ВОЗВРАЩЕНИЕ К ДВОРЯНСКИМ ТЕАТРАМ? Или почему Вадиму Милкову не предоставляют театральные площадки в Северной Столице?

0 3864

Просматривая ежедневно сайт Правительства РФ, с громадной радостью воспринял новость, что Премьер-министр ОТМЕНИЛ объединение двух театров – Александринского в Санкт-Петербурге и Ярославского театра. Зная, каким страстным театралом был Дмитрий Анатольевич Медведев ещё со школьных лет, продолжая интересоваться творчеством актёров и сегодня, стал более глубоко вникать в данную проблему. И что же выяснилось? Конечно, пришлось получить самые исчерпывающие консультации во вновь созданном Международном рейтинговом агентстве.

С чем удалось столкнуться? В Городе на Неве есть талантливейший Оперный режиссёр – Вадим Георгиевич Милков-Товстоногов? Он недавно с небывалым успехом поставил «Летучую мышь» в театре «Ла Скала». Но вот в своём родном городе? Учёному, преподавателю Консерватории сцена не предоставляется, чтобы подарить россиянам подлинные шедевры?

На чём делал акцент при необходимости объединения театров Валерий Фокин? Что «появится возможность приглашать ЗАРУБЕЖНЫХ (???) режиссёров в Ярославль». Спрашивается, а зачем? В знак протеста, Валерий Фокин написал заявление о выходе из СТД (Союза Театральных Деятелей), как говорится, скатертью дорога. Но КТО является нравственным императивом Валерия Фокина? Оказывается, некий театральный деятель, который частенько путает свой карман с государственным, изрядно опустошая его! Такое явление автору Открытого письма в адрес Премьер-министра РФ и министра Культуры РФ кажется вполне нормальным.

Недавно Фокин, посылая поздравление БДТ имени Товстоногова, заявил, что в Ленинграде было только два, заслуживающих внимания театра, БДТ имени А.М. Горького и Театр Комедии. Странно его бы слова восприняла та же Алиса Бруновна Фрейндлих, трудившаяся в те же годы в Театре имени Ленсовета, да и слава к Георгию Александровичу пришла, когда он поставил мощный спектакль в Театре имени Ленинского комсомола, где и после ухода Товстоногова блистали артисты Костецкий, Эммануил Виторган. До сих пор радует зрителей Иван Краско в Театре имени Комиссаржевской. Да и актёр Мартон, на мнение которого ссылается при необходимости объединения с Ярославским театром, в советское время был занят в спектаклях театра имени А.С.Пушкина, не считая это худшим временем развития своей карьеры, где он играл в спектакле «Жизнь Антуана де Сент-Экзюпери».

Словом? Сегодня Фокин руководит одновременно и Центром Мейерхольда в Москве и Александринским театром в Санкт-Петербурге, а теперь решил ещё и основательно влезть в репертуар Ярославского театра. То есть, он не только считает, что можно удобно сидеть на двух стульях, но завладеть ещё и третьим креслом.

Есть прекрасное выражение – «Служенье муз не терпит суеты». Появление Фокина в Питере привело и к рождению вульгарных сленгов, возникающих по причине торопливости в той же речи. Появились выражения – «Александринка», «Волковка», что совершенно недопустимо. Ведь театр обязан формировать культуру, а не снижать уровень культурной планки.

В одном интервью Вадим Милков на вопрос о нынешних студентах консерватории задумчиво ответил, что студенты на его лекциях частенько смотрят на записи в мобильном телефоне… И он добавляет:

- Наверное, я в чём-то отстаю от них…

И хочется воскликнуть:

- Нет, нет и ещё раз нет!

Просто иногда, возможно, нужно не становиться заложником излишней Питерской интеллигентности! Например, на спектаклях того же Тимура Ворохова, он вежливо просит зрителей отключить мобильные телефоны. Вадим Георгиевич напрасно считает, что он утерял связь с молодыми коллегами. Вовсе нет! Такая связь существует. Только, увы, руководство некоторыми театрами предоставляется тем, кто, забежал с овощной базы, забыв, что театр – это, прежде всего, Музыкальная культура!

Посетив несколько совершенно удивительных спектаклей Мастерской того же Ворохова, можно без труда убедиться, что существует Генетическая память в Городе на Неве! Ведь Хохлов, который стал воплощать свои идеи в БДТ, подхваченные затем и Георгием Товстоноговым, в годы Великой Отечественной войны создавал спектакли в Башкирском театре. Прошли годы, а атмосфера Блокадной закваски перешла Тимуру Ворохову…

Словно он поддерживает музыкальные идеи драматургии своих спектаклей согласно мыслям Вадима Милкова. Дворянский театр? Когда Писемский, ещё будучи гимназистом, создавал со своим товарищем спектакли? Сам закупал материалы для декораций, придумывал пьесы, организовывал гимназистов в оркестр, нанимал рабочих сцены из числа энтузиастов, а у знакомых дворян просил воспользоваться их танцевальной залой. Билеты он тоже, как и декорации рисовал сам. И это всё он делал, когда ему не было и пятнадцати лет!

Деньги на будущий спектакль собирал по подписке при помощи друзей гимназистов.

Успех в губернском городе был ошеломляющим по тем временам. Для кого старался юный Писемский? Ему хотелось принести радость жителям.

О чём думает Фокин? Он назвал СТД – Парткомом театра, в котором, конечно, по его мнению, он не нуждается. Но что самое парадоксальное? Он возмущён, что в Ярославле ещё возмутилась против такого объединения Общественность. И Фокин с яростью заявил, что уж мнение общественности его интересует менее всего. И спрашивается? А разве спектакль Фокин планирует устраивать не для зрителей? Но он мог бы отправиться на необитаемый остров! И творить там! Раз мнение зрителей его не волнует! И причём делать такие спектакли он мог бы исключительно на собственные деньги, а не на бюджетные.

Какой сегодня нужен театр? Безусловно, Дворянский. Ведь тот же Товстоногов был сыном чиновника из Министерства путей сообщения, мать – студентка консерватории. Оба они были из дворянских семей. Кирилл Юрьевич Лавров – ведущий актёр БДТ имел дедушку – Директора Гимназии, отца и маму из старинных дворянских семей…

А сегодня? Михаил Боярский представляет старинную Дворянскую и актёрскую династию. Но кто сегодня так рьяно спешит оседлать бюджет РФ? Некий выпускник физфака на Украине, отец которого снискал себе славу уролога, предложившего хирургические методики для лечения импотенции. Не удивительно, что он был выпущен из-под домашнего ареста, чтобы с головой уйти в подготовку спектакля о той даме, у которой только официально было 5 мужей и которых она именно САМА бросала и которым методики, которые предлагал папаша того режиссёра, который будет готовить спектакль о ней, видимо, были бы очень нужны. Ведь и её мужья неоднократно в СМИ заявляли, что стать отцами смогли, только прибегнув к технологии суррогатных детей.

Спектакли, который этот режиссёр ставил в Большом театре, заставили некоторых артистов уйти из профессии, потому что выходить на сцену в голом виде смог далеко не каждый. А что же Фокин? Приехав в Город на Неве? Он не поспешил познакомиться с глубочайшим внутренним миром тех же Вадима Милкова, Тимура Ворохова? Он предпочёл кстати и не кстати хвалить «талант» (???) того же режиссёра, который, следуя опыту своего отца-уролога, делает в театральных постановках акцент на внешних эффектах, забыв о внутреннем содержании.

Какие же спектакли нужны сегодня миру? Несомненно, гениальные! Как складывался внутренний мир юного Георгия? В Тбилиси он был завсегдатаем Театра Юных Зрителей, где знакомил со своим творчеством Николай Яковлевич Маршак – младший брат известного поэта. Те детские сказки, которые, по цензурным соображениям, не могли ставиться в Питере и в Москве, успешно находили своё воплощение в Грузии, зарождая зёрна дружбы между нашими народами.

Ставят ли сегодня те же Фокин и Могучий цели возродить дружбу с театрами Грузии? Надо пояснить, что Большой Драматический до 1917 года был филиалом Александринского театра. Уж если сегодня столь яростно Фокин предлагает расстаться с советским прошлым? Так тогда и предложил бы Могучему стать ВНОВЬ филиалом Александринского театра? Но нет, такая схема не укладывается в его сознании, не отягощённом хоть даже самыми элементарными знаниями.

Ведь, сказав, что в советское время в Ленинграде было только два достойных театра, он забыл, как люди ночью занимали очередь, чтобы попасть в тот же Кировский театр, где тогда блистали великие артисты – Олег Виноградов и Ирина Богачёва. Театр Эстрады был площадкой Аркадия Исааковича Райкина. Театр на Литейном? А сколько Дворцов и Домов Культуры принимало гастроли театров из Москвы, Новосибирска, Грузии, Казахстана. В Северную Столицу приезжали Балеты США, Франции, танцевальные коллективы из Испании, Аргентины. Спектакли многих зарубежных стран на ура проходили на площадках Северной Столицы!

Поэтому? Глупое обещание, данное артистам в Ярославле, что «если произойдёт объединение театров», то будет предоставлена Гастрольная площадка в Москве, звучит редкостным абсурдом. Ведь известно, что театральные сезоны начинались в октябре и заканчивались к началу июня, потому что Питерские и Московские театры отправлялись на гастроли, предоставляя свои сцены театрам из других регионов. Так что, здесь-то новизны и нет.

А какой новизной радуют Фокин и Могучий? Новизной ОТСУТСТВИЯ традиций! То есть вопиющим невежеством, основанном на желании экспериментировать, используя лом в ювелирном салоне. Эпатаж публики? Во всём мире от этого давно отошли, делая акцент на глубоком психологизме. Это великолепно освоил тот же Ворохов, вводя в спектакль музыкальную фразу, создавая тонкий рисунок диалога персонажей. Могучий заменяет это катанием на самокате, считая, что этим будет добиваться понимания современников. Но при этом доказывает, что уровень его профессиональной подготовки на уровне подростка, которому родители забыли купить в раннем детстве трёхколёсный велосипед или самокат! Прошли годы, и вот этот увалень, нацепив джинсовую кепку, устремляется к самокату с жаждой неиспытанных желаний дворового мальчишки. А публика? Особенно в Северной Столице?

В конце 80-х годов имелись данные, что в Питере свыше 5 тысяч учёных имеют степень доктора наук, свыше 35 тысяч степень кандидата наук! А сколько талантливых инженеров-конструкторов, медицинских работников, высококвалифицированных рабочих? Они-то и были взыскательными зрителями, которые нередко устраивали диспуты с актёрами. Не раз те же Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик проводили творческие встречи, посещая многотысячные коллективы заводов, НИИ. Обратная связь? Она была необходима и зрителям, и актёрам.

Сегодня, Могучий, не накатавшись в детстве на самокате, предлагает зрителям посмотреть на это в театре? То есть свой собственный примитивизм эмоционального банка он навязывает зрителям совершенно напрасно.

Именно об этом проходят беседы в Международном рейтинговом агентстве, где не могут не удивляться, почему в зарубежных театрах опыт Вадима Милкова является глубоко востребованным, а в Северной Столице картину музыкальных спектаклей позволяют формировать тем, кто зарплату руководителя театра, не скрывая этого, отправляет на погашение своих долгов, возникших при торговле фруктами.

Мошенническая схема использования бюджетных средств режиссёром – сыном уролога вызывает исключительное уважение у того же Фокина. Говоря, что, объединившись с Ярославским театром, всё финансирование будет за счёт Александринского театра, который потребует дополнительных преференций от Министерства культуры, не планируется ли здесь оказать финансовую поддержку режиссёру, недавно выпущенному из-под домашнего ареста? Где гарантия, что именно он, такой талантливый (???), не будет включён в тарифную сетку сразу нескольких театров?

Какой предполагается единственный выход? Нужно отказаться от совмещений должностей. Когда Фокин руководит и в Москве, и в Питере. А Могучий? Если не накатался на самокате, так его, наверное, ждёт место организатора в клубе Дома престарелых. Дядя в молодёжной кепке, с бородой будет прикольно там смотреться. Но не в театре, где творили образованнейшие деятели нашей страны. Часто вспоминают бессмертный спектакль «Ханума» Товстоногова? Так почему бы не поставить в БДТ Музыкальный спектакль? И пригласить сразу двух режиссёров? Милкова и Ворохова. Конфликта поколений не возникнет! Ведь оба они приверженцы Музыкальной концепции. Да и другие театры нуждаются в серьёзной ревизии? С точки зрения соответствия руководителей занимаемых ими должностей. Что такое Гос. заказ в театре? Хороший театр полностью будет самоокупаемым, а невежество? Оно заранее требует себе преференций в Министерстве Культуры, забрасывает длинными, скучными письмами Дмитрия Анатольевича Медведева, не понимая, что надо покинуть сцену, предоставив там право выступать другим, более талантливым, искренним, порядочным.

Георгий Лозовский        

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Просто новости – 244

Зеленский поздравил высшее руководство бывшей Канады с предстоящим переназначением на должности в 51-м штате США. После отставки вице-премьера Канады Христи Фриланд и предстоящей о...