• РЕГИСТРАЦИЯ
paulus
17 февраля 08:42 4179 187 114.94

Всемирный потоп. Сказания двух Америк, Африки и оставшейся части Евразии.

В предыдущих статьях Вы могли увидеть сказания о Всемирном потопе, начиная от восточного побережья Средиземного моря до затерянных в Тихом океане островов. Теперь настало время поговорить об оставшейся части земного шара.


Всемирный потоп. Сказания американских континентов.

На полуострове Аляска обитают племена индейцев атапасков, охотников и рыболовов. У атапасков, так же как и у многих народов нашего Северо-Востока (чукчей, эскимосов, ительменов, коряков и других), популярны сказания о Вороне — культурном герое, первопредке, шутнике и добытчике рыбы. Но, в отличие от народов Северо-Восточной Азии, у мифического Ворона в фольклоре атапасков есть еще одна ипостась — он спасает людей от потопа.

Атапаскские племена населяют не только полуостров Аляску — они разбросаны по огромной территории лесов и тундр Канады от берегов Тихого океана до Гудзонова залива. И у канадских атапасков имеется другой миф о потопе. Во время необычайно суровой зимы люди и звери, жившие в полном мире и согласии, похитили у медведя, повелителя неба, мешок, в котором хранилось тепло, и принесли его на землю. Когда похитители остановились на ночлег, изорвавшая во время путешествия на небо свои мокасины мышь вырезала из мешка, хранившего тепло, маленький кусочек кожи. Тепло вырвалось из дырки, снег тотчас же растаял и превратился в воду, залившую всю землю. Вскоре только вершины гор остались незатопленными. Мудрый индеец по имени Этси знал о грядущем бедствии и предупреждал о нем своих соплеменников. "Построим большую лодку, чтобы все мы могли спастись", — говорил он. Люди не послушали старика и погибли в результате наводнения. Этси же, взявший в свою лодку по паре различных животных, пережил потоп, и благодаря ему на земле вновь размножился род человеческий, а от спасенных им животных появились птицы и звери.

Сказание о потопе есть и у племен индейцев, населяющих территорию бывшей "Русской Америки" — тлинкитов и хайда (русские авторы XVIII–XIX веков, оставившие первые этнографические описания этих индейцев, называют их "колошами"). Мифический Ворон прекращает потоп, посланный его дядею, владыкой воды и прилива, и становится вождем людей.

У племен субарктики догриб и слеви есть легенда о юноше, которого проглотил кит. Когда юноша с помощью сестры умудряется из кита выбраться, то кит в гневе производит волны, заливая землю потопом. Из всех людей только юноша и сетсра смогли спастись.

О потопе рассказывают легенды различных индейских племен, живущих на территории США и Канады: сиу, которые когда-то населяли центральную часть Соединенных Штатов по обоим берегам реки Миссури; шайены, живущие в северных районах США; чероки, остатки которых живут в резервациях на юго-востоке США; алгонкины, населявшие два века назад огромную территорию от полуострова Лабрадор до полуострова Флорида (алгонкинский Ной — Монипозо — спасся от потопа на высокой горе, как и герой "Эпоса о Гильгамеше" Утнапиштим).

Если у народов Северо-Восточной Азии и индейских племен Северо-Западной Америки излюбленным персонажем мифов является Ворон, то у индейцев Калифорнии таким культурным героем, праотцом и шутником является Койот. И он, подобно Ворону, спасает мир от потопа.

Племя цимшиан, живущее на северо-западном побережье Северной Америки, рассказывает, что дети, играю на берегу, посмеялись над незнакомой женщиной. Она пошла за ними, ведя за собой прилив. В итоге, вода залила всю землю. Часть людей смогла спастись на плотах, и так происходит разделение племен.

Сказания о потопе мы находим и в Центральной Америке. И если в мифологии североамериканских индейцев можно усмотреть влияние Библии и ее версии потопа (так же как и в рассказах о потопе, бытующих среди жителей Океании), то у индейцев киче, майя, ацтеков имеются памятники самобытной литературы, сложившейся задолго до того, как каравеллы Колумба пристали к берегам Нового Света.

"Пополь-Вух", или "Книга народа", — так называется замечательное эпическое произведение, созданное неизвестным автором на языке киче и называемое порой "библией Центральной Америки". В нем излагаются мифология и история народа киче, живущего в центральной части современной республики Гватемалы. В первой половине книги приводятся мифы о сотворении мира и людей. Первые люди были созданы из глины Создательницей и Творцом, которые тотчас же "увидели, что это получилось неудачно". Со второй попытки Создательница и Творец сотворили плоть мужчины из дерева, а плоть женщины из сердцевины тростника. Но и это не удовлетворило богов.

И тогда, как говорит эпос киче, "немедленно деревянные фигуры были уничтожены, разрушены, сломаны и убиты. Потоп был создан Сердцем небес, был устроен великий потоп, который пал на головы деревянных созданий… Это (было сделано), чтобы наказать их, потому что их мысли не достигали до лица их матери, до лица их отца, Сердца небес, что зовется Хураканом. И по этой причине лик земли потемнел, и начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью".

В XVI столетии индейцы майя, несмотря на преследования инквизиции, старались сохранить наследие своих предков. Они записывали, только уже не иероглифами, а латинскими буквами на родном языке исторические хроники, мифы, пророчества, родословные. Такие рукописи принято называть "книгами Чилам Балам" по имени знаменитого прорицателя (на языке майя — "чилам") Балам, жившего во времена испанского завоевания. В одной из самых знаменитых рукописей, обнаруженных в 1870 году, книге "Чилам Балам из Чумайеля" можно найти указание на потоп: "Был внезапный ливень, пошел дождь, когда лишились скипетра тринадцать богов. Рухнули небеса, рухнули на землю, когда четыре бога, четыре Бакаба ее разрушили. Когда закончилось разрушение мира, тогда были помещены деревья Бакабов".

Представление о том, что мир уничтожался потопом, существовало у жрецов индейцев-ацтеков, создавших сложную космогоническую и этическую систему. Подобно тому, как в представлении древних индийцев циклически повторялись эры, или юги, так и в ацтекском учении о мироздании последовательно сменялись различные эры, причем конец каждой из них знаменовался пришествием воды, огня, ветра.

Вот как говорит об этом текст, записанный латинскими буквами в одной из рукописей астеков: "Наступил день, в который смерть овладела человечеством. Тогда взрослые должны были удалиться в страну Миштлан, а самые младшие из детей заняли место у чудотворного дерева. Это дерево вскормило детей своим молоком, как мать. Так образовалась новая раса великанов, которая просуществовала 4008 лет. Потом боги, ими недовольные, ниспослали на землю потоп. Все люди превратились в рыб, за исключением одной пары, спрятавшейся в ветвях дерева ахуэхуэте. Катастрофа произошла на десятый день атль. Когда потоп прекратился и человечество возродилось, возникла новая раса…"

О потопе говорят мифы и легенды индейцев Южной Америки. У чибча, создателей одной из оригинальных культур доколумбовой Америки (на территории нынешних республик Колумбия и Панама), почиталась богиня Чиа. В незапамятные времена она вызвала разлив реки, в результате которого под водой оказалась вся суша, за исключением высоких гор. На их вершинах и нашли спасение избранные.

Многочисленные племена индейцев, населявших Амазонию, рассказывают легенды о потопе, от которого спаслись лишь те, кто смог забраться на верхушки деревьев или скрыться в пещерах. У араваков, населяющих джунгли Венесуэлы и Гвианы, а также острова Карибского моря (там, где их не истребили испанские конкистадоры), рассказывают о пережившем всемирный потоп герое, прародителе рода человеческого.

Носителями одной из самых высоких цивилизаций Нового Света, созданных индейцами, были инки. В их мифологии мы также находим упоминание о потопе, вызванном божеством Виракочей. По различным версиям, Виракоча то стремится уничтожить род людской потопом, то хочет уничтожить первое, неудавшееся творение, то сам спасается от нашествия вод и вместе с братьями дает начало династии инков.

Сказания о потопе имеются и у племени яганы Огненной Земли. У них обиженная людьми самка птицы вызывает обильный снегопад. А тающая вода затопляет собой мир.

Перечень всех индейских племен, у которых есть сказания о потопе, занял бы слишком много места, но основные мотивы этих сказаний уже перечислены.


Всемирный потоп. Сказания Западной Европы.

Остров Исландия стал своеобразным заповедником мифов, созданных древними германцами. В средневековой Европе церковь, борясь с язычеством, преследовала древние верования, и ни одному ученому монаху не пришло бы и в голову записать сказания, легенды, стихи, которые жили в народной памяти. Так было во всей Европе, за исключением Исландии. Остров был заселен в IX веке норманнами. И в ту пору, когда на материке древнегерманское «язычество» было почти полностью изжито, на острове Исландия собирали и записывали замечательные памятники фольклора. И не только собирали, но и старались объяснить, прокомментировать древние образы и мифы.

Наиболее известный памятник древнеисландской литературы — так называемая «Старшая Эдда», сборник песен о богах и героях, сохранившийся в единственной рукописи, древнем пергаментном кодексе, написанном в XIII столетии, вернее, скопированном с еще более древней рукописи. Наряду с рассказами о деяниях древнегерманских богов и героев в «Старшей Эдде» повествуется о конце света — Рагнарёке, всемирной катастрофе, уничтожившей мир. В песне, названной «Прорицание вёльвы» («вёльва» — колдунья, ведьма), говорится следующее:

Солнце померкло, земля тонет в море,

срываются с неба светлые звезды,

пламя бушует питателя жизни (т. е. огня),

жар нестерпимый до неба доходит.

Видит она: вздымается снова

из моря земля, зеленея, как прежде;

падают воды, орел пролетает,

рыбу из волн хочет выловить.

По представлениям «Эдды» гибель мира происходит в результате смертельной схватки добра со злом, а все живое уничтожается всеми стихиями сразу — огнем, холодом, водой. Иными словами, потоп является одним из компонентов гибели вселенной, вслед за которой грядет новая жизнь. Род человеческий вновь возрождается от супружеской четы Лив и Ливтрасира (в буквальном переводе «Жизнь» и «Пышущий жизнью»), сумевшей уберечься и от огня, и от потопа.

О потопе говорится и в «Младшей Эдде», памятнике, написанном исландским ученым, поэтом и политическим деятелем Снорри Стурлусоном в 1222–1225 годах. Повествуя о днях сотворения мира, Снорри Стурлусон говорит о том, как сыновья божества по имени Бор («Рожденный») убили великана Имира, прародителя рода «инеистых» великанов, порожденных тающим инеем. «Сыновья Бора убили великана Имира. А когда он пал мертвым, вытекло из его ран столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны. Лишь один укрылся со своей семьей. Великаны называют его Бергельмиром (“Ревущий как медведь”). Он сел со своими детьми и женою в ковчег и так спасся.»

О потопе и затонувших островах повествуют предания ирландцев, восходящие к древним кельтским сказаниям и мифам. «Ирландские герои потопа — это Бит с женой Биррен и их дочь Цесара. Она была замужем за Финтааном, а ее сын Лар женился на Бальме. Во время потопа вся семья погрузилась на судно, благодаря чему и спаслась у берегов какого-то острова, вероятно, одного из трех островов Аран, расположенных у западных берегов Ирландии… Вскоре после потопа, согласно преданию, произошла новая катастрофа. Взошла красная Луна, окруженная пеленой облаков, которые рассыпались и падали на Землю, вызывая разрушения. На этот раз семья Бита погибла, и страна осталась без людей.»

В Уэлсе, где так же стойко сохранялись кельтские традиции, говорят, что карлик Эйденс (иначе Эйвенс, или Эйвес) вызвал разлив озера, волны которого затопили всю землю. Спаслись лишь Дюэйвен и его жена Дюэйвич, которые нашли убежище в ковчеге, где, кроме съестных припасов, они собрали «всякой твари по паре».

В Ирландии, Уэлсе, Бретани — всюду, где сохранились кельтские языки и традиции, — бытуют легенды о затонувших землях — о волшебном острове Авалон, где жил когда-то король Артур, об островах Ис, Лионесс, Бусс.

Сказания о потопе есть и на юге Европы. Мифология Древней Греции насчитывала аж три потопа (по наиболее распространенной версии), которые связывались с именами Девкалиона, Дардана и Огигеса.

«Девкалион — царь фессалийского города Фтии, сын Прометея и Климены, супруг Пирры, отец Эллина. Когда Зевс за преступления решил погубить человеческий род и наслать на землю всемирный потоп, Девкалион по совету Прометея построил корабль, на котором спаслись он и Пирра — единственные из людей. На девятый день корабль Девкалиона остановился у вершины Парнаса (варианты: у горы Отрис в Фессалии, у Афона или у Этны). Оракул Фемиды на Парнасе на вопрос Девкалиона и Пирры, как возродить человеческий род, ответил, что им надо бросить через плечо кости матери. Девкалион понял, что камни — это кости матери-Земли. Камни, которые бросал Девкалион, превратились в мужчин, брошенные Пиррой — в женщин. Миф о Девкалионе, возможно, восточного происхождения и перенесен из стран Двуречья, где были широко распространены сказания о потопе.»

Такие сведения о Девкалионе и «девкалионовом потопе» сообщает «Мифологический словарь», изданный Учпедгизом в 1961 году. Однако, с такой точкой зрения согласны не все. Некоторые исследователи считают, что этот миф является греческим, раз в нем фигурируют греческие имена, и сами греки ведут свой род от Девкалиона.

Второй потоп согласно греческой мифологии случился при царе Дардане, сыне Зевса и Электры. Он был родоначальником дарданов, народа, обитавшего в Малой Азии в районе Трои, и основателем династии Дарданидов, к которой принадлежали троянские цари (от имени Дардана происходит название пролива Дарданеллы, отделяющего Европу от Азии). Первоначально Дардан жил в провинции Аркадия, затем переселился на остров Самофракию. И тут его настигло бедствие: море выступило из берегов и залило не только остров, но и все близлежащие острова и даже материки. Дардану удалось спастись от потопа, а когда вода спала, он основал, переселившись в Малую Азию, у подножья горы Ида город и стал родоначальником династии царей великой Трои.

Третий, самый древний, потоп произошел в правление царя Беотии Огигеса, одного из мифических фиванских царей и основателя Элевсина. Вследствие потопа Аттика была опустошена и её полисы разрушены: наступил период безвластия, длившийся около двухсот лет и окончившийся лишь с воцарением Кекропа. Согласно Сексту Юлию Африкану, христианскому историографу III в. н. э., время Огигова потопа соотносится с исходом евреев из Египта.


Всемирный потоп. Сказания Африки.

Кому-то это может показаться странным, но народы Африки практически не имеют сказаний о потопе. Некоторые авторы пытаются показать наличие мифов о потопе у египтян, но это они или путают потоп и наводнение, или же упоминают легенду, согласно которой из воды все пришло и в воду все уйдет.

Есть пара племен, где есть упоминание локального потопа, в котором одна единственная деревня оказывается затопленной, и хижины до сих пор можно видеть на дне озера. Это явно не тянет на Всемирный потоп.

Есть у некоторых племен упоминание о потопе из разбитого горшка - но это соответствует легенде о появлении воды на земле, возникновению рек, озер.

И только пара африканских бантуязычных племен имеет подходящие сказания. Племя консо говорит, что Бог разгневался на землю за то, что она не производит ни траву, ни плоды. Последней каплей стало, когда человек пришел к Богу на это жаловаться. Тогда Бог покрыл землю водой, а приходивший к Богу человек стал единственным выжившим в построенном плавучем доме. И племя мкулве рассказывает легенду, в которой реки разлились, а Бог велел двум людям принести на корабль по паре каждого вида животных, семена расстений.


Всемирный потоп. Сказания оставшейся части Евразии.

А вот тут финиш. Древние славяне, как было рассказано ранее, не имеют у себя сказаний о Всемирном потопе. Не имеют подобных сказаний и финно-угорские народы(единственная легенда обнаружена у манси). Отсутствуют сказания о потопе и у большей части народов, населяющих Западную и Центральную Сибирь, а также Центральную Азию.


Получается, что легенды о потопе распространены везде, кроме Африки, Восточной Европы, Центральной и Северной Азии.



С удовольствием почитаю Ваши предположения.


Как всегда, читатели ЖЖ могли ознакомиться с данной статьей чуть раньше у меня в блоге:

http://paulus-raul.livejournal...


Т.к. все статьи журнала взаимосвязаны, то их надо рассматривать в совокупности.

Если Вы чего-то не понимаете, то Вам необходимо прочитать ВЕСЬ ранее написанный материал и еще немного учебников.


У кого были предания о потопе:

Всемирный потоп. Библия и другие сказания.

Всемирный потоп. Сказания из Индии, Китая, Японии, Индонезии, Австралии и Океании.


У кого не было:

Реконструкция праславянской мифологии.



http://paulus-raul.livejournal.com/

В эпоху, когда окружающая действительность стремительно сходит с ума, необходимо здравомыслие и трезвый взгляд на мир.

Не пропускайте новые статьи автора paulus, просто зарегистрируйтесь на Конте. Подробнее

Что ты знаешь о BMW i8?

Делись опытом и читай интересные статьи про машины на Конте
Войти через соцсети
Вводя свой адрес электронной почты Вы проходите первый шаг регистрации на Конте, что позволит Вам стать полноценным пользователем ресурса, формировать свою ленту интересов, комментировать и общаться.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

187
комментариев
Что Вы об этом думаете?

  • Vanda 17 февраля 08:52
    +++++
    Интересный получился вывод. )) спасибо.
    • paulus » Vanda 17 февраля 08:58
      Выводов пока не было. Пока просто подвел черту под распространением мифов :)
      • Vanda » paulus 17 февраля 09:03
        Хорошо. Скажем так итог получился интересный..)))
        Спасибо.
      • Асбест » paulus 17 февраля 21:50
        Хорошо бы услышать и вывод!
        Не провокация ))))
        • paulus » Асбест 17 февраля 22:04
          До выводов далеко еще. Есть некоторые моменты, которым не могу понять пояснений.
          • Асбест » paulus 18 февраля 00:51
            Наверное поэтому и читаю вас )
            Мое любимое : я знаю, что я ничего не знаю !!
            • paulus » Асбест 18 февраля 01:17
              Это точно. Все объять невозможно.

              Не помню, кто сформулировал отличие специалиста от универсала, которое звучит как-то так:
              Универсал стремиться изучить отовсюду по чуть-чуть. Специалист много, но о небольшой области. Так как объем знаний бесконечен, а возможности человека конечны, то в итоге универсал знает ничего обо всем, а специалист много ни о чем.
  • .Взор 17 февраля 09:10
    Спасибо, Паулюс :о)

    Интересный обзор тем, что в одной части света упоминается о судне и тварях по паре, в других - нет.
    Есть у меня предположение, что твари по паре - сие просто животные (домашние) которых умудрялись спасти выжившие. Отсюда следует, что такие мифы могли скорее всего принадлежать земледельцам.
    Это - так, мысля шальная :о)))
    • paulus » .Взор 17 февраля 09:15
      Там много одновременно разных мотивов пересекается по-разному.

      Например, где-то героев кто-то предупреждает, а где-то такого нет.
      Где-то потоп результат оскорбления/грехов, а где-то без такого.
      Где-то потоп происходит из-за чего-нибудь сломанного или по причине слома чего-то заканчивается.
      Где-то это дождь, где-то волна, где-то просто прибывает вода, а где-то все вместе взятое.
      И т.д.
      • .Взор » paulus 17 февраля 09:21
        Отмеченная Вами особенность и говорит, что мифы произходят от самых разных "прородителей" Например, где-то селем перекрыло ущелье, а потом эту плотину прорвало (как в Китае), где-то так, как в начале этого века на Тайланде...
        Животные, уходящие в горы могли быть предвестниками, которые наблюдались людьми.
        • paulus » .Взор 17 февраля 09:28
          Животные в мифах, типа Ворона или Койота/Лисы (Койот и Лиса - это один и тот же персонаж), это лишь некий унифицированный герой, а не животное. Он проходит через громадное количество иных мифов у этих народов.
          • .Взор » paulus 17 февраля 09:35
            Мы знаем о тотемных животных. Или о героях мифа , связанных с конкретным явлением или функцией. Если лиса связана у индейцев с водой, то это понятно, так как она предпочитает поселяться неподалёку от водных източников. Они могли быть своего рода, "козлами отпущения" или стрелочниками, на кого, впоследствии просто перенесли роль спасителей народа, раз уж и так они с водою связаны.

            • paulus » .Взор 17 февраля 09:36
              Нет. Это не тотемное животное. Это - трикстер.

              "Трикстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) — архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника»[1] — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни."
    • Илья Гельман » .Взор 20 февраля 11:25
      Не катит. Египтяне - земледельцы, однако про Потоп не знают.
  • Ник Карас 17 февраля 09:23
    Заметьте о потопе есть легенды у островных и прибрежных народов, также у тех кто жил на больших реках. По-видимому не было единого мифа из которого черпали остальные, просто мифологизированное сознание первых людей таким образом создало символ.
    • paulus » Ник Карас 17 февраля 09:26
      У египтян не было, а Нил сложно назвать маленькой рекой. Ну и сибирские реки маленькими не назовешь.
      • Ник Карас » paulus 17 февраля 09:28
        И все же. Кстати есть ли схожий миф о потопе у Китая и монголов?
        • paulus » Ник Карас 17 февраля 09:31
          У китайцев - https://cont.ws/@paulus/523085
          Там же упоминание, что в некой древней китайской энциклопедии говорится о подобном мифе у монголов. Просмотрел по диагонали мифы монголов - такого не заметил - но могли ведь и забыть.
          • Ник Карас » paulus 17 февраля 09:33
            А у других равнинных народов? или горских? чую у вас еще много работы!
            • paulus » Ник Карас 17 февраля 09:41
              Кельты - равнинный народ? Шумеры. Австралийцы.

              По мифам я закончил. Теперь буду переходить к следующему шагу.

              Кстати, мое понимание причин (а я нашел 2) отсутствия сказаний у славян/финно-угров утыкается в наличие сказаний у американских индейцев. Придется поизучать индейцев...
              • Ник Карас » paulus 17 февраля 09:52
                Нет думаю кельты/шумеры не могут подпадать под эту категорию ведь необходимо сделать уточнение о взаимопроникновении мифов и верований разных народ, этносов. все таки в той или иной степени все народы западной европы происходили из Рима, а тот, в свою очередь, Греции. думаю найти первоисточник мифа или хотя бы локализовать регион едва ли возможно. И те же шумеры пересекались, вполне возможно, с финикийцами следовательно приморскими народами.
                • Леонид » Ник Карас 17 февраля 10:19
                  Шумерский эпос.
                  При раскопках месопотамского города Ниппура была найдена небольшая табличка, содержащая шесть столбцов. Впервые сведения о ее содержании опубликовал в 1914 году профессор ассириолог Арне Пебелеи. Этот текст содержал следующее: «В сохранившейся примерно на одну треть части текста речь идет о сотворении человека, животных и растений, об основании пяти городов, о гневе богов и решении их наслать на землю потоп, чтобы уничтожить род людской. Набожному и богобоязненному царю Зиусудре божественный голос возвещает о решении богов: на землю обрушится потоп, дабы целиком уничтожить семя рода человеческого… Все бури с небывалой силой разбушевались одновременно. В тот же миг потоп залил главные святилища. Семь дней и семь ночей потоп заливал землю, и огромный корабль ветры носили по бурным водам. Потом вышел Уту (бог солнца — прим. А. О.), тот, кто дает свет небесам и земле. Тогда Зиусудра открыл окно на своем огромном корабле, и Уту проник своими лучами в огромный корабль. Зиусудра, царь простерся перед Уту, Царь убил для него быка, зарезал овцу»
              • Леонид » paulus 17 февраля 10:22
                Племена монтанье, чироки, пима, делавары, солто, тинне, папаго, акагчемеи, луисеньо, кри, манданы также рассказывают о потопе, в котором спасся один человек, приплыв на лодке к горе на западе. У манданов существовал ежегодный праздник с особым ритуалом в память о прекращении потопа. Совершение церемонии приурочивалось к тому времени, когда полностью распускаются листья ивы на речных берегах, потому что «ветка, принесенная птицей, была ивовая».
              • Илья Гельман » paulus 20 февраля 11:31
                Индейцы перешли в Америку по Берингову мосту, который затонул. Вполне возможно, что часть народа присутствовала при этом, возможно - видели или знали о погибших при затоплении родах, а сами успели уйти.
      • Иван Дроздов » paulus 17 февраля 09:45
        Тем более, что разливы Нила сами по себе давно стали легендарными, именно разливы давали и дают большинство плодородных земель. И они совсем не маленькие.
  • Иван Дроздов 17 февраля 09:54
    Похоже, что тут надо делать карту подъема или опускания земель во времени. Со времен Пангеи. =) Кажется мне, что разгадка может быть в старинном уровне земель над морем и дрейфом материков. Т.е. вполне допускаю, что какая-то часть суши (довольно серьезная) действительно скрылась под водой из-за какого-то мега-катаклизма, будь то таяние снежных шапок или движения земной коры.
    • paulus » Иван Дроздов 17 февраля 13:21
      Материки опускаются ооочень медленно. Самые "быстрые" варианты - сантиметры в год.
  • garik 17 февраля 09:54
  • Леонид 17 февраля 10:00
    По-моему, если предание о Потопе (историческом событии) не сохранилось, значит, прервана связь поколений, т.е. нет смысла сочинять историю, если нет источников.
  • Леонид 17 февраля 10:05
    Вывод: «Мифы, легенды, предания о потопе широко распространены… Основная схема мифов о вселенском потопе сводится к следующему: Бог насылает на людей потоп в наказание за плохое поведение… некоторые люди (обычно праведники), заранее извещенные о потопе, принимают меры к спасению: строят корабль (ковчег, плот, большое каноэ, лодку и др.)… Спасающиеся берут с собой животных, семена или растения и т. п. Ливень, приводящий к потопу, продолжается в течение сакрально отмеченного периода времени (напр. 7, 40 дней, полгода). Когда он прекращается и воды начинают спадать, на поиски суши выпускается птица, приносящая, наконец, благую весть. Корабль достигает горы… Начинается новая жизнь… люди, скот, растения размножаются и вновь заселяют землю». http://plan-spasenia.org/?page...
  • Махиненко Василий 17 февраля 10:05
    +++++Благодарю! Очень интересно! Вам из моего в тему фрагмент по памяти:
    -
    "Потоп на Север мой не докатился,
    Застряв в отрогах гор, долинах рек.
    И потому на богов я не злился.
    И потому живу я долгий век"
    -
    - полный текст есть в моём блоге,если быстро отыщу,то выставлю повтор на ленту КОНТа))))
  • Жорж Бенгальский 17 февраля 10:26
    Выскажу свой, чисто дилетантский взгляд: разные племена и народы развивались в разное время, в ограниченном пространстве(местности) соответственно имели ограниченное представление о происходящем. То, что казалось "Всемирным Потопом" могло быть лишь локальным происшествием, наводнением в отдельной местности или регионе. Способы спасения от наводнений примерно одинаковы везде и не зависят от этнических и культурных различий. Поэтому и описания стихийного бедствия (Потопа) и действия людей, подвергшихся этому природному явлению примерно похожи. Отсюда и сходство преданий об этом событии.
    В тех местностях, где в силу ландштафтных особенностей не бывает наводнений или продолжительных осадков нет и сказаний о Потопе.
    Все ПМСМ, ессно.
    • Леонид » Жорж Бенгальский 17 февраля 10:28
      БЕРОС (350-280 гг. до Р. Хр.), вавилонский историк, жрец, написавший Историю по заказу селевкидского царя Антиоха Первого. Берос пишет, что потоп произошел в царствование Ксисутруса, десятого царя Вавилонии. Этот правитель был предупрежден Богом о надвигающейся катастрофе. По повелению Господа он записал историю мира от начала, а затем погрузил на построенный корабль представителей животного мира и свою семью. Вскоре начался потоп. Когда он стал убывать, царь стал выпускать птиц, дабы узнать, сошла ли вода. Наконец в третий раз выпущенная им птица не вернулась, и он понял, что появилась суша. Ксисутрус останавливает свой корабль у высокой горы, и, сойдя с ковчега, строит алтарь и приносит жертву Богу. Далее, Берос пишет, что «обломки корабля, приставшего к горам Армении, существуют до сих пор, и многие люди снимают с них смолу для талисманов».
    • Леонид » Жорж Бенгальский 17 февраля 10:29
      При раскопках дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии был обнаружена огромная клинописная библиотека. Среди тысяч книг обнаружены и такие, которые сообщали о потопе, в деталях поразительно совпадающих с Библейскими данными.

      Итак, известия о потопе подтверждаются этнографическими данными народов всего (!) мира, а так же сообщениями древних летописей и историками.
      Но помимо письменных свидетельств потоп оставил и многочисленнейшие археологические и геологические следы.
      • Жорж Бенгальский » Леонид 17 февраля 10:33
        Не вижу в этом ничего удивительного. За время существования различных этносов и народов природные катаклизмы, подобные обширным наводнениям должны были происходить неоднократно.
        • Леонид » Жорж Бенгальский 17 февраля 11:15
          Принцип работы экспедиции Вулли и других сводился к следующему. Археологи рыли в глубину шахту 40 метров и более, получая срезы почв, в которых обнаруживались следы жизнедеятельности человека. Слои почвы, относящиеся к одному временному периоду, называются культурным слоем. Чем глубже слой, тем он древнее. Так вот, при раскопках городов сверху вниз идут 10 — 12 культурных слоев, затем слой ила и глины от 2 до 6 метров (в разных городах) и затем опять слои со следами быта человека. То есть, была жизнь, затем наступило наводнение, потом жизнь на этом месте вновь возродилась. Так очень и очень упрощенно выглядит основной принцип раскопок. Такой слой ила в Уре достигал трех с половиной метров. В ходе этой экспедиции археологи открыли, что потоп уничтожил культуру Эль-Обейда. В руках ученых оказалась посуда допотопных людей, они увидели следы их жилищ.
          • paulus » Леонид 17 февраля 15:51
            Да, но наслоения ила и глины в разных городах Междуречья относится к разным периодам, если правильно помню.
            • Леонид » paulus 17 февраля 16:04
              В 1928-1929 годах в месопотамском городе Киш работала экспедиция доктора Стефана Лангдона. В 19-м культурном слое был обнаружен слой ила и глины в 1,5 метра высотой. Под ним, в 20-м слое находились остатки допотопной культуры.

              В 1932-1933 годах в Ниневии вела раскопки британская экспедиция Ренджинальда Кэмпбелла-Томпсона и доктора Макса Маллоуэна (женой которого, кстати, была известная английская писательница детективного жанра Агата Кристи).
              В ходе раскопок так называемого «Великого кургана» на глубине 22 метров были обнаружены следы потопа — двух с половиной метровый слой ила, речного песка, а под ними — следы допотопной культуры.
              «Предчувствие Маллоуэна оказалось правильным: им пришлось опуститься очень глубоко, чтобы найти начало жизни в Ниневии. На глубине почти 70 футов Маллоуэн вскрыл слой убайидской керамики».

              В ходе раскопок иракской экспедиции, возглавляемой Сафаром и Ллойдом, был обнаружен древний Эриду, ни один раз упоминаемый в вавилонских летописях, как древнейший город земли, родина первых людей. Как и в других городах Междуречья, здесь был обнаружен на многометровой глубине чистый слой ила, а под ним следы допотопной культуры. В ходе раскопок был обнаружен древнейший храм, относящийся к до-Ноевым временам, а так же другие следы погибшего мира.
      • Евгений Медников » Леонид 17 февраля 11:38
        Может быть наоборот - это библейские данные совпадают с вавилонскими записями?
        • Леонид » Евгений Медников 17 февраля 11:41
          Может быть, но и не отрицают же библейские?
          • Евгений Медников » Леонид 17 февраля 19:39
            Тогда должно быть наоборот. Это библейские записи не отрицают древнюю вавилонскую легенду ...
          • Евгений Медников » Леонид 17 февраля 20:24
            Странная у Вас логика... Вавилонские записи - древнее.Так-что это только библейские могут или "отрицать", или "подтверждать" их, а не наоборот ...
            • Леонид » Евгений Медников 17 февраля 21:22
              Библейские истории записаны после вавилонского пленения иудеев, до этого они передавались через пророков. Не вижу проблемы.
              • Евгений Медников » Леонид 17 февраля 23:29
                А вавилонске когда были записаны?
                • paulus » Евгений Медников 18 февраля 00:02
                  Вавилонские были записаны раньше. Но до того тоже могли неимоверно долго передаваться устно.
                  • Евгений Медников » paulus 18 февраля 00:14
                    Собственно я об этом и говорю. Значит библейские сказания вполне могли быть услышаны и записаны авторами Библии во время вавилонского плена евреев. Преемственность культур и, соответственно преданий, легенд, мифов - это явление неоспоримое и доказанное. Так почему бы одному из вавилонских мифов не сделаться еврейским? Мы же читаем древнегреческие мифы и относимся к ним соответственно. А меду тем эллины вполне себе серьезно воспринимали эти легенды. Попробовал бы кто-нибудь тогда назвать Зевса - мифом ))) Многие греческие, римские, а в последствие и другие европейские семьи даже "вели" свою родословную от тех персонажей, которых мы сейчас считаем мифическими.
                    • Леонид » Евгений Медников 18 февраля 11:26
                      Вавилонское сказание о сотворении мира имеет следующую вполне соответствующую книге Бытие последовательность:
                      1. доисторический хаос.
                      2. появление света.
                      3. сотворение небосвода.
                      4. появление суши.
                      5. сотворение небесных тел.
                      6. сотворение человека.
                      7. отдых богов.
                      Но Библия дает такие точные описания, каких не дают другие сказания.
                      Иов около 1700 года до Р. Х. писал, что земля «повешена ни на чем». В Библии на много столетий раньше официальной науки дано описание круговорота воды в природе: «Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь» (Еккл. 1:7), написано и о том, что «воздух имеет вес»: «Когда Он ветру полагал вес, и располагал воду по мере…» (Иов 28:25);
                      В Писании говорится, также, и о расщеплении атома: «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся… воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают…» (2 Петра 3:10-12), слово «стихии», употребленное в этом тексте, означает «энергия» или, точнее, «основные элементы природы».
                      Многие сказания народов мира носят, порой, весьма сказочный характер, в то время как Библия дает точный последовательный рассказ.
                      • Евгений Медников » Леонид 18 февраля 12:03
                        Но ведь над написанием и корректировкой Библии корпели целая организация на протяжении нескольких веков. Естественно, что повествование "причесали" и систематизировали. Добавить в канву "подробности" для талантливого литератора(ов) не составит большого труда. Тем более, что времени более чем предостаточно и ограничений для фантазии - никаких. К тому же, оригинал (рукопись) Библии - это разрозненные ветхие и обрывочные списки, которые упорядочивали (порой по косвенным признакам) гораздо позже их написания.
                        Круговорот воды и прочие природные явления - наблюдаемы и осязаемы. Причем здесь наука, когда наблюдаемое явление только описывается, но не объясняется? Это могли делать и в палеолите ...
                        Что же касается непосредственно Вашей трактовки об "атоме" и "расщеплении", то это - Ваша трактовка. Причем тоже весьма косвенная и притянутая.
                        • paulus » Евгений Медников 18 февраля 14:16
                          Не обязательно причесывали и корпели.
                          Хороший мифолочиеский мотив живет и развивается, т.е. наполняется теми самыми подробностями.

                          Все же придется писать статью по этой части... Эх, тоже весело.
                        • Леонид » Евгений Медников 18 февраля 22:17
                          http://drevo-info.ru/articles/... - здесь кратко описаны варианты и история Библии. Какие такие "подробности" Вас смутили?

                          "Это могли делать и в палеолите", но ведь не делали, на это я и обратил внимание.
                • Леонид » Евгений Медников 18 февраля 10:07
                  При раскопках месопотамского города Ниппура была найдена небольшая табличка, содержащая шесть столбцов. Впервые сведения о ее содержании опубликовал в 1914 году профессор ассириолог Арне Пебелеи. Этот текст содержал следующее: «В сохранившейся примерно на одну треть части текста речь идет о сотворении человека, животных и растений, об основании пяти городов, о гневе богов и решении их наслать на землю потоп, чтобы уничтожить род людской".
                  • Евгений Медников » Леонид 18 февраля 15:04
                    А к какому периоду относится самая ранняя библейская запись, выполненная евреями на еврейском или арамейском языке?
                    • Леонид » Евгений Медников 18 февраля 22:32
                      Почти все тридцать девять книг Ветхого Завета написаны на иврите.
                      Самый большой из разделов Ветхого Завета, написанных на арамейском языке, начинается с Даниила 2:4. Первая часть этого стиха написана на иврите, а вторая часть, там, где халдеи говорят: «Царь! во веки живи!», продолжается по-арамейски. Недавно были получены интересные подтверждения этого перехода с одного языка на другой в середине стиха. Удивительные свитки Мертвого моря необычайно точно воспроизводят этот маленький фрагмент книги Даниила - в середине Дан. 2:4 заканчивается еврейский текст и начинается арамейский. Все это с поразительной точностью совпадает с тем, в каком виде мы имеем этот фрагмент сегодня, две тысячи лет спустя. Употребление еврейского языка возобновляется в конце 7-й главы. Этот переход с еврейского языка на арамейский и наоборот дважды подтверждается свитками Мертвого моря, поскольку они содержат два манускрипта, имеющих эту часть Ветхого Завета, и в обоих переход с одного языка на другой осуществлен в одном и том же месте. Наша Библия выглядит сейчас точно так же, как она выглядела две тысячи лет назад.
                      http://studopedia.ru/10_105691...
                      • Евгений Медников » Леонид 18 февраля 22:46
                        "Библия выглядит сейчас точно так же, как она выглядела две тысячи лет назад"(с)

                        Ну это разумеется. Ведь Библия гораздо старше. Это Евангелиям - две тысячи лет...

                        Книги Ветхого Завета написаны в основном на иврите. Но вот "Септуагинта" - это собрание переводов Торы на греческий.
                        А вот евреи с какого языка переводили легенды для записи Торы? Не с аккадского ли?
                      • Евгений Медников » Леонид 18 февраля 22:57
                        Объясню свою логику.
                        Библия - это перевод Септуагинты на славянский (исправленный и дополненный), Септуагинта - это перевод Торы (исправленный и дополненный), Тора - это перевод вавилонских преданий (исправленный и дополненный), вавилонские предания берут истоки в шумерских легендах. Древнее упоминаний не обнаружено. По-этому можно считать легенду о Потопе возникшей незадолго до образования Шумера (учитывая устную традицию до изобретения клинописи шумерами).... Как-то так.
                        • Леонид » Евгений Медников 21 февраля 00:05
                          Шумеро-аккадская мифология отличается от библейской истории настолько, что Ваш вывод о происхождении библейского описания потопа не имеет основания.
                • Комментарий удален
    • paulus » Жорж Бенгальский 17 февраля 13:32
      Тибет - сплошь высокогорная страна. Однако там тоже есть легенда.
      • Жорж Бенгальский » paulus 17 февраля 15:09
        В горных долинах возможно внезапное наводнение вследствие таяния ледника, схода селя или лавины, образования запруды и внезапное ее разрушение, по типу осетинского ледника Колка.
    • paulus » Жорж Бенгальский 17 февраля 15:50
      Люди еще и перемещаются с места на место. Потому вполне могли оказаться там, где потопа и быть не могло, но сохранить предания.
      • Леонид » paulus 17 февраля 16:45
        Те места не были заселены, нет нигде упоминаний и артефактов.

        Обитатели Гренландии указывают на множество раковин и останки рыб, встречающихся внутри страны, где люди никогда не жили, а также кости китов, найденные на одной высокой горе.

        Нахождение морской флоры и фауны высоко в горах объясняется не только поднятием вод мирового океан при потопе, но и поднятием одних участков земной коры и опусканием других. И поэтому то, что было раньше дном моря, стало вершиной горы, и наоборот. При потопе в корне изменился весь ландшафт планеты, так что все не так однозначно (С).
        • paulus » Леонид 18 февраля 03:01
          "При потопе в корне изменился весь ландшафт планеты, так что все не так однозначно "

          Скорее это изменение ландшафта может вызвать потоп, а не наоборот.
          • Леонид » paulus 18 февраля 10:31
            Вряд ли существующая суша могла произвести такое количество растительности и животного мира, из которых произошли полезные ископаемые. Так что поднятие уровня мирового океана налицо, а это могло произойти в двух случаях: выход подземных вод и конденсация атмосферной воды, что и подтверждает Библия.
    • батька Ангел » Жорж Бенгальский 18 февраля 18:52
      Читайте Вотякова.Теоретическая география.И обрящете.Перестанете петросянить
  • Экселенц 17 февраля 10:28
    Вангую вывод под конец цикла - если катаклизм повторится, то упомянутые территории останутся не подмоченными)) Это вселяет надежду)
  • Alexandr Stelmah 17 февраля 10:54
    мифов и богов много а Библия и Бог одни,но за исследование плюс
  • Гарри Химик 17 февраля 11:17
    Свежо Предание..,
    ДА ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ...!!!

    ГДЕ АРТЕФАКТЫ..., апокрифы библеистов... не в счёт !!!
    • Леонид » Гарри Химик 17 февраля 11:22
      Сегодня по всему миру высоко в горах находят многочисленные останки морских животных, раковин. Так, «обитатели Гренландии указывают на множество раковин и останки рыб, встречающихся внутри страны, где люди никогда не жили, а так же кости китов, найденные на одной высокой горе»

      Этот феномен получил название морских террас.

      В начале ХХ столетия французский геолог Л. Ламот обнаружил шесть террас различной высоты на реках Западной Европы — Изере, Мозеле, Роне, Рейне, Луаре. И шесть террас с точно таким же уровнем высот находились на алжирском побережье Африки! Земляк и коллега Ламота Ш. Депере стал искать такие же террасы на побережье Средиземного моря — и обнаружил их на Лазурном берегу в Ницце. Вслед за тем подобные же шесть террас геологи нашли по всему побережью Средиземного моря, на реках Серет и Дунай в Центральной Европе, на реке Норт-Платт, притоке Миссури, в штате Небраска (США), на побережье Черного и Каспийского морей, на атлантическом побережье Патагонии и Южной Америке… волны прибоя… одинаково обозначили следы потопа в разных районах планеты.
      Выше приведены данные археологов.
      • Гарри Химик » Леонид 17 февраля 12:32
        Складчатости в тектонических процессах горообразования...- и нет потопа...
        • Леонид » Гарри Химик 17 февраля 12:44
          Но есть террасы, называемые шельфами, на дне океана. Эти террасы представляют собой участки, бывшие когда-то земной поверхностью. Среди них наиболее изучены бывшие русла рек. «Инд, Гудзон, Сена, Темза, могучие реки Сибири, многочисленные реки и речушки островов Индонезии, Конго, Нил и многие другие реки мира имеют свое продолжение под водой в виде долин, врезанных в морское дно.
          • paulus » Леонид 18 февраля 03:05
            Во-первых, ничто не мешает поверхности просто медленно опускаться, как сейчас это происходит с Нидерландами, например.
            Во-вторых, вода же не прекращает своего течения сразу после попадания в море. Она продолжает пробивать те самые русла и в море. Не везде, не всегда, и зависит от многих факторов - силы течения, грунта и т.д. и т.п.
            • Леонид » paulus 18 февраля 11:33
              "Она продолжает пробивать те самые русла и в море". Детский пример: весной бурные ручьи впадают в водоемы, Вы видели там русла?! Скорее, намывают кучи песка (!)
              • paulus » Леонид 18 февраля 11:55
                Фразу "зависит от многих факторов" намеренно пропустили? Ну и пример действительно детский - реки работают в течение многих тысячелетий.
      • paulus » Леонид 17 февраля 13:33
        С террасами все сложно. На самом деле их много, просто данный исследователь выделил из них те, которые подтверждают его теорию.
        • Леонид » paulus 17 февраля 13:45
          Возможно, но есть и другие факты.

          Сегодня археология насчитывает миллионы хорошо сохранившихся окаменелостей рыб, где видны даже чешуйки, плавники и глазные впадины. В природе мертвая рыба быстро разлагается или уничтожается существами, которые питаются падалью. Если бы рыба не была погребена быстро, а осадочные породы (например, грязь, песок) быстро не затвердели бы, такие детали никак не могли бы сохраниться.
          • paulus » Леонид 17 февраля 15:16
            Вот не обязательно. Можно еще попасть в зону отсутствия кислорода.
            • Леонид » paulus 17 февраля 16:07
              Каким образом?
              • paulus » Леонид 18 февраля 02:41
                "В условиях ограниченного доступа кислорода и благоприятного режима осадконакопления формируются скопления эуфоссилий исключительной сохранности (в том числе с отпечатками или слепками мягких тканей) и разнообразия "
                • Леонид » paulus 18 февраля 10:36
                  Опять же, этот процесс вялотекущий, а огромное количество "исключительной сохранности" окаменелостей рыб свидетельствует о катастрофических событиях.
                  • paulus » Леонид 18 февраля 10:59
                    Исключительная сохранность означает лишь слепок хорошего качества. А огромное количество этих остатков сложилось за миллионы лет накоплений.
                    • Леонид » paulus 18 февраля 12:36
                      В трудах критиков радиоуглеродного метода можно встретить такую цитату: «Шесть уважаемых лабораторий выполнили 18 анализов возраста древесины из Шелфорда в графстве Чешир. Оценки варьируют от 26 000 до 60 000 лет, разброс составляет 34 000 лет» Хэнкок Г. Следы богов. М., 2006.
                      Так что "миллионы лет" - Ваше личное мнение.
                      • paulus » Леонид 18 февраля 13:27
                        В каких годах это делалось?
                        Креационисты, как и свидетели отсутствия татаро-монгольского нашествия, любят ссылаться на работы "постарше".
                        • Леонид » paulus 18 февраля 21:37
                          Уильям Фрэнк Либби был номинирован на Нобелевскую премию в декабре 1960 года. С тех пор что-то изменилось в методе радиоуглеродного анализа? Загрязнение образцов и изменение уровня С14 в атмосфере в течение геологических эпох - эти проблемы решены?
                          • paulus » Леонид 18 февраля 22:29
                            С тех пор многое изменилось.

                            Изменение уровня с14 откалибровано через дендрохронологию примерно на 11 тыс.лет.
  • Владимир Шакиров 17 февраля 11:23
    Вы пишите:
    "Получается, что легенды о потопе распространены везде, кроме Африки, Восточной Европы, Центральной и Северной Азии."

    Выходит, Потоп это легенда. Логический вывод - Библия легенда. Соответственно, Христос не вочеловечевался и вера наша тщетна..

    Простите, а как такую статью может поддержать верующий православный христианин?!
    • Леонид » Владимир Шакиров 17 февраля 11:38
      Вы делаете неправильный вывод. Если легенды не распространены, то это произошло, скорее всего, вследствие потери преемственности. Доказательств Потопа - море!
      Как "верующий православный христианин" просто окажите уважение Человеку, ищущему Истину и помогите, если можете.
      • Владимир Шакиров » Леонид 17 февраля 13:17
        Леонид, вы прочли все материалы автора по этой теме, или сделали вывод только на основании этой статьи и моего комментария?
        • Леонид » Владимир Шакиров 17 февраля 13:30
          Нет, Владимир, не все прочитал и не со всем согласен, но, по мере возможности, отстаиваю свою точку зрения.
    • paulus » Владимир Шакиров 17 февраля 15:24
      Как верующий православный христианин я считаю, что физическое принадлежит науке.
      • Владимир Шакиров » paulus 17 февраля 16:47
        Здравый смысл подсказывает, что строго говоря, наука должна прежде всего соответствовать принципу экспериментальной повторяемости. Как историю можно экспериментально проверить. Правильно, у разных народов сохранились в преданиях воспоминания о Ное, его сыновьях (впоследствии обожествлённых) Симе, Хаме и Иоафете. О Великом Потопе, который послал Бог Творец. О башне, которую строил Нимрод, также обожествлённый в последствии.
        • paulus » Владимир Шакиров 18 февраля 02:43
          История использует громадное количество методов, пришедших из других наук. В том числе из физики, химии, геологии и т.д. и т.п. Методы эти можно экспериментально повторить. Получить результат. И сделать выводы. Вот когда эти методы начинают игнорировать - выходит "альтернативная история" и креационизм.
          • Владимир Шакиров » paulus 18 февраля 06:33
            Простите, но какой опытный эксперимент Вы поставите над историей?

            Слово креационизм отправлено корня креацио - творение. Испокон веков народы считали что мы сотворены, а альтернативная история начала предлагать эволюцию. А сейчас вы перевернули вверх ногами. Где тут здравый смысл?
            • paulus » Владимир Шакиров 18 февраля 09:47
              Да уж. Людская выдумка способна на многое. Например, считали, что Земля держится на трех слонах. Или что богов много. По Вашей логике выходит, что это библейские рассказы стали альтернативной историей. Браво!
              • Леонид » paulus 18 февраля 11:50
                На трех слонах... Угу.

                Система мира по Аристотелю. Название планет по именам богов : Гермес – Меркурий, Афродита – Венера, Арес – Марс, Зевс – Юпитер, Кронос - Сатурн. Признавая шарообразность Земли, Луны и небесных тел, отказывается от движения Земли и ставит ее в центр, так как считал, что звезды должны были бы описывать круги, а не находиться на месте (что было доказано лишь в 18 веке).
                В книге О небе (355г до н.э.) Аристотель опубликовал первую научно обоснованную теорию строения мира. Система получила название геоцентрической (Гея – Земля). Развив более подробно учение Платона, переняв у него вращающиеся хрустальные сферы, рассчитал радиусы сфер, ввел подлунную сферу комет (считая их всего лишь земным испарением).
                • paulus » Леонид 18 февраля 11:57
                  Вот Вы и сами показали, что знания человека об окружающем мире меняются с развитием наук.
              • Владимир Шакиров » paulus 21 февраля 01:59
                Простите, Вы говорите о Священном Писании как о сборнике рассказов? Или я не так Вас понимаю?
                • paulus » Владимир Шакиров 21 февраля 03:36
                  Библейские сказания (Ветхий Завет) считаю мифами. Не рассказами.
                  • Владимир Шакиров » paulus 22 февраля 07:18
                    Вы весь Ветхий Завет считаете мифом?
                    • paulus » Владимир Шакиров 22 февраля 07:53
                      Да знаю я, что по Вашей версии это все сплошь документалистика.
                      • Владимир Шакиров » paulus 23 февраля 08:46
                        Сколько раз Христос ссылается на Ветхий Завет? Или Вы и вочеловеченному Богу Иисусу Христу тоже не верите?

                        Священное Писание цельно. И если вы отрезаите часть, то неизбежно ставите под сомнение и послание Апостолов, и тем более Евангелие.

                        Именно поэтому я и уточняю, что именно вы считаете мифом??
          • Владимир Шакиров » paulus 18 февраля 06:45
            И прошу Вас, приведите примеры взятые из химии и физики, в научную историю. Скорее с историей связаны археология и антропология. Но и там нет места экспериментам.
            • paulus » Владимир Шакиров 18 февраля 09:48
              Радиоуглеродный анализ из физики и химический анализ веществ из химии.
              • Леонид » paulus 18 февраля 11:55
                За последние годы ученые осознали, что скорость радиоактивного распада не так неизменна, как считалось ранее, и к тому же, подвержена влиянию внешних факторов. Это значит, что при глобальных катастрофах «атомные часы» способны сбиваться, и в результате может оказаться, что конец мезозойского периода наступил не 65 миллионов лет назад, а совсем недавно, когда на Земле уже существовал человек.
                • paulus » Леонид 18 февраля 11:58
                  Ссылку на осознавших ученых и их научную статью.

                  Пока что осознали неравномерную скорость накопления с14.
              • Владимир Шакиров » paulus 21 февраля 02:04
                В настоящее время для определения возраста археологических находок применяются несколько методов, самым достоверным из которых считается радиоуглеродный. Однако даже этот самый надежный метод имеет огромные погрешности. Благодаря анализу полученных данных ученые осознали, что скорость радиоактивного распада не является неизменной, как это считалось ранее, поскольку подвержена влиянию многих сторонних факторов. Это значит, что «атомные часы» сбиваются в зависимости от внешних условий.

                Вот лишь некоторые примеры датировок «точнейшего» метода. Датирование по углероду-14 (14C) показало: только что убитый тюлень умер 1 300 лет назад; скорлупа живых улиток имела возраст 27 000 лет; возраст раковины живого моллюска – 2 300 лет и т. п. В пещере Бельт (Иран) нижележащий слой датирован возрастом примерно 6 000 лет, а вышележащий – 8 500. То есть получается обратная последовательность слоев, что, естественно, невозможно. И подобных примеров множество.

                Чем же объяснить такую величину погрешности самого точного метода? Дело в том, что данный анализ производится путем определения в образце соотношения радиоактивного углерода-14 со стабильным углеродом. Считается, что с момента прекращения жизнедеятельности органического материала, «новый» углерод-14 в него не поступает, а имеющийся – постепенно распадается с постоянной скоростью, в то время как стабильный углерод, естественно, остается неизменным. Однако при разных условиях углерод из внешней среды (от всего рядом находящегося, что содержит углерод: вулканических явлений, действия огня и даже высокой температуры, из почвы залегания или из атмосферы) может проникать в исследуемый образец. И тогда картина кардинально меняется!
                • paulus » Владимир Шакиров 21 февраля 03:37
                  Эта критика построена на ранних работах радиоуглеродного метода.
                  • Владимир Шакиров » paulus 21 февраля 08:01
                    То есть представление о прошлом всегда меняется? Нет, пожалуй я доаерюсь Тому, Кто сказал - Словом Моим небеса утверждены.. Я Господь Бог, я не изменяюсь.. Слово Мое истина..
              • Владимир Шакиров » paulus 21 февраля 02:06
                Кроме того, никто точно не может знать, как изменялся уровень углерода-14 в атмосфере в течение различных периодов. Но ученые определенно знают, что он менялся, причем значительно. Дендрологические исследования (анализ колец деревьев) показывают, что уровень углерода-14 в земной атмосфере за последние 4 - 5 тысяч лет сильно менялся (такой возраст по кольцам имеют самые древние деревья; точный возраст посчитать не возможно, т.к. годовые кольца со временем просто сливаются, а в ряде случаев за один год может образовываться несколько годичных колец). Но что было раньше – никто не знает, это область догадок. Более того, нельзя быть уверенным, что углерод-14 в кольцах древних деревьев соответствует углероду-14 атмосферы того времени, когда нарастало кольцо. Ведь на протяжении последующих лет эта часть дерева была в прямом контакте с соседними слоями ствола, с питательными веществами, солнечным светом, воздухом и другими внешними факторами, которые не могли не повлиять на содержание углерода.

                Таким образом, радиоуглеродному анализу можно доверять с огромной натяжкой и применять его только в качестве одного из подтверждающих факторов возраста находки, но не как основной и определяющий.

                В трудах критиков радиоуглеродного метода можно встретить такую цитату: «Шесть уважаемых лабораторий выполнили 18 анализов возраста древесины из Шелфорда в графстве Чешир. Оценки варьируют от 26 000 до 60 000 лет, разброс составляет 34 000 лет».

                Также многие даты, полученные с помощью радиоуглеродного датирования, не совпадают с хронологией, установленной историками и археологами на основании документов и артефактов.

                Рассуждая о радиоуглеродном методе датирования, нельзя не обратить внимание еще на несколько моментов. Заявление о значительном возрастедревних находок, сделанное на основании измерения в них количества углерода-14, можно объяснить с помощью Библии. Дело в том, что до потопа, который, по библейским расчетам, произошел приблизительно 4,5 тыс. лет назад, содержание углерода-14 в атмосфере Земли должно было быть минимальным. Согласно Священному Писанию, до потопа над нашей планетой одним из слоев атмосферы был защитный купол из воды2. Водяной экран защищал Землю от радиоактивного углерода-14 и вредных космических излучений. Поэтому, как того и следовало ожидать, в допотопных образцах содержание углерода-14 исключительно мало, что воспринимается учеными-материалистами как следствие его распада, в связи с чем они говорят о значительных временных сроках.

                Кроме того, углеродный метод датировки даже теоретически не рассчитан на определение возраста, превышающего 50 000 лет. Об этом открыто заявляют сами ученые. Поэтому материалисты никак не могут объяснить, почему в каменном угле, нефти и алмазах также имеется углерод-14. Ведь согласно научным данным, углерод-14 имеет короткий период полураспада (5 730 лет) и просто не может существовать в образцах, датируемых сотнями тысяч лет, не говоря уже о многих миллионах и тем более миллиардах лет. Однако углерод-14 имеется во всех пластах, что подтверждает молодой возраст Земли.

                • paulus » Владимир Шакиров 21 февраля 03:41
                  Подтверждение мо ссылками на научные рпботы будет?

                  Ограничение а 50 тыс.лет связано исключительно с точностью измеряющих приборов

                  Помимо этого метода есть еще громадный пласт других методов - радиосвинцовый, термолюминесцентный и т.д. Как раз некоторые из них великолепно работают на миллионылет :)
  • Владимир Шакиров 17 февраля 11:24
    В чем тут здравомыслие?
    • paulus » Владимир Шакиров 17 февраля 14:15
      В попытке способом, приближенным к научному, понять был Всемирный потоп и в какие времена или нет.
    • Комментарий удален
    • Комментарий удален
      • Владимир Шакиров » paulus 17 февраля 14:20
        Подождите, ведь явно для Вас то, что Потоп был. И здравый смысл подсказывает, что источников упоминания о Потопе (помимо Библии) масса. И Ной был, который единственный с семьёй спасся в Потопе.

        Подобные сомнения похожи на следующее "допущение" - А был ли у меня отец, или я сам по себе зачался.
  • Евгений Медников 17 февраля 11:40
  • Чингачгук 17 февраля 12:01
    Что будет, когда растают льды
  • Чингачгук 17 февраля 12:05
    Как соотносится написанное вами с картами затопления при оттаивании полярных шапок, я не учитываю положение над уровнем моря на период потопа- так как не заню
    • paulus » Чингачгук 17 февраля 15:53
      Если бы еще знать дату Потопа, то можно было бы построить такую картину. Но даты потопа нет :)
  • TETRAKSIS 17 февраля 12:08
    Раз есть вода, потоп неминуем, даже на кухне это случается. Это же самое можно сказать и про пожары. Поэтому я, как-то иронично отношусь к теме потопов, их не могло не быть, вот как вопрос стоит. Поэтому удивление и пристальное внимание, с целью выяснения причин, должны вызывать те районы, где о потопах и не слышали никогда, отчего это миновала их участь сия.
    • Леонид » TETRAKSIS 17 февраля 12:51
      "районы, где о потопах и не слышали никогда, отчего это миновала их участь сия".

      А что, есть такие районы? На ум приходит одесское "не могу сказать, что если нет, то таки да".
    • paulus » TETRAKSIS 17 февраля 15:26
      Нда. Похоже придется расширить серию на еще одну статью - мифообразование и механизм передачи и существования мифов.
    • Dmitriev_Stanislav » TETRAKSIS 17 февраля 15:51
      Потоп однозначно был, и никем не оспаривается. После таяния ледников после последнего оледения уровень моря поднялся более, чем на сто метров. Где то, при прорыве перемычек, как например в черном море, он мог быть катастрафическим.
      • Леонид » Dmitriev_Stanislav 17 февраля 16:25
        Таяние ледников - процесс постепенный, он и сейчас происходит. А потоп произошел в результате катастрофических событий. И ливень играл отнюдь не первую роль в этой катастрофе.

        Сегодня большинство ученых полагает, что до потопа наша земля была окружена «водной подушкой», создававшей на земле парниковый эффект. И именно несметный объем воды, из которого она состояла, обрушился на землю.

        Бытие 7:11: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились…».

        Выражение же «разверзлись все источники великой бездны» обозначает выход на поверхность земли вод подземного океана.

        Что же должно было происходить на земле, когда подземные воды вышли наружу? Это землетрясения, извержения вулканов, сдвиги земной коры, словом, полное изменение лица планеты, в результате этого единая суша разделилась на отдельные материки и острова.
        • paulus » Леонид 17 февраля 20:06
          Не подтверждается данными геологии.
          • Леонид » paulus 17 февраля 21:18
            Большинство фактов свидетельствует о БЫСТРОМ формировании угольных пластов из огромных лесных массивов, которые были вырваны с корнем, осаждены и быстро погребены. В Яллорн, в Виктории (Австралия) существует гигантское месторождение бурого угля, содержащее огромное количество бревен сосновых деревьев, которые в наши дни не растут на болотах.
            Аналогично образовалась и нефть из огромного количества биомассы животного мира.

            Ученые из Национальной лаборатории в Аргонне (США) взяли кусочки обычной древесины, смешали с кислотно-активированной глиной и водой, нагревали 28 дней до температуры всего лишь 150 градусов Цельсия без воздействия давления в кварцевой вакуумной трубке, и получили высококачественный антрацит. Процесс получения не потребовал миллионов лет!
            • paulus » Леонид 17 февраля 23:35
              Большинство? Ссылку на подтверждающую работу дадите?
            • paulus » Леонид 18 февраля 02:55
              "Национальная лаборатория в Аргонне отметила, что лигнин (основной компонент древесины), вода и глина, подогретые в герметично за купоренном контейнере всего лишь до 150°C, образуют бурый уголь всего за 2-8 месяцев"

              И это взято у креационистов. Получается, Вы даже их переврали.
              • Леонид » paulus 18 февраля 10:22
                Виноват, не проверил информацию, но смысл тот же: уголь - памятник потопу http://www.origins.org.ua/page...
                • paulus » Леонид 18 февраля 10:57
                  Ага. С температурой в 400 градусов по Цельсию. Под водой. В вакууме. Ну-ну.
                  • Леонид » paulus 18 февраля 12:21
                    Не, ну кокс под водой не получится. Вакуума там тоже нет. А бурый уголь - вполне. После схода воды даже и каменный мог образоваться. А угольные пласты имеют свойство нагреваться, в шахтах Донбасса из-за этого происходят пожары, даже терриконы горят.
                    • paulus » Леонид 18 февраля 13:29
                      Между горением и нагреванием под даалением есть разница. Ну и после схода "потопа" вакуума тоже не было.
                      • Леонид » paulus 18 февраля 21:04
                        Вакуума на земле не могло быть, не пойму, к чему Вы об этом?
                        • paulus » Леонид 18 февраля 21:28
                          Антрацит искуственный получают вроде в вакууме. Бурый уголь в "герметичном контейнере", который, если правильно помню, тоже должен быть вакуумным.
                    • paulus » Леонид 18 февраля 14:17
                      Бурый уголь. Под водой. При температуре 150 градусов. Даааа....
                      • Леонид » paulus 18 февраля 21:10
                        Согласен, неточно выразился.

                        Бурый уголь месторождения Латроб Вэлли намного меньше углефицирован и до сих пор содержит много первоначальной влаги.
                        Читать статью полностью по ссылке ---> http://www.origins.org.ua/page...
                        По логике, уголь образовывался после схода воды, стоявшей, по Библии, полгода.
                        • paulus » Леонид 18 февраля 21:29
                          По логике, не вся естественная влага из него вышла. Не надо додумывать за ученых.
  • Любовь Ганюшкина 17 февраля 13:15
    Ну вот ! Центральные части Азии и Африки потоп не затронул - нет и легенд ! Вполне логично - народы, жившие ближе к побережью погибли. Немногие выжившие передали потомкам сказание о потопе. А дальше уже эффект испорченного телефона - по мере расселения человечества легенда видоизменялась. Но получается, что потоп был ещё до заселения Америк - не раньше 30 тыс.лет назад.
  • Михаил Войцеховский 17 февраля 13:34
    Спасибо. В свое время подобные выводы сделал и Дж. Фрезер в своей книге "Фольклор в Ветхом завете".
    • paulus » Михаил Войцеховский 17 февраля 15:26
      Вот не дошел еще до нее, вроде.
      • Михаил Войцеховский » paulus 17 февраля 16:32
        Она в сети имеется в во всех форматах. В прошлом году смотрел специально для кого-то из контовцев. Самая большая, как помнится, глава посвящена как раз этой теме.
        На мой взгляд прочесть эту книгу стоит, ибо после прочтения многое становится яснее в том, почему так причудливо устроен мир людей и в том, так ли далеко мы ушли от пращуров, как порою кажется.
  • SRK33 17 февраля 14:10
  • Эрк Дайс 17 февраля 15:28
    Как версия. Направленность водного потока. Чем вызвана? Вращением Земли; особенностями поверхности - глубины океанов, горные хребты суши...; ударом извне; собственным Земли "кувырком"...

    Ещё версия. Две Цивилизации: Потопная (например, более ранняя) и Внепотопная (например, более поздняя).

    Третья версия. Особенности расселения: часть населения Потопной цивилизации расселилось по миру, прихватив с собой воспоминания о Потопе. То есть, Потоп был в одном месте, но сведения о нём разнесли по всему миру.

    Четвёртая версия. Подгонка мифа под реальность и свои нужды.

    Из фантазий. Собственно причиной могло быть многое, но возможен даже срыв части атмосферы в космос, с последующим "затягиванием" образовавшейся дыры. А Потоп не только половодье, но и цунами - водный ударный фронт... Большая драка, при которой "похитили Солнце" и "красная Луна".
  • Dmitriev_Stanislav 17 февраля 15:48
    ВнушаюЩе...
  • big048 17 февраля 17:00
  • sunrise 17 февраля 20:43
  • sunrise 17 февраля 20:44
    Очень интересно прочесть вот так, комплексно!))
  • Большой Писец. 18 февраля 09:23
    Объемный труд. Ждем продолжения.))
  • Прохожий 19 февраля 11:09
    похоже, что связано с финалом ледникового периода. Значительная часть Восточной Европы была затоплена водой тающих ледников, в окружении ледяных "плотин". Талые воды прорвали ледяную плотину, и пошла громадная волна, в направлении Западной Европы-Средиземноморья. До Африки просто не дотянулась. Я так думаю.
  • ВалерийОфф 20 февраля 10:51
    Интересный материал, даже не предполагал такого.
    Понравилось предложение обменяться предположениями! Спорить нескем, а предложить свое, аргументированное видение - не чужое обгавкать!
  • Дмитрий Савицкий 21 февраля 17:25
    Очень интересно!
  • Влад 21 февраля 19:15
  • Солнечный ветер 11 марта 12:57
    У славян вообще короткая история, даж эпос толком не сохранился. А вообще интересен не факт потопа, а его причины.
ДРУГИЕ СТАТЬИ
Colonel Cassad Сегодня 18:25 1678 2.00

Запись убийства Вороненкова

Появилось видео убийства Вороненкова снятое одной из камер видеонаблюдения. Паршов подошел к Вороненкову и охраннику практически вплотную и открыл огонь в упор. Colonel Cassad ...
voenkorr Сегодня 17:36 465 1.00

Битва за Хаму: анализ текущей ситуации и перспективы

В ночь на понедельник, 20 марта, боевики запрещенной в РФ террористической организации ИГ начали новую крупную операцию на востоке провинции Хама. Главной целью этого наступления стали позиции Сирийской Арабской Армии (САА) в районе Вади Аль-Азиб. На севере провинции джихадистская коалиция во главе с группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам» предпри...
TAKSISTO Южнорусский Фронт
Сегодня 16:33 3341 38.12

Взрыв военных складов в Харьковской области обрастают новыми фактами...

Буквально вчера, как только узнал о взрывах на военном складе в Балаклее, Харьковской области, решил среди своих читателей провести опрос: Результат вы видите сами. А сегодня на укроСМИ появляется довольно интересная статья: Украинский сайт Страна. ua решил сделать более расширенный анализ :https://strana.ua/articles/analysis/62161-vzr...
ПРОМО
Александр Роджерс Сегодня 10:24 13917 227.46

Жизнь налаживается! Хороших новостей столько, что нужно съесть лимон.

Вот вы чувствуете, как жизнь налаживается?! Весна, солнышко, тепло, Украина потеряла контроль над предприятиями Донбасса, МВФ не даёт режиму Порошенко новых кредитов, умер Дэвид Рокфеллер, чилийский суд осудил на длительные сроки заключения 33 пособников Пиночета, сгорел крупнейший на Украине склад боеприпасов (свыше трети от всех запасов снарядов ВСУ), филлипи...
Служба поддержи

Яндекс.Метрика