Вне Церкви нет спасения
Введение
1. А как же те, которые родились и умерли в неправославных странах и у кого объективно не было возможности узнать православие?
2. Допускать гибель столь многих людей жестоко, любящий Бог должен непременно спасти всех добрых людей, которые не слышали об истине
2.1. Неверное понимание посмертного воздаяния
2.2. Искажение в системе ценностей
3. Но православных в мире меньшинство, и если возможность спастись имеют лишь они, то спасающихся очень мало, а погибающих очень много
3.1. Для чего же Бог создал тех, про кого знал, что они не спасутся?
4. Говорить о том, что иноверцы, еретики и раскольники погибнут, является непростительной дерзостью, поскольку это решить может только Бог
Введение
«Христианская вера… есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству. И как Спаситель глаголет, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть путь, истина и жизнь… то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во Имя Его как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в царство небесное»6.
Так преподобный Макарий (Глухарев) выразил ту святую истину, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе. Об этом свидетельствуют и слова Самого Христа, сказанные Им о проповеди Евангелия, которой «кто будет веровать и креститься, спасён будет» а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк.16:16), и слова о том, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин.3:5), и слова апостола Петра, свидетельствующего, что кроме имени Иисуса Христа «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись… и нет ни в ком ином спасения» (Деян.4:11–12).
Эту истину подтверждают и официальные церковные постановления. В частности, постановление Иерусалимского собора 1672 года, воспроизведённое в Послании патриархов о православной вере 1723 года, провозглашает: «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как Говорит Господь: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5)… И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «Кто не родится…» то есть, по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться… А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются».
Более того, чин в неделю Торжества Православия, текст которого был принят Святейшим Синодом в 1764 г., ясно провозглашает: «Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом – Анафема!» То есть, официально заявлено церковное осуждение тех, кто не принимает евангельского учения о том, что спастись можно только искупительным подвигом Господа Иисуса Христа.
А о том, кто может быть спасён, хорошо говорит другой знаменитый алтайский миссионер святитель Макарий (Невский): «Несмотря на то, что искупительная жертва принесена Христом-Спасителем за всех людей, плодами её могут пользоваться только те, кто веруют во Христа, принадлежат к созданному Им Телу – единой, святой, соборной и апостольской Церкви, которые вошли в общение со Христом через причащение Его Тела и Крови.
Значит, неверующие во Христа и не принадлежащие к святой Православной Церкви не могут пользоваться плодами искупления, совершённого Господом Иисусом Христом. А таковых на всей земле и в отечестве нашем остаётся ещё много… Все они имеют нужду в проповеди о Христе и о созданной им Церкви»7.
Церковь создана Христом как ковчег спасения. Потому и в книге Деяний Апостольских говорится, что «Господь прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47) и нигде в Писании мы не найдём слов о том, что Он приводит спасающихся куда-то ещё помимо Церкви.
Несмотря на всё это, к сожалению, в наше время среди многих православных людей укоренилось заблуждение о том, что будто можно спастись и вне созданной Господом Церкви, и без крещения, без веры в Евангелие, – не важно, веришь ли ты в Бога, или не веришь, признаёшь ли Христа как Спасителя, или не признаёшь, живёшь ли по Евангелию или не живёшь, главное, быть сравнительно неплохим человеком, делать хорошие дела и тебя Господь за это спасёт. Обличая это страшное заблуждение, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что «признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства»8.
Неудивительно, что святитель Игнатий назвал мысль о том, что можно спастись без Христа, отречением от Христа. Ведь если можно спастись без Христа, значит, можно было спастись и до Христа. Если можно было спастись до Христа, значит, Христос напрасно пришёл, значит, Христос – не Спаситель, хотя даже само имя «Иисус» переводится как «Бог спасающий», и дано именно потому, что «Он спасёт людей своих от грехов их» (Мф.1:21), и Сам Он сказал, что пришёл «спасать души человеческие» (Лк.9:56), и что «кто войдёт Мною, тот спасётся» (Ин.10:9).
Я не случайно начал этот раздел с цитаты одного из выдающихся православных святых миссионеров. Осознавая, что вопрос принятия или не принятия Христа – это вопрос жизни и смерти, преподобный Макарий, а также другие святые миссионеры9, не могли оставаться равнодушными и, жертвуя собой, отправлялись в далёкие края, чтобы послужить спасению живущих там иноверцев.
Напротив, убеждение в том, что «добрые иноверцы» спасутся даже без веры во Христа, помимо прочих губительных действий на души исповедующих его, парализует всякое желание стать проповедниками слова Божия, и поселяет в сердцах таких людей равнодушие к делу проповеди, потому что если можно спастись и без Церкви, то зачем кого-то приглашать в Церковь? К чему трудиться, рисковать, жертвовать собой? Плохие иноверцы всё равно бы не послушали, а хорошие иноверцы и так спасутся ради своих добрых дел.
Но это ложь. Апостол Павел сказал: «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21). И это апостол говорит не просто про неверие, не просто про другие религии, но про богооткровенный Ветхий Закон, – даже им невозможно было спастись, хотя Сам Бог дал его. Потому после смерти души древних праведников сходили во ад, откуда вывел их Господь, спустившись после распятия в это мрачное место духом Своим, «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет.3:19). А если же вопреки истине признать, что исполнением Закона можно было бы спастись, то тогда смерть Христова напрасна, ведь тогда всё, соделанное Им, совершено не ради нашего спасения, которого мы могли бы достигнуть и соблюдением Закона.
И если даже признание и соблюдение данного Богом закона спасти нас не могло, то что уж говорить про другие религии, имеющие источником не Бога, а человека и дьявола? Или про то, что неверующего могут спасти добрые дела?
Как известно, в апостольские времена почти всё человечество, за исключением ничтожной части христиан и иудеев, пребывало в идолопоклонстве. Разумеется, среди этих идолопоклонников были те, кто совершал добрые дела. И до Христа люди совершали добрые дела, и после язычники не перестали их делать. Но это, однако, не помешало апостолу Павлу засвидетельствовать, что предающиеся идолослужению «Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:20–21), что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1Кор.10:20), и не помешало апостолу Иоанну записать, что «идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою» (Откр.21:8).
Очень важно помнить, что Господь смирился и стал как один из нас, и пошёл на великие муки ради нас, Сам будучи безгрешным, и душу Свою положил за нас, – и всё это Он совершил именно потому, что ни наши добрые дела, ни наши познания о Боге, и вообще ничто другое спасти нас не могло и не может.
Но поскольку упомянутое заблуждение сейчас очень распространено10, то нам следует разобрать наиболее типичные аргументы, которые выдвигаются в его защиту.
1. А как же те, которые родились и умерли в неправославных странах и у кого объективно не было возможности узнать православие?
Прежде всего, стоит заметить, что сама постановка этого вопроса подразумевает, что Бога в нашем мире нет. В лучшем случае Он появляется после нашей смерти, в загробном мире, а здесь, на земле, мы живём сами по себе, и потому именно от наших действий зависит, получит ли человек, живущий в неправославной стране, возможность вступить в Православную Церковь. Вот, доберутся наши миссионеры до Новой Каледонии – и Церковь там появится, а не доберутся – например, по причине кораблекрушения, дороговизны билетов, или просто лени, – и Церковь там не появится. То есть всё определяют наши действия да случай, и если мы не сможем донести благовестие до какой-то земли, то Богу остаётся лишь бессильно сокрушаться об этом и изыскивать способ спасти бедных новокаледонцев после смерти.
Только при таком взгляде возможно появление указанного выше вопроса. Но такой взгляд не имеет ничего общего с православной верой в Бога Вседержителя и Промыслителя, Который «промышляет о земле… и управляет всею вселенною» (Иов.34:13). Неужели Бог, заботящийся даже о том, чтобы послать пищу ворону или украсить цветком лилию (см. Лк.12:24:27), не позаботится спасти человека, который «сколь лучше птиц» (Лк.12:24)?
Мы знаем, что «Господь благ» (Пс.134:3), что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Он всё может, потому и сказал о Себе: «Я Бог Всемогущий» (Быт.17:1;35:11). Он знает всё (Быт.15:15; Есф.4:17), для Него открыто и то, что происходит в умах и сердцах людей: «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1Пар.28:9), «Он знает тайны сердца» (Пс.43:22). Поэтому Писание и называет Бога «Сердцеведец» (Деян.1:24; 15:8).
Но если Бог именно таков, то невозможно, чтобы Он не привёл к Себе, в созданную Им Православную Церковь человека, который искренне ищет Его, и чьё сердце открыто для истины и любви к Богу.
А если мы всё-таки станем спорить и решимся утверждать, что Бог оставляет без внимания воздетые к Нему руки истиннолюбцев, что Он бросает погибать в море греха и лжи души тех, кто стал бы искренне православным, если бы до него дошёл православный миссионер и рассказал бы о Христе, – тогда перед нами встаёт вопрос: почему Бог так поступает? Почему Он не послал миссионера к этому человеку? И отвечая на этот вопрос, мы упираемся в трилемму:
Или Бог знает, что в некоем неправославном народе есть человек, чьё сердце открыто и готово принять Его, хочет спасти этого человека, но не может – и тогда Он не всемогущ.
Или Бог может спасти такого человека, желает его спасти, но не знает, к чему склоняется сердце человека и не способен разобрать, кто из людей открыт для истины, – и тогда Он не всеведущ.
Или Бог знает, что есть человек, открытый для истины и жаждущий её, может его спасти, но не хочет спасать – и тогда Он не всеблагой.
Любое из этих решений приводит к тому самому богохульству, о котором говорит святитель Игнатий.
Но есть и четвёртое решение. Единственное, при котором нет богохульства. Оно появляется тогда, когда мы отбрасываем непонятно на чём основанную фантазию о том, что будто бы в этом иноверном народе живут люди, любящие истину и готовые принять Бога в своё сердце, но Бог почему-то либо не знает, либо не может, либо не хочет их спасать, и приходим к вопросу: а что если причина в другом? Что если Бог-то знает, может и хочет, но просто в этом народе в данный момент его истории «никто не ищет Бога; все до одного негодны» (Рим.3:11–12)? И потому Бог и не посылаем им миссионеров, что хорошо знает: их труды в данный момент будут здесь безуспешны.
В книге деяний апостольских мы читаем: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Миссии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян.16:7), Сам Бог не пускает проповедовать в эти земли!
Почему?
Неужели Бог не хотел, чтобы люди, живущие в тот момент в Асии и Вифинии, спаслись? Разумеется, хотел. Но Бог, видящий сердца людей и мысли их, знал, что никто из них в этот момент не ищет истины и не воспримет апостольскую проповедь11.
А что случилось бы, если апостолы пришли бы в такие места, возвестили Евангелие, а все жители до единого эту проповедь отвергли? Сам Христос говорит об этом: «Если же придёте в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» (Лк.10:10–12).
Справедливо, что наказание тех грешников, кто услышал проповедь о Христе, и отверг её, будет намного тяжелее, чем тех, кто грешил и поработился греху, не зная о Спасителе. Но Господь, Который «благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6:35), хочет, чтобы таких городов было как можно меньше. И Он до времени не посылает туда апостолов, а иногда даже удерживает их, чтобы и тем людям, которые в сердце своём выбрали грех, а не Бога, предоставить обстоятельство, смягчающее их вину.
Это оставление их в неведении становится для них выражением милосердия Божия, ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк.12:47–48). Через это мы видим любовь Божию, видим, как даже о тех людях, которые в сердце своём предпочли тьму, Бог заботится.
Но если Он так заботится о тех, кто, избрав грех, сделал себя врагом Богу, то как же Он должен заботиться о тех, в чьих сердцах есть жажда истины, праведности?
Именно таковых ищет Он во всех народах, как говорит Писание: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс.13:2). Преподобный Силуан Афонский говорит, что «Дух Святой всякую душу движет искать Бога»12. И если какая-то душа откликается и начинает искать Бога, то над ней сбывается то, что Господь обещал в Писании: «Если будешь искать Его, то найдёшь Его» (1Пар.28:9).
Если есть человек, чьё сердце искренне взыскует истины, пусть бы даже он жил в народе, совершенно не знающем о Православии, то Господь устраивает для такого человека возможность принять Православие.
Так, в XII веке Бог устроил возможность узнать о Православии для немца-католика и волжского булгарина-мусульманина, а в XIII веке для монгола-язычника. Все трое воспользовались этой возможностью и стали православными, хотя это было очень непросто. Теперь они у нас в святцах записаны как святые Прокопий Устюжский, Авраамий Болгарский и Пётр Ордынский.
Вся история Церкви, равно как и современность, полна подобными примерами, подтверждающими слова Псалмопевца: «Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» (Пс.9:11).
В Новом Завете мы видим это на примере евнуха-эфиопа (Деян.8:27–39). Сколько всего Господь устроил, чтобы этот человек смог благополучно добраться до Иудеи, чтобы он узнал о вере в единого Бога, чтобы смог выучить еврейский язык, чтобы ему попала в руки книга пророка Исайи, наконец, чтобы этот евнух встретил апостола Филиппа, который и возвестил ему о Христе, а затем крестил.
Сколько в этой истории мы видим заботы об одной душе, сколько устроено Промыслом, чтобы дать этому истиннолюбцу возможность войти через крещение в спасительный ковчег Церкви!
И если кто-то, видя всё это, начинает фантазировать о том, что будто бы в это же время в Эфиопии или иных странах были другие люди, которые точно так же в сердце своём расположены были к истине и искали Бога, но, в отличие от этого евнуха, Бог почему-то не послал к ним апостола, и не дал им возможности узнать истину и креститься, то что тогда можно сказать? Либо такой фантазёр вообще не верит в Бога и думает, что всё в мире определяется случаем, либо он обвиняет Бога в лицеприятии и несправедливости, полагая, что Он, при всех равных обстоятельствах, одним почему-то даёт возможность спастись, а другим не даёт.
Но Писание говорит: «нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия» (2Пар.19:17) и эту истину об отсутствии у Бога лицеприятия ещё трижды повторяет апостол (Рим.2:11; Еф.6:9; Кол.3:25).
Если мы верим в Промысл Божий, то понимаем, что не так всё происходит, будто сначала мы куда-то идём и проповедуем, а там уже появляются после это уверовавшие, – нет, сначала Сердцеведец Бог видит, что в таком-то народе есть души, готовые к принятию истины и жаждущие её, и после этого Он устраивает так, чтобы либо миссионер пришёл к этим душам, либо эти души оказались в стране, где есть Православная Церковь.
По словам святителя Афанасия, «к познанию и точному уразумению истины мы имеем нужду не в ком другом, а только в себе самих. Путь к Богу не далёк от нас… он не вне нас, но в нас самих; и начало его может быть нами найдено, как и Моисей учил, говоря: Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоём (Рим.10:8; Втор.30:14)… Пусть не отговариваются служащие идолам эллины, и вообще, никто другой да не обольщает сам себя, будто бы нет у них такого пути, а потому якобы имеют они предлог к своему безбожию. Все мы вступили на этот путь, и всем он открыт, хотя и не все им идут»13.
Итак, никто не может оправдаться незнанием. Как свидетельствует преподобный Никон Оптинский, «возможность спасения везде дана Богом всем»14. Потому что обращение человека к Богу начинается не от каких-то внешних обстоятельств – не от того, что он увидел православный храм и зашёл в него, или ему в руки попала православная книга, или он ознакомился с православным христианином, встретился со святым человеком или увидел чудо, – а от внутреннего выбора его сердца.
Да, не все рождаются в православной стране, не все знают о Православии и о Христе, есть народы, в культуре которых вообще отсутствует понятие о едином Боге. Но абсолютно каждый человек на земле знает такие понятия как «добро» и «зло», «истина» и «ложь», и каждый имеет совесть, помогающую различать одно от другого. И через это каждый человек делает выбор. По словам преподобного Иустина (Поповича), «человек в этом мире должен разрешить проблему: быть со Христом, или быть против Него. И каждый человек, желая того или не желая, решает эту проблему. Или он будет христолюбцем, или христоборцем. Третьего не дано»15.
Господь обещал: «ищите и найдёте» (Мф.7:7), поэтому любой искренний поиск правды приводит человека ко Христу, ведь «правда – это Богочеловек Христос и Его Евангелие. И неправда есть всё то, что не Он, всё, что не в Его Евангелии и против Евангелия. Поэтому и вера во Христа есть «служение правды» (2Кор.3:9). Кто не служит Христу, тот служит неправде»16. Не находит истины и не оказывается в Православной Церкви только тот, кто не ищет истины. Но через это нежелание поиска, он тоже делает выбор своей жизни, и этот выбор, к сожалению, не в пользу истины.
А тот, кто выбирает любовь к истине, кто жаждет узнать истину17, вступает на путь к Богу, который, по слову святого Афанасия, находится в нас самих, и такому человеку Господь посылает возможность войти в Свою Церковь, приведя в православный храм, послав нужную книгу, друга и прочие внешние вещи, помогающие прийти в Церковь, а если кому-то для искреннего обращения нужно встретиться со святым или увидеть чудо, – Господь посылает ему святого и творит чудо. Он даёт всё необходимое, чтобы утолить жажду того, кто жаждет истины. На кресте Христос показал, сколь многое Он готов сделать ради нашего спасения.
Господь призывает: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). А кто не просит, тому и не даётся, кто не ищет, тот и не находит, кто не стучит, тому не отворяют. Если весь народ состоит из таких людей, то к этому народу не посылает Господь проповедников Евангелия.
Блаженный Августин прямо пишет об этом: «Что касается того времени и тех мест, когда и где Евангелие Его не было проповедано, то Он предузнал, что тогда и там все люди будут по отношению к этой проповеди такими же, какими были многие во время Его телесного присутствия [на земле], а именно те, кто не захотели поверить в Него, даже когда Им воскрешались мёртвые… Что удивительного, если Христос, узнав за прошедшие века, сколь полна вселенная неверующими, заслуженно не пожелал проповедовать тем, о ком заранее знал, что они не поверят ни Его словам, ни Его чудесам?»18
Точно так же и святой Лука (Войно-Ясенецкий) рассматривает вопрос о том, почему, тогда как одни люди рождаются в православных семьях и сызмальства получают знания о спасении, «другие несчастные… рождаются как бы предназначенными на погибель… живут и возрастают в самых неблагоприятных для спасения условиях… Вот и спрашиваем себя, что это значит, почему это Господь как будто одних заранее предназначает ко спасению, а другие заранее как будто осуждены на погибель…
Нет, нет! Он всем хочет спастися и в разум истины приити. Читаем мы в послании Римлянам: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению всё содействует ко благу, ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим.8:28–29). Огромно значение этих слов апостола Павла. Предопределено быть подобными образу Сына Его тем, о которых по Божественному предведению Своему знал заранее, что пойдут они по пути, заповеданному Христом, будут достойны Царствия Божия»19.
Некоторые люди, не сведущие в богословии, называют это святоотеческое учение кальвинистским или сближают его с мусульманским взглядом на предопределение, думая, что в Православии вообще нет учения о предопределении. Но это не так, в Писании ясно сказано: «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:30). Но Православие не принимает ошибочного, еретического понимания предопределения.
Согласно еретическому учению, Бог предопределяет поступки людей, а также их выбор и их участь, а согласно православному учению Господь не предопределяет ни выбора человека, ни его дел, ни его посмертной участи, но, зная по предведению о том, какой выбор свободно сделает тот или иной человек в сердце своём, Господь для избравших истину предопределяет внешние обстоятельства, позволяющие им реализовать этот выбор и раскрыть его с наилучшей стороны, а в итоге – достичь Царства Небесного.
В «Послании патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» 1723 г. говорится: «поскольку Бог предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо; то посему одних предопределил к славе, а других осудил». Далее патриархи говорят, что во всём человеческом мире действует «просвещающая благодать», которая «подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех», и «желающие свободно покоряться ей (ибо она помогает ищущим её, а не противящимся ей), и исполнять её повеления, необходимые для спасения, получают посему и особенную благодать», а уже эта вторая, «совершенствуя их в любви Божией… оправдывает их и делает предопределёнными». Мнение же тех, кто, «уничтожая свободную волю человека», представляет причиной адских мук погибающих желание Самого Бога, патриархи называют «страшной клеветой на Бога», Который «непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, и у Которого нет места лицеприятию», и предают анафеме «тех, которые так говорят и думают».
Итак, у нас с одной стороны христианское учение о том, что Господь никого не теряет, никого не забывает. У Него нет недостатка сил, внимания и средств20 для спасения кого-либо, так что всех, кто желает прийти к познанию истины, Он Своим Промыслом приводит в Свою Церковь.
А с другой стороны в качестве альтернативы нам предлагают странную веру в слабого ограниченного Бога, у которого не хватило сил распространить Церковь как следует, и поэтому для всех тех, кого он не сумел привести в Церковь при жизни, нужен запасной вариант спасения, который якобы наступит после смерти.
Сравнивая два этих учения, я не вижу никаких оснований к тому, чтобы сказать, что второе более достойно Бога, более достойно Христа.
Чем эта странная и нелепая вера в немощного Бога лучше христианской веры во всемогущего Бога, Который даёт возможность креститься в Его Церкви всем, кто искренне ищет истину?
2. Допускать гибель столь многих людей жестоко, любящий Бог должен непременно спасти всех добрых людей, которые не слышали об истине
Прежде всего, хотелось бы заметить, что тот же апостол, который записал слова «Бог есть любовь» (1Ин.4:16), записал и слова: «боязливых же и неверных… и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою» (Откр.21:8), причём записал тогда, когда идолослужителями являлось подавляющее большинство человечества.
В действительности как раз сторонники разбираемого лжеучения проповедуют жестокого Бога, когда допускают кощунственную мысль о том, что Бог, скованный «объективными обстоятельствами», равнодушно оставляет страдать и погибать людей, которые могли бы стать искренними православными, если бы им дали возможность узнать о Православии, но Бог им почему-то её не дал.
В этом представлении вовсе нет никакой любви, в нём – идея безрассудно жестокого Бога. Ведь даже мы, будучи грешными людьми, если бы узнали, что где-то есть погибающий человек, нуждающийся в нашей помощи и открытый к тому, чтобы принять её, и если при этом для нас не составит никакого труда оказать ему помощь – разве не пошли бы и не спасли его? Разумеется, пошли бы и спасли. Неужели же Бог менее милосерден, чем мы? Даже в уголовном кодексе предусмотрено такое преступление как «неоказание помощи оказавшемуся в беде».
Да и в Законе Бога сказано: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречённых на убиение?» (Притч.24:11). Неужели Сам Бог не оказывает помощи попавшему в беду, не спасает взятых на смерть, отказывается от обречённых на убиение?
Проповедники этого заблуждения могут ответить, что потому-то и верят они в то, что таких людей Бог спасёт после смерти, и удостоит рая. Но почему же Он не спас их при жизни? Ведь грех не когда-то после смерти – а уже здесь и сейчас заражает человека, порабощает, разлагает его душу, разрушает его жизнь, наполняя её мучением и беспросветным страданием, превращая её в ад уже на земле. Это реальность. И Христос через Церковь – не когда-то после смерти, а уже здесь и сейчас освобождает человека от рабства греху, научает бороться со страстями и побеждать их, достигать святости, становиться богоподобным.
Почему же Бог не спас от греха и его последствий этих, якобы существующих искателей истины? Если Бог может дать этим людям возможность узнать о Себе и принять Себя после смерти, то почему Он не дал им такую возможность при жизни?
А если Он по какой-то непонятной прихоти не захотел им дать такую возможность при жизни, то почему захочет дать после смерти?
2.1. Неверное понимание посмертного воздаяния
Вообще стоит отметить, что рассматриваемое лжеучение может возникать только при неверном понимании посмертного воздаяния. Люди, которые так думают, не признают сущностной связи между выбором нашей земной жизни и нашей посмертной участью, они рассуждают о рае и аде так, словно речь идёт о двух помещениях, – комфортном и некомфортном, и весь вопрос будто бы состоит в том, как тех, кто не сумел в течение своей жизни найти ключ от комфортного помещения, всё-таки ввести в него.
Но Царство Божие – это не место, а состояние, это «мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17), потому «и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Царство Божие – это Сам Господь, Его любовь, Его единство, вечное пребывание с Ним и в Нём. А истинная вера во Христа, соединение с Ним в таинствах, вхождение в Тело Его – Церковь, и жизнь по заповедям Его – это не просто внешняя формальность, необходимая для попадания в «хорошее место» после смерти. Это практический путь очищения от греха, соединения со Христом и обретения Царства Божия.
Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «Если Царство Божие находится внутри нас и это Царствие есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием. И, напротив, живущие в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, находятся в царстве диавола, в аду и смерти. Ибо этими признаками различается Царство Божие и царство диавола»21.
Прп. Григорий Синаит пишет: «Как зародыши адских мучений незримо таятся в душах грешников уже на земле, так и начатки небесных благ сообщаются в сердцах праведных через Святого Духа»22. То есть своей смертью мы рождаем для себя ту вечную участь, которую вынашивали в себе всю жизнь. В этом и есть глубочайшее значение настоящей временной жизни «здесь даются победителям, как залоги венцы победные; равно как и для побеждённых здесь полагается начало их посрамлению и мучению»23.
По свидетельству прп. Симеона Нового Богослова, «те, которые умирают прежде чем стяжают Царствие Небесное, где и когда обретут его, если отходят туда, где постоянная тьма? Итак, здесь, в этой жизни, повелено нам взыскать его и обрести, стуча в его двери с покаянием и слезами… невозможно войти в Царствие Божие тому, кто ещё в настоящей жизни не облечётся во Христа как Бога, не войдёт к созерцанию Его и не достигнет того, чтобы Он обитал внутри его»24.
Представьте, что вы обнимете человека, который вас любит – для него это будет моментом счастья. А теперь представьте, что вы обнимете человека, который вас не любит и не хочет, чтобы вы его обнимали – для него это будет мучительным моментом, вызывающим раздражение. В обоих случаях вы – один и тот же, объятия – одни и те же, а действие, производимое ими, противоположное, в зависимости от разного отношения к вам.
Так и те, кто относится ко Христу, как к чужому и не любят Его, не будут счастливы пребывать с Ним. Даже если бы их ввели в рай, это не было бы для них раем. Как говорил святитель Феофан Затворник: «Положим даже, что какими-либо судьбами грешник втянут в рай; что он там будет делать?! Для него и рай в ад превратится… [это] будет настоящая пытка»25.
Представьте, вам сообщат: ты проведёшь всю жизнь с тем, которого любишь. Многие скажут, что это уже рай на земле, это хорошо. А теперь представьте, что вам сообщат: ты проведёшь всю жизнь с тем, кого не любишь. Многие скажут, что это уже ад на земле.
Никакой любви нет в том, чтобы навязывать своё общество тому, кто тебя не любит. И Господь наш так не поступает. Он предлагает выбор, а далее уже каждый получает соответственно тому, что выбрал: вечность с Богом или без Него.
2.2. Искажение в системе ценностей
Когда вникаешь в аргументы и утверждения тех, кто считает возможным спасение некрещёных, возникает впечатление, что они забывают не только про Божий Промысл, но и про Самого Бога.
«Хороший» человек для них – это тот, кто не грешил против людей и делами оказывал им благорасположение. Или, говоря иначе, тот, кто не совершал вредных для человеческого общества поступков и совершал полезные. Тем самым он, по их мнению, становится достоин спасения.
Но ведь десять заповедей Моисеева закона не ограничивались перечислением обязанностей по отношению к другому человеку – самые первые из них посвящены обязанностям человека пред Богом: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх.20:2–7).
И получается, что такой тягчайший грех как неверие в Бога, непочитание Христа, воспринимается как мелочь какая-то. Разве можно, говорят оппоненты, из-за такой «мелочи» лишать человека после смерти единства с Тем, Кого он при жизни не желал ни знать, ни почитать?
Ответим: не только можно, но это и неизбежно, ибо посмертное единство с Богом есть продолжение того единства, которое человек избрал уже в земной жизни и которое даруется только Христом в Его Церкви. Точно так же и посмертное отлучение от Бога есть продолжение того отлучения, которое человек избрал при этой жизни, и которому он подверг себя, предпочтя Богу или поискам Истинного Бога – самолюбие и любовь ко греху.
Бог есть единственный подлинный источник блага и радости. Отлучение от блага есть мука. Те, кто решил быть с Богом и самой жизнью засвидетельствовал эту решимость, будет с Богом в вечности и, естественно, будет пребывать в блаженстве и радости. Те же, кто предпочёл Богу что-либо иное, и не соединился с Ним в Таинстве Крещения и Евхаристии, те и в вечности окажутся отлучены от источника блага и радости, то есть в муке. В обоих случаях «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал.6:7).
Неверие во Христа, неверие в единого Бога, тем более отрицание Его – это не «мелочь». Это нарушение самой главной и самой первой заповеди. По словам святого Беды Достопочтенного «ложь непризнания Христа настолько ужасна и омерзительна, что всё прочее по сравнению с ней маловажно… Эта ложь присуща иудеям, которые утверждают, что Иисус не есть Христос. Однако и еретики, неверно учащие о Христе, не признают, что Иисус есть Христос, поскольку исповедуют учение не божественной истины, а собственного тщеславия»26.
Первую заповедь нарушают не только атеисты и идолопоклонники, но и те, кто, говоря, что верит в единого Бога, не признаёт Христа как Бога, поскольку, как свидетельствует прп. Иустин (Попович), «не существует Бога без Троичности Божества. Кто не признаёт Христа Богом, тот нечестивец и безбожник… Связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней»27.
Следует здесь поговорить и про «добрые дела». Уже выше было показано, что не они спасают человека, но стоит обсудить подробнее. Поскольку это для многих сторонников обсуждаемого лжеучения представляется как самое главное: «Добрые дела есть? Всё, должен войти в рай, Бог обязан спасти – ведь человек добрые дела сделал!»
Но добрые дела это что, услуги или одолжение, которое человек делает Богу? И Бог теперь ему должен за эти добрые дела? И в качестве уплаты долга выступает введение в рай, так, что ли?
Но Сам Бог на это смотрит совсем по-другому: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.10:47). Это сказано не просто про какие-то спорадические добрые дела. Это говорится про исполнение всех заповедей. Оказывается, добрые дела – это не услуга со стороны человека Богу, человек должен их делать. А как быть со злыми делами, которые сделал этот же человек?
Они разве исчезают куда-то, если он сделал что-то доброе? Нет. Вот, допустим, у маньяка Чикатило тоже были добрые дела. И у Гитлера они были. Не может жизнь человека состоять из одних злодеяний, какие-то добрые дела точно были. Но отменяют ли эти добрые дела то зло, которое они совершили? Нет, не отменяют. Ни в глазах закона человеческого, ни в глазах закона Божия.
Только кровь Христа, пролитая ради нашего спасения, может омыть нас от грехов. И чтобы это произошло, нужно уверовать во Христа, покаяться в злых делах, облечься во Христа посредством крещения (Гал.3:27), стать членом Его Тела – Церкви и жить по Его заповедям. И вот тогда добрые дела, совершаемые ради Христа, помогают в нашем пути в Царство Небесное.
Как писал преподобный Максим Исповедник, «во всех наших делах Бог смотрит на намерение, – делаем ли мы это ради Него, или ради какой-либо иной причины» (Главы о любви, 2.36).
Святитель Николай Японский в своём дневнике 20 января 1905 г. с большой скорбью пишет о смерти графа Танэоми. Тот был в хороших отношениях со святителем, помогал миссии, но так и не захотел принять христианство. Как говорит св. Николай, «в самодовольную и гордую душу конфуциониста не вошло Христово учение, требующее от человека прежде всего смирения и сознания своей греховности перед Богом, и он умер в слепоте духовной» и затем добавляет: «Нравственности он был, конечно, доброй; но это золото добра не вносилось сыном, не ведавшим своего Отца Небесного, пред Лицом Его, а слагалось вне дома; не осудит за него Отец Небесный, но и не наградит, потом что не из мысли о Нём, не из уважения к Нему приобретаемо было».
А вот слова святителя Иннокентия Херсонского: «Не говори, что ты, находясь вне Церкви, можешь приносить плод добродетели. Где нет души, там нет жизни; душа – Иисус Христос – только в теле, в Церкви; значит, ты и с твоими мнимыми добродетелями мёртв пред Богом» (Слово в неделю Православия).
Таких цитат можно привести много, и все они о том, что сами по себе добрые дела без веры во Христа спасти не могут. Из этого не следует, конечно, что они совсем ничего не значат. Преподобному Анастасию Синаиту задавали вопрос: «Если кто-нибудь неверующий во Христа, например, иудей или самаритянин, творит много благих дел, то войдёт ли он в Царство Небесное?»
И он отвечал: «Поскольку Господь говорит Никодиму: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» (Ин.3:5), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдёт в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает своё благоденствие богатством, роскошью или прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: «Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей» (лк.16:25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (Ин.14:2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний» (Вопросы и ответы, 7).
Так что добро имеет свою награду, даже добро неверующих, иноверцев и так далее. Или в этой жизни она приходит к ним через семью, успех, славу, через добрые чувствования, которые приносит само совершение добра. Или же после смерти сделанное добро оказывает некоторое облегчение в их страданиях. Но изменить сделанный человеком выбор по отношению ко Христу эти добрые дела не могут.
В том-то и трагедия, что страшная угроза вечной гибели нависает не только над садистами и конченными злодеями, сознательно избравшими зло, но и над людьми, в которых много доброго. Их-то особенно жалко. Потому шли и идут миссионеры с проповедью, жертвуя собой и рискуя, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9:22). И когда миссионер приходит к таким, внешне очень добрым людям, то, надо признать, что нередко они, услышав о Христе, спокойно и гордо отвечают: «не хочу», подобно графу Танэоми.
Увы, но некоторым неверующим именно их добрые дела не дают прийти к Богу. Человек думает: «Зачем? Я и без Бога хороший!»
3. Но православных в мире меньшинство, и если возможность спастись имеют лишь они, то спасающихся очень мало, а погибающих очень много
Как ни странно, такой «аргумент» нередко можно услышать, хотя и вопрос этот и ответ на него уже есть в Евангелии. «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся?» (Лк.13:23), и Христос ответил: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк.13:24).
С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Поэтому Он сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13–14). Если были бы правы приверженцы указанного лжеучения, то надо было бы, напротив, сказать, что широки врата и пространен путь, ведущие в жизнь, и многие идут ими, но тесны врата и узок путь, ведущие в погибель, и немногие находят их. Если бы они были правы, то Господь не сказал бы: «много званых, но мало избранных» (Лк.14:24), и не называл бы Церковь «малым стадом» (Лк.12:32).
Можно вспомнить и другое изречение: «этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий для немногих, многие сотворены, но немногие спасутся» (3Ездр.8:1–3).
Святой Лука (Войно-Ясенецкий) говорит: «Нет народа, для которого не воссиял свет Христов. Вспомним, что сравнил Господь наш Иисус Христос Царство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Широко был закинут невод Христов над всем человечеством, но очень многое из захваченного им пришлось выбросить как негодное. И осталось малое, но драгоценное стадо Христово.
Почему так мало ценного осталось в неводе Христовом? Потому что весь род человеческий делится на две очень неравные части: огромное большинство составляют те, которые в Священном Писании именуются «народом земли». Это те, для которых всего важнее и даже единственно важны интересы благополучия в земной жизни. А к благам жизни вечной, в которую мало или совсем не верят, они равнодушны. То душевное настроение, которого требует Господь наш Иисус Христос в Своих великих заповедях блаженства, не только вполне чуждо им, но и мешает им в достижении их собственных целей земного благополучия»28.
Как-то раз мне довелось побывать в Индии, и одна из живущих там русских православных женщин в разговоре призналась, что не может понять, почему почти вся Индия с её миллиардом населения осталась равнодушна к проповеди Евангелия, которая звучит здесь ещё с апостольских времён. На следующий день мы беседовали с её мужем-индусом, и когда речь зашла о том, что истина должна быть для человека превыше всего, мой собеседник сказал, что для него мать – как бог, и что если любого индуса спросить о самом главном в жизни, тот назовёт две вещи: родители и вера, но если поставить перед выбором: родители или вера, то сто процентов индусов выберут родителей. Я переспросил у его супруги, действительно ли это так, и она подтвердила справедливость этих слов. Тогда я сказал, что в них ответ на её вчерашнее недоумение. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).
Идея о том, что будто бы вокруг нас множество добрейших и боголюбивейших людей, которые лишь в силу какого-то нелепого стечения «объективных обстоятельств» не стали христианами – это оторванная от жизни фантазия, удобная для кабинетных учёных и людей, вращающихся по большей части в кругу единоверцев. А истинность слов Господа о том, что большинство избирает путь погибели, доказывается самой жизнью, и любой читатель может убедиться в этом экспериментальным путём.
Если выйти на улицу и обратиться к прохожим, предлагая им разговор об истине, о Христе, то нетрудно увидеть, какой процент людей откликается, а какой – вежливо или невежливо, но вполне сознательно декларирует своё неприятие христианской веры.
Православные миссионеры, на практике занимающиеся уличной миссией, менее всего подвержены указанному выше заблуждению, поскольку сам опыт доказывает им, что не то, что спасающихся, а даже просто заинтересованных в собственном спасении людей очень мало. Не случайно святитель Григорий Палама, говоря о спасении немногочисленных праведных христиан среди множества неверующих и грешных приводит образ золотодобытчика, промывающего комья земли в поисках крупинок золота.
В некоторые периоды в тех или иных народах вообще нет ни одной крупинки золота – и тогда Господь не посылает туда золотодобытчиков.
Впрочем, стоит заметить, что, хотя число членов Церкви всегда составляло меньшинство по сравнению со всем человечеством, всё-таки оно и не настолько ничтожно, как это пытаются представить сторонники обсуждаемого лжеучения.
По приблизительным подсчётам членами Православной Церкви с начала её возникновения и до наших дней было не менее миллиарда человек. За две тысячи лет миллиард человек, получивших возможность спасения, – это не так уж и мало, пусть даже это и не большинство.
3.1. Для чего же Бог создал тех, про кого знал, что они не спасутся?
На вопрос о том, для чего же существуют народы, не желающие познать истины, исчерпывающий ответ даёт преподобный Амвросий Оптинский:
«[Недавнее] крещение [татарского] муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к Православной Церкви абиссинца, и несколько других подобных примеров, навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разные племена и народы, с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной, потому что, хотя и нечасто бывает, но почти из всех существующих племён в разное время обращаются люди к истинному христианству.
Святитель Иоанн Златоуст в одном месте говорит: «Един богоугождаяй Господу [приятен] паче тьмы29 нечестивых». Значит, если из тьмы нечестивых один обратился ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого, единого обратившегося, соблюдает целое поколение, от которого он происходит. Тот же святитель Златоуст эту мысль подтверждает примером праведного и многострадательного Иова, который есть потомок возненавиденного Богом Исава… и другими примерами. А если уж какое племя или род будут так нечестивы, что от них не может произойти ни одного праведника, тогда, по псаломскому слову, это семя нечестивых истребится»30.
Некоторые спрашивают и о том, зачем вообще Бог сотворил тех, про кого знал, что они отвергнут Его и окажутся в аду. На этот вопрос тоже отвечали святые отцы, в частности, ему посвятил одну из своих бесед свт. Григорий Палама. Он указывает, что создание свободных разумных существ предполагает создание тех, кто использует полученный дар свободы неверно, и поэтому тот, кто ставит подобный вопрос, «в сущности заявляет, что Бог не должен был создавать разумное существо; потому что зачем разум, если бы при нём не было свободной воли производить выбор? Но как мог бы кто-то обладать свободой воли, если бы не мог, коли пожелал бы, и дурным быть? Если же без наличия свободы воли не может быть дурным, то, конечно, без этого не может быть и хорошим»31.
Действительно, если бы Бог создал только тех, кто будет добрым и благодарным Ему, то где и в чём была бы свобода? Существование тех, кто становятся чадами вечного ада, яснее всего доказывает подлинность божественного дара свободы. Это напоминает нам о реальности и серьёзности нашего выбора, и о нашей ответственности за него.
Святой отец также замечает, что если бы Бог при творении создал только тех, которые выберут добро, и не стал бы творить тех, кто выберет зло, то тогда оказалось бы, что возможный выбор несуществующей твари «связал бы», т. е. ограничил бы реальное действие Творца, что и абсурдно, и недостойно Бога.
Другие отцы говорили, что Бог сотворил таких людей и духов по Своей щедрости, потому что Ему не жалко давать жизнь и изливать милости даже на тех, кто отвернётся от Него. Именно поэтому Христос мог сказать нам: «любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6:35). Если бы Бог сотворил только тех, кто будет добр и благодарен Ему, то Он не мог бы сказать нам: «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?.. Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5:46–47). Тогда Бог уподобился бы этим мытарям и язычникам.
Рассуждение о том, что Богу не выгодно и не практично создавать тех, кто отвернётся от Него, – это взгляд «мытарей и язычников». Это суетная человеческая логика, но Господь говорит: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» (Ис.55:8).
Так что большой ошибкой было бы думать, что Бог смотрит на дело спасения человечества с точки зрения заводского производства: если количество «брака» в выпускаемых деталях невелико, то это приемлемо, а если велико, то всё, производство неэффективно. Для Бога всё иначе: «хотя сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасётся» (Рим.9:27).
Святитель Григорий показывает, что для Бога чужд «статистический» взгляд на человечество, как на число, как на множество, – для Бога важны личности, так что даже если бы из всех людей «один-единственный человек на свете был благим», то это оправдало бы в глазах Божиих создание всего мира и всего прочего человечества, «потому что один, творящий волю Господню, лучше чем десятки тысяч беззаконников. Неужели и выбирающим золото из золотоносного песка скажем, что не следует сначала бесполезную землю приносить ради крупинок золота? …Бог, по причине присущей Ему благости и милосердию, не ради имущих стать по своей воле дурными, допустил благим прийти в бытие, но ради благих сотворил и имеющих стать дурными… Так что благость и милосердие Божие ещё более обнаруживается на основании того факта, что несмотря на то, что по сравнению с множеством не спасающихся, мало тех, которые стремятся к своему спасению, Он создал весь человеческий род; и… по преизбытку Своего человеколюбия, призвал всех»32.
По тем же причинам Бог, создавший духов и людей, про которых знал, что они добровольно отвернутся от Него, избрал Себе в число апостолов Иуду, про которого знал, что тот предаст Его.
4. Говорить о том, что иноверцы, еретики и раскольники погибнут, является непростительной дерзостью, поскольку это решить может только Бог
Повторяя неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину о том, что спасение только во Христе, и в Его Теле – Православной Церкви, православные христиане вовсе тем самым не «опережают Суд Божий», а рассказывают об этом Суде то, что уже о нём открыл Бог: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:6). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» (Ин.3:36). «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца… Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём… Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1Ин.2:23; 5:10:12).
Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нём никакой лжи. Вера Церкви в последний Суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться – и главнейшим из них является сознательное принятие Христа.
Сторонники лжеучения о спасении вне Церкви лукавят, заявляя, что будто бы мы «решаем за Бога», если говорим о спасении только в Церкви. Это, что называется, «переносить с больной головы на здоровую». Потому что на самом деле когда мы говорим, что вне Церкви нет спасения, мы не решаем ничего за Бога, а просто повторяем то, что Бог уже решил и о чём в Своём Откровении уже сообщил.
А вот как раз те, кто спорит с этой богооткровенной истиной, решают за Бога, поправляют Бога, а иногда и прямо говорят, что Он якобы соврал в педагогических целях – сказал про наказание просто чтобы попугать, а на самом деле потом всех помилует.
Вот так словами «не будем решать за Бога» прикрывают как раз своё стремление решить за Бога и вопреки слову Бога.
Но каждый христианин, когда у него «требуют отчёт о его уповании» (1Пет.3:15), обязан излагать именно учение Христа, а не собственные домыслы. Поскольку само слово «христианин» означает «ученик Христа», как говорил святитель Филарет Московский. И в учении Христа, переданном апостолами и сохранённом Церковью, вполне определённо сказано о том, как будут судимы люди.
И, говоря начистоту, последователи обсуждаемого лжеучения умалчивают об этой определённости вовсе не из опасения «предвосхитить суд Божий», а из-за того, что им стыдно и страшно засвидетельствовать это учение Христа, потому что оно звучит скандально для людей мира сего.
Продолжение тут -
https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/vne-tserkvi-net-spasenija/#0_6
Священник Георгий Максимов
https://pravoslavie.ru/29058.html
Оценили 3 человека
9 кармы