Обещанного три года ждут, а я почти уложился в год.
Продолжаю про инцесты, в этот раз будем рассматривать его с точки зрения обычаев. А потом попрошу вас выбрать наилучший девиз для статьи.
Монета с изображением Птолемея II Филадельфа и его сестры-жены Арсинои II.
Вместо предисловия.
Изначально я начал изучать вопрос инцестуозных отношений только между прямыми родственниками, т.е. родитель-ребёнок, брат-сестра. Это быстро привело меня не в то, чтобы тупик, но в некую раздробленность и отсутствие четких связей в обычаях и причинах. Пришлось обратить внимание ещё и на браки между родственниками, отстоящими друг от друга на одну ступень - брат/сестра родителя и ребенок или двоюродные брат и сестра. Это было правильное решение, так как во времена складывания обычаев нуклеарной семьи ещё не существовало.
Как я отметил в статье Инцест. Мифы, сказания, есть пласт сказок про инцест, который сильно выделяется по территориальному признаку. В статье Инцест. Историческая действительность были показаны данные по родственным бракам (случайным и целенаправленным) на основании полногеномного анализа. Теперь настала очередь изучить обычаи разных народов. А после этого можно будет уже и сделать какие-то выводы.
Для начала давайте разделим практику близкородственных браков на случайную, вынужденную и традиционную.
Случайными будут те браки, которые происходят по незнанию родственных связей. Здесь нам может быть интересно, что у большинства народов, есть традиции по уменьшению таких случайностей. В качестве подобного механизма выступает, например, левират - когда вдова обязана вторично выйти замуж за ближайшего родственника мужа. Это дает возможность оставить существующих и новых детей этой женщины при семье, а значит уменьшает вероятность их случайного кровосмешения в дальнейшем.
Вынужденный брак между родственниками может происходить в условиях изоляции популяции, когда подобный брак не одобряется традицией. У некоторых народов такой брак может быть "оправдан" каким-нибудь незамысловатым обрядом.
В Тибете можно сделать специальное паломничество, чтобы очистить пару, вошедшую в кровосмесительные отношения, от греха.
Традиционный брак между родственниками совершается в силу обычая. Так, к примеру, у некоторых народов до сих пор девушке нельзя выйти замуж за мужчину, если она не получает согласия от мужчин своего клана, так как они имеют первоочередное право на брак с ней.
Технически, случайные и вынужденные браки между родственниками будут происходить чаще в популяциях, которые живут в условиях больших дистанций друг от друга. В статье Этнос. Генетика. Язык я упомянул, что в целом для человечества характерно "15 % генетической изменчивости соответствует различиям между всеми популяциями мира, а примерно 85 % — приходится на различия между организмами". А, к примеру, для финно-угорских племён характерно смещение в сторону различий между популяциями. Это означает, что из-за расстояний между популяциями идёт большее перемешивание генов внутри нее, чем с соседями, а значит и число случайных кровосмешений (пусть и дальних), будет больше. Аналогичная ситуация наблюдалась в древности с населением Великой степи, как показало исследование в Инцест. Историческая действительность.
Что ж. Настало время для рассказа о традициях близкородственных браков. Некоторые из них на слуху, другие же могут оказаться сюрпризом.
Инки
"...следует знать, что короли инки, начиная от первого из них, считали своим законом и обычаем, строго соблюдавшимся, что наследник королевства должен был жениться на своей старшей сестре, законнорожденной по отцу и матери, и именно она является его законной женой; они называют ее койа, что означает то же, что королева или императрица. Перворожденный [сын] этих двух брата в сестры являлся законным наследником королевства. Они соблюдали этот закон и обычай, начиная от первого инки Манко Капака и его жены Мама Окльо Вако, которые ... сразу заявили, что они были братом и сестрой, детьми Солнца и Луны ... Они также говорили, что принцы женились на своих сестрах, чтобы королевство принадлежало бы им как по [линии] отца, так и матери; ибо если бы было иначе, утверждали они, то в унаследовании [престола] принц не имел бы на него права по своей материнской линии." Инка Гарсиласо де ла Вега, История государства инков.
Не все передачи власти происходили именно так, но Гарсиласо де ла Вега описывает и правила для исключений, которые тут нам не особо интересны. В общем, наблюдается как минимум 8 случаев браков между правителем и родными или сводными сёстрами.
Стоит учесть, что этот обычай не касался рядовых граждан страны.
Инки являются не только одним из самых известных примеров - они в этой части света единственные такие. Хотя, одна из доинкских цивилизаций тоже имела подобный обычай.
Предлагаю двинуться вслед за движением Солнца в сторону Тихого океана и оказаться, к примеру, на Гавайских островах.
Гавайи
Среди правителей Гавайских островов было принято жениться на своих родственниках. Обычно это происходило так, что родственники тоже были вождями каких-нибудь земель. Со времен открытия островов и до наших дней исследователи насчитали более 25 случаев браков между родными или сводными братьями и сестрами вождей.
Островное население отличалось особым отношением к рангам внутри себя. Для начала их общество разбилось на вождей и общинников. В результате дальнейшего расхождения, в среде вождей началось ранжирование по генеалогии. Так со временем в касте правителей стали выделяться те, кто был рожден в браке между кровными братом и сестрой (они имели самое чистое "происхождение" с точки зрения ранга) - такие могли занимать должность верховного вождя всего острова. Чуть ниже таких были дети от брака отца и дочери, племянника и тети или племянницы и дяди. И так далее.
Что интересно, простым общинникам инцест был табу под страхом смертной казни. (Наверно, чтобы среди них не появилось желающих власти.) При этом, по сути, инцест вождей тоже был табуирован, так как они могли вступать в брак только со своими сиблингами. Таким образом, "неприкасаемыми" становились как простолюдины, так и вожди. Вот только последствия были разными - одного должны были убить, а второго должны избегать, чтобы не быть убитым.
Эти наши "интернеты" говорят, что именно за счет кровосмесительных браков вождями достигался высокий уровень "маны".
Так. Дальше по движению у нас оказываются Японские острова.
Япония
Первым зафиксированным японским правителем, женившемся на своей родственнице, стал император Нинтоку. Первой его женой стала правнучка императора Кэйко, которому он доводился вроде праправнуком. Второй женой стала его сводная сестра по отцу. Случилось это предположительно в конце 4 века н.э. После этого ещё как минимум 8 членов императорского рода женились на своих родных или сводных сестрах разной степени родства.
Согласно феодальной традиции, отец мог жениться на своей дочери, если её мать умирает. Инцест рассматривался в сельской местности как достойное поведение во многих традиционных семьях. Если мужчина не был способен выполнять свою роль главы семейства, сын занимал его место и мог начать заниматься сексом с своей сестрой для того, чтобы "показать, кто в доме хозяин".
Суровень Д.А. считает, что изначальное фиджийское общество занималось беспорядочными половыми связями, еще не зная никаких запретов (примерно 1500 лет до н.э.), позже приняло табу на связи между поколениями. Эти правила возникли ещё в догосударственный период в виде табу на совершение "небесных и земных прегрешений":
"И означили прегрешенья земные премногие: . надругательство над собственной матерью, надругательство над дитятей собственным, надругательство над матерью и её же дитятей; над дитятей и матерью его же, грех соития с животными ("с домашним скотом и птицей")..." Норито, Великое изгнание (грехов) в последний день месяца минадзуки.
При этом табуирования связи между сиблингами не возникло.
Лично моё мнение, что традиция инцеста в Японии сложилась из существовавшего "отсталого" общества (дородовые беспорядочные половые отношения), щедро сдобренного традициями, принесенными переселенцами из соседнего Китая ближе к началу нашей эры.
Китай
"В Ку-фэн сянь, в районе Чучжоу [Цзянсу]
Это деревня под названием Чу Чэнь [названия двух кланов] ...
Там всего два клана
Которые вступали в брак на протяжении многих поколений."
Китайское стихотворение Бо Цзюйи (772–846 гг. н.э.)
Выделение крупных землевладельцев, происходившее по многим причинам на протяжении длительного времени, привели к появлению кланов. Кланы для наращивания влияния не копили земли, а отдавали своим сыновьям, как повелось по китайской традиции. При этом семьи победнее не были способны делить свою землю между отпрысками, так как в таком случае её не хватало бы для жизни. Крупные мощные кланы делились на более мелкие, связанные между собой кровными узами брака.
Фамилия в Китае передавалась по линии отца, и люди с одной фамилией не могли вступать в брак. Зато девушки и юноши могли вступать в брак с представителями семьи матери. Таким образом, чтобы не терять земли, браки могли заключаться внутри клана, но между разными семьями, с их точки зрения.
Что интересно, хотя женщина и была приложением к своему супругу, роль её была очень велика. В семейной сфере женщины пользовались огромным влиянием как жёны, а как матери обладали еще большей властью. После заключения брака за женщиной оставалась её фамилия. Но кроме фамилии у нее оставались родственные связи с её родной семьей, которые играли большую роль в обеспечении политических союзов. Женщина в браке могла получить наследство от отца, а вот безбрачная обычно не получала ничего.
Хотя все женщины должны слушаться мужчин своей семьи, в действительности в китайских домашних хозяйствах они командовали своими сыновьями, обязанными уважать своих матерей и повиноваться им. В итоге, не смотря на законы, вдовствующие женщины могли распределять наследство мужа среди своих детей с указанием условий передачи имущества в их распоряжение, и местный "нотариат" смотрел на такое нарушение законов и обрядов без возмущения. Такое положение дел иногда приводило к тому, что Китаем управляли вдовствующие императрицы, а не их сыновья.
В некоторые периоды истории Китая все браки между двоюродными братьями и сестрами были законодательно запрещены, о чем свидетельствуют своды законов, датируемые династией Мин (1368–1644). Однако правоприменение оказалось трудным, и последующая династия Цин восстановила прежние законы. В эпоху династии Цин (1636–1912) брак между двоюродными братьями и сестрами был обычным явлением и преобладал после эпохи, особенно в сельских районах. К началу-середине 20-го века антропологи описали брак между двоюродными братьями и сестрами в Китае как "все еще допустимый ... но... в целом устарели" или как "разрешено, но не поощряется".
Резюмирую. Женщины играют большую роль в обществе, имеют влияние на раздел имущества. Сам по себе раздел имущества и вывод за пределы не выгоден ни для клана, ни для семьи, что провоцирует близкородственные браки.
Двинемся дальше вдоль движения Солнца, и окажемся в Индостане.
Индия
"Если девочка девственница в десять лет, значит, у нее нет ни братьев, ни кузенов, ни отца". Индийская пословица
Как говорят некоторые исследователи, индийский субконтинент представляет собой настоящие Галапагосские острова психоисторических вариаций кровосмесительного поведения, демонстрируя примеры, которые относятся к самым разным эволюционным уровням и могут пригодиться при сравнительно-историческом исследовании других обществ. В некоторых эндогамных индийских группах, таких как байга, практикуются настоящие браки мужчин с дочерьми, женщин с сыновьями, братьев с сестрами и даже бабушек или дедушек с внуками.
Практика брака со сводными сёстрами встречается у правителей государств Индостана.
Так как в Индии дикая смесь различных культур, то разобраться в истоках возникновения не представляется возможным без детального исследования, а мне оно шибко и не требуется. Причины такого моего отношения увидите чуть позже.
Двинемся дальше.
Иран
"Мужчины-маги сожительствуют со своими матерями. Они также могут вступать в связь с дочерьми и сестрами". Ксанф (Лидийский), V век до н.э.
Первым правителем в Иране, про кровосмесительный брак которого нам известно, это Камбис, сын Кира Великого. Его жёнами были в том числе Атосса (дочь Кира) и Роксана (тоже дочь Кира). Тут любопытно, что Атосса позже станет супругой для следующих правителей - Гаумата и Дария I, и матерью для очередного правителя - Ксеркса Великого.
В общем, такой обычай существовал в зороастризме в целом как минимум с VI века до н.э. и до X века н.э., после чего сохранились в традиции браки лишь между двоюродными братьями и сёстрами. Сам зороастризм появился примерно в начале I тысячелетия до н.э., то есть примерно во времена появления иранских племён на территории современного Ирана.
Следующий регион на очереди.
Плодородный полумесяц
Самым известным государством на этой территории с явными кровосмесительными браками среди правителей является Древний Египет. Думаю, что Тутанхамон, как ребенок инцестуозного брака Аменхотепа IV и некой KV35YL известен всем. Впрочем, и сам он был женат на сводной сестре.
История подобного обычая среди правителей на этой территории известна с начала III тысячелетия до н.э. - четвёртый фараон I династии Раннего царства Уаджи (известный также как Джет, Зет, Уджат) был женат на своей сестре Мернейт, которая иногда считается первой правящей царицей в мире. После этого было множество фараонов с подобными браками, о которых нам известно - Снофру, Джедефра, Сети II и многие другие общим числом за 30. А сколько нам неизвестно?
Фараон и его супруга принимают царство от богов. При этом соответствующие им боги являются супругами, а также братом и сестрой. Сам фараон рассматривался как "дитя" Исиды - богини женственности и материнства. Её имя означает "трон", которым она и наделяет фараона. Фараон получает власть над территорией за счет брака на своей супруге, которая обычно являлась и верховной жрицей. В истории Египта часто случалось, что фараон, сам не имевший законного права на престол, предъявлял на него претензии благодаря правам своей супруги на трон, то есть узаконивал своё воцарение путём такого брака.
У простых древних египтян близкородственные браки не прослеживаются в качестве обычая.
В угаритской культуре можно обнаружить мифы про кровосмесительный брак богов Анат и Баал.
Исследователями упоминается, что брак между двоюродными братьями и сестрами был разрешен по всему Ближнему Востоку на протяжении всей наблюдаемой истории после неолитической революции. В настоящее время эта традиция активно разнеслась арабами по громадной территории, так как это разрешено, да и поощряется в исламе.
Однако обычай этот существовал ещё в доисламском Хиджазе. Можно вспомнить, что и пророк Мухаммед был женат на своей двоюродной сестре. А можно и про то, что ветхозаветный Авраам отправил слугу к своему брату, чтобы тот нашел жену для его сына Исаака. В конце концов Исаак женился на троюродной сестре Ревекке. То есть подобная практика была распространена ещё во II тысячелетии до н.э.
У хеттов в законах был запрет на инцест. Хотя и не полный запрет, так как некоторые отношения с двоюродными были возможны при определенных условиях. Как говорят, у хеттов было прецедентное право, а значит, практика кровосмесительных браков скорее всего существовала.
Ну и напомню данные из предыдущей статьи этой серии:
Длина ROH, говорящая о родстве первой степени (545 сМ), найдена только у одного индивида из популяции Леванта медного века (6 тысячелетий назад) - это означает, что его родители были либо парой родитель-потомок или полнокровными братом и сестрой. (Захоронение этой особи не выделялось из других.)
Перейдём к следующему региону.
Греция и Рим
В Древней Греции браки между двоюродными братьями и сёстрами были достаточно распространены среди населения. У них же были разрешены браки между дядей и племянницей. В качестве примера такого брака можно привести царя Спарты Леонида I, который был женат на своей сводной племяннице.
Эллинизация Египта привела к распространению кровосмесительных браков там и среди простого населения, а не только правителей. Среди египетских царей этого периода можно упомянуть тут Птолемеев IV, VI-XIV, Клеопатру II, а также IV и V.
В Древнем Риме обычай брака между родственниками также имелся, хотя и не был распространен так, как в соседней Греции. Утверждается, что в городской местности этот обычай имел большее распространение, чем в сельской. И хотя браки между двоюродными братьями и сёстрами регулярно запрещались, на практике это сильно не отражалось вплоть до христианизации. В качестве известного примера можно привести Марка Аврелия, который был женат на двоюродной сестре.
Упомяну ещё один случай, когда по генетическому анализу обнаружили инцест первой степени (т.е. зачали родитель и ребенок, либо сиблинги) в захоронении в Ньюгрейндже (Ирландия), которое относится к неолитическим фермерам.
Более современную Европу рассматривать не буду - там причины вполне просты и не относятся к обычаям всего народа.
Давайте закончим на этом. В принципе, есть ещё пара народов в Африке, и немного примеров среди индейцев Северной Америки, но там их я упустил, не посчитав важными на этапе изучения.
Карты мира
Предлагаю вам представить карту мира. Я буду тут рассказывать, а вы на карте отмечайте эти регионы. После рассказа я покажу вам карту про другое, и мы их сравним.
Изначально я брал во внимание только инцесты первой степени. Картинка получилась такая - Инки, Древний Египет, Левант, зороастрийский Иран. Их всех связывает только близость к родине семитов, кроме инков. Но при этом в случае Египта и инков инцесты распространены только у правителей, которые являются представителями богов - то есть опираются на мифологию, вроде как. Это меня поставило в тупик.
Позже я расширил вопрос изучения до инцеста второй степени - то есть дяди/тёти с племянницами/племянниками или двоюродные братья и сёстры. И тут как попёрло...
У инков и в Египте всё осталось без изменений - браки только у правителей. Передняя Азия покрыта обычаем вся, добавились северная часть средиземноморского побережья Европы, Индия, Китай, Корея, Япония, Гаити (тут классовый обычай). (А если добавить еще и неизученные мной случаи для индейцев и Африки...) Представили карту? Сравним.
А теперь карты про обещанное другое (тут разные версии про одно и тоже событие):
По моему предположению, это должно выглядеть достаточно схоже с тем, что вы представили умозрительно.
На картах отражены центры зарождения и пути распространения сельского хозяйства. Похоже, надо было поизучать древние культуры на территории Центральной Америки.
Теперь я готов рассказать вам предположение о возникновении инцестуозного обычая в браках.
Предположение
Начну издалека. Считается, что Богиня-Мать возникла скорее раньше, чем Бог-Отец (я сейчас не про христианского). Недаром же статуэтки Венеры находят со времен палеолита, а вот статуэток Деус-Патер не обнаруживается в тот период. Богиня-Мать отвечала за плодородие в широком смысле, то есть за все дары природы, а не только за урожайность в сельском хозяйстве.
Это не про бодипозитив, если что, а про гипертрофированные символы женского плодородия.
Вам какая больше нравится?
Раз Богиня-Мать отвечает за плодородие, то она отвечает и за землю.
И вот, с развитием первобытного общества появляются жрицы этого культа. В частном случае, таковой является каждая женщина племени. На этот момент институт брака скорее ещё не выдуман, а значит не существовало не только понятия инцеста, но и родства, возможно. Так считают некоторые исследователи. Однако даже в некоторых наблюдавшихся условно современных первобытных обществах было понятие, что нельзя брать в супруги человека своего племени (а в некоторых случаях австралийских племён, где "летопись" предков записывалась тотемными татуировками, так и вовсе было табу на брак с набитыми на тело племенами). В принципе, это не столь важно.
Можно было бы сказать, что в те времена был матриархат, как считали первые исследователи такой древности, но мы - люди образованные, поэтому знаем, что никакого матриархата не было.
Возможно, что в некоторых обществах со временем стало принято считать родство по матери (сейчас мы можем наблюдать это по обычаю матрилинейности). А возможно, что так было и у всех.
Одна из ранних надписей шумерского правителя Урукагины, датированная 2350 г до н.э. гласит: "В прошлые времена женщины имели у нас обычай брать себе многих мужей; женщина, которая отважится сделать то же сегодня, побивается камнями". Именно это могло быть причиной, что родство проще считать по женской линии.
Как считает Петрова О.П., древняпонские термины родства, сохранившиеся в «Кодзики» (712 г.), «Нихон-сёки» (720 г.), «Манъёсю» (VIII в.), дают достаточные основания для восстановления уже отмерших форм группового брака и основанной на материнском счёте родства кровнородственной семьи у древних японцев.
И вот, женщины выдумывают концепцию сельского хозяйства. Точнее, скорее всего именно они пришли к окультуриванию растений и животных. Так как женщины при этом ещё являются и наземными воплощениями Богини-Матери, то всё это добро, отныне именуемое имуществом, принадлежит им.
Мужчины брали жён в супруги, при этом возможно, что приходилось платить выкуп, ведь женщины были и владельцами имущества и хорошими работницами. Имущество жён не принадлежало мужчинам напрямую, но они получили право управлять им. Естественно, что имущество в случае смерти кому-то передавалось, но тут я не готов дать оценку, кто именно изначально претендовал на наследство.
Со временем (а может и одновременно) мужики осознали, что их обделяют, и начали брать имущество силой - у соседей. Так заодно убрали потребность в промежуточном звене - женщине-супруге, как необходимости иметь право на распоряжение имуществом. Так они точно обрели право на передачу имущества сыновьям. Дальше-больше.
В сельскохозяйственных населениях идёт взрывной рост населения, который приводит к исчезновению свободных от собственности земель. При этом идёт нарастание роли мужчины, которое закончится в итоге патриархатом - ведь имущество требуется активно охранять от соседей, а самим так же активно прибирать к рукам чужое имущество.
Одновременно развивается институт семьи, сначала в виде рода. Предками рода становятся боги - так принято. А значит некая пара из женщины и мужчины объявляются наместниками этих богов или же их воплощениями. А у первых богов инцест - это способ зарождения. На этом этапе пути немного расходятся.
Если не появляется частного права на землю, то она остается принадлежать богам, а значит той самой паре - точнее принадлежит женщине, а управляет мужчина. И вот в итоге мы получаем копию Древнего Египта и государства Инков - правители вынуждены заниматься инцестом, чтобы не потерять право на землю и управление государством.
В начале существования Древнехеттского царства там был матрилинейный принцип наследования власти. У протохеттов Малой Азии, по данным торговых документов из Каниша, рядом с правителем — рубаум — всегда стояла почти не уступавшая ему по культовому и политическому значению правительница — рабатум, отождествляющаяся с шумеро-аккадской жрицей — энтум, участницей обряда «священного брака». Поэтому, по-видимому, было важнее, чтобы царём был не столько сын правителя, сколько сын дочери правителя.
Несмотря на развитие патриархата, роль женщины в обществах могла оставаться довольно высокой. (Вспоминаем вышеописанные обычаи Китая по части участия женщины в жизни общества.)
Хеттская царица (её обычно называют титулом "таваннанна") играла важную роль в политической, экономической и религиозной жизни страны. Именно через брак с царицей можно было стать правителем (так иногда сменялось несколько правителей через союз с одной тавананной).
Если появляется частное право на землю, то история немного длиннее. Так как при браке имущество вместе с женщиной выходит из рода/семьи, значит женщина должна бы остаться внутри рода, чтобы не ослаблять его.
И тут мужчины придумали законы. Для начала, они ограничили женщин в праве выходить замуж за кого попало. Это явно происходило постепенно, так как у нас остались свидетельства:
Чтобы сохранить имущество отца в семье, эпиклерос (наследница человека, у которого нет сыновей) должна была выйти замуж за ближайшего родственника отца мужского пола. Даже если женщина уже состояла в браке, факты свидетельствуют о том, что она должна была развестись со своим супругом, чтобы выйти замуж за этого родственника. Практика возникла не позднее VI века до н.э. Главный принцип эпиклерата заключался в том, что ни один мужчина не мог стать опекуном собственности, не став также мужем эпиклерос.
Как упоминал ранее, в японской традиции, отец мог жениться на своей дочери, если её мать умирает. За этим обычаем явно стоит имущество.
Позже законы могли развиться уже в почти полную аналогию с современным арабским обычаем - что приоритетный муж для женщины находится внутри семьи. Это позволило имуществу не распыляться куда попало. Заодно мужчины получили власть над женщиной.
Ещё позже у женщин просто отобрали право на владение имуществом, да и саму её сделали "имуществом" мужчины. При этом, права владения имуществом стали новыми, а вот брак с женщиной одной крови остался традицией.
Впрочем, даже в этих традициях мы можем увидеть яркое наследие прошлого - это приданное, которое остаётся за женщиной даже в случае развода, и может передаваться дочери.
Таким образом, мы получаем три варианта.
Первый. Общество не приемлет инцест, который является прерогативой правителей. Это от того, что земля принадлежит богам, правители являются их воплощением, женщина является владелицей земли и трона. Передача власти на землю проходит через женщину-правительницу (верховную жрицу).
Второй. Общество получает частную собственность на землю, изначально женскую. Мужчины постепенно получают над имуществом власть - через инцест не дают уйти земле к другим семьям. Потом мужчины получают полную власть как над имуществом, так и над женщинами, а инцест остается обычаем. (Заодно в этих обществах часто развивается кровосмесительная педофилия как обычай.)
Третий. Общество не имеет толком собственности на землю, так как её много. Инцест осуждается, но может возникнуть как результат эндогамии класса "аристократии".
Источники:
Латушко Ю.В. Эволюция сложного общества на Гавайях (в доевропейский период).
Льюис Марк Эдвард. Обычаи и человеческая природа в раннем Китае.
Сидоров П.И. Происхождение инцеста, сексуального насилия и проституции в Древнем мире: мифология и свидетельства историков.
Суровень Д.А. Эволюция родства и брака в древней Японии.
Суровягин С.П. Религия древних семитов: Сирия, Финикия, Палестина.
DeMause, Lloyd (1991): The Universality of Incest.
List of coupled siblings - Wikipedia
Какие-то ещё источники, ссылки на которые утеряны.
Оценили 13 человек
29 кармы