• РЕГИСТРАЦИЯ

Альма-матер Харькова

20 1867

Один из старейших университетов Российской империи отмечает день рождения

215 лет назад, а именно 17 (5 по ст.ст.) ноября 1804 года императором Александром I были подписаны Утвердительная грамота и Устав Харьковского Императорского университета. Одновременно учреждался университет Казанский. До этого в Российской империи было три университета — Московский (1755), Виленский (1802), Дерптский (1803) (а в столице, Санкт-Петербурге, была Академия).

C 1936 по 1996 гг. Харьковский государственный университет (ХГУ) носил имя А.М. Горького. Теперь носит имя В.Н. Каразина.

У памятника Каразину, пять раз менявшего с 1905 года место установки, а теперь высящегося у главного входа в университет, благодарно вспоминается и городской голова Егор Егорыч Урюпин, который выходатайствовал у Александра I указ об основании университета для Харькова.

Урюпин несколько раз ездил в столицу, бить челом императору об учреждении университета, и из-за конфликта с губернатором даже в сумасшедший дом (Сабурову дачу) был упечен, но победил-таки! – и изыскал у богатой общественности 400 тысяч рублей на учреждение университета.

А идея университета в Харькове принадлежала все же Василию Назаровичу Каразину, «заразившему» этой идеей императора и резонно впоследствии заметившему: «Я смею думать, что губерния наша предназначена разлить вокруг себя чувство изящности и просвещения. Она может быть для России то, что Древние Афины для Греции».

А ведь и разлила! Особенно в советский период. И Афины или не Афины, а статус, сходный с древней независимой Антиохией, Харькову еще, возможно, придется на себя примерить.

С начала 2000-х уже неоднократно озвучивалась в прессе инициатива установить памятник, быть может, глядящий сверху с ул. Рымарской (тут сохранился маленький домик Урюпина, № 4) на Бурсацкий спуск, с надписью «Егору Егоровичу Урюпину от благодарных потомков» — ведь чем бы был Харьков без университета! Остался бы одним из уездных городков, подобно Богодухову, Чугуеву, Купянску, Балаклее.

А на памятнике Василию Назаровичу Каразину — надпись, неотменимая во веки веков! Кумулятивная фраза собрана из литых букв: «Блажен уже стократно, ежели случай поставил меня в возможность сделать малейшее добро любезной моей Украине, которой пользы столь тесно сопряжены с пользами исполинской России».

В нынешней Украине, увы, сиюминутно возобладали силы, пытающиеся отсечь окончание фразы и связанные с ним смыслы. Мы же можем только восхититься этими скрижальными формулировками, ставшими девизом для многих поколений харьковчан.

В советское время в 1920-х годах от подписи на памятнике Каразину было отбито слово «Императорскаго». Восстановлено — в 2004 году.

* * *

Официально Харьковский университет был открыт в январе 1805 года. Первым его ректором и деканом словесного факультета стал получивший всероссийскую известность писатель Петр Гулак-Артемовский, дядя прославившегося впоследствии малороссийского композитора Семена Гулака-Артемовского, завершившего земной путь в Москве. Между прочим, напомним о важных узах: в 1838 году за богослужением в Михайловском монастыре в Киеве на баритон Семена обратил внимание М.И. Глинка, предложивший ему переехать в Санкт-Петербург. До 1839 года обучал малоросса музыке и вокалу, готовил для оперной сцены; а затем, организовав в его пользу несколько концертов, на собранные средства отправил учиться музыке в Париж и Флоренцию.

Сохранилось в центре Харькова первое здание Императорского университета, где польский поэт Адам Мицкевич встречался с ректором Гулаком-Артемовским, в советское время тут размещался Украинский заочный политехнический институт (УЗПИ), ныне носящий гордое имя «Українська інженерно-педагогична академія» (УIПА).

Справочникик сообщают, что в первое десятилетие из 47 преподавателей университета 29 были иностранцами (из них немцев 18, французов 4 и славян 7) и только 18 русского происхождения. Значительная часть их преподавала на немецком языке и латыни.

Наиболее выдающимися среди них были Христов Роммель и Иоганн Шад. Первый прибыл в Харьков из Марбурга, где занимал кафедру классической словесности. Шад был приглашен в Харьков из Иены по рекомендации Гете и Шиллера! Из 17 русских профессоров крупными научными силами были И.Ф. Тимковский, И.С. Рижский, Т.Ф. Осиповский.

В 1815 году большинство иностранных профессоров вынуждено было оставить Харьковский университет. И в следующее двадцатилетие иностранцев среди преподавателей было 23 %, а русских — 77 %.

Коль вспомнили немецких литературных классиков, не обойдем и своих.

Вот Пушкин был саркастичен: «Мне предстоял путь через Курск и Харьков, но я своротил на прямую тифлисскую дорогу, не любопытствуя посетить Харьковский университет, который не стоит курской ресторации». («Путешествие в Арзрум», 1835). Похоже, поэт обижался на Харьковский университет. Поговаривают, что на его основателя, Василия Каразина: вроде бы, есть свидетельства, что в 1820 году Каразин писал В.П. Кочубею доносы на Пушкина, которые и повлияли на решение о высылке поэта из столицы.

А в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) санкт-петербургский адрес старухи-процентщицы Раскольникову дал студент харьковского университета Покорев.

Благосклонен к русскому Харькову был киевский уроженец М.А. Булгаков, Полагают, что прообразом профессора Ф.Ф. Преображенского в повести «Собачье сердце» (1925) стал профессор Харьковского университета В.Я. Данилевский, советский физиолог, академик АН УССР.

Также в написанном в том же году романе Булгакова «Белая гвардия» кузен Турбиных Лариосик был студентом Харьковского Императорского университета.

Кстати, о Данилевских. Один из них, Григорий Петрович, «русский Дюма», знаменитый писатель на темы отечественной истории, в частности, автор романов «Беглые в Новороссии» (1862), «Княжна Тараканова» (1883), «Сожженная Москва» (1886), хотя и закончил юрфак не Харьковского, а Санкт-Петербургского университета, однако родился на Харьковщине в 1829 г. (называлось это так: село Даниловка, Изюмского уезда, Слободской губернии), с которой в его биографии связано очень многое. Тут он и был похоронен, хотя скончался в Питере.

* * *

Харьковской епархией и университетскими силами издавался на рубеже XIX-XX вв. уникальный религиозно-философский журнал «Вера и разум» (в котором публиковались лучшие умы русского богословия и философии всей Империи), тут служили митрополит Антоний Храповицкий и настоятель университетского храма протоиерей Николай Стеллецкий (был взят как заложник и зверски разрублен на куски в июле 1919 г. в Сумах изувером харьковского ЧК Саенко).

Митрополит Антоний оказался в шаге от избрания его на возрождавшийся Патриарший престол, а в годы послереволюционной смуты возглавил Русскую православную церковь зарубежья. Духовным учеником владыки был уроженец Харьковщины, в 1918 г. молодой выпускник юридического факультета Харьковского университета Михаил Максимович, прославленный в 1994 г. как Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, новых времен чудотворец, осенивший своим подвижничеством несколько континентов, основавший Голландскую православную церковь.

Родился Михаил Борисович 4/17 июня 1896 г. в с. Адамовка Харьковской губернии, в дворянской православной семье, которая материально поддерживала Святогорский монастырь на Северском Донце. К этому же роду принадлежал и известный церковный деятель XVIII века митрополит Иоанн Тобольский (Максимович), прославленный Российской церковью в лике святых в 1916 году.

С Харьковским университетом связаны имена нобелевских лауреатов Ильи Мечникова, Льва Ландау и Саймона Кузнеца, памятники которым установлены перед главным корпусом университета в 2016 г.

Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины Илья Мечников родился в Ивановке Харьковской губернии, учился во 2-й Харьковской гимназии и на отделении естественных наук Харьковского университета. Ученый осуществил прорыв в иммунологии — науке о защитных свойствах организма. За это открытие в 1908 году и получил Нобелевку. Мечников почитаем в Харькове — в центре города располагается Институт микробиологии его имени, напротив которого установлен еще один памятник ученому.

Саймон Кузнец учился на юридическом факультете Харьковского университета в годы Гражданской войны, а после эмиграции в США окончил образование в Колумбийском университете. Впоследствии повлиял на мировую экономическую мысль середины и второй половины ХХ века. Работал в ряде исследовательских организаций, в частности, в Национальном бюро экономических исследований США, преподавал в Пенсильванском и Гарвардском университетах, был консультантом правительств Тайваня, Японии, Индии, Южной Кореи, Израиля. Известен, прежде всего, концепцией валового внутреннего продукта (ВВП). Прославился сравнительным анализом экономического роста различных стран мира. Кузнец пришел к выводу, что проблемы экономического роста не могут плодотворно изучаться только в рамках экономики. Нужно учитывать антропологию, социологию, политологию, демографию. Был удостоен Нобелевской премии в 1971 году — за работы по исследованию проблем экономического роста.

А Лев Ландау с 1932 года возглавлял теоретический отдел Украинского физико-технического института (УФТИ) в Харькове, с 1935 по 1937-й был заведующим кафедрой общей физики Харьковского университета. Именно в эти годы, указывают его биографы, ученый сформулировал и начал осуществлять свою жизненную программу — написать полный курс теоретической физики и окружить себя профессионалами. Вокруг Ландау собралась группа талантливых молодых людей, увлеченных наукой. В Харькове проводились международные физические конференции, которые посещали крупные западные ученые. Харьков стал центром теоретической физики в СССР.

Предметом трудов Ландау были квантовая механика, физика твердого тела, физика космических лучей, гидродинамика, квантовая теория поля и другие отрасли и направления. Он является одним из основателей теории сверхпроводимости. Нобелевскую премию по физике получил в 1962 году за «пионерские работы в области теории конденсированных сред, особенно жидкого гелия». Уже при жизни Ландау стал признанным классиком науки, его избрали своим почетным членом академии наук СССР, Дании, Нидерландов, США и Германии.

* * *

С Харьковским университетом были связаны также такие знаменитости как химик Н.Н. Бекетов, историк Д.И. Багалей, глазной хирург Л.Л. Гиршман (бедных лечивший бесплатно, отчего благодарная память о докторе сохраняется и поныне), физик-ядерщик А.К. Вальтер, астроном Н.П. Барабашов, экономист, «легальный марксист» М.И. Туган-Барановский, попавший, помните?, на язык саркастическому Ульянову-Ленину, а также хирург Н.П. Тринклер, филолог А.А. Потебня, филолог-славист И.И. Срезневский, советский математик А.В. Погорелов, по учебникам геометрии которого учились и в советских школах, и в вузах…

Выпускником естественного отделения физико-математического факультета 1864 года был Генрих Ипполитович Семирадский — известный художник, представитель позднего академизма, действительный член Петербургской академии искусств, член Академий изящных искусств в Риме, Берлине, Стокгольме, член-корреспондент Парижской академии изящных искусств.

В 1870 году художник получил Большую золотую медаль Академии художеств и право шестилетнего пребывания за границей, отправился в Мюнхен, а затем в Италию. Примечательно, что Генрих Семирадский, практически не бывавший на родине, получал всевозможные награды Академии художеств и на международных выставках неизменно представлял русскую школу живописи.

Писал картины в основном на библейские темы, а также античные сюжеты: «Римская оргия блестящих времен цезаризма», «Грешница», «Светочи христианства», «Танец среди мечей», «Христос у Марфы и Марии». В 1901 году для Львовского театра оперы и балета Семирадский выполнил занавес «Парнас».

В 1885 году прибыл из Санкт-Петербургского университета в Харьковский и начал в звании приват-доцента чтение лекций по всем курсам математической кафедры Александр Михайлович Ляпунов. В 1887—1891 гг.

публиковал свои работы на страницах «Сообщений Харьковского математического общества», а в январе 1893 года тридцатипятилетний ученый получил звание ординарного профессора Харьковского университета. Тут он продолжал преподавательскую деятельность до весны 1902 года, после чего переехал в Петербург. Официальным признанием заслуг А.М. Ляпунова явилось избрание его членом-корреспондентом Академии наук по разделу математических наук, состоявшееся в декабре 1900 года. Менее чем через год Ляпунов был избран ординарным академиком по кафедре прикладной математики, а по условиям того времени избрание в академики требовало обязательного переезда в Петербург. В Харькове есть ул. Ляпунова, а в 2010 г. установлен и памятник выдающемуся русскому математику возле северного корпуса ХНУ (здание бывшей Военно-инженерной радиотехнической академии им. маршала Говорова, ВИРТА).

Выпускником физико-математического факультета 1919 года был Отто Людвигович Струве, один из наиболее известных астрофизиков ХХ века, член Академий наук Франции, Бельгии, Великобритании, США, Канады, Новой Зеландии, почетный доктор девяти университетов, в частности, Льежского, Пенсильванского, Калифорнийского. Отступая с деникинскими войсками, Струве оказался в Турции. В 1921 году переехал в Нью-Йорк. Руководил работой Национальной радиоастрономической обсерватории США, избирался президентом Международного астрономического союза.

В 1917–1920 годах в Харьковском университете изучал психологию и философию Моисей (Моиз) Гайсинский, впоследствии известный французский химик, один из основоположников радиационной химии. Гражданская война и эмиграция прервали обучение. С 1930 года он начал работу в лаборатории Пьера и Марии Кюри в области ядерной химии. Моисей Гайсинский работал в Парижском университете, Национальном центре научных исследований Франции, который и возглавил в 1955 году.

Из стен университета ушел в 1941-м на фронт после третьего курса филологического факультета Олесь Гончар, будущий известный советский украинский писатель.

Выразительна скульптурная группа, посвященная университетцам, добровольцам студенческого батальона, уходящим на войну. Она установлена у одного из входов в главный корпус в 1999 году. Подавляющее большинство бойцов студбата погибло в боях в районе Белой Церкви западнее Киева и при обороне Москвы осенью 1941 года.

За время существования университета его выпускниками стали более ста тысяч человек.

* * *

В 1957—1962 годах университет был перемещен из старого здания на ул. Университетской (бывшего Губернаторского дворца), в новое, восстановленное после войны здание на площади Дзержинского (бывший Домпроектострой, построенный по проекту Сергея Серафимова и Марии Зандберг в 1930—1932 годах как Дом правительства УССР). Новое здание университета, восстановленное и реконструированное после войны в 1953—1962 гг., — по своим размерам второе по величине в СССР после Московского на Ленинских горах, во многом повторяло уже построенное (в 1953 году) к тому времени здание МГУ.

В 2005 году университету было передано находящееся напротив симметричное здание ликвидированной к тому времени Военно-инженерной радиотехнической академии им. маршала Говорова (ВИРТА). В том же году вступивший в должность «оранжевый» губернатор Аваков лично привез в университет выступить Збигнева Бжезинского, который там же и заявил, что мы-де «успокоимся, только когда танки НАТО будут стоять у границы Белгородской области». Следует признать, что за истекшее с той поры малое время Запад изрядно преуспел в этом посыле, хотя еще не до конца.

Сегодня ХНУ (Харьковский национальный университет) — это два десятка факультетов, биостанция, несколько музеев и НИИ.

Утвердившись более всего за счет университета, Харьков пришел к нашим дням мощным цивилизационным сгустком, хотя годы так называемой незалежности сильно пошатнули как его научно-промышленный, так и культурный потенциал, созданные в советское время.

Харьков, основанный по указу царя Алексея Михайловича Романова (Тишайшего) в 1654 г., на карте русской культуры в последние более полутораста лет был системообразующим городом. И важнейшую интеллектуальную роль в этом играл университет. Бесспорно, Харьков и сегодня остается градом не случайным, не статистом, но новейшие времена поставили, увы, важный для нас вопрос: останется ли город делателем в общем пространстве Русской цивилизации?

На этот вопрос ответит только время.

http://www.stoletie.ru/territo...

Мониторинг антироссийской деятельности

Платить и каяться: Сколько Польша должна евреям за Холокост

Варшава очень зря подняла тему старых долгов за Вторую мировую войну. Тем более затронув вопрос выплаты компенсации. Ибо палка, как известно, о двух концах. В том смысле, что мотивы, то...

Я ОТКРЫВАЮ ТАЙНУ: что было за кулисами нашей дуэли с Иоганном Вайсом

✔ Пару месяцев назад перестали появляться статьи от одного из моих самых любимых авторов – Иоганна Вайса. Я старался отгонять плохие мысли и очень надеялся, что вскоре он вернётся из от...

Призыв Путина созвать Новую Ялту, как главный признак окончательного слома однополярного мира

На пятом Иерусалимском форуме памяти холокоста Путин предложил провести  саммит лидеров стран-основательниц ООН - России, США, Франции, Британии и Китая: "Забвение прошлого, ...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Ros Orthodox 25 января 20:58

    И видеть сны на русском языке…

    На Украине принят дискриминационный закон об образовании Сказано кем-то горько и точно: «На Украине русскоязычным пока разрешили видеть сны на родном языке и говорить на улице, если не очень громко». Верховная рада, по сути, окончательно ликвидировала все русские школы на Украине. В начальной — детей, наряду с украинским, еще будут обучать и на «языке м...
    88
    Ros Orthodox 18 января 20:30

    В послании Путина проявилось его мировоззрение

    Важны не только сами экономические меры (хотя их значение очень велико), но и то послание обществу, которое стоит за ними: государство осознает, что семья и дети – это огромная ценность, а родительство заслуживает самой решительной поддержки.В послании президента Федеральному собранию, которое сейчас рассматривают со всех сторон, хочется обратить внимание на его миров...
    366
    Ros Orthodox 17 января 22:53

    Их нравы №7. Нидерланды накрыла мода на смерть

    Нидерланды стали мировой столицей самоубийств, совершенных с врачебной помощью. Однако за происходящим скрываются злоупотребления на грани криминала и массовые манипуляции статистикой. Практика эвтаназии поставила перед голландским обществом и врачами массу весьма неудобных вопросов – прежде всего этических.Добровольный уход из жизни с помощью врача практиковался в Ни...
    626
    Ros Orthodox 13 января 22:50

    Их нравы №6. США: 16 лет тюрьмы за «мыслепреступление»

    К огромному сроку приговорен американец А. Мартинес за сожжение флага ЛГБТ-сообщества Несколькими месяцами ранее житель города Эймс (штат Айова) Адольфо Мартинес, поругавшись с трансгендером возле бара, отправился к зданию одной из местных религиозных общин, лоббирующих права гомосексуалистов, сорвал с фасада «радужный» стяг, облил его горючей жидкостью...
    1361
    Ros Orthodox 13 января 12:44

    НАТО покупает наших журналистов...

    РАСПАД РОССИИ ГОТОВЯТ ТИХОО современных коллаборационистах-предателях, американских дипломатах-провокаторах и о том, как все далеко зашло…Распад России готовят тихо. Под шум рвущихся ракет на Ближнем Востоке. Под шум взрывающихся информационных бомб. Люди… Мы бедные люди. Оглохшие и ослепшие. Кругом стреляют, и мы не поймем кто и откуда палит. Да и какая разница. У на...
    2257
    Ros Orthodox 12 января 13:04

    В России предложили ввести презумпцию согласия на посмертное донорство

    В России может появиться презумпция согласия на донорство органов после смерти, соответствующий проект закона уже готов, ожидается его обсуждение, заявил председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.Морозов заявил в пресс-центре «Парламентской газеты», что законодатели долго работали над этим проектом совместно с Минздравом и профессиональным сообщ...
    1079
    Ros Orthodox 10 января 12:30

    Папа Римский признал беспомощность католицизма перед вызовами современности

    Обращаясь к Римской курии, - об этом в статье The Tablet (Лондон, Великобритания), - понтифик подчеркнул, что немногие страны сегодня можно назвать «христианскими» и что необходимы новые пути евангелизации. ... Очевидно, что речь идет не о переменах ради перемен или о следовании моде, а об убеждении, что развитие и рост характерны для земной и человечес...
    899
    Ros Orthodox 10 января 12:13

    Подвиг декабристов подготовил все беды ХХ века

    Появившиеся ругательные рецензии на фильм «Союз спасения», изображающий участников восстания декабристов недостаточно восторженно, да и сама полемика, развернувшаяся в социальных сетях, говорит о том, что романтический миф, сложившийся вокруг событий 14 (26) декабря 1825 года, жив и продолжает волновать сердца.Люди продолжают восхищаться «романтиками, интеллектуалами ...
    3240
    Ros Orthodox 9 января 15:17

    Рождество – это про смысл и надежду

    До революции главным зимним праздником в России, как и во всем христианском мире, было Рождество Христово; и сверкающая огоньками елка была именно рождественским, а не новогодним символом. Первые годы после переворота большевики пытались искоренить елку – как и христианскую веру вообще.Страна перешла с юлианского на григорианский календарь – так новый год уехал на 13 ...
    896
    Ros Orthodox 4 января 12:49

    АНТИХРИСТИАНСКАЯ СМУТА В РОССИИ И ЦЕРКВИ

    Все жестче, все наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся все более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально. Уверенно заявляя, что зло имеет такое же право на существ...
    1213
    Ros Orthodox 1 января 17:41

    Двадцать лет назад Ельцин принял единственно правильное решение

    Скоро, совсем скоро самому громкому мему всея Руси «я устал – я ухожу» стукнет ровно двадцать лет. Минута в минуту. Слава телевидению – у нас все ходы записаны. Потому что 31 декабря 1999 года президент России Борис Ельцин выступил с новогодним обращением. В 10-минутной речи он объявил о своей отставке и назначил преемником Владимира Путина.В назначении преемника мног...
    1849
    Ros Orthodox 29 декабря 2019 г. 11:58

    Поколение Z: жертвы цифровой утопии

    В мире их сейчас больше 30 процентов. В России, говорят, только 18 С середины прошлого века провоцируя среди молодежи примитивизм – в одежде, речи, уровне знаний, но прежде всего в чувствах, – западная цивилизация обрела «волшебную палочку», в массе воспитывающую потребителя тех благ, которые было наиболее прибыльно бизнесу производить. Восточная цивили...
    2432
    Ros Orthodox 22 декабря 2019 г. 13:14

    Как воскреснет Россия?

    Говоря о Михаиле Осиповиче Меньшикове, сборник произведений которого лежит перед Вами, уважаемый читатель, нельзя обойти молчанием сам жанр печатного слова, в котором он составил себе величественное, хотя и не столь громкое и общепризнанное (в силу известных революционных событии) имя. К огромному сожалению, наше время, столь легко раздающее (и чаще все...
    1782
    Ros Orthodox 21 декабря 2019 г. 14:58

    Было дело под Полтавой

    «Янки, гоу хоум!» Обычно фронтовики не любят смотреть военные фильмы. Даже не оттого, что в фильмах «киношная» война, а оттого, что слишком тяжело вспоминать войну. Один ветеран, боец пехоты, пристрастился смотреть всякие военные сериалы, смотрел и плакал, и говорил соседу, тоже фронтовику: «Вот ведь, Витя, как люди-то воевали, какая красота, а мы-то вс...
    1554
    Ros Orthodox 15 декабря 2019 г. 22:08

    "История призывает Россию стать впереди всемирного просвещения, история дает ей право на это за всесторонность и полноту ее начал»

    Славянофил А.С. Хомяков верил в особый путь своего народа В этом году исполнилось 215 лет со дня рождения А.С. Хомякова – русского мыслителя, публициста и поэта. Сегодня об этом выдающемся человеке у нас вспоминают редко. А ведь он был одним из тех, кто твердо верил в великое историческое предназначение России. «История, – писал Хомяков, – призывает Рос...
    1317
    Ros Orthodox 15 декабря 2019 г. 19:45

    Сейчас корежится и ломается культурный фасад Руси на Тихом океане, переписывается дальневосточная история России

    «НАМ НЕ НУЖНЫ ВАШИ МУРАВЬЕВЫ-АМУРСКИЕ»Пора бы уже пресечь продажу русской истории и державного достоинства нашего Отечества…У могилы генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского во Владивостоке снег. Могила и величественный памятник выдающемуся сыну нашего Отечества в самом центре Владивостока, в Сухановском сквере, на склоне сопки над бухтой Золотой Рог. ...
    2565
    Ros Orthodox 13 декабря 2019 г. 22:14

    Почему чиновники из Владивостока считают секты религиями?

    Состав комиссии по религиозным объединениям администрации Приморского края вызывает недоумениеНедавно в администрации Приморского края прошло заседание комиссии по религиозным объединениям, которое возглавил директор департамента внутренней политики Приморского края Даниил Гончарук, сообщил сайт Владивостокской епархии.В мероприятии принял участие епископ Уссурийский ...
    1075
    Ros Orthodox 12 декабря 2019 г. 22:17

    Земного рая нет ни на Западе, ни где-либо еще

    Ленты социальных сетей позволяют увидеть рядом – на пространстве одного экрана – как традиционные уверения в том, что Россия позорно отстала от цивилизованного мира, так и сообщения из этого самого цивилизованного мира.Например, американская пресса пишет о том, что Чеза Будан – новый окружной прокурор Сан-Франциско – объявил, что не будет преследовать «предложения сек...
    1419
    Ros Orthodox 8 декабря 2019 г. 22:06

    Размышления по поводу Закона о признании физических лиц иноагентами.

    Разве они элита? Президент России Владимир Путин подписал на днях закон о признании физических лиц иностранными агентами. Этот документ был опубликован 2 декабря на официальном портале правовой информации. «Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющее сообщения и материалы, которые созданы и распространены иностранным СМИ, выполняющим функции инос...
    1611
    Ros Orthodox 8 декабря 2019 г. 10:09

    Три доказательства неземного происхождения христианства

    Антирелигиозная религияРазмышления богословаПочему человек обращается к Богу? Что это - потребность в защите, желание испытать религиозный экстаз, стремление отличаться от неверующих и демонстрировать свою религиозность? Видимо, общих ответов нет, каждое обращение - это тайна человеческой души. И тем не менее существует тысячелетний опыт, который можно обсуждать.Точно...
    5077
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика