Как и почему меняется наша талантливость с возрастом.

3 837

Опыт математического моделирования возрастной динамики изменения креативного ресурса специалиста.

В данной работе приводятся некоторые результаты простейшего математического моделирования креативной эффективности (творческой производительности) специалиста. Здесь и далее будет использоваться термины «креативность», «креативная эффективность» и их производные, как синонимов терминов «талантливость», традиционно несущих значительно большую эмоциональную нагрузку. И потому менее удобных.

Актуальность вопроса очевидна. Проблематична адекватность моделей. Приве-денные результаты носят безусловно качественный характер. В том смысле, что они не дают достаточных оснований для конкретных численных оценок и для сопоставлений возможностей различных специалистов. Практическая полезность работы видится исключительно в оценке общей картины возрастных изменений творческой отдачи специалистов, содержание работы которых объективно требует способности сделать «шаг дальше», за пределы известного или общепринятого в их специальности.

Следует особо подчеркнуть, что креативная эффективность является лишь одной из составляющих спектра характеристик специалиста. Она выходит на первый план среди других не менее ценных способностей, когда возникает необходимость в качественном развитии отрасли, когда нужен шаг дальше, не вослед другим. Странная отечественная специфика именно креативности (талантливости) состоит в том, что с одной стороны ее констатация является весьма престижной, а с другой стороны сама креативность традиционно всячески подавляется в отечественных промышленных и научных структурах.

Используемая математическая модель возрастного изменения креативности представляет собой суперпозицию двух базовых процессов, определяющих креативную производительность специалиста.

Первый процесс – это изменения объективных способностей человека к перера-ботке (ассоциативному анализу и т.д.) накопленной и освоенной информации (активного тезауруса специалиста). Этот процесс описывается в модели параметром, который мы далее будем называть «биологическая креативность» - К. Можно с высокой степенью дос-товерности полагать, что изменение биологической креативности с возрастом носит ко-лебательный характер (рис.1)

Причем периоды колебаний увеличиваются с возрастом, что, вероятно, объясняет-ся общим замедлением обменных процессов в организме. Основанием для подобного утверждения может служить субъективный опыт оценки динамики творческих возможно-стей, как собственных, так и чужих. Например, известных деятелей науки и культуры, вы-деляющихся именно творческими способностями (Никола Тесла, Вольфганг Паули, Петр Капица, Лев Ландау, Анна Ахматова, Лев Гумилев, и др.) в деятельности которых зафиксированы периоды относительного творческого застоя и подъема.

Кроме того, существуют результаты объективных биохимических исследований, показывающих существенное возрастание уровня определенных веществ в организме че-ловека, прямо ответственных за эффективность переработки информации в нервной сис-теме, таких, как миелин. Известно, что уровень миелина в оболочке нервов человека воз-растает первоначально в возрасте 5-7 лет с последующим спадом и в юношеский период, достигая максимума к моменту полового созревания (к 15-20 годам). Эти данные коррелируют с общеизвестным опытом изменения творческих способностей детей.

Аналогичные исследования, проведенные на взрослых людях, показали, что уро-вень миелина в оболочках нервов возрастает после сорока лет, достигая максимума в к 60-70 годам. Новейшие исследования Барбары Стоуч из Калифорнийского Университета, (http://www.grownupbrain.com/books-grownupbrain.asp) показали, что «…пик активности мозга приходится на 50-70 лет…Как оказалось, нейроны не умирают с годами, хотя имею-щиеся между ними связи могут быть потеряны, если человек ими не пользуется, предпо-читая "не напрягать" мозг мыслительной деятельностью. Что более важно, так это тот факт, что с возрастом в головном мозге увеличивается количество особого вещества - миелина. Оно способствует более быстрому прохождению сигналов между нейронами, что повышает общую интеллектуальную мощь до 3 тыс процентов по сравнению со сред-ним показателем. При этом пик активности выработки миелина приходится на возраст старше 60 лет».

Математически этот функционал креативности характеризуется логарифмическим периодом колебаний Ln(Tk) и амплитудой колебаний Ik.

Параметр Ik может быть соотнесен с субъективной «талантливостью» человека. Для конкретных людей этот параметр может существенно различаться.

Логарифмический период колебаний креативности Ln(Tk), как показали исследования,  мало различается для большинства людей. Но следует отметить, что, например, у Мишеля де Шампольона (расшифровал надписи на Розетском камне) этот параметр был, вероятно вдвое меньше, чем у большинства людей.

Второй процесс – накопление специальных знаний и повышение профессиональ-ной квалификации описывается параметром, который далее будет называться «активный тезаурус» специалиста, и обозначаться, как М. Следует, вероятно, различать активный тезаурус и информированность (осведомленность). Под активным тезаурусом мы понимаем именно совокупную информацию по специальности и смежным проблемам, которая постоянно осознается и присутствует вы сознании специалиста при осмыслении и конструировании интересующих его процессов.

Активный тезаурус специалиста нарабатывается путем накопления информации, и ее постоянного и целенаправленного использования для решения научных и производственных задач и для получения новой информации. В то время как информированность возникает в результате элементарного накопления информации с элементами ее ранжирования по достоверности и значимости

Динамика изменения активного тезауруса специалиста (далее М) отражает по существу его профессиональную личность, мотивации и карьерные предпочтения. Достаточно условно по этой динамике можно выделить три типа специалистов.

Для специалистов основного типа (назовем его инженером-разработчиком) характерно интенсивное возрастание М в период обучения и последующего освоения специальности. После чего М стабилизируется и поддерживается на фиксированном уровне без существенных изменений за всю карьеру (рис.2, кривая 1). Следует отметить, что это тре-бует постоянной переподготовки специалиста (самостоятельной или корпоративной), как для освоения новой элементной базы, новых методик разработки и так далее. А также для восстановления элементарно забытого материала. Заметной особенностью личности такого специалиста является постоянный интерес к проблематике своей специальности, не мотивированный прямой служебной необходимостью. Назовем это качество профессиональным любопытством и определим его, как внутреннюю (не мотивированную карьерными соображениями) потребность в формировании и поддержании на определенном уровне активного тезауруса.

Для специалиста второго типа (назовем его инженером-исследователем) характерно длительное и постоянное нарастание активного тезауруса М в течение практически всей карьеры вплоть до значений в разы превышающие объем тезауруса инженера разра-ботчика (рис.2, кривая 2). Далее возможно некоторое сокращение объема активного тезауруса, объясняемое либо сознательной оптимизацией структуры тезауруса (исключением мало используемой информации). Либо возрастным ослаблением памяти, которая, тем не менее, остается существенно более мощной, чем у инженера-разработчика. Профессиональное любопытство для инженера–исследователя оказывается уже доминантой его профессиональной личности, постоянно присутствующей на всех этапах его деятельности.

Для специалиста третьего типа (назовем его инженером-администратором) характерен постоянный спад активного тезауруса с момента окончания учебы (рис.2, кривая 3). При этом имеет место не столько забывание специальной информации, сколько ее переход из состояния активного тезауруса в состояние информированности. Это на практике означает, что инженер-администратор, сохраняя профессиональный кругозор, утрачивает навыки активного использования имеющейся информации для решения собственно инже-нерных проблем. Профессиональное любопытство у инженера-администратора существенно подавлено объективными и субъективными причинами.

Существует также четвертый тип специалиста (назовем его менеджером персонала), практически не имеющий специальной квалификации или утерявший ее. Менеджер решает в коллективе чисто административные и делопроизводственные задачи.

Способность специалиста находить наилучшие технические решения назовем креативной эффективностью Параметр Т, количественно оценивающий креативную эффективность определим, как суперпозицию (произведение) креативности К и активного тезауруса М. Значение параметра Т=1 может быть соотнесено с простым выбором наиболее эффективного решения из совокупности известных. Увеличение Т сверх единицы при этом может быть интерпретировано, как нахождение комбинационных, взаимно дополняющих и развивающих решений из совокупности исследованных. При этом сама совокупность может быть даже сокращена.

На рис.3 приведены зависимости креативной эффективности Т от возраста специалистов с одинаковой собственной биологической креативностью К (рис.1). Но различными формами активных тезаурусов М (рис.2). То есть, мы рассчитывали креативную эффективность людей с равной одаренностью, но с различным отношением к своей профессии. Анализ зависимостей рис.3 показывает значимость квалификации (активного тезауруса) для креативной эффективности специалиста.

Оценим степень влияния собственной одаренности К специалиста (его биологической креативности) на уровень креативной эффективности Т. Для этого рассмотрим два уровня биологической креативности – высокий «В» и нормальный «Н» (рис.4).

Оценку будем проводить для специалистов двух квалификаций (с двумя типами ак-тивных тезаурусов). Для инженера-разработчика (статус 1 рис.2) и инженера-администратора (статус 3, рис.2). Результаты численного моделирования креативной эф-фективности специалистов этих типов при двух различных уровнях биологической креа-тивности (одаренности) приведены на рис.5.

Как видно из результатов численного моделирования, влияние собственной одаренности человека на его креативную эффективность тем выше, чем выше его квалификация (активный тезаурус). При низких значениях активного тезауруса (квалификации) в данной области креативная эффективность специалиста не высока и практически не зависит от его собственной одаренности. Этот вывод относится, разумеется, только к области (специальности), для которой оценен активный тезаурус.

С определенной точки зрения результаты данного исследования можно считать очевидными, точнее, известными и ранее любому практикующему инженеру-исследователю и руководителю проектов. Более того, эти результаты исторически вошли в менталитет диаспор и локализованных сообществ (кланов), для которых профессиональное доминирование в каких-то хозяйственных областях рассматривается, как вопрос выживания. В виде традиций раннего и неуклонного формирования активного тезауруса (профессиональной подготовки, например, в торговле). Такое воспитание позволяет гарантировать профессиональную успешность и доминирование представителей этих сообществ вне зависимости от одаренности и степени социального влияния.

Тем не менее, анализ приведенных зависимостей позволяет сделать различные выводы и заключения, представляющие практический интерес, как для самих специалистов, так и для руководителей проектов. Приведем некоторые из них.

1. Глубокий спад креативной эффективности в возрасте 30-40 лет объективно неизбежен и не является признаком деградации творческих способностей специалиста.

2. Значительный и длительный подъем креативной эффективности специалиста так же неизбежно следует после 40 лет при условии сохранения и повышения его квалификации. При этом максимальный уровень творческой производительности достигается к 60 годам и практически стабилизируется на десятилетия (до конца жизни).

3. Для формирования специалиста, способного к решению креативных задач принципиально важным является настойчивая наработка и сохранение активного тезауруса (квалификации) в профессиональной области. Длительный отход от профессиональной проблематики объективно снижает творческую производительность в данной области. Привлечение к работе стороннего специалиста (из другой области) с высоким значением креативной эффективности не гарантирует его полезности до тех пор, пока он не наработает активный тезаурус в данной области в нужном объеме.

4. Стабильным кадровым ресурсом в длительных проектах, требующих креативного подхода, могут быть только квалифицированные специалисты всех возрастных категорий и прежде всего, преодолевшие неизбежный «творческий спад» сорокалетнего возраста. Тотальное омолаживание коллектива является гарантией провала инновационного проекта длительностью, превышающей несколько лет, поскольку возникает синхронный творческий спад всего коллектива, многократно снижающий практическую эффективность работы.

5. Взаимопонимание и комфортность профессионального сотрудничества специалистов тем выше, чем ближе их креативная эффективность. Поэтому со временем неизбежно углубляется взаимонепонимание между ведущими креативными специалистами (профессиональный статус 1 и 2) и административными руководителями проектов (профессиональный статус 3). С другой стороны, явное сближение креативных характеристик руководителей (статус 3) и делопроизводителей (статус 4) может поставить под сомнение адекватность и обоснованность собственно научно-технической политики, проводимой менеджерами инновационного проекта.

6. Существующий подход к оценке и решению демографических проблем  вероятно неадекватен реальному состоянию, потребностям и возможностям уровню развития со-временного общества


Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...