О "практической ереси" в христианстве

13 371

... В деле нашего внутреннего устроения, в деле нашего нравственного совершенствования есть одна зловредная мысль, которая уподобляет человека пьянице, оправдывающему свой порок. Эта мысль заключается в том, что высокие нравственные требования христианства надо исполнять лишь настолько, насколько это не мешает обычному мирскому течению жизни.

Эта мысль возводит в принцип, возводит в закон, в правило исполнение христианского учения лишь постольку, поскольку оно не мешает жизни мирской. Может быть, люди, понимающие, что задачи христианские стоят перед каждым человеком во всей полноте и что законы нравственные и правила святых отцов и Церкви Святой они должны исполнять во всей своей полноте, – может быть, и они погрешают, может быть, и они не всегда делают и живут так, как бы требовало Слово Божие, но самое отношение к идеалам христианским, правилам духовной жизни и установлениям Церкви у них совершенно иное.

Неисчислимые бедствия для духовной жизни проистекают от возведения в правило и закон исполнения христианства «постольку поскольку».

Если человек чувствует свою немощь и не может выполнять то, что от него требует Святая Церковь, и ощущает это как грех, он всегда будет радоваться на всякого человека, освобождающегося от немощности и старающегося трудиться, дабы встать на истинный путь полноты духовной жизни.

Если же человек думает, что так и быть должно, что христианство есть какой-то особый, для определенных дней и для определенных случаев предназначенный обычай, совершенно не долженствующий коренным образом менять жизнь человеческую, то он непременно будет раздражаться, и сердиться, и укорять всякого, особенно близкого человека, который всерьез задумает идти дорогой жизни духовной. А между тем перед нами в Слове Божием раскрывается нечто такое, что, казалось бы, должно нас совершенно исцелить от этого страшного недуга «практической ереси», возводящего как бы в некоторый закон такое совершенно недолжное понимание христианства, – это то, где говорится и заповедуется нам подражание Христу.

Вот мы открываем Евангелие от Иоанна и читаем (Ин.13:15):

«Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

Открываем первое послание апостола Петра и читаем:

«Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр.2:21).

Открываем первое послание Иоанна, читаем (1Ин.2:6): «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал».

Открываем послание апостола Павла к Филиппийцам, читаем:

«В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5).

Неужели, прочтя эти слова, можно хоть на минуту согласиться с тем, что правы принимающие христианство «постольку поскольку»? Оно не мешает кинематографам, театру, нашему мирскому благополучию, нашему мирскому времяпрепровождению?

Это ли значит – в нас не должны быть те же чувствования, как и во Христе Иисусе?

Это ли значит, что «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21)?

Это ли есть пример, это ли есть дорога, указанная Спасителем?

Нам и более определенно, в Слове Божием, раскрывается, в чем именно ждет от нас Господь подражания Христу. В послании к Ефесянам апостол Павел говорит (Еф.5:2):

«Живите в любви, как и Христос возлюбил нас». Так вот чему мы должны подражать – любви Христовой, должны иметь такую любовь в сердце своем, которая была бы подобна той любви, которою возлюбил нас Христос. В Евангелии от Матфея читаем:

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). Вот чему научитесь – кротости и смирению, дабы нам быть такими же, как Господь наш Иисус Христос, показующий этот пример.

Можно ли, будучи все время в раздражении, ведя постоянную и озлобленную борьбу со всеми окружающими, можно ли, возвеличивая свою человеческую волю, впадая в гордыню, можно ли «брать пример» со Спасителя и Его кротости и смирения?

И как можно соединить это «постольку поскольку» с образом Христа, который, как предмет подражания, стоит перед внутренним зрением человека?!

Увещевая Тимофея подвизаться добрым исповеданием апостол Павел говорит: «Добрым исповеданием подражай Христу, который засвидетельствовал перед Пилатом доброе исповедание, неукоризненно» (См.: 1Тим.6:12–14).

Мы должны быть подражателями Христу и в нашем исповедании веры. Разве примиряется такое исповедание веры, которое требуется от нас этим примером, с нашим постоянным малодушием, с нашим постоянным трусливым прятанием своего христианского звания? 

Как мы до сих пор не почувствуем, не поймем, что мы, верующие, есть избранный народ, что сколько бы по числу вокруг нас ни было смеющихся и кощунствующих над нашей верой, это чувствование высшего своего христианского достоинства должно всегда побуждать к открытому, твердому и решительному доброму исповеданию.

Конечная цель нашего совершенствования, ради чего нужно брать этот пример, для чего все наши труды, вся наша работа Господня, – теснейшее единение с Господом, когда, по слову апостола, «будет Бог вся во всем». «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:16; Лев.11:44), – говорится в послании апостола Петра.

В Евангелии от Матфея говорится:

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

Но, может быть, так поставленные задачи христианские могут возыметь совершенно обратное действие на нашу душу?

Может быть, увидев эту высоту и почувствовав свою немощность, мы вовсе откажемся идти этим путем.

Ведь когда пригорок невысок, на него есть возможность взойти, а когда гора высока, у человека может явиться мысль: «Не подняться мне на нее – значит, и пробовать нечего». Но это будет безумнейшая мысль, полнейшее непонимание того, что именно есть совершенствование по нашему христианскому пониманию.

Христианство не ставит определенных пределов совершенствованию. Совершенствование беспредельно, ибо самая жизнь в Боге не может быть ограничена никакими определенными нравственными, хотя бы и самыми возвышенными, пределами.

Значит, дело тут не в том, как высока гора, на которую ты подымешься, а важно, чтобы ты, смиренно усвоив то, что тебе раскрыто в Слове Божием, стал бы в полном сознании всей немощности своей трудиться для достижения поставленной перед тобой Господом задачи.

Ты никогда не должен говорить: «Я дойду только до этого места, потому что только до этого нужно идти».

Ты никогда не должен говорить: «Я поднимусь на ту или иную высоту» – ты просто будешь трудиться над своим внутренним устроением, памятуя, что этого требует от тебя Господь, а плода – от благодати Божией. Дивные слова читаем мы по этому поводу у св. Иоанна Златоустого:

«Бог обыкновенно назначает венцы, взирая не на конец подвига, а на расположение подвизающихся».

В этих словах нам уясняется то, что от нас требует Господь и что нам дает надежду на этот венец. Нам дают надежду на это не какие-либо великие заслуги наши перед Господом, а наше внутреннее расположение, устремление, готовность, желание трудиться и работать для Господа, а самый путь этой внутренней духовной работы беспределен, как беспредельно само совершенствование.

Мы никогда не должны искушаться страшной и кощунственной мыслью, что христианство – это какой- то заброшенный уголок в нашей душе.

Но работая над своим внутренним устроением, над спасением души своей, мы должны всегда памятовать о нашей немощности, твердо уповая на Божественную благодать.

Аминь.






протоиерей Валентин Свенцицкий

"Монастырь в миру"

https://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Sventsitskij/monastyr-v-miru/#0_4 

Дмитрий Медведев: Россия потребует вернуть Аляску, если США не изменят политику к РФ — реакция Белого дома

Специальный представитель администрации США [Белого дома] дал официальный комментарий на заявление Дмитрия Медведева относительно Аляски. Г-н Кирби сообщили о глубочайшем возмущении подобным поворотом...

Члены диаспоры затравили учителей, которые забрали армянские флаги у детей

Диаспоры устроили очередной скандал. Рядовую, в общем-то, ситуацию старательно раздувают и показывают всей стране, что «мы здесь власть». ёЗабавно, не правда ли? У нас почему-то вечно п...

Обсудить
  • Вас, верующих всего 3%. В церковь ходит 1%. Но, крикливые вы.... как и все меньшинства
  • Сложно написано, вроде послание к миру, а слог как у послания к духовенству. ДАН воинствует, не потому что не понял, он и читать дальше первого абзаца не стал. Он воинствует по молодости и глупости. По поводу истинно верующих что написано, как читаете? Имею ввиду тех кто возьмется. Послание написано к уже верующим и в нем сказано, что возьмется половина. Вы в какой Храм ходите? Сколько народу в обычное, не праздничное Воскресенье собирается? Теперь на карте прикиньте какой радиус *служения* этого Храма и сколько народу в этом радиусе проживает. Как я вижу ныне, в Храмы приходят менее 10% (считаю всех верующих во Христа, не Православных только) и вот из них, как думаю только половина берется. Так что ДАН хоть и слеп но не далек от истины.