Как можно понять из заголовка, речь пойдет о тех, кто остается за кадром - о военных корреспондентах.
Их главное оружие - карандаш и объектив.
Именно с помощью этих нехитрых инструментов они донесли до нас события тех времен так, что их можно прочувствовать, а не просто просмотреть набор сухих данных из донесений. Именно их фотографии стали молчаливыми свидетельствами подвига всего народа, не делая разницы между русскими, татарами, евреями, бурятами... или неграми ...
И пусть даже некоторые фотографии являются постановочными...
... но многие другие показывают будничные дни
Они ведут свою работу как в тылу...
... так и на острие атаки...
... или даже за линией фронта.
Они сделали снимки, которые станут известны всему миру...
... или "широко известны в узких кругах"
У этого замечательного фото не менее замечательная история:
Во время обороны Мурманска из пригородных лесов вышел олень. Этот олень, не обращая внимание на выстрелы, огонь и жесточайшие бомбёжки захотел жить с людьми. Солдаты не растерялись: хочет? - да пожалуйста! Прикормили его, построили навес и дали кличку - Яша. Всякий раз, когда звучала тревога, он бежал к солдатам. Его больше ничто не пугало, кроме одного: он не хотел быть один. Во время одной бомбёжки, которую отражали британские Харрикейны Mk II и был снят этот олень.
В 1944 году, когда мурманские сражения были закончены, солдаты не знали, что с ним делать. В итоге Яшку погрузили в грузовик и отвезли подальше в тундру, чтобы он встретил других оленей. Но Яшка никак не мог понять, что происходит. Он бежал за грузовиком сколько мог...
Итак, военные фотокорреспонденты, работавшие на Северном фронте. Вряд ли я смогу перечислить всех, но расскажу о тех, кого смог найти.
Роберт Диамент
Роберт (Иосиф-Рафаил Львович) Диамент (1907, Киев — 1987) — советский фотограф-документалист.
Первый снимок опубликовал в июле 1927 года в газете «Киевский пролетарий». В этом же году стал ее внештатным, а через год – штатным фотокорреспондентом. В мае 1931 г. стал фотокором Всесоюзного фотоиздательства «Юнион-Фото», а в конце года поступил на штатную должность фотокорреспондента газеты «Молодой пролетарий». В 1934 г. перешел в штат редакции «Висти ЦИК УССР».
В 1940 г. появилась первая публикация в американском журнале «The American annual of Photography». В этот период снимал эпохальные стройки (Турксиб, канал Москва-Волга), становление колхозов, развитие театра, подготовку перелета М.М. Громова и др.
С июня 1942 г. Р.Л. Диамент – фотокорреспондент, начальник фотобюро Политуправления Северного флота.
Вылетал с летчиками-торпедоносцами, выходил с подводниками на торпедирование кораблей противника, на эсминцах обеспечивать безопасность союзных конвоев.
Летом 1944 г., в качестве фотокорреспондента, совершил поход в Англию в составе отряда, выполнявшего специальное правительственное задание,
... а в октябре принимал участие в десанте и боях в Петсамо-Киркенесской операции.
Выполнял свою опасную работу храбро и самоотверженно. Например, был контужен при съемке залпа главного калибра крейсера, на котором он находился: так как палец находился на спуске камеры, Диамент не закрыл ухо. В результате контузии почти оглох на левое ухо — вот такой была цена одного из кадров фотокорреспондента.
После демобилизации работал по договорам на ВСХВ, выполнял задания Антифашистского Комитета Советских женщин, редакции журнала «Клуб и художественная самодеятельность», журналов «Профтехобразование» и «Производственное обучение», его фотоснимки публиковались в журналах: «Огонёк», «Советский Союз», «Советское фото», «Здоровье», «Работница», «За рулём» и др., на страницах фотоальбомов, экспонировались в военных музеях Москвы, Киева, Ленинграда, Мурманска, Полярного, Североморска, Ваенги и др.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Сергей Струнников
Сергей Струнников (1907-1944) - фронтовой фотокорреспондент.
Будучи студентом, в 1929 году самостоятельно снял документальный фильм о работе геолого-разведочной партии «Разведка горючего». Весной 1930 года закончил курс техникума и приступил к работе на студии «Межрабпомфильм» в группе известного режиссера В. Пудовкина. Тогда же начал публиковать снимки в центральной печати.
Добровольно вступил в ряды Красной Армии и год проработал в армейской газете. С 1932 года — фотокорреспондент газеты «Правда».
В 1933 году участвовал в составе полярной экспедиции на ледоколе «Красин» в качестве фотокорреспондента «Главсевморпути». Вел репортажи со строек пятилетки в Сред-ней Азии и Закавказье.
С 1941 года — военный фотокорреспондент «Правды». Всемирную известность получил его снимок «Зоя» (Зоя Космодемьянская ), сделанный под Москвой в январе 1942 года. Снимал под Одессой, Тулой, в блокадном Ленинграде, на Харьковском направлении, в Сталинграде. Многие из них вошли в «золотой фонд» советской военной фотографии, стали хрестоматийными и неоднократно воспроизводились в различных изданиях без указания имени автора.
Погиб в июне 1944 года во время налета вражеской авиации на аэродром под Полтавой.
Евгений Халдей
Евгений Ананьевич Халдей (23 марта 1917 — 6 октября 1997) — советский фотограф, военный фотокорреспондент.
В 1928 году, в возрасте всего 12 лет, Евгений Халдей смастерил свою первую фотокамеру: объективом послужила линза из бабушкиных очков, а корпусом – обычная картонная коробка. С помощью этого устройства он сделал свой первый снимок, который запечатлел городскую церковь.
С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии.
На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Ананьевича. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Участник съемок Потсдамской конференции, Парижской конференции и Нюрнбергского процесса.
В 1948 году уволен из ТАСС по обвинению в недостаточном образовательном уровне и недостаточной политической грамотности. После смерти Сталина вновь получил доступ на газетные страницы. После войны создал галерею образов фронтовиков в мирном труде.
Самая известная его фотография
Предыдущие статьи цикла Оборона Заполярья:
Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск.
Оборона Заполярья. "Сафонов в воздухе!"
Оборона Заполярья. ТКА-12 и его командиры - Герои Советского Союза.
Оборона Заполярья. Лунин атакует "Тирпиц".
Оборона Заполярья. Орлы Сафонова.
Оборона Заполярья. Тем временем в тылу. Фото.
Оборона Заполярья. Подвиг юнги.
Оценили 15 человек
20 кармы