• РЕГИСТРАЦИЯ

Поэзия в христианстве #7. «Колючий веночек» Анны Ахматовой

2 510

Анна Ахматова — одна из виднейших русских поэтов прошлого века, ее имя стоит в одном ряду с Есениным, Маяковским, Пастернаком, Цветаевой, Мандельштамом. Писала она исключительно лирику (и любовную, и гражданскую, и философскую, и религиозную).

Родилась Ахматова в 1889 году под Одессой, в семье морского инженера Андрея Горенко. Спустя год семья перебралась под Санкт-Петербург, в Царское Село. В десятилетнем возрасте Анна тяжело заболела, была при смерти — и вот этот ранний, детский опыт ощущения смерти повлиял на все ее дальнейшее поэтическое творчество.


Частые невзгоды своей «очень длинной»[1] жизни Анна Ахматова переносила со смиренным долготерпением. Откуда брала силы? От источника веры, надежды и любви, к которому во глубине души смиренномудро припадала от юных лет, вопреки непрестанным искушениям и прегрешениям, вольным и невольным. В глубине ее поэтического взгляда, в «глазу <…> на дне» таится «колючий веночек» («Первое предупреждение», 1963)[2] – символ памяти о терновом венце на главе распятого Спасителя. Память эта сложилась уже в детстве.

Родительская семья была воцерковленной: «Посещение церкви, молитва, исповедь, причастие были для детей Горенко обязательными»[3]. В поэме о своем севастопольском детстве Ахматова вспоминает, как «вечером перед кроватью / Молилась темной иконке» («У самого моря», 1914)[4]. Начало жизни «у самого моря» прошло под сенью храма, воздвигнутого на месте Крещения Руси. Именно там и тогда она переживала подлинное счастье, непохожее на обычное земное:

Все глядеть бы на смуглые главы
Херсонесского храма с крыльца
И не знать, что от счастья и славы
Безнадежно дряхлеют сердца.
   («Вижу выцветший флаг над таможней…», 1913)[5].

В Серебряном веке увлечение магией было едва ли не всеобщим

А прославилась Ахматова сразу и навсегда своей ранней любовной лирикой. Правда, спустя годы она решила, что это – «бедные стихи пустейшей девочки» (1960)[6]. В этих ранних стихах простое земное чувство насыщается токами античной пантеистической магии: «Тебе, Афродита, слагаю танец <...>, / Богиня, тебе мой гимн» (1910)[7]. Казалось бы, откуда у девушки из благочестивой семьи подобное настроение? Да из воздуха эпохи: в Серебряном веке увлечение магией – некой переменчивой смесью художественно возрождаемых языческих культов, гностицизма, каббалы – в подаче масонства, теософии, антропософии, сект гностического толка (вроде хлыстовства) – было едва ли не всеобщим. Так или иначе, это искушение претерпели все выдающиеся писатели того времени.

В жизнь Ахматовой античность вошла в особо привлекательном, близком до осязательности виде. О своем херсонесском и царскосельском детстве она вспомнила на склоне лет: «Языческое детство. В окрестностях этой дачи («От­рада», Стрелецкая бухта, Херсонес. Непосредственно отсюда античность – эллинизм) <…>. В Царскосельских парках – тоже античность, но со­всем иная (статуи)» (1957-1964)[8]. По греческим преданиям, покровительницей Херсонеса считалась Афродита.

В зрелые годы Ахматова заключила, что в начале творчества вдохновлялась «духотой» эпохи – «предвоенной, блудной и грозной» («Поэма без героя», 1940-1965)[9]. Блуд, в ее понимании, охватывает все уровни народного бытия: от низменных плотских страстей до заблуждений духовных – ересей, увлечений многообразной магией. Подводя итог прожитому, она дает оценку настроению, преобладающему в душах современников:

И яростным вином блудодеянья
Они уже упились до конца,
Им чистой правды не видать лица
И слезного не ведать покаянья.
   («И яростным вином блудодеянья…»,1958)[10].

Блуд большинства людей и целых народов возникает при уклонении от истинной веры, при забвении единственного средства очищения души – покаяния. Свою веру Ахматова берегла всю жизнь и к действенному покаянию всегда прибегала в наступавших душевных кризисах.

Стихотворение «Я пришла тебя сменить, сестра…» (1912) – впервые наметило творческий поворот к Православию, как возможному прорыву из, казалось бы, безысходного заколдованного круга сладостных упоений и адских чувственных мук. Переживания сестры, первою ставшей на путь неизведанного духовного подвига, еще пугают своей пограничностью со смертью, но уже увлекают за собою:

И одна ушла, уступая,
Уступая место другой.
И неверно брела, как слепая,
Незнакомой узкой тропой[11].

Ахматова постепенно подступала к уяснению и выражению этой изначальной и сокровенной сути своего поэтического мировидения: к восприятию мира сквозь крестные страдания Христа, означенные язвящим терновым венцом. Таков истинный венец ее поэтического дара, который поначалу являлся ей смутно – искаженный призраком лаврового венка славы на главе некой языческой Музы, покровительницы ее страстей.

Прозрение ускорилось ужасами Первой Мировой войны. Завершили прозрение потрясения революции. Февраль 1917 года она встретила уже достаточно зрелой духовно, достаточно воцерковленной, чтобы понимать сокровенный смысл вершащейся истории:

Я в этой церкви слушала Канон
Андрея Критского в день строгий и печальный,
И с той поры великопостный звон
Все семь недель до полночи пасхальной
Сливался с беспорядочной стрельбой,
Прощались все друг с другом на минуту,
Чтоб никогда не встретиться ... И смуту
Кровавую я назвала судьбой.
   («Я в этой церкви слушала Канон…», 1917)[12].
Николай Гумилев и Анна Ахматова с сыном, 1915


В 1921 году был расстрелян первый муж Ахматовой, поэт Гумилев, чей загробный голос звучит в ее «Предсказании» (1922), предуказывая путь от славы мирской к славе духовного подвига:




Видел я тот венец златокованый ...
Не завидуй такому венцу!
Оттого, что и сам он ворованный,
И тебе он совсем не к лицу.
Туго согнутой веткой терновою
Мой венец на тебе заблестит.
Ничего, что росою багровою
   Он изнеженный лоб освежит[13].

Свои искушения, согрешения, блуждания Ахматова расценивала как «блуд»

Открывшийся путь оказался труднопроходимым для увлекавшейся разными вдохновениями поэтической души, и впоследствии свои искушения, согрешения, блуждания Ахматова не раз расценивала строго и точно – как «блуд». 12 мая 1935 года К.И. Чуковский привел в дневнике ее рассказ о том, что при договоре об издании ее стихов в «Советской литературе» у нее «потребовали, чтобы:

Не было мистицизма.
Не было пессимизма.
Не было политики.
Остался один блуд, – говорит она»[14].

Духовным венцом творчества Ахматовой стала лиро-эпическая историософия России как хранительницы истинного пути к Богу. 1914-1917-1941: две мировые войны и русская смута меж ними, едва не погубившая страну, – эти исторические грозы способствовали раскрытию поэзии Ахматовой как народного гласа, молитвенно обращенного к Богу.

Касаясь жизни своего народа и государства, любой великий русский поэт, ведомый православной верой, в пору исторических потрясений так или иначе приходит к исповеданию великодержавных взглядов. Ахматова приходила вольно, осознанно и достигала в порывах вдохновения высот Державина, Пушкина, Тютчева. Потому и спас ее Сталин от неминуемой смерти в блокадном Ленинграде, включив своим распоряжением в списки вывезенных 28 сентября 1941 года на большую землю, – спас, ибо увидел в ней могучего проповедника победоносного духа русской вселенской державы. Ахматова свое спасение впоследствии часто и с теплом вспоминала[15].

Уже в годы Первой мировой войны она видит в России преемницу исконного, расцветшего в Византии Православия, чья вселенская сущность проявилась в почитании Христа во образе мирозиждительной Софии Премудрости Божией. Моления «в Киевском храме Премудрости Бога» (1915)[16] хранятся в ее памяти. О 1914 годе она вспоминает: «Беседы с Х. (Н. Недоброво – А.М.) о судьбах России. Нерушимая стена св<ятой> Софии и Мих<айловский> монастырь – ad peгiculum maris, т.е. оплот борьбы с Диаволом – и хромой Ярослав в своем византийском гробу»[17]. Она остро переживает судьбоносное для всего мира противостояние, с одной стороны, падшего во грехах Первого (Западного) Рима и с другой – Третьего, Русского Рима (преемника Второго, Византийского).

Ахматова указывает причину черной немочи, охватившей душу народа – упадок православной веры

Самые яркие образы противоборства возникают в условиях самой сильной угрозы существованию Отечества – осенью 1917 года, когда полным ходом шел самораспад армии и государства, а часть разноликих сил, его подготовивших, уже собиралась бежать из поруганной страны. Ахматова видит и указывает главную причину черной немочи, охватившей душу народа – упадок православной веры, хранящей державу Третьего Рима:

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал
И дух суровый византийства
От русской Церкви отлетал,
<…>
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда
<…>».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
   («Когда в тоске самоубийства…», 1917, осень)[18].

Западный (Первый) Рим Ахматова не любит и понимает его отступническую природу. Побывав там в декабре 1964 года, она по возвращении записывает итоговое суждение-приговор: «В Риме есть что-то даже кощунственное. Это словно состязание людей с Богом. Очень страшно! (Или Бога с Сатаной-Денницей)»[19].

Под впечатлением Первого Рима Ахматова пишет четверостишие, также вскрывающее суть мировой власти Запада:

И это станет для людей
Как времена Веспасиана,
А было это – только рана
И муки облачко над ней.
   («И это станет для людей…», 18 декабря 1964. Ночь. Рим)[20].

В годы жизни Веспасиана (9-79) в Римской империи распяли Христа, и римский сотник пронзил Его на кресте копьем. Хотя сам Веспасиан пришел к власти позднее, в 69 году, во время Распятия он уже состоял на воинской службе, а значит, косвенно соучаствовал в казни Спасителя, хотя и не ведал того. Западная культура прославляет эпоху Веспасиана как начало своего имперского расцвета, Ахматова же указывает на сокровенный коренной порок этой культуры, ставший причиной духовного падения Запада: соучастие в Распятии Сына Божьего. Словно бы предваряя строки о Веспасиане, Ахматова тридцатью годами раньше пишет:

Но мы узнали навсегда,
Что кровью пахнет только кровь ...
И напрасно наместник Рима
Мыл руки пред всем народом
Под зловещие крики черни <…>
   («Привольем пахнет дикий мед…», 1934)[21].

Внешне это написано не только о Западном Риме, но и о России, а по сути – именно о Западе, ведь Россия, на государственном уровне предав Православие в 1917 году, стала частью Запада и пошла по его гибельному пути.

Зато Ахматова сразу же почувствовала государственный поворот к Православию в годы Великой Отечественной войны и в последующее послевоенное правление Сталина. Потому совершенно искренне прославляла жизнь тех лет в стихах, указывая источник своего одического слога: «Мои державинские подражания»[22].

Поворот к Православию она не только чувствовала, но и предчувствовала, и приближала внушающей силой своих стихов:

Вражье знамя
Растает, как дым,
Правда за нами,
И мы победим.
   («Вражье знамя…», 19 июля 1941)[23].

За простотой этих слов слышится и псалом 67: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его <…>. Яко исчезает дым, да исчезнут <…>(Пс., 67, 2), – и слова святого Александра Невского из его жития: «Не в силах Бог, но в правде».

Сила народа – в его богоданном слове, восходящем ко Христу как Слову

Подобно Тютчеву, написавшему во время Крымской войны: «Теперь тебе не до стихов, / О слово русское родное <…>», – Ахматова сознает, что сила и дух народа – в его богоданном слове, восходящем ко Христу как Слову, с Которого все начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3):

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
   («Мужество», 1942)[24].
Анна Ахматова в 60-е

Она славит наступающее вместе с Победой над врагом торжество Православия:

...И со всех колоколен снова
Победившее смерть Слово
Пели медные языки ...
   («...И со всех колоколен снова…»,1944)[25].

Тяготея в прозе к роду воспоминаний, Ахматова, словно древнерусский летописец, более всего боится погрешить против Правды. В чужих мемуарах она строго отслеживает неточности и сурово осуждает случаи намеренного искажения истины. В емкой заметке «О прозе вообще» (1964) она обобщает свои наклонности: «Невозможность беллетристики (роман, повесть, рассказ и в особ<енности> стих<отворение> в прозе). Нечто среднее между зап<исными> книжками, дневниками… т.е. то, что так изящно делали мои милые современники. («Шум вре­мени», «Охранная грамота»)»[26]. Отвержение беллетристики, художественного вымысла – это возрождение творческой установки древнерусских книжников. Не создавать образы небывалых лиц и событий – значит не предаваться искусительному «бесовскому мечтанию», совращающему душу писателя в грех самообожения.

Ахматова верит и всем зрелым творчеством внушает веру в крепость русской православной державы, смиренно-покаянно проповедующей всему миру Истину Божественного Христа-Слова. Особенно ярко эту веру она выразила в год великой русской Победы над силами мирового зла – в строках, посвященных Тому, «Кого когда-то называли люди / Царем в насмешку, Богом в самом деле, / Кто был убит и чье орудье пытки / Согрето теплотой моей груди…» («Кого когда-то называли люди…», 1945)[27]:

Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное Слово.


Александр Моторин

https://pravoslavie.ru/105079.html

https://foma.ru/o-chem-stihotvorenie-ahmatovoj-kogo-kogda-to-nazyvali-ljudi-i-pochemu-ego-dolgo-ne-pechatali-celikom.html


[1] Ахматова А.А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 2 в двух книгах. Т. 7-8 дополнительные. М.: Эллис Лак, 1998 – 2005. Т. 5. С. 7-8.

[2] Там же. Т. 2, кн. 2. С. 160.

[3] Там же. Т. 1. С. 530.

[4] Там же. Т. 3. С. 8.

[5] Там же. Т. 1. С. 117.

[6] Там же. Т. 5. С. 176.

[7] Там же. Т. 1. С. 30.

[8] Там же. Т. 5. С. 215.

[9] Там же. Т. 3. С. 186.

[10] Там же. Т. 2, кн. 1. С. 234.

[11] Т. 1. С. 102.

[12] Там же. Т. 2, кн. 2. С. 250.

[13] Там же. Т. 1. С. 386.

[14] Чуковский К.И. Дневник. 1930-1969. М.: Современный писатель, 1994. С. 128; Чуковский К.И. Дневник. 1901-1969: В 2 т. М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2003. Т. 2: Дневник. 1930-1969. http://coollib.com/b/216038/read.

[15] См.: Ахматова А.А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 2, кн. 1. С. 262.

[16] Там же. Т. 1. С. 190.

[17] Там же. Т. 5. С. 74-75.

[18] Там же. Т. 1, 316.

[19] Там же. Т. 2, кн. 2. С. 488.

[20] Там же. Т. 2, кн. 2. С. 218.

[21] Там же. Т. 1. С. 423.

[22] Там же. Т. 2, кн. 1. С. 391.

[23] Там же. Т. 2, кн. 1. С. 7.

[24] Там же. Т. 2, кн. 1. С. 16.

[25] Там же. Т. 2, кн. 1. С. 77.

[26] Там же. Т. 5. С. 217-218.

[27] Там же. Т. 2, кн. 1. С. 114.

Конец невежественной свободы - жестокое рабство

    Кого успели купить в Госдуме? Агенты вражеской разведки названы по именам

    Кого успели купить в Госдуме? Агенты вражеской разведки названы по именамКого успели купить в Госдуме? Агенты вражеской разведки названы по именам. Журналист Владимир Хомяков в своей ст...

    О приёме Украины в НАТО

    Сейчас много говорят о возможном (или невозможном) приёме Украины в НАТО. Зеленский утверждает, что только приём Украины в НАТО может стать достойной гарантией безопасности, компенсирую...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ros Orthodox 20 февраля 21:17

      Поэзия в христианстве #10. Арсений Тарковский. Вот и лето прошло…

      Вот и лето прошло,Словно и не бывало.На пригреве тепло.Только этого мало.Все, что сбыться могло,Мне, как лист пятипалый,Прямо в руки легло,Только этого мало.Понапрасну ни зло,Ни добро не пропало,Все горело светло,Только этого мало.Жизнь брала под крыло,Берегла и спасала,Мне и вправду везло.Только этого мало.Листьев не обожгло,Веток не обломало...День промыт, как стекл...
      164
      Ros Orthodox 20 февраля 20:50

      Главный духовный смысл сегодняшних событий, итог двадцатого века – все более успешные усилия врага, чтобы «соль потеряла силу», чтобы высшие ценности человечества превратились в пустые, красивые слова.

      Подвиг исповедничества царя-страстотерпца Николая II в его отречении от престолаИз новой книги «Без царя. Православная монархия и "новый мировой порядок"» «Николай II накануне отречения»Фрагмент картины художника Валерия Алексеева, 2005 г. Тайна беззакония раскрывается не в одних только наших личных грехах, нашем личном отвержении Бога. Существует орга...
      369
      Ros Orthodox 16 февраля 20:52

      Поэзия в христианстве #9. Борис Пастернак:...Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.

       Борис Леонидович Пастернак (1890–1960) — поэт, прозаик, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958) за роман «Доктор Живаго». ГамлетГул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далеком отголоскеЧто случится на моем веку.На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Авва Отче,Чашу э...
      415
      Ros Orthodox 16 февраля 20:29

      "Земля уже рождает сынов Божиих для вечности. Она — уже в муках рождения."

      Близ, при дверех Небесная Евхаристия, фреска pskov-eparhiya.ru Сказал Господь Своим ученикам: в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избра...
      827
      Ros Orthodox 16 февраля 19:59

      Кому или чему в православии посвящен каждый из дней недели

      Об особых посвящениях семи дней недели: когда и кому нужно молиться – Отче, просветите, пожалуйста, имеют ли дни недели особые посвящения?– Богослужебная жизнь Православной Церкви циклична. Существует три богослужебных круга: годовой, седмичный и суточный. Годовой содержит в себе подвижные и неподвижные праздники, повторяющиеся из года в год; седмичный с...
      707
      Ros Orthodox 12 февраля 12:42

      Поэзия в христианстве #8. Иван Алексеевич Бунин: «Есть нечто большее даже России. Это — мой Бог и моя душа».

      И.А. Бунин – первый из русских писателей лауреат Нобелевской премии по литературе.  Иван Алексеевич Бунин И цветы, и шмели, и трава, и колосья,И лазурь, и полуденный зной…Срок настанет — Господь сына блудного спросит:«Был ли счастлив ты в жизни земной?»И забуду я всё — вспомню только вот этиПолевые пути меж колосьев и трав —И от сладостных слез не...
      372
      Ros Orthodox 12 февраля 12:18

      "В конечном итоге, именно самоопределение личности становится решающим в спасении или гибели нашей души. Поэтому и муки людей слишком часто – не наказание свыше, а следствие собственного неразумия..."

      Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дниЕсть в христианском учении один вопрос, который всегда обсуждался с особенной остротой и болью. Это вопрос о том, как любовь Божия согласуется с вечными муками грешников. Если Бог есть Любовь (1 Ин. 4: 8), если Он милосерд и хочет спасения грешников (Иез. 33: 11), то неужели Он допустит не про...
      495
      Ros Orthodox 9 февраля 14:27

      Можно ли спастись помимо Церкви Христовой? - Нет, нельзя, потому что никто никогда не спасался помимо Церкви.

      – Как же говорят сектанты, что им нет надобности принадлежать к Христовой Церкви или, что то же, к Церкви Православной, потому что их-де Сам Господь призвал подобно тому, как призвал Он и Ап. Павла?Они совершенно лживо говорят, будто Господь призвал их, как Ап. Павла. Когда Господь чудесно призывал Ап. Павла, то, по свидетельству св. Писания, «люди, шед...
      500
      Ros Orthodox 9 февраля 13:46

      О бойцах, о которых не написано в новостях. Ермаков Матвей Игоревич, позывной Зеро

      Фото: ТЛГ канал Олега БлохинаКак и обещал, начну повествования о бойцах, о которых не написано в новостях, их нет в представлениях к наградам. Их для большинства вроде как и вовсе нет и не было. Негласно эти парни находятся в разряде «неформат».  Потому что они из спец контингента. Бывшие ЗК, прибывшие из мест заключения в зоне СВО. Раньше их назыв...
      1326
      Ros Orthodox 5 февраля 20:02

      Царский номер журнала «Берег России» вышел в свет!

      Главная тема выпуска нашла свое отражение на обложке, где изображена корона Русских царей Династии Романовых… Вышел очередной номер журнала «Берег России». Главная тема выпуска нашла свое отражение на обложке, где лаконично и красноречиво изображена корона Русских царей Династии Романовых, а под изображением короны – слова из дореволюционного Тропаря Кре...
      436
      Ros Orthodox 5 февраля 19:58

      Христос посреди нас

      Источник Фото: ВКонтактеНа каждой Литургии мы слышим, как диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». В древности после этого возгласа христиане в знак веры, любви и единомыслия лобызали друг друга. Этот обычай до сих пор сохранился среди священнослужителей. Все они целуют Дискос, Потир, Престол и друг друга со словами: «Христос ...
      353
      Ros Orthodox 5 февраля 19:52

      Еретическое учение о конечности адских мук

      Пятый Вселенский Собор и осуждение оригенизмаО Пятом Вселенском Соборе можно услышать три различных утверждения: 1) что Ориген не был осужден; 2) что Ориген был осужден, но не было осуждено учение о конечности адских мук; 3) что было осуждено учение о конечности адских мук, но не вообще, а именно и только в интерпретации Оригена. Рассмотрим, насколько состоятельно каж...
      459
      Ros Orthodox 1 февраля 13:20

      Ефрем Никифорович Сивохин. "Он прошел путь от крепостного крестьянина до статского советника"

      Он любил Бога и людей Портрет. Сивохин Е.Н.«И так расположилось мое сердце к этой обители, что я ничего не жалел, готов был всё отдать Царице Небесной», – так писал Ефрем Никифорович Сивохин, статский советник, купец 1-й гильдии, почетный потомственный гражданин и кавалер Санкт-Петербурга, член-учредитель Императорского Православного Палестинского общест...
      269
      Ros Orthodox 1 февраля 13:05

      Поэзия в христианстве #6. Ангел Благого Молчания Ольги Берггольц

      Ольга Берггольц. Фото из открытых источников«Никто не забыт, ничто не забыто» — эти слова известны всем. Автор этих строк – поэтесса Ольга Берггольц, которую называли «музой блокадного Ленинграда». "Отрывок"Достигшей немого отчаянья,давно не молящейся Богу,иконку «Благое Молчание»мне мать подарила в дорогу. Икона Спас Благое Молчание ...
      243
      Ros Orthodox 22 января 11:50

      190 лет назад Почаевская лавра, с 1713 года находившаяся под униатами, возвращена Православной церкви

      Почаев: на разломе Востока и ЗападаУже почти восемь столетий люди приезжают в эту Лавру укрепить силы душевные и телесные Фото: https://mospat.ru/news/87738/В 2014 году исполнилось 180 лет со дня присвоения статуса Лавры Почаевской обители, верно именуемой западным форпостом Русского Православия. Находится эта святыня на Украине, на севере Тернополь...
      1876
      Ros Orthodox 22 января 11:18

      Поэзия в христианстве #5. Михаил Ломоносов: преложения псалмов 1, 14, 26, 34, 70, 103, 143, 145

      Несмотря на то, что Ломоносов серьезно занимался наукой и был погружен в светскую, секуляризованную среду, он никогда не противопоставлял научное знание вере, никогда не сомневался в истинности церковного учения. Говоря о соотношении религиозных догматов о мироустройстве и научных представлений о картине мира, он писал: «...физические рассуждения о строении мира служа...
      836
      Ros Orthodox 20 января 15:03

      "Допускать гибель столь многих людей жестоко, любящий Бог должен непременно спасти всех добрых людей, которые не слышали об истине"

      Вне Церкви нет спасения Воскресение Христово. Византийская миниатюра Введение1. А как же те, которые родились и умерли в неправославных странах и у кого объективно не было возможности узнать православие?2. Допускать гибель столь многих людей жестоко, любящий Бог должен непременно спасти всех добрых людей, которые не слышали об истине2.1. Неверное поним...
      252
      Ros Orthodox 19 января 17:04

      Смыслы тайны Крещения во Христе

      святитель Григорий Палама Беседа, произнесенная на Святой Праздник Светов (Богоявление)В ней же находится посильное разъяснение тайны Христова Крещения1. Вчера, собравшись вместе с вами в церковь, когда мы предпраздновали День Светов (Праздник Богоявления), я разъяснил то, что следовало, говоря вашей любви о крещении во Христа, которого мы удостоились...
      793
      Ros Orthodox 19 января 15:28

      "Мы не можем объективно и равнодушно рассматривать зло просто как факт. Необходимо отвержение этого зла... Примириться со злом — значит быть побежденным злом."

      Дом, где мы живем, зажжен с четырех углов Фото: radiovera.ruВ пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Ио...
      1247
      Ros Orthodox 12 января 22:52

      Создан канал обратной связи в Telegram t.me/SOS_Volga, через который можно сдаться в плен. По справочнику t.me/Volga_SOS украинские солдаты могут узнать, как дойти до плена живыми.

      ВСУ глушат частоты «Волги» для сдачи в плен Вооруженные силы Украины (ВСУ) на линии боевого соприкосновения специально глушат частоты 149.200, 49.200, 449.200 радиоволны «Волга», которая используется для сдачи в плен Вооруженным силам РФ. Как сообщили ТАСС в российских силовых структурах, поэтому «Волга» теперь работает через Telegram. Фото...
      2380
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика