• РЕГИСТРАЦИЯ

Козе – баян, редактору – титры!

19 6226

Лет так много назад, когда я училась на редакторском отделении и параллельно трудилась редактором на телевидении, я поняла, что телевизионные титры – это крайне важная штука.

Причину такой значимости когда-то прекрасно описал телеведущий Сергей Майоров. К сожалению, сейчас не могу найти его текст, но, помню, что с тех пор Сергей стал для меня прямо какой-то родственной душой. Вот честно: редко встретишь того, кто выражает твою мысль своими словами так, что тебе это сильно-сильно нравится.

Но я отвлекаюсь. Составляя текстовые элементы к своим программам, я всегда удивлялась, почему большинство из состава съёмочной группы (не все) так поверхностно смотрит на качество появляющихся плашек с представлением героев, содержанием бегущей строки, барабаном и т.д. «Ну, подумаешь, кавычки не те». «Ну, подумаешь, регалии не указали». Запятую не поставили, забыли кого-то представить… «Это же никто не читает!» – говорили мне, когда я с пеной у рта доказывала, что из-за ошибки в титрах надо (да-да!) делать перемонтаж. Я всегда читаю титры. И не потому что я редактор, а потому что титры – это упаковка и главный документ программы. В любое время они могут оправдать, обвинить, напомнить, транслировать, перевести и т.д. и т.п.

Ну, здраствуй, здраствуй, 19-ть.

Понимая это, я тщетно пыталась найти хоть одно практическое руководство по титрам. Как ставить знаки препинания (в караоке, например), какие шрифты использовать, какой межстрочный интервал делать (и делать ли), с какой скоростью пускать барабан и бегущую строку. Ни одного пособия, которое хоть как-то описывало бы единую систему правил для оформления текстовых элементов, я так и не нашла. Поймите меня правильно, ни в коем случае я не посягаю на право креативности в вопросе режиссёрского замысла, но проблемы, которые я обозначила выше, мне кажется, требуют того, чтобы варианты их решения были где-то прописаны. Особенно это важно в условиях конвергентной журналистики, когда границы между адресатом и адресантом размыты так, что, наряду с экспертными мнениями на ток-шоу, мы видим UGC или титры-твиты, в которых чего только не понаписано с пометкой «Орфография и пунктуация автора сохранены»…

Как человеку неравнодушному к журналистике и телевидению мне не просто больно от того, что сегодня на экранах центрального ТВ (опуская полемику по поводу качества контента) позволительно в течение 15-ти секунд показывать, например, слово «ещо» или «англичаненом». Меня просто в дрожь бросает от мысли, что, впадая в когнитивный диссонанс от слов с грубейшими ошибками, мы рискуем сформировать у себя устойчивые зрительные ассоциации и превратить «ненорму» языка в норму! Мозг – он же всё фиксирует, и когда-нибудь в памяти обязательно всплывёт: «Я даже начал сомневаться, что Иисак Ньютон был англичаненом!» (не берите это в зрительную ассоциацию – это просто пример!). И ведь эта «красота» появляется на нашем любимом телевидении, у которого главные функции – информация, воспитание и рекреация. Телевизионщики (журналисты, редакторы, режиссёры) обязаны гарантировать людям безопасность зрительной памяти: подмена функций ТВ чревата порчей нашего общего умственного здоровья.

Забёт или не забёт?

Ребят, я за прогресс, за конвергенцию и за проверку того, что написано (особенно, за проверку текстов, которые пишу сама). Мне известно, что кафедры редактирования сейчас должны выпускать мультиспециалистов (этого требует время, работодатели – всё понятно). Но с овладением всем и вся, в подготовке редакторов всё-таки главным должен оставаться навык редактирования: исправление ошибок, проверка фактов, стиля и соотношения картинки с текстом, если речь идёт о ТВ!

Милые коллеги, низкий вам поклон за труды. Без вас жизнь была бы крепостным правом, отменённым веком позже, веком раньше, цветные революции напоминали бы радужные представления о мире, а слово «ещё» трансформировалось бы в три совсем другие буквы с четвёртой лишней на подхвате. Прошу вас, редактируйте, пожалуйста, ревностно и не допускайте, чтобы непрофессионалы прикасались к вашим вёрсткам, админкам и плашкам для титров.

У меня не всё. Спасибо за внимание.

Все происходящее интегрирую в мысль. Всё интересное переношу на бумагу

    Внезапно! Что на самом деле подорвал «Орешник»

    21 ноября 2024 года Россия применила новейшую баллистическую ракету «Орешник» в боевых условиях и поставила очень много новых вопросов, ответы на некоторые из которых дадим в сегодняшн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ирина Доронина 9 октября 2018 г. 13:45

      ГАНЗА – КОРОЛЕВА СРЕДНЕВЕКОВОЙ БАЛТИКИ

      Ганза – крупнейшая монополистическая сила, имевшая с XII по XV век практически неограниченную власть среди торговцев Северной Европы. Сегодня я расскажу вам о её жизни на море, но сначала немного про начало.Любек и гильдииВ1143 году Адольф II, граф Шауэнбурга, неподалёку от руин славянской крепости на территории Буку возводит город и называет его Любек. Для строительс...
      8730
      Ирина Доронина 13 августа 2018 г. 14:40

      Сердце – пламенный мотор. Рассказ человека, перенёсшего трансплантацию сердца

      Пневмония – серьёзное заболевание лёгких. Не столько серьёзное само по себе, сколько из-за осложнений, которые она может дать на другие органы. В 2011-м году 35-летний Андрей Бабенчук, уроженец города Рубцовска Алтайского края, получил от этого диагноза сполна.Опасные осложненияЧерез две недели после больницы он почувствовал приступы одышки. На остаточное от пневмонии...
      4766
      Ирина Доронина 31 мая 2018 г. 13:11

      Беспилотный автобус: проблемы со всех сторон

      О возможной практике беспилотных автобусов в России говорят уже давно. Вот и Дмитрий Медведев на Петербургском форуме ещё раз подчеркнул, что «по сути, беспилотный транспорт уже сейчас существует». Но почему же в вопросах общественного транспорта мы не продвинулись дальше автономных шаттл-басов? Проблем много. Дороги, дороги… В прошлом го...
      4567
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика