Что из педагогических технологий СССР можно было бы заимствовать в наше время.
Любая страна хотела бы иметь в арсенале своих воспитательных методов аналог Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Массовый охват подрастающего поколения, патриотизм, дополнительный контроль за пределами школы, дети заняты интересным и полезным делом. К советской эпохе можно высказать много претензий, но работа с детьми в Союзе была поставлена на отлично. Неудивительно, что нынешние власти нет-нет, но всё же задумываются о том, чтобы заимствовать из прошлого то хорошее, что было в пионерии.
С этим прицелом не так давно были запущены большие молодёжные проекты — Российское движение школьников и Юнармия. Что же касается Беларуси, там прямая преемственность от республиканской пионерской организации даже не пресекалась. Только галстуки поменяли с красных на красно-зелёные — в цвет государственного флага.
Однако чего-то важного, содержательного всё же не хватает. Пионеры как будто не настоящие. Об этом, кстати, Лукашенко хорошо сказал, заодно с пионерами проехавшись и по современным комсомольцам. Увлеклись флешмобами, пиар-акциями и другими показушными мероприятиями, а настоящей гордости за значок или пионерский галстук нет и в помине. Модные технологии работы тоже нужны. Но важнее добраться до самой сути, природы того воспитательного эффекта, который оказывала пионерия на подрастающее поколение.
Что взяли у скаутов
Пионерская организация, как известно, ведёт свою родословную от скаутинга. В плане символики пионерия ничего нового не старалась изобрести, почти всё заимствуя у своих предшественников.
Значок с тремя языками пламени — это фактически стилизованная эмблема скаутов, символизирующая лепестки королевской геральдической лилии. Галстук тот же, отличие только в цвете. И знаменитый девиз «Be Prepared!» («Будь готов!») не очень оригинален, его провозгласили ещё в 1907 году и перевели на десятки языков мира. Наконец, скаутский (пионерский) салют тоже придумали не у нас.
Напротив, идеологически движение скаутов и организация пионеров очень скоро разошлись, представляя собой совершенно разные подходы к воспитанию детей.
Скаутинг ушёл преимущественно в спортивный туризм. Дети жили в палатках, учились разводить костры, лазали по скалам и деревьям, занимались рафтингом, собирались на регулярные слёты «джамбори». Маленький скаут-«разведчик» дружит с деревом, рыбкой и пчелой, за что получает тематические значки.
Пионерия тем временем превращалась в мощный инструмент неформальной педагогики. Используя такие психологические особенности, как тяга подростков к группированию и поиск идеала для подражания, она решала проблему воспитания детей в коллективе.
Интересно, что и та, и другая перспектива была изначально заложена в той первооснове, из которой вырос как скаутинг, так и позднее пионерская организация.
Началось всё с того, что отряд британских кадетов героически проявил себя во время англо-бурской войны 1899–1902 гг. в Южной Африке. Ну, как героически. Когда буры взяли в осаду британский гарнизон в городе Мафекинг, из местных мальчишек сформировали вспомогательную часть, чтобы разгрузить солдат регулярной армии от функции связистов. 11–13-летние дети, одетые в форму хаки, верхом на ослах ездили в соседний форт, доставляли депеши. За время долгой осады защитники съели ослов, кадетов пересадили на велосипеды. Война велась джентльменскими методами (в ходе перемирий враги даже проводили совместные спортивные соревнования), по детям, к счастью, никто специально не стрелял.
Непопулярный в обществе и позорный для престижа Британской империи конфликт в Южной Африке нужно было как-то облагородить. Поэтому подвиг мальчишек города Мафекинга был раздут до масштабов едва ли не самого важного события войны. Все они получили награды от Его Величества короля Эдуарда VII.
Раскрутку истории удачно продолжил командир гарнизона, который вернулся на родину героем и генералом. Роберт Баден-Пауэлл написал несколько книг о том, как готовить из мальчиков будущих воинов, а для проверки идей на практике летом 1907 г. собрал группу детей и организовал на одном английском острове первый скаутский лагерь. Через двадцать лет всемирное скаутское движение насчитывало 2 миллиона членов.
Если обращать внимание на внешнюю сторону, что современные скауты полностью наследуют инициативу Баден-Пауэлла. Но это лишь форма. А суть заключается в том, что боевой генерал видел в ребёнке не личинку взрослого человека, а его младшего партнёра и соратника. Кадета, который встанет в один строй с солдатом на войне. Отсюда уклон на развитие тех навыков, которые могут пригодиться будущему разведчику.
Но точно так же можно готовить не только воинов. Речь идёт об удивительно эффективной воспитательной технологии, которая может объединить детей по самым разным направлениям деятельности. Наиболее полно потенциал данной идеи был осознан именно в Советском Союзе.
Пример для пионера
Для западной культуры характерен образ детства как самой прекрасной поры человеческой жизни. У детей нет ни забот, ни обязанностей, ни проблем взрослого мира. Однако советская пионерия подошла к воспитанию с другой стороны. Границы детского мира, так старательно выстроенные педагогами-гуманистами, были намеренно стёрты.
Как это нет забот и проблем?! Давая пионерскую клятву, маленький гражданин брал на себя кучу обязательств. Он должен соответствовать определённым стандартам. Он ориентировался на лучшие примеры взрослых и сверстников. Он собирался стать героем.
В либеральном обществе быть личностью очень просто. Я — личность, потому что живу и осознаю свой внутренний мир. Всё, этого достаточно. Советская педагогика поставила перед детьми намного более высокую планку. Себя необходимо соотнести с определённой системой ценностей. Конкретными поступками доказать личностное становление. Молодому человеку, не заставшему СССР, трудно даже представить, какие нравственные страдания испытывал типичный советский пионер, поскольку в его обычной жизни не было возможности совершить нечто выдающееся.
Это потом советский культ пионеров-героев стало модно высмеивать. Особенно удачной мишенью для циничного глумления стал Павлик Морозов — вот, доносчика, который заложил собственного отца, сделали героем и образцом для подражания.
Хотя трагичная история Павлика как раз свидетельствует об обратном. Пропаганда не всесильна. Не был он примером для пионеров, а советские идеологи этого в упор не замечали. Семейная драма Морозовых показалась им удачной находкой: какой высокий уровень идейности, через родных мальчик переступил, ценой собственной жизни разоблачил кулацкую банду.
В честь Павлика писали стихи, песни, повести и даже создали оперу. Ничего из этого конъюнктурного творчества не стало популярным в народе. Павлика Морозова жалели, но никто не хотел быть на него похожим.
Другое дело Валя Котик. Настоящий герой. Партизанил, устроил засаду на начальника полевой жандармерии, подорвал его машину. Перерезал телефонный кабель, который шёл в ставку Гитлера. Взрывал склады и железнодорожные составы. Стал самым молодым Героем Советского Союза — на момент гибели ему только-только исполнилось 14 лет.
Лёня Голиков в бою захватил секретные документы. Марат Казей спас 200-ю партизанскую бригаду в бою недалеко от Минска — он прорвался сквозь кольцо окружения и привёл подмогу. О Володе Дубинине, который воевал в каменоломнях под Керчью, рассказывали легенды. Он проскальзывал через вражеские посты, находил новые подземные ходы, «водил за нос» отряд немцев.
В этом культе было немало навязчивого официоза. Почти каждая пионерская дружина носила соответствующее героическое имя, в школе обязательно висел стенд с фотографией и описанием подвига, под надзором классных руководителей школьники принимали торжественную клятву: «Во всём брать пример, быть таким же, как…» (дальше вместо многоточия уменьшительное имя, фамилия). Однако без того, что советские дети были воспитаны на подвигах и рассказах о героических сверстниках, невозможно понять секрет пионерской педагогики.
Спайдермен проигрывает реальным героям
Ребенку, который восхищается выдуманным героем комикса, для полного счастья достаточно купить костюм Человека-паука. Некоторых только стоит предупредить, что костюм не помогает ползти по отвесной стене, не бросает паутину и не позволяет прыгать между небоскрёбами.
Пионер, который восхищается реальным подвигом Володи Дубинина, не сможет себя так просто обмануть. Героический поступок «вписан» в стандарт настоящего человека, на котором пионер воспитан. Это прямое руководство к построению собственной жизни.
Вот ещё одно отличие «героической» педагогики от «либеральной». Пионер, воспитанный на настоящих подвигах, волей-неволей ощущал себя частью истории, жил «внутри» неё. Он не мог самоопределиться без отношения себя к прошлому, причём не только советскому прошлому. Он вынужден был сравнивать свои поступки с действиями разных исторических персонажей. А каким был маленький Ленин? Что бы он сделал в той или иной ситуации? Какое детство было у Александра Суворова? Или Ганнибала. Или Александра Македонского. Или Ломоносова.
Кстати, именно пионеры первыми начали в массовом порядке собирать живые истории ветеранов Великой Отечественной, украшать памятники и могилы, поздравлять выживших. Всё это ещё до того, как с памятью о войне стало работать государство.
Ориентируясь на прошлые поколения, дети советской эпохи не видели ничего странного в том, чтоб так же свободно общаться и с будущим. Хорошо известна тогдашняя традиция сочинять обращения к потомкам, это делали в каждой школе и каждом пионерлагере. Написали, завернули в рулон, положили в бутылку и закопали. Передали, так сказать, эстафету.
На ребёнка как наследника и продолжателя истории был взвален огромный груз ответственности. Не так-то просто «быть готовым», «быть достойным», да ещё и соревноваться с идеалом.
Войны нет, подвига не совершишь, а стать таким, как Ленин, практически нереально. Ведь каждый школьник знал, что Владимир Ильич:
никогда не лгал, только однажды разбил графин и долго мучился перед тем, как признаться;
обладал железной волей и бросил курить за один день;
был удивительно скромным человеком, отказался стричься в парикмахерской без очереди;
читал огромное количество книжек;
брал бревно только с тяжёлой стороны и т. д.
Поэтому есть риск серьёзнейшего разочарования и разного рода асоциального поведения. Как, например, в «Балладе о детстве» у Высоцкого:
«Не досталось им даже по пуле, —
В "ремеслухе" — живи да тужи:
Ни дерзнуть, ни рискнуть, — но рискнули
Из напильников делать ножи».
В результате, «ушли романтики из подворотен ворами».
Место для подвигов
Страна и её педагогика делали всё возможное, чтобы дети могли заполнить дефицит героического в своей жизни. Пионерские отряды бросали на экстремальные сельскохозяйственные работы так, как бросают солдат на фронт: не собирать, а спасать урожай.
Однако основная нагрузка легла на систему внешкольного воспитания в СССР, которая достигла небывалого размаха. У обычного городского школьника практически не было шансов разминуться с Дворцом пионеров. Туристические отряды, театральные студии, разные спортивные секции, пионерские флотилии, кружки моделирования…
При этом количество мест в этих кружках и секциях (полностью бесплатных) заведомо превосходило число детей. Это породило конкуренцию между педагогами, в результате естественного отбора оставались только те, кто был талантлив и действительно любим учениками. Плохие педагоги попросту не могли удержать нужное поголовье детей и вынуждены были уходить.
В период расцвета численность дворцов и домов пионеров приблизилась к четырём тысячам. Именно они стали санкционированным местом для подвигов.
Пионерлагеря создавались по такому же принципу. Тот же дом пионеров, только летний вариант. Ничего общего с традициями скаутов. Стандартом стал комплекс санаторного типа с функциональными зонами и группами помещений, хорошо приспособленными для всех видов самодеятельности. На вершине союзной иерархии пионерлагерей находился крымский «Артек». Ступенью ниже — «Орлёнок» (Краснодарский край), «Океан» (Приморский край), «Молодая гвардия» (Одесса) и «Зубрёнок» (Минская область).
В СССР для детей выстроили много всего — любого и разного. Грандиозные масштабы пионерской инфраструктуры могут привести к ошибочному выводу, что в ней-то всё и дело. Дайте в отрасль такое же финансирование, сразу увидим результат. Это не так. В основе было стремление советского школьника к подвигу, которое сформировали не деньгами и помещениями, а особого рода героической историей.
Это же и ответ на вопрос о том, нужно ли возрождать пионерское движение и возможно ли это. Пионеры — это только форма, дети в красных галстуках. А суть — это человек, который «живёт в истории», равняется на прошлые поколения и действует, думая о будущих.
Оценили 4 человека
5 кармы