Как славяне по Татарстану ходили (Именьковская археологическая культура)

11 5929

Как славяне по Татарстану ходили. Видео

Татарстана тогда правда не было как такового. Первые славяне появились в Среднем Поволжье не как принято считать в середине 17-го века, т.е. не как сейчас принято считать – со времени завоевания Казани Иваном Грозным. Славяне проживали на этой территории огромным массивом племен еще до возникновения Волжской Булгарии (10-14 век нашей эры). Часть праславянского населения, жившая на территории современной Украины и Белоруссии, спасаясь от нападения со стороны гуннов, начала мигрировать на северо-восток, на территорию современного Среднего Поволжья. Видимо, первые славянские племена пришли на территории Самарской луки (ныне Самарская область).

Археологические следы

Именно тут обнаружены специфические памятники и следы поселений, которые по материалу изготовления близки к праславянским памятникам в Поднепровье.

И уже потом эти славянские (приставку «пра» с середины первого тысячелетия нашей эры можно уже убрать) племена заселили и территорию Волго-Камья. Население, проживавшее на этой территории, оставило после себя более 600 памятников (больше только памятников Волжской Булгарии).

Это:

городища (укрепленные поселения),

селища (неукрепленные поселения)

могильники.

О славянском происхождении этого населения свидетельствует погребальный обряд, который как две капли воды похож на тот, что использовался при погребении славян Поднепровья.

Собственно погребения как такового почти не было. Покойника сжигали на стороне, а затем из углищ погребального костра выбирали косточки и вот их то и складывали в небольшую могильную яму. Рядом могла ставиться посуда с жертвенной пищей. Это типично славянский погребальный обряд того времени.

Именьковская культура

К югу от Казани проходит северная граница именьковской культуры. Именьковцы, как и характерно для славян, были земледельцами и селились в основном по берегам рек. В Лаишевском районе Татарстана, в районе деревни Ташкирмень можно увидеть огромное именьковское городище.

Это колоссальное сооружение. Современные жители этих мест используют его валы и внутреннюю площадку для проведения свадеб, сабантуев и других праздников. Севернее Ташкирмени располагается село Рождествено. Там находился крупный именьковский могильник (к сожалению, сейчас он почти весь разрушен водами Куйбышевского водохранилища).

Около населенного пункта Кирби (рядом с Сокурами) можно увидеть окружённое заливными лугами Кирбинское городище, которое, по мнению одной удмуртской исследовательницы, является древнеславянским святилищем.

Ею здесь были обнаружены остатки идолов и священных костров. Булгары пришли В начале VII века булгары стали переселяться на территорию Среднего Поволжья, и делали они это видимо волнами. Всего исследователи определили четыре волны булгарского расселения в Среднем Поволжье, где на тот момент уже проживали именьковцы, которые видимо не выдержали этого наплыва. К тому же есть предположения, что в 30-е годы VIII века арабский полководец Марвана, отправившись войной на Хазарский каганат, в погоне за противником дошел до территории Среднего Поволжья.

Источники говорят, что он захватил в плен около 20 тысяч семей ас-сакалиба. В современной историографии принято считать, что ас-сакалиба представляли собой именно славян. Так что, скорее всего, именьковская культура прекращает свое существование в связи с походами Марвана.

Дорога обратно и откуда Киевская Русь взялась

По мнению академика Российской Академии наук Валентина Седова, остатки населения именьковской культуры мигрировало на свою прародину. То есть на территорию Поднепровья. Конец существования именьковской культуры в Среднем Поволжье совпадает с моментом появления на территории левобережья и отчасти правобережья Днепра новой волынцевской археологической культуры. Материально остатки этих культур тоже очень похожи.

Это видно и по керамике, и погребальным обрядам. И что интересно – некоторые исследователи признают, что население волынцевской культуры, т.е. потомки именьковцев, видимо, и образовали то ядро, вокруг которого затем сложилась Киевская Русь. Повесть временных лет говорит о том, что еще до прихода варягов там существовало государственное объединение, а в западноевропейских источниках есть упоминание о Русском каганате.

Вполне возможно, что волынцевская культура и есть археологическое отражение этого Русского каганата. Это население укрепилось на территории левобережья Днепра. Кстати, по источникам известно, что Хазарский каган специально посылал послов в Византию с просьбой построить на северо-западных границах каганата целую сеть крепостей от какого-то таинственного врага. Византийцы построили хазарам эти укрепления, и почему-то они совпадали с юго-восточной границей волынцевской культуры.

То есть в то время Русский каганат представлял собой сильное военизированное государственное образование, которого вначале побаивались и хазары. Надо также отметить, что говорить о «народе» в современном понимании этого слова не приходится. Скорее объединение общин, которые говорили на похожих диалектах. Была некая управляющая военно-политическая сила, представители которой по языку могли и не быть славянами. В пользу этого говорят отдельные воинские погребения. К тому же о наличии организованной протогосударственной силы свидетельствует сам факт перемещения с территории Среднего Поволжья в Поднепровье.

Для исхода такой большой по меркам Средневековья массы населения нужна организация. В материальном отношении можно проследить линию преемственности от именьковской культуры до волынцевской и от волынцевской до Киевской Руси. Кстати, скорее всего, именьковцы в Среднем Поволжье себя так и называли – Русь.

И уже потом это слово легло в название нашей страны. Вполне возможно, что потомки именьковцев участвовали в формировании населения юго-восточной части Киевской Руси. Волынцевская культура эволюционировала в роменскую и боршевскую, а они, в свою очередь, являются материальным отражением летописных северян и вятичей. Затем это население стало частью древнерусской народности, южная часть которой, как известно, трансформировалась в украинцев. Так что далекие потомки наших именьковцев сейчас проживают на территории Украины.

К.и.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета

Александр Викторович Овчинников


источник  


Несколько фотографий, иллюстрирующих Именьковскую культуру:

 





====================================================================

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

  • 1 января 1970 г.
  • Автор рекомендует

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Обсудить