В 1995 году у группы "АГАТА КРИСТИ" вышел пятый альбом - «Опиум», которому суждено было стать переломным. Именно после его выхода группа стала по-настоящему "модной" и массово известной. Успех был во многом связан с тем, что у музыкантов, наконец-то, появились спонсоры, не пожалевшие вложить серьёзные деньги в промоушен. Поэтому, когда продюсеры предложили начать раскрутку «Опиума» с песни «Сказочная Тайга» отказать братья Самойловы не могли, хотя и считали, что эта песня плохо отражает концепцию всего альбома...
Музыку к «Сказочной Тайге» сочинил третий автор АГАТЫ КРИСТИ — клавишник Александр Козлов (ныне покойный). Правда, оригинальный набросок звучал непривычно: по одним воспоминаниям он был похож на «гимн», по другим — на медленное «регги». К работе над будущей песней тут же подключились братья Самойловы.
Вадим Самойлов, «Жизнь в 10 песнях" rollingstone.ru, 7 Апреля 2016: «Сила Саши заключалась в том, что когда мы уже с Глебом дрались за конечный вариант, тут все наши творческие энергии сходились вместе. И поэтому многие Сашины мелодии становились хитами: все без предвзятости уделяли ему максимум творческой энергии».
Вадим Самойлов, «Комсомольская правда», 28.02.2015:
«Мы с братом в каком-то смысле по вкусам могли быть похожи. А Саша любил попсовую музыку, и когда приносил заготовки в обсуждения, они всегда отличались по форме — были такие танцевальные, дискотечные. И мы с братом их всегда переделывали. Вот «Сказочная тайга» была в стиле ACE of BASE, медленная».
Первым делом музыканты заметили, что начало мелодической линии припева до боли напоминает песню из советской кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» («Звенит январская вьюга, и ливни хлещут упруго...» — сл. Л. Дербенева, муз. А. Зацепина). Вместо того, чтобы это сходство как-то заретушировать, они пошли другим путем — наоборот, сделали на этом узнавании основной акцент (даже песню какое-то время музыканты так и называли «Иван Васильевич»).
В результате преобразилась и сама песня: ритм ускорился, а гитара зазвучала в стиле ВИА 1970-х годов.
Весьма постмодернистским получился и текст «Тайги». Первый куплет о косматом геологе вышел иронично-ностальгическим, начинающимся с одной цитаты (строчка из известного романса Л. Трефолева «Когда я на почте служил ямщиком…») и заканчивающимся другой («Значит нам туда дорога…» — из песни Л. Утесова «Брестская улица»). Однако во втором куплете своеобразная «поездка на БАМ» превращается в типично «агатовскую» страшилку с сатаной, собирающим души, и розовым снегом. Основной автор текста — Глеб Самойлов — сказал, что это вызвано тем, что первый куплет он писал под себя, а второй под брата Вадима — натуру более страстно-романтическую, которая сможет более убедительно выкрикнуть страшные слова «И тебя она получит!».
Говорят, что поначалу песню так и хотели назвать «Розовый снег», но решили не нагнетать мрака (тем более, что позже они ещё напишут про «розовый бинт»). Кстати, в моих хранилищах сохранилось забавное объяснение текста «Сказочной Тайги», взятое с какого-то старинного сайта. Кто автор текста утверждать не берусь, но по характерному юморку можно предположить, что это был Глеб Самойлов:
«…второй куплет построен на страшных особенностях национальной тайги (о диких зверях). «Розовый снег» — это снег, орошенный кровью растерзанных дикими зверями тунгусов. А поскольку тунгусы некрещеные, то их души по ночам собирает сатана (тоже герой этой песни). Так что тот, кто говорит, что тексты "АГАТЫ КРИСТИ" бессмысленны — дурак (тунгус — и ныне дикий). Текст посвящен Пушкину А.С., который воспел одного тунгуса («и ныне дикого»)».
До логического завершения ностальгическую линию довёл видеоклип, снятый Виктором Конисевичем и посвящённый памяти Леонида Гайдая. Для съёмок режиссёру удалось собрать почти всех актеров, исполнявших главные роли в «Иване Васильевиче» - Юрия Яковлева, Леонида Куравлёва, Наталью Крачковскую, Наталью Селезнёву, Александра Демьяненко (не забыли даже о чёрном коте).
Дмитрий Карасюк «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (АСТ, 2018): «Пары объявлений на радио о приглашении массовки для съёмок в клипе «Агаты Кристи» оказалось достаточно, чтобы морозным утром в назначенном месте собралась толпа фанаток. Девчонки так азартно стали выпрашивать автографы у подъехавших народных артистов, что те растаяли и безропотно выполняли все требования явно робевшего молодого режиссёра».
Кадры, где актёры пересматривают фильм со своим участием, были дополнены кадрами с репетиций АГАТЫ КРИСТИ перед первым сольным концертом в московском ГЦКЗ «Россия» (съёмки провёл Юрий Морозов в ноябре 1994 года). Не знаю, как кто, а я впервые увидел клип на «Сказочную Тайгу» ещё до выхода «Опиума» - в передаче «До 16 и старше». По душевности он мог сравниться разве что с клипом ДДТ на песню «Что такое осень».
Глеб Самойлов: «Хороший клип получился, грустный, ностальгический. Мы использовали кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», это было до всех «Старых песен о главном». Большая заслуга режиссера клипа, что смог собрать всех актеров, снимавшихся в фильме. Из Израиля звонила дочь Яковлева и рассказывала, что когда смотрели клип — все рыдали. Я же ответил, что нечего было уезжать…
...Единственный, кто отнесся к этому прохладно - Пуговкин. Он живет далеко, и переговоры с ним были затруднены. Он отказался, сказав, а зачем он будет рекламировать какую-то группу. Все остальные согласились. Как оказалось, актеры, снимавшиеся в этом фильме, давно друг друга не видели и вместе не собирались. И фильм они давно не видели...».
Впоследствии оказалось, что Глеб Рудольфович был слишком опрометчив в своих заявлениях. Михаил Пуговкин действительно жил далеко - в Ялте и, говорят, в то время не очень хорошо себя чувствовал. Но куда более неудобно получилось с дочерью Яковлева.
Дмитрий Карасюк «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (АСТ, 2018): «Назидательное внушение Глеба «презренной эмигрантке» звучит особенно весомо, если учесть тот факт, что известная актриса Алёна Юрьевна Яковлева никогда не уезжала в Израиль».
Ностальгический антураж, яркая мелодия и разнохарактерный текст (который можно воспринимать совершенно по-разному) превратили «Тайгу» в главный хит группы. В отличие от Шевчука, который долго отказывался играть на концертах свой хит «Что такое осень», в "АГАТЕ КРИСТИ" никто с «Тайгой» не «боролся», и её можно было услышать на любом концерте.
Г. Самойлов: «…мы сами считаем, что наша музыка достаточно тонкая, и в ней много сложных построений внутри. Другое дело, что она сделана доступным языком, поэтому люди воспринимают ее по-разному. Например, «Сказочную тайгу» мы сами воспринимаем как эстетскую шутку, а люди иного склада — иначе».
Казалось бы, всё с этой песней ясно. Однако, в 2004 году я неожиданно обнаружил удивительное сходство припева «Тайги» с новомодным хитом развесёлых молдаван из O-ZONE - «De ce plang chitarele». Нашлись умельцы, которые даже сделали "кроссовер" этих двух песен под названием «Молдаванская Тайга» (слушать).
К моему глубокому стыду, оказалось, что хит не такой уж "новомодный". К стыду, потому что это был кавер на песню 1969 года от молдавской группы НОРОК. Музыку к «Де че плынг китареле» (т.е. «О чём плачут гитары?») написал лидер НОРОКА - Михай Долган на стихи Ефима Кримермана. Песню эту я прекрасно знал ещё с советских времён - правда, в основном в русскоязычном варианте ВИА ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ («Почему в семнадцать лет парню ночью не до сна...»). В оправдание могу сказать лишь то, что в аранжировке O-ZONE песня стала больше похожа на «Тайгу» и «Январскую вьюгу..», чем в оригинале.
Оценил 21 человек
50 кармы