. Кстати? Тот же профессор Тихонов-Бугров, участвуя в соревнованиях по волейболу или баскетболу, не обзавелся утомительным правилом приглашать десятки журналистов, чтобы запечатлеть предполагаемую (в лице театральных команд) спортивность. Не будем забывать, что и наши футболисты словно переняли от таких вот театральных футболистов театральность поз на футбольном поле и никчёмную манерность…

Так в чем же выражается удивительная спортивность спектаклей Ворохова?

А вот об этом мы поговорим ещё отдельно. Важно другое! Приближается Праздник «Алые паруса»? Наверное, Тимуру Ворохову следовало бы порадовать не только выпускников школ своими работами, но и многочисленных телезрителей.

Нужна новизна. Сегодня недопустимо прятаться за обветшалые клише прежних неудачных образов.

О чём хотелось бы сказать? Многие профессиональные музыканты сейчас возмущены, что вскоре одна «актриса» (???) и «певица» (???) в одном лице оккупирует сцену в Москве на целый вечер, мучая телезрителей очередным набором плесневелой фанеры. Почему же те же Фокин и Могучий не высказались о том, что крайне опасно рекламировать со сцены так называемое пение того стиля, которое не дотягивает даже до уровня сельской самодеятельности? Ведь ансамбль «Бурановские бабушки» смог занять Второе место, а эта звезда неизмеримо отстала от них на том же Музыкальном конкурсе.

Что характерно? Апологеты этой безвкусицы утверждают:

- Что ТАКОЕ для нас мнение европейцев? Они НЕ ПОНИМАЮТ наших российских вкусов!

Предположим, что это так и есть! Но зачем тогда Фокин приглашает к себе в театр зарубежных режиссёров? Ведь они не понимают запросов россиян. Будем откровенны, ансамбль из Удмуртии пользовался заслуженным успехом. Их выступление хотелось смотреть вновь и вновь! А хотелось ли дослушать до конца унылую поделку «Примадонна»? Нет, такого желания не возникало!

Александр Владимирович Бречалов – нынешний руководитель Удмуртии, порадовавшей нас своими Бурановскими бабушками, понимает значение народного творчества. Так почему бы таких бабушек, дедушек не включать в Культурную программу того же ПМЭФ-а? ЯЭФ-а – Ялтинского форума? Но не происходит этого только потому, что, встав однажды на ржавые рельсы театральных штампов, мэтрам от культуры трудно, ОЧЕНЬ трудно завоевать истинное доверие публики! И тогда-то? Вот уж не на шутку бы удивился тот же Перельман! Деятели культуры стали НАСТОЙЧИВО требовать разрешить продажу алкогольных напитков в учреждениях культуры! Чтобы сражать наповал зрителей не театральным мастерством, а воздействием алкоголя? Соломоново решение!

Тимуру Ворохову удаётся держать зрительское внимание без уловок Бахуса…

Впрочем? Мы ещё вернёмся к обсуждению этих тем. Непросто, очень непросто придётся ныне выстраивать взаимодействие с представителями культуры Вице-губернатору Владимиру Кириллову, но поможет ему расставить поэтические акценты на театральном поле её Величество Классическая музыка, о которой у нас, к сожалению, во многих театрах забывают, как и о Блокадной закваске…

Когда-то мне довелось беседовать с Антониной Николаевной Ковалевской, как они с мужем-инженером организовывали в Башкирии работу эвакуированных из Питера заводов в годы Великой Отечественной войны… Да, в Башкирии сегодня сохранилась Блокадная закваска, как говорит Василий Николаевич Кичеджи, а многим в театрах этой закваски не хватает, а жаль!

Георгий Лозовский 

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...