В принятых (слава Богу, без участия РПЦ) на т.н. «Великом и Святом» Критском Соборе 2016 г. документах отчетливо присутствует и навязывается чуждая Православной Церкви идея константинопольского папизма:
В Окружном послании Константинопольский патриарх (далее КП) именуется «Его Божественное Всесвятейшество Вселенский Патриарх», в то время как остальные патриархи названы «Блаженнейшие Предстоятели Святейших Православных Церквей». Получается, что сан КП как «божественного и всесвятейшего» выше сана остальных «святейших» предстоятелей Поместных Церквей (далее ПЦ). В этом же послании указаны только 14 ПЦ, признанные КП, без Американской ПЦ, которой РПЦ в 1970 г. предоставила автокефалию. Получается, что решение КП важнее решения остальных ПЦ.
В Послании Православным людям предлагается учредить Святой и Великий Собор в качестве регулярно действующего Института – вместо соборности продвигается новый глобальный управленческий орган (транснациональный Синод) во главе Константинопольского патриарха, которому предлагается подчинить другие ПЦ.
В документе «Отношение ПЦ с остальным христианским миром» рекламируется экуменизм как важнейшая апостольская задача вопреки завету апостола Павла отвращаться еретиков после попытки их вразумления (Тит 3:10). В случае выхода ПЦ из экуменического диалога предписывается обращаться к КП, который будет определять консенсус.
В документе «Автономия и способ ее провозглашения» в нескольких местах всем ПЦ предписывается уведомлять КП и обращаться к нему как судье первой инстанции.
В документе «Православная диаспора» председательство на епископских собраниях предоставляется исключительно представителю КП вне зависимости от старшинства епископов или размеров диаспоры.
Титул «вселенский» (в греческом оригинале «экуменический») у архиепископа Константинополя появился только после IV Вселенского Собора в силу политических изменений в Римской империи и означал юрисдикцию патриарха на всю ойкумену – православную Византийскую империю. После падения Константинополя в 1453 году этот титул на оккупированной турками территории потерял первоначальный смысл. Его использование если и уместно, то только для патриарха нового православного царства – Святой Руси.
Совершенно недопустимо трактовать исторический титул КП как вселенскую юрисдикцию или особые полномочия над другими ПЦ. Для русского перевода титула КП лучше оставить как в греческом оригинале – экуменический патриарх. Такое наименование более соответствует деятельности КП, направленной на сближение с католиками и иудеями.
Православные патриархи во второй половине первого тысячелетия нередко молчали, когда Римский папа свой авторитет чести стал трактовать как первенство власти. Со временем это привело к Великому расколу в 1054 году – отпадению католицизма от Православия. Если мы будем молчать и соглашаться на папские притязания одного из патриархов – Константинопольского, который подпал под влияние определенных политических сил сто лет назад при Мелетие Метаксакисе, то в результате Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь может оказаться под чуждым влиянием и лишиться единства (раскол), соборности (папизм) и чистоты Апостольского вероучения.
Оценили 4 человека
8 кармы