Геннадий Чеурин: Екатеринбургу нужен символ, выражающий идею триализма

0 825

В 2019 году в Екатеринбурге заметно проявилась повестка, посвящённая роли и брэндингу Екатеринбурга и Урала, что неудивительно – столица УрФО готовится к своему 300-летию (в 2023 г.).

Неординарное мнение о цивилизационной задаче и соответствующей ей символике Екатеринбурга в беседе с экспертом Сергеем Новопашиным высказал почётный полярник и руководитель научно-методических программ учебно-оздоровительной экспедиции «Сибирский путь» Геннадий Чеурин.

«Поднялся с моря орёл, у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы». Третья книга Ездры. Апокриф.

Чеурин Геннадий Семёнович, руководитель Учебного центра по предотвращению социальных и природных чрезвычайных ситуаций (г. Екатеринбург), руководитель научно-методических программ учебно-оздоровительной экспедиции «Сибирский путь», действительный член Русского географического общества с 1984 года. Участник длительных полевых экспедиционных исследований в системе РАН, участник полярной экспедиции 1982 - 83 гг. на собачьих упряжках от Уэлена до Мурманска. Автор пособий по вопросам личной и общественной безопасности.

Сергей Новопашин: Геннадий Семенович, прочитав Ваше недавнее интервью в газете «Депутатский круг», возникает такой вопрос: Вы стремитесь или считаете нужным позиционировать Екатеринбург, как проект, имеющий принципиальное цивилизационное значение, и этот проект, ни больше, ни меньше, был очерчен самим Петром Великим.

Геннадий Чеурин: Да, именно так.

Новопашин: И Екатеринбург в данном случае стоит рассматривать как продолжение столицы – Санкт-Петербурга в центре России, а вообще, по большому счету - в центре Евразии. Насколько я понял, исходя из ваших публикаций, у Вас есть обоснование того символа Екатеринбурга, который Вы предлагаете?

Чеурин: Это изначальный символ, который уже очень хорошо и многократно представлен в Санкт-Петербурге. Петр Первый получив Россию, «сожженную» после церковного раскола 1656 года, оставил европеизированную Москву, построив новую столицу на старом русском месте, и посадив на шпили традиционные славянские символы– трехглавых орлов. Именно трехглавых.

Проект флага Ленинграда с трёхглавым орлом (в соответствии со статьей 10.3 Решения № 30 «Проекта временного государственного устава Ленинграда» от 28 июня 1991 года). Орёл символизировал законодательную, исполнительную и судебную государственную власть.

Напомню, в путеводителях написано, что это сделано для того, чтобы он «… со всех сторон выглядел как двуглавый…», но это из области «детей в капусте находят». Потому что у орла три головы на три стороны, три крыла и в трех лапах – три символических предмета: меч, держава и скипетр.

Меч – это силовая структура Европы - Запада, держава – символ мудрости и целостности мира – суть Востока, скипетр – символ творческого, деятельностного подхода – суть Севера. Вот наш настоящий русский герб!

Некоторые когда узнают, впадают в так называемый когнитивный диссонанс. Петр Первый и его цивилизационный проект был предназначен для прекращения четырёхтысячелетней истории кровавых войн, восстановления триединой Руси, объединяющей Запад, Восток и Север, чтобы после под этим знаменем объединить все человечество, оставив эпоху кровавых войн в историческом прошлом.

Трехглавый орел на шпиле Гербового корпуса Большого Петергофского дворца (Санкт-Петербург). Скриншот. Автор видео: Александр Коломиец.

Собственно говоря, я наблюдаю, что за последние 300 лет существования Санкт-Петербурга и нашего города - Екатеринбурга, как этот план четко и ясно реализуется в планетарном масштабе. И именно Петр Первый, посадив трехглавого орла в своем любимом детище Петергофе, позже растиражировал его по шпилям Санкт-Петербурга. Только мне известны в северной Столице тридцать трехглавых орлов.

Трехглавый орел на шпиле Эрмитажа (Санкт-Петербург). Скриншот. Автор видео: Александр Коломиец.

Новопашин: Где-то еще есть фигуры трехглавых орлов или других птиц?

Чеурин: Трехглавый орел стоит в Краснодаре, город имеет историческое имя Екатеринодар.

Триалистическая символика памятного комплекса в честь императрицы Екатерины II (Краснодар). Скриншот. Автор видео: Владимир Кравцов.

Трехглавый орел на шпиле фонаря. Памятный комплекс в честь императрицы Екатерины II (Краснодар). Скриншот. Автор видео: Владимир Кравцов.

Новопашин: Связано с именем Екатерины Великой?

Чеурин: Не совсем. Сама немецкая принцесса, будущая Императрица, при Крещении в Православие, приняла имя в честь Святой Екатерины. Как и наш город – Екатеринбург, не в честь Государыни получил имя, но в честь Святой Екатерины. Согласно авторской гипотезе, Петр Первый, параллельно с созданием Санкт-Петербурга (тоже , кстати, названного в честь Святого Петра) , на Урал послал Акинфия Демидова. Он осел в Нижнем Тагиле, Невьянске – это не случайно. С точки зрения географии – это южный конец язычка вечной мерзлоты, который простирается вдоль Уральского хребта. 

По авторской гипотезе Демидов, кроме известной его роли в становлении металлургии, лет двадцать вел целенаправленный поиск места, сакрального места, где в XXI-XXII веках произойдет «сход всего человечества». По ещё одной авторской гипотезе, именно в особой зоне, где сильна геомагнитная активность (я трудился в Институте геофизики), у популяции разноплеменных людей развиваются адаптивные и креативные способности. 

И именно здесь люди, вчера воевавшие друг с другом, способны сесть за стол переговоров, вразумиться, услышать друг друга и сгенерировать какой-либо новый вариант дальнейшего совместного проживания. Заметим, созданный в 2006 г. в Санкт-Петербурге блок стран БРИКС, в 2009-м в полноценном формате прошел в Екатеринбурге.

Я считаю, что поскольку Урал изначально стоит на стыке Запада, Востока и Севера, то именно трехглавый символ должен стать для Екатеринбурга выразителем идеи соединения трех начал, трех сторон света. Наш традиционный триглав должен быть воплощен! В каком виде, это уже предмет обсуждения, предмет творческой дискуссии.

Сергей Новопашин: Этот символ, по сути, должен быть и общегосударственным?

Чеурин: Безусловно.

Сергей Новопашин: Поэтому мы можем сделать символ, который отсылает к этому тринитаризму в символике. То есть это может быть трискелион, трикветр и так далее. Все эти тройственные символы давно известны.

Чеурин: Да, известны: кельтский трискель, в буддизме есть триалистическая ветвь, когда не две инь-ян капли в круге Дао, а три догоняющие друг друга капли или рыбки. В том же Санкт-Петербурге, на Приморском бульваре есть буддийский храм «Дацан Гунзэйчойнэй»с этим символом на фасаде.

Знак трикселя (вместо традиционного Дао, состоящего из "Инь и Ян") на фризе Санкт-Петербургского буддийского храма "Дацан Гунзэчойнэй", самого северного дацана в России.

Справка: По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга, первые буддисты на берегах Невы появились во времена строительства Петропавловской крепости, с которой и начиналась новая столица России. Это были волжские калмыки (подданные Калмыцкого ханства, вошедшего в состав России в 1609 году), трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости после 1706 года. Источник: Википедия

Сергей Новопашин: То есть, северная форма буддизма оперирует троичным символом?

Чеурин: Да, символ у нее не две догоняющие друг друга капли, а три. Не сочтите за грех гордыни, но по задумке Петра, может быть, в первую очередь, трехглавы нужно было именно на Урале поставить.

Новопашин: Мы как-то в одной из бесед с Вами подходили к теме уникальности Урала. Согласно вашей гипотезе, получается, что границы современного Уральского федерального округа административно и территориальноподтверждают идею троичности, соединяя Запад (Европу), Восток (Азию) и Север, а Екатеринбург, как столица УрФО, становится точкой соединения всех шести регионов УрФО?

Чеурин: Да. Именно так. Это так и задумано, именно поэтому количество субъектов внутри УрФО соответствует русскому покону: шесть, седьмым же элементом выступает сам Екатеринбург.

Максимум же, составляющий полный русский покон – это девять элементов.

Это принципиально, потому что не больше девяти, не меньше трех, обязательно нечетное: 3, 5, 7, 9. Это количество людей, собравшихся в круг, которые способны на Руси принять работоспособное решение.

Думаю, что неслучайно полпред в УрФО, назначенный «государем», президентом, может собрать шесть глав регионов (плюс Екатеринбург). Самому быть восьмым, плюс пригласить специалиста по какому либо особому вопросу.

Именно в заседании, посвященному отдельному, всего лишь одному вопросу, они могут, собравшись, принять решение, которое имеет шансы быть реализованным.

Не случайно именно символика триализма дает возможность перехода от диалектической картины мира, которая нам навязана за последние несколько столетий, на триалистическую.

И я считаю, что именно триалистичным символом, аналогичным трехглавому орлу Санкт-Петербурга, символом зримым, т.е. который должен иметь плакатность, мы и должны обозначить миссию Екатеринбурга, второго города Петра… Символы правят нами, и никуда не денешься.

Сергей Новопашин: … безусловно. Управляют народами и вождями символы и мифы, а не какие-либо построения рационального ума.

О зримом символе… Сразу видится некая стела, столб с венчающей его благородной птицей. Трехглавой. Но поскольку орел, тотем уже занятый, приходится подыскивать другого претендента из мира пернатых благородных хищников. И таковым, как я понимаю, видится сокол.

Чеурин: Совершенно верно. Это один из наших официальных древнеславянских символов. Вот даже на гербе Украины отображен пикирующий сокол. И у нас в музее, в чугуном павильоне «Россия» есть образ сокола, терзающего зайца. Он многократно отображен там. Больше двух десятков фигур и рельефов.

Что такое сокол, терзающий зайца? Заяц – это символ трусости, немощи человеческой внутренней. А сокол - это символ движения вверх. Стремление человека, несмотря на свои немощи, постоянно бороться со своими внутренними бесами и двигаться вверх, вот что отображает сокол.

Сергей Новопашин: Символ внутренней войны.

Чеурин: Да, символ внутренней духовной войны человека. Именно сокол. И вот, на мой взгляд, именно трехглавый сокол должен стоять у нас

Сергей Новопашин: Представляю реакцию либеральной общественности …

Если серьезно, то это серьезный замах на саму миссию Урала, Екатеринбурга, УрФО, в том, как видят ее, возможно, другие люди, другие акторы процессов, управленцы, губернаторы, да и собственно федеральный центр. Насколько я понимаю, что это все стоит проводить и по линии культуры, с одной стороны? С другой стороны, по линии каких-либо проектов, причем разноплановых. Это могут быть не только чисто культурологические проекты, но может быть и экспедиция, какая-то с особым символом «на знамени»… Здесь надо думать.

Чеурин: Я, как радиоинженер – системщик, знающий критерии устойчивости сложноорганизованных систем, отмечу, что, при обнародовании новой идеи, процент новизны не должен превышать 15%, иначе, если сказать больше, наверняка не поймут. Тем более, подходить с этой темой надо не резко.

Вот мы и приглашаем людей, которым эта тема интересна.

Более того, я приглашаю в проекты и тех, кто имеет категорические возражения против этого, они мне наиболее интересны.

Сергей Новопашин: ...чтобы оттенять?

Чеурин: И более того, это еще только идея, в каком виде она воплотится, не ведомо ни мне, не вообще никому. Да и я не сильно спешу выдвигать свое, потому что чисто свое будет воспринято негативно. А вот именно по самой теории-практике триалога … Мне нужно найти человека, категорически со мной не согласного и третьего, который будет не согласен с нами обоими. И когда такое вот состоится, тогда мы сядем вкруг, выпьем чайку, изложим мнения по кругу, ни в коем случае не перебивая друг друга…. И в процессе этого родится нечто творческое, четвертое, которое объединит нас всех.

Сергей Новопашин: Оно и будет результатом именно триалога?

Чеурин: Да. Когда мне говорят и требуют; «вы свои предложения давайте представьте, напишите, озвучьте, а мы их рассмотрим» - это провокация с целью сорвать сам процесс. Мне нужен человек не просто со мной не согласный, а активно не согласный, имеющий свой личный проект.

Сергей Новопашин: Насколько я знаю, символ тринитаризма или в данном случае триалога, олицетворен и в новом прочтении Фемиды, русской Православы, которая держит не две чаши, а три. И сама по себе является по сути дела проявлением этого символа.

Чеурин: Да. Мы его разработали в 2011 году, сейчас уже девятый год идет. Тогда мы впятером реализовали эту задумку: Сачев Михаил Владимирович, Семаков Евгений Эдуардович, Воробьев Александр Михайлович, Мурзич Александра Николаевна и Ваш покорный слуга. Куликова, скульптор (г. Касли) все это воплотила в металле, в чугунном каслинском литье. Всего было отлито 27 штук и у многих управленцев и юристов фигура Православы - с открытыми глазами, стоит уже на столе. Сейчас задача поставить здесь, в столице Урала трехглавого сокола.

Наш город должен принципиально отличаться от других городов, иметь непросто отличие, но то, чего в принципе нет и быть не может в других местах.

Новопашин: Сверхуникальность некую?

Чеурин: Да. Нам уральцам скучно заниматься тем, что уже сделано.

Новопашин: Это чувствуется. И это очевидно для нас.

Эскиз предлагаемого символа Екатеринбурга – треглавого сокола. Эскиз предоставлен Г.С. Чеуриным.

Чеурин: И это не дешевый пиар Урала, а тяжкий крест, который надо пронести, быть достойным. Нас здесь не случайно собрали, поселили. Отвечать надо!

Нам подарили особую геомагнитную обстановку, в которой мы можем творить, и просто так ее профукать, не использовать для прямого предназначения, будет сродни преступлению. Кому много дано, с того много и спросится.

Источник: ИА «Повестка дня»

Оружие для диктатуры

Не только перепуганные мирными обещаниями Трампа украинцы, но и часть российских экспертов никак не может понять зачем Трампу договариваться с Байденом о разрешении Украине наносить уда...