От Автора
Несколько народных противосектантских курсов, проведенных мною, показали крайнюю необходимость особого катехизаторского общедоступного учебника, который бы: а) раскрывал по возможности полное христианское мировоззрение, б) указывал, что спасительная христианская вера Божия – только одна, а ереси суть антихристовы погибельные измышления, а не христианство, в) давал удобное оружие для отражения сектантской лжи и г) отличался принудительной ясностью изложения.
У нас есть много противосектантских книг, разбирающих отдельные положения нашего упования, отвергаемые сектантами; есть довольно бессистемные сборники текстов; есть катехизисы или безразличные к Православию, или, хотя и хорошие, но очень краткие; есть, наконец, ученые сочинения, мало пригодные для народа. Народного же, православного, дающего христианское мировоззрение, катехизаторского учебника я не нашел, но за то верю, что Господь чрез сорадующихся Истине людей поможет его иметь, если не в настоящем издании, то впоследствии.
Уже в начале моей работы многие меня ободрили и много мне помогли. Прежде всего откликнулся мой постоянный вдохновитель Святитель Волынский, Архиепископ Антоний, с именем которого связывается едва ли не половина православного дела в России: он дал мне указания, прочитывал и поправлял рукописи. Во-вторых, поддержал меня мой дорогой покровитель, о. протоиерей Неофит Порфирьевич Любимов, издавший много противосектантской литературы, принявший и сейчас это убыточное издание, только из – за любви к Правде и для ободрения борьбы с антихристовой мерзостью. В-третьих, научал меня приемам изложения, да и вообще миссионерскому противосектантскому делу старейший из миссионеров и талантливейший о. протоиерей Иоанн Вас. Полянский. В-четвертых, много помог мне, принявший на себя труд проверки моих рукописей и всей корректуры и пронесший его с муравьиным усердием и терпением мой друг и соработник на ниве Божией, миссионер, канд. богосл., Влад. Влад. Соколов. В-пятых, из-за одного сочувствия моему делу и затее пришел со своим художественным трудом канд. богосл. Мирон Иван. Ржепик: ему принадлежат иллюстрации в книге. Катакомбные снимки скопированы из книги А. фон-Фрикена: «Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства».
Земно кланяясь, благодарю всех воодушевлявших, помогавших, тратившихся и сочувствовавших мне лиц.
Как видно из перечисления участников, потрудившихся в издании настоящей книги, я мало доверял себе лично, не давал места сознанию собственного достоинства и самолюбию, а работал исключительно для горячо любимого дела; это, я думаю, достаточно может уверить любящих Истину и подвизающихся за Веру Евангельскую, что я нуждаюсь в их помощи и они придут на помощь мне со своими указаниями и поправками, необходимыми для возможной полноты и ясности настоящего народного учебника. Мне не стыдно слышать самую строгую критику и получить помощь от всякого православного человека, и я жду всего этого с нетерпением, чтобы скорее осуществить свое желание, помочь православному народу в день злый.
Настоящая книга «Доброе исповедание» излагает христианское учение так, как желательно преподавать его народу да, пожалуй, и в школах церковно-приходских высшего типа и церковно-учительских.
Московский Епархиальный миссионер проповедник Николай Варжанский.
Июль 1910 года. Москва, Б. Пресня, 30
Об единстве истины Божией
Что для человека должно быть дороже всего в жизни?
То, чтобы ему спасти "свою душу" (Мф. 16:26), и получить «жизнь вечную» (Рим. 2:7), "радость" бесконечную (Рим. 14:17) и вечно «славословить Бога», подобно святым Ангелам (Пс. 149:5–6; Лк. 2:13).
Каким путем человек может придти к бесконечному блаженству?
Путем истины Божией. Об этом пути просил некогда Псалмопевец Давид: «Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего» (Пс. 24:4, 5).
Где же эта истина Божия?
Истина Божия – во Христе Иисусе, как Он Сам о Себе сказал: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).
Как называется у нас следование за Христом?
Оно называется религией, а чаще всего верой; последнее слово указывает на то, что человек поверил во Христа и во всем следует за Ним, делает все так, как Христос повелел (Мф. 16:24)
Правильно ли думают некоторые люди, что религия означает одно, а вера – совершенно другое?
Нет, неправильно и совершенно неосновательно. Религия есть слово латинское, а вера – слово русское, но оба они определяют не что иное, как отношения между Богом и человеком. Слово «религия» указывает на союз Вседержителя Творца с человеком, а словом «вера» отмечаются два существенных признака этого союза: с одной стороны указывается, что Бог открыл человеку Свою волю, а с другой стороны, – что человек верит в Бога и с послушанием принимает Его слово (Ин. 14:10–12)
Можем ли мы сказать с одинаковым смыслом: «религия христианская» или «вера православная»?
Можем, потому что оба эти понятия, по своему смыслу, означают одно и то же.
Сколько может быть истинных вер, или истинных религий?
Истинная вера только одна. Ап. Павел говорит: «один Господь, одна вера" (Еф. 4:5)
Продолжение здесь -
https://azbyka.ru/otechnik/Nik...
Житие епархиального миссионера новомученика Николая Варжанского
Исповедник веры, мужественно принявший мученическую смерть во дни гонений на Православную Церковь, Николай Юрьевич Варжанский, родился 25 ноября 1881 года в Овручсском уезде Волынской губернии в семье чиновника, потомственного почетного гражданина Георгия Варжанского и его супруги Герминии Маркелловны (урож. Раевской).
Когда пришло время поступить в учебное заведение, юный Николай выбрал духовную школу. Это решение человека, не принадлежавшего по происхождению к духовному званию, свидетельствовало о его глубокой вере и твердом желании посвятить свою жизнь святой Церкви.
По окончании Духовной семинарии Николай Варжанский в 1903 году поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1907 г. со степенью кандидата богословия.
13 июня 1907 г. он обвенчался с Зинаидой Неофитовной – дочерью профессора протоиерея Неофита Порфирьевича Любимова, принявшего мученическую смерть за веру в сентябре 1918 г.,
В 1908 г. он определен сначала помощником противосектантского миссионера Московской епархии, а затем назначен московским епархиальным миссионером.
За десять лет ревностных трудов в борьбе с противоцерковными учениями (главным образом с сектантством) молодой миссионер созрел и раскрылся как талантливый защитник Православия.
В 1908 г. в "Миссионерском обозрении" (№6) он опубликовал статью "Новая "универсальная" религия", вышедшую затем отдельным изданием (Спб.,1908). В этом же году выходит его работа "Как проповедует граф Л.Н. Толстой о Боге" (М.,1908).[1] Этой публикацией Николай Варжанский принял участие в той борьбе, которую вели против толстовства как опасного лжеучения такие выдающиеся православные проповедники: святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей Иоанн Восторгов и другие. Николай Варжанский, приводя места из сочинений Л. Толстого, доказывает, что он пантеист, отрицающий Бога Творца. Несмотря на употребляемые писателем религиозные понятия, учение его по существу атеистично.
В 1909-1910 гг. он публикует ряд статей и брошюр апологетического содержания: "Против пьянства телесного и духовного (о "братцах" и "беседчиках") (М., 1909); "О бессмертии души. О субботе и воскресенье (Почаев, 1910); "Церковь и секты" (Почаев, 1910). Неутомимому борцу против антицерковных лжеучений принадлежит более тридцати больших и малых работ.
Выдающимся явлением противосектантской миссионерской литературы был капитальный труд Николая Варжанского "Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис" (Почаев, 1910; 2-е изд. испр. и доп., М., 1912; 4-е испр., М., 1913; репринт: М.,1998). Книгу редактировал духовный наставник автора архиепископ (впоследствии митрополит) Антоний (Храповицкий), которого он называл "постоянный вдохновителем". Николай Варжанский также опирался на помощь своего тестя, протоиерея Неофита Любимова, опытного в вопросах апологетики, имевшего свое миссионерское издательство. Работе над этим православным противосектантским учебником предшествовали проводимые автором народные курсы, главным образом в рабочей среде. Второе издание труда имеет посвящение: "Посвящаю книгу искренне любимым православным московским рабочим". Замечательной является и та духовно-нравственная настроенность, с какой писалась эта книга: "Я мало доверял себе лично, не давал места сознанию собственного достоинства и самолюбию, а работал исключительно для горячо любимого дела; это, я думаю, достаточно может уверить любящих Истину и подвизающихся за веру Евангельскую, что я нуждаюсь в их помощи и они придут на помощь мне со своими указаниями и поправками, необходимыми для возможной полноты и ясности настоящего народного учебника".[2]
Все 29 разделов "Доброго исповедания" охватывают главные темы христианского учения, по которым православные люди ведут борьбу с различными лжеучениями сектантов. Весь материал, преподанный в вопрос-ответной форме, расположен в строго систематическом порядке: о единстве истины Божией, о Церкви, об источниках изучения христианства – Священном Писании и Священном Предании; затем говорится о таинствах, храме, св. Кресте, иконах, мощах, о почитании Божией Матери и Церкви Небесной, о молитвах за умерших и о бессмертии души.
Книга имела огромный спрос. За десять месяцев разошлось 5 тысяч экземпляров первого тиража. Автор получил много теплых благодарственных писем. Так, диакон Антоний Романенко писал: "Ознакомившись с Вашими руководствами, я пришел к заключению, что это превосходит все, написанное до ныне. Я слышал на курсах в Екатеринославе Дмитрия Ивановича Боголюбова, он бесподобен в живой беседе; читал все его сочинения, а также слыхал многих других, но то, что я нашел в Ваших сочинениях, меня положительно поразило: такая оригинальность и новизна положений, популярность языка и сила впечатления!.. Опыты по Вашим руководствам в школах, в которых я состою законоучителем, дали прекрасные результаты и, можно сказать, превзошли все мои ожидания".[3]
Автор получил письмо и от Преосвященного Сильвестра (Ольшевского), епископа Прилукского, викария Полтавской епархии: "Сердечно благодарю Вас за присланные мне Вами Ваши прекрасные миссионерские книжки. Вашими трудами мы понемногу пользуемся, так как они очень по сердцу пришлись моим сотрудникам по миссионерскому делу. Укрепи Вас Господь продолжать свое святое дело!"[4]
Книга "Доброе исповедание" была высоко оценена и в опубликованных на нее рецензиях. Харьковский епархиальный миссионер Л. З. Кунцевич[5] писал: "Хотя народная листковая литература у нас слаба, но зато в прошлом году многие миссионеры обогатили православных ревнителей солидными руководствами к ведению полемических бесед. К числу их принадлежит книга "Доброе исповедание". Для ревнителей она очень полезна..." ("Ревнитель", 1911, №1). В "Московских ведомостях" (1910, № 273) отмечалось, что автор книги просто и ясно, вполне понятным для рабочего люда языком, излагает христианское мировоззрение. Проводя сравнение между православной христианской верой и различными сектантскими лжеучениями, автор дает неотразимое оружие против доводов всевозможных еретиков, которых так много появилось в последнее время.
Вторая его противосектантская книга "Оружие правды" (М., 1910; 2 изд., М., 1911; 3 изд., М., 1913; репринт: Джорданвиль, 1993; М., б.г.) представляет собой весьма удобный конспект для ведения противосектантских бесед. Он содержит места из Священного Писания по темам и пунктам, по которым сектанты ведут наиболее активные споры, отстаивая свои заблуждения.
Кроме этих пособий, Николай Варжанский составил небольшой курс сектоведения для церковно-приходских школ: "Образец здравого учения" (М., 1912, 2-е изд. 1914). Книга вышла под редакцией выдающегося организатора миссионерского дела протоиерея Иоанна Восторгова. Руководимое им книгоиздательство "Верность" помогало в распространении трудов Н. Варжанского.
Н. Варжанский не ограничивал свою миссионерскую противосектантскую деятельность теоретической работой. Он много и убежденно выступал в самых различных аудиториях, неустанно проводил духовные беседы с простым народом. Специально для рабочих, с целью обогатить их духовно, привлечь к общественно-полезной деятельности и отвратить их от пьянства, он организовал Общество трезвости, располагавшееся на Семеновской заставе. Филиал его находился в Высокопетровском монастыре.
Помимо миссионерских трудов, Николай Юрьевич вел также полезную для Церкви административную работу. С 14 марта 1911 г., оставаясь в должности московского епархиального миссионера-проповедника, состоял также на службе канцелярии Святейшего Синода. В 1914 г. он становится титулярным советником и за свои труды удостаивается правительственных наград – орденов Станислава и Анны третьей степени. С 7 января по 28 марта 1915 г. Н. Варжанский занимал должность псаломщика при храме св. равноапостольного кн. Владимира Московского епархиального дома. В качестве штатного преподавателя Московской Духовной семинарии он вел курс словесности.
Н. Варжанский был одним из активных участников Пятого Всероссийского Миссионерского съезда, проходившего с 25 июля по 5 августа 1917 г. в Бизюковском монастыре Херсонской епархии. Он участвовал в обсуждении доклада киевского епархиального миссионера протоиерея С. Потехина о современном положении православия на Украине в связи с активностью католичества и униатства. Н. Варжанский выступил против приспособляемости к национальным особенностям в религиозных вопросах. "Нельзя обосновывать православную веру на национальных особенностях и на влияниях момента... Латинство бессильно, когда мы сильны".[6] Он также принимал участие в обсуждении доклада М. А. Кальнева о современных сектах.
На заседании Съезда 3 августа 1917 г. Н. Варжанский был избран в числе десяти делегатов на Священный Поместный Собор. В ходе работы Собора обсуждался вопрос о включении в состав членов делегатов Всероссийского Миссионерского Съезда (в том числе Н. Варжанского), но предложение о расширении состава было отклонено в виду многочисленности участников. На Священном Соборе Н. Варжанский исполнял обязанности делопроизводителя Отдела о внешней и внутренней миссии и о церковной дисциплине.
30 мая 1918 г. Н. Варжанский был арестован на квартире протоиерея Иоанна Восторгова (в «2000 году прославлен как священномученик) и заключен в Бутырскую тюрьму. Причиной его преследования, несомненно, была его десятилетняя плодотворная миссионерская деятельность. Никаких политических обвинений ему предъявлено не было. Следственное дело, по-видимому, на него не заводилось.
2/15 июля 1918 г. Святейший Патриарх Тихон обратился в Верховный Трибунал и ВЧК по делу епископа Ефрема (Кузнецова), протоиерея Иоанна Восторгова, священника Димитрия Корнеева и преподавателя Московской Духовной семинарии Н. Ю. Варжанского: "Тяжелое тюремное заключение, которому они подвергаются уже полтора месяца, угрожает им полным расстройством здоровья и едва ли вызывается требованиями правосудия, так как своевременная явка их на суд может быть обеспечена как их подпискою, так и поручительством надежных людей. Несколько тысяч православных людей, близко знающих этих заключенных, уже подали прошение об освобождении их из тюрьмы, под их личное поручительство. Зная Преосвященного Ефрема, протоиерея Восторгова и священника Корнеева, как достойных служителей Церкви Божией и Н. Ю. Варжанского как полезного церковного деятеля, я присоединяюсь к ходатайству, поданному несколькими тысячами православных, об освобождении арестованных под наше личное поручительство, в том, что подлежащие суду не уклонятся от него и не скроются".[7]
Из публикации в "Известиях" (1918, 28 июля, №159, с.2) известно, что с ходатайством об освобождении Н. Варжанского обращался к В. И. Ленину тесть заключенного – протоиерей Неофит Порфирьевич Любимов (ныне священномученик). Сам Николай Юрьевич трезво оценивал свое положение и видел приближающуюся смерть. Из тюрьмы он передал родным небольшую икону Божией Матери "Взыскание погибших". На обороте было написано его прощальное письмо к жене и детям, свидетельствовавшее о духовной силе и нравственной стойкости человека, готовящегося принять за веру мученическую смерть:
"Да сохранит тебя и заступит, и покроет Своим Материнским Покровом Пречистая Заступница Матерь Света. Молись, дорогая Зиночка, голубка моя, Богородице: Она покроет твое вдовство раннее и сироток. Прости меня, дорогая моя, и за меня молись".
Ниже текста письма сделана приписка: "Усердно молимся за дорогих страстотерпцев, смиренный иерей ...(подпись неразборчива), 1918, май, 24"
19 сентября 1918 г. (н.ст.) Н. Варжанский был расстрелян на Калитниковском кладбище, где и был похоронен. Сохранилась фотография с изображением креста на его могиле.
Священник Афанасий Гумеров
27 января 2004 г.
Труды Н. Ю. Варжанского:
1. В чем вера Л. Н. Толстого, М., 1911 (переиздание с измененным названием : "Как проповедует граф Л. Н. Толстой, М., 1908)
2. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис, Почаев, 1910 – 2-ое исправленное и дополненное издание, М., 1912; – 4-ое исправленное издание, М., 913; – репринт: М., 1998
3. Миссионерская самозащита, Харьков, 1914 (отдельный оттиск из ж. "Вера и разум" за 1914 г.)
4. Новая "универсальная религия", Спб., 1908 (отдельный оттиск из ж. "Миссионерское обозрение", 1908, №6)
5. О бессмертии души. О субботе и Воскресенье, Почаев, 1910
6. О бессмертии души. Против сектантов-адвентистов, Спб., 1911. – 2-ое изд., Спб., 1912
7. О святости Церкви Христовой (Опыт изъяснения и выписка из ведения беседы), Спб., 1911
8. Образец здравого учения (Краткий учебник по сектоведению). Под редакцией прот. Иоанна Восторгова, М., 1911. – 5-ое изд., М., 1914
9. Оружие правды, М., 1910; – 2-ое изд., М., 1911; – 3-е изд. М., 1913; – репринт: М., 1991; – репринт: Джорданвиль, 1993.
10. Сочинения. Церковь и секты, Почаев, 1910.
[1] Переиздана под названием "В чем вера Л.Н. Толстого", М., (1911); СПб., 1912.
[2] Варжанский Н., Доброе исповедание, М., 1998, с.5.
[3] Отзывы о книгах Московского епархиального миссионера Ник. Юрьев. Варжанского, – приложение ко 2-му изданию кн. "Доброе исповедание", М., 1912.
[4] Там же.
[5] Закончил жизнь, как и Н. Варжанский мучеником: расстрелян в ЧК в 1918 г.
[6] Деяния Пятого Всероссийского Миссионерского съезда, М., 1917, с. 15.
[7] Ходатайство Святейшего Патриарха Тихона находится в "Следственном деле" прот. Иоанна Восторгова.
Оценили 7 человек
16 кармы