Скрытый смысл «Курочки Рябы»: жестокая сказка-катастрофа

19 2111

Продолжим цикл расследований русских народных сказок! И не спрашивайте: "что курили авторы, как такое возможно, пи*дец вообще!"  Просто читайте и наслаждайтесь!

Всем нам с детства знакома сказка о Курочке Рябе. Адаптированный вариант известной сказки знаком каждому ребенку: курочка снесла яичко, мышка бежала, хвостиком махнула, упало яичко и разбилось. Дед и бабка плачут, а курочка обещает снести новое.

Большинство родителей считает, что сказка выполняет обучающие задачи — развивает речь, пополняет словарный запас, формирует представление о добре и зле. Но эта история про курицу, мышь, яйцо и деда с бабкой имеет скрытый подтекст, а оригинал детской сказки заставит заикаться даже взрослого…

Вот как обстояли дела на самом деле. Курочка все так же снесла яичко, мышка хвостиком его разбила. Дед не смог сдержать чувств и расплакался. Бабка увидела эту душераздирающую картину, начала метаться по дому и случайно перевернула полено из печки. Огонь охватил всю избу, и бабка погибла при пожаре. Мимо проходила внучка, которая увидела, что дедушка плачет, а бабушка погибла при пожаре. Не сумев справиться с чувствами, девочка пошла в амбар и удавилась…
Но это не конец сказки, а лишь завязка. Мимо горящей избы, мимо повесившейся внучки, рыдающего деда и разбитого яйца проходила женщина, которая выпекала просвиры для церкви. Она спросила у деда, что случилось, и была так потрясена его ответом, что с горя разбросала и растоптала просвиры.

Следом за женщиной шел дьяк. Увидев растоптанные просвиры, рыдающего деда, обугленную избу и бедную внучку, он взобрался на высокую церковную колокольню и сбросился вниз.
Поп, пришедший в церковь на службу, увидел бедного дьяка, растоптанные просвиры, удавившуюся внучку, сгоревшую бабку, рыдающего деда и разбитое яйцо. Поп в исступлении начал рвать в клочки церковные книги, в порыве гнева ударился об косяк и умер. Вот такое дорогое вышло яичко…

Кстати, существует схожая украинская сказка — «Мирово горе». Там от разбитого яйца тоже произошли многочисленные беды: поросята завизжали, трепалка захлопала-застучала, сорока оборвала хвост, дуб обломал ветви, волы посбивали рога, море вздулось, попова служанка-наймичка разбила ведра, попадья тесто раскидала, поп волосы оборвал, дьячок и дьякон по слободе забегали, случайно устроили пожар и спалили всю деревню. Мораль, как и в «Курочке Рябе»: "Многие беды от простого яйца".

Казалось бы, как такой простой и незамысловатый сюжет детской сказки может вызвать столько эмоций у героев? Да и вообще, зачем деду с бабкой плакать над разбитым мышью яйцом, если они сами хотели его разбить?

Скорее всего, что здесь, как и во многих русских народных сказках, в метафорической форме передается что-то иносказательное. Многие думают, что разбитое яйцо больше нельзя употребить в пищу. Но когда курочка обещает снести новое, простое яйцо, надежда на сытую старость возвращается. Ведь после всех бед курочка обещает снести не золотое, а простое яйцо.

В древние времена яйцо воспринималось именно в качестве минерала, дарующего жизнь, а золото было связано со смертью: «Мёртвые уходят под землю, а золото вымывалось оттуда, обычно его находили в истоках ручьёв» – такое объяснение предлагает филолог и литературовед Софья Залмановна Агранович.

На Руси золотыми чаще всего были вещи, связанные со злом. Например, иголка, где была спрятана смерть Кощея, была золотой. Да и сам Кощей «над златом чах». И, кстати, греческий бог подземного царства, Аид, тоже владеет золотом.

Получается, что золотое яйцо символизировало близкую кончину человечества, лицом которого были старики в этой сказке. Дед и бабка пытались устранить этот артефакт, но их планы нарушила мышка, которая, к слову, в древности считалась странником сразу из двух миров. В древние времена люди внимательно наблюдали за природой. Наши предки отмечали, что мыши живут как под землёй в норах, так и поднимаются на поверхность. И тот факт, что именно мышка разбивает золотое яйцо, становится страшным предзнаменованием. А в конце курочка обещает снести простое яйцо, которое станет аллегорией новой жизни.

Исследователи уверены, что в этой сказке яйцо является сакральным символом, который встречается во многих древних религиях. Оно — центр зарождения богов, мира и жизни. Кроме того, яйцо является пасхальным символом, звеном возрождения: из неживого яйца рождается живое существо, которое сносит неживое яйцо, и так далее.

Некоторые усматривают в сказке даже христианскую мораль. Например, Александр Ужанков интерпретирует сказку, как аллегорию грехопадения, так как старикам, то есть прародителям, даруется Рай в виде золотого яичка, но из-за небрежного отношения, бесовская мышь разбивает его и лишает их Эдема и бессмертия.

Однако трактовать русские народные сказки через призму христианства — спорное занятие, ведь они, по сути, являются продуктом дохристианского мира.

Кстати, концовка с обещанием курочки снести простое яичко появилась гораздо позже — в авторских вариантах (К. Ушинского, А. Толстого). Вероятно, это связано с тем, что мир постоянно меняется, скрытые смыслы отходят на задний план, а заложенная в сказке мораль должна быть актуальной. Так и появился элемент надежды, который учит не опускать руки.

Пересказу «Курочки Рябы» Ушинского предшествовала его заинтересованность в концепции антропоцентризма. Он стал проводником идей секуляризации (постепенного снижения роли церкви в социальной жизни) и гуманизма в России XIX века. Именно поэтому большинство сказок в его пересказе теряли «детский» вид и преобразовывались.

А после Ушинского, в 1870 году, В. И. Даль опубликовал сборник с 15 народными сказками, адаптированными для детей. В их числе была и сказка о курочке Рябе, где не было ни внучки, ни просвирни, ни попа, а название сказки было другим — «Стариково великое горе». По сюжету обновленной версии после падения яйца тоже начинаются природные катаклизмы: все жители села плачут и рвут на себе волосы, соболезнуя старикам.

В современном мире сказке приписывают более актуальный смысл. Главные герои не поняли ценность золотого яйца и попытались от него избавиться. А когда осознали, то уже было поздно. Таким образом, история призывает ценить и беречь то, что имеешь...

Источнiкъ

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Обсудить
  • хоррор какой-то :tired_face:
  • Я думаю аффтору вряд ли хватит двух страниц, чтоб разъяснять философский смысл "Чёрного квадрата" Малевича. Уже в третий раз воровали из музея "Чёрный квадрат" Малевича, и в третий раз сторож Афанасий к утру восстанавливал шыдевр.
  • За чем лезть в то , о чём не имеешь ни малейшего понятия!? :joy:
  • Не так давно прочла совет авторам слишком выпендрежных текстов: "Не курите больше эту траву". И не будут у вас на уме убийства и покойники