Этническая психология

4 481

Этническая психология — междисциплинарная наука, в основе которой лежат этнография (этнология) и психология. Это "наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях". В нашей стране - это прикладная наука.

Цели этнической психологии

1. Выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности. 

2. Изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне. 

Задачи этнической психологии

исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия: особенности межэтнического восприятия, психологических механизмов межэтнической напряженности, явление этноцентризма и этнической интолерантности в межгрупповом взаимодействии, особенности этнических миграций, аккультураций…;

изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; особенностей трансформации этнической идентичности личности;

создание и апробация программ и методов социальнопсихологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности;

развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека.

Определения этнической психологии

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в т. ч. и языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т. е. самосознанием. Каждый из этносов имеет собственное имя - этноним. Содержание этноса не сводится к самоназванию.

Этноним – именно самоназвание. Имя, данное своей общности, может отличаться от имен, присвоенных данному этносу другими народами (экзоэтноним). Например, этнос, называемый себя «дойч», порусски именуется «немцы», по-сербски – «шваб» и т. д.

Топоним – название территории, где проживает тот или иной этнос. Но этноним не имеет, в отличие от топононима, географического характера. Этноним устойчив, передается из поколения в поколение и напрямую не связан с территорией первоначального расселения этнической общности.

Этническая общность – это, прежде всего, общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Не случайно попытки определить этнос через ряд признаков терпят неудачу, тем более что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих признаков неуклонно сокращается (что, правда, компенсируется привлечением новых элементов, связанных с профессиональным искусством и литературой, историческими знаниями). Поэтому с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Этническое самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Это относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. В итоге формирования этой системы человек осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности. Этническое самосознание – часть этнического сознания. Этническое сознание – общность мнений, оценок, представлений, установок, ценностей, в которых выражено отношение к этническим проблемам. Оно регулирует поведение членов группы через своих характеристики: этнические интересы, потребности, нормы, ценности и цели этнической группы (В. В. Волкова, 1992).

Проявления этнического самосознания

осознание особенностей этнической культуры;

осознание психологических особенностей своего этноса;

осознание собственных этнопсихологических особенностей;

осознание тождественности с этносом;

осознание себя в качестве субъекта этнической общности;

социально-нравственная самооценка этничности.

Цитаты из текста С. Трифоновой

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • об этнической физиологии статья будет?
  • Беда в том, что у русских нет своего национализма. И достойные, активные, самоотверженные люди, хоть на что-то способные кроме как ждать заботы государства уходят в украинизм. Чтобы хоть не на долго почувствовать себя не многонационалом дрожащим и вечно толерантным. а человеком. Даже не выучив нелепейшее укронаречие. А дружбонародие усыпляет русских в борьбе народов за своё место под солнцем. Только русские работали на благо всего союза. А другие народы каждый на себя. Азеры подчистили Нахичевань от армян. Укры украинизировали миллионы русских внедряя им в души любовь к украинскому и снисхождение, а потом и презрение к русскому. Прибалты просто ненавидели русских и русским туристам на их вопросы "как пройти.." указывали противоположное направление. Осетины с ингушами не прекращали вражды. Всех мирила халява русская и все копили ресурсы для будущей схватки за место под солнцем когда русские перестанут кормить.
  • Коммунисты придумали белорусов и окраинцев на территории древней Киевской Руси. Нарисовали им границы. Провели украинизацию издав специальный закон об украинизации в 1926г. Части русских внушили, что они белорусы и чем то лучше остальных русских. Наверное бы и Синеруссию придумали или ещё что-то , но не успели. Придумали же левые социалисты на западе 24 пола вместо двух как бог придумал. Часть киргизов назвали казахами и отдали им Южную Сибирь и Казачьи земли Яика. Провели коренизацию, то есть ловили в степи бездельников и сажали их первыми секретарями обкомов и райкомов. А для реальной работы всегда был русский второй секретарь. Грамотный. Чтобы мог писать бумажки хотя-бы. например списки казаков на расстрел. Кормили из бюджета. наполняемого русскими национальные окраины, построили рай в Грузии, размножили узбеков с таджиками до такой степени. что им уже воды даже пить не хватает в некоторых областях и они прут в Россию. При СССР в газетах читал призывы переселяться узбекам в русское нечерноземье, но они тогда не хотели. Их и на Родине бюджет хорошо кормил. В Югославии тоже выделили из части сербов мусульман и обозвали имх отдельным народом. Черногорских сербов тоже народом и дали им по республике. Началось вытеснение сербов. В Косово, где албанцы жили давно, но их не хватало, стали завозить беженцев из голодной коммунистической Албании. с 1944 по 1958 около 40 тыс завезли и они превысили число сербов. Сербским ветеранам войны не дали возвратиться в Косово и заставили забрать оттуда семьи. Из Сербии выделили зачем то автономию в Воеводине, где венгров было четверть. (сейчас 12%). В общем издевались над своими не хуже наших. Я сейчас не говорю об еврейских комиссарах. Их можно понять. Они глумились над чужим народом ставя эксперименты. А вот "рядовые коммунисты" русские по нации, что ими двигало и до сих пор движет??? Если есть этнопсихологи или просто люди, понимающие в групповой и массовой психологии, скажите пожалуйста!