Художник Иван Вельц: признание в любви

102 5353

Березы на берегу реки (1897г)

Забытые имена.   Вельц Иван Августович (1866‑1926)

Иван (Иоганн-Александр) Августович Вельц (6 июня 1866, село Софьино, Самарская губерния — 22 октября 1926, Ленинград) — русский советский художник, живописец-пейзажист австрийского происхождения. Был удостоен нескольких серебряных, малых золотых медалей и одной большой золотой медали за работу «Вид на имение Тентентникова». Имеет звание Классного художника I степени в области пейзажной живописи.

Художник Иван Вельц – успешный мастер пейзажа. Почти фотографическая точность отображения деталей сочеталась у него с искренним восхищением неповторимости каждого момента. Только самым талантливым живописцам удаётся так прочувствовать и воспроизвести окружающий мир.

Иван Августович Вельц родился 6 июня 1866 года в селе Софьино Самарской губернии в семье австрийского купца. В 1889 году он принял русское подданство. В 1885 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился в мастерской пейзажной живописи М.К. Клодта. 

В те времена это было самое известное и престижное художественное учебное заведение, там учились многие известные живописцы, в том числе Шишкин, Васнецов, Куинджи и другие талантливые художники.

 «Ночь на берегу моря»

Успешно учиться и получить звание классного художника – это серьёзная заслуга. Примечательно, что родившись в Самарской губернии, подданным России Иоганн-Александр стал лишь в двадцать три. Его отец, Август, был купцом из Австрии. Иноземные корни не помешали Иоганну постигать свет и лирику обретённой им родины.


"балтийское побережье", 1888, холст, масло, 85,5 х 134

В академии Вельц был одним из лучших студентов. Он очень любил пейзажную живопись. В 1891 году мастер получил большую золотую медаль за работу "Вид на имение Тентетникова". 

Вид на имение Тентетникова

В работе, за которую Вельц получил большую золотую медаль при выпуске из Академии, «Вид на имение Тентетникова», отразились все лучшие черты его представлений о мире. Дальний голубоватый горизонт, блеск реки показались бы несовершенными без людей, или без крыш домиков, утопающих в зелени, или протоптанных тропинок.



Весной в окрестностях Петербурга. (1896г)

 Даже небольшие избушки в «Весной в окрестностях Петербурга» органичны и живописны. Всё вызывает ностальгическое трепетное чувство глубинных связей с неказистым скромным бытом.

Популярность мастер получил ещё во время обучения в академии. Он использовал свои летние поездки в Крым, а также по окрестностям Петербурга, чтобы представить на академические выставки воплощенные в красках красивые уголки природы, которые были милы его сердцу.

Деревня Кокоз в Крыму

Крымский пейзаж

Вид Ялты", холст, масло

Его кисть легко и нежно воссоздавала на холсте и свежее тепло моря возле Гурзуфа, и крымские горы, и заснеженный лес. Конечно, это счастье – любить природу, и вдвойне – передать это чувство другим благодаря своему таланту.

 «Имение»

Творческая биография маэстро выглядит образцом успеха в профессиональной деятельности, не обойдённого многочисленными медалями, поездкой в Италию и другие страны, участием в выставках, а также любовью коллекционеров.

"Летний пейзаж с прибрежными скалами", 1912

"В крымских горах", 1902

"Летний пейзаж с парусными лодками", 1912

Мыс Аю-Даг»

Иван Августович Вельц регулярно экспонировал свои картины на выставках Московского Общества любителей художеств (1887—1899) и Санкт-Петербургского (затем Петроградского) Общества художников (1894—1916).

Лунный свет", холст, масло

Интересно, что при взгляде на полотна, где нет непосредственного присутствия людей или оно почти незаметно, остаётся ощущение: кто-то сейчас пройдёт по улочке, заглянет в эту дверь, распахнёт окно, 

В 1909 году стал членом Общества Куинджи, принимал участие в выставках Общества (1917—1926). После революции 1917 года экспонировал произведения также на выставках Общества художников-индивидуалистов.

"Украинский пейзаж", 1904

"Летний пейзаж с пастушком и коровами", 1901

Мастерская Михаила Клодта, где обучался Иван Вельц , привила ему особый взгляд. Творцу удавалось проникнуть в душу и северного, и южного ландшафтов. 

"Начало зимы", 1904

Живописец пишет не только ландшафт, мы видим его восприятие прекрасного даже в чём-то вполне обыденном. Удивительны по передаче сложных эмоций такие полотна, как: «Начало зимы» и другие, посвящённые тонкому колориту времён года.

"Первый снег", 1904

В картине «Первый снег» чувство единения личности с природой очень гармонично и точно выражено. 

 Иней.1906 год


"Зимний пейзаж", 1911


Зимнее солнце", 1919

"Зимний пейзаж", 1919 г.

Большая золотая медаль давало  право на заграничную поездку в Италию, Германию и Францию для совершенствования своего мастерства, как это было принято в Академии и неукоснительно выполнялось в отношении талантливых выпускников.

Вид Северной Италии

«Итальянский пейзаж»

Вельц был приверженец классической русской школы пейзажа, близкой Клодту, но он сумел сделать её более живой и реалистичной.

Вплоть до советских времен Вельц продолжал активно работать и оставил множество замечательных произведений. Обширное художественное наследие Вельца хранится во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ХМ Иркутска, Курска, Пензы, Перми, Омска, Днепропетровска и др.

Умер Иван Августович Вельц 22 октября 1926 года, похоронен в Ленинграде.

Сегодня творения живописца можно увидеть в разных городах России. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галереи и даже в Алтайском краевом музее изобразительных искусств в Барнауле. Его картины одинаково блистают и в знаменитых галереях и в маленьких частных коллекциях ценителей искусства.

                   В статье использованы материалы источников №1, №2, №3



"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Сегодня 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
  • :sparkles: :sparkles: :sparkles:
  • Мир стареет в былых надеждах, Но сегодня, как и вчера, На плечах эту землю держат И несут на себе Мастера! Мастера, профессионалы - Те, что в жизни познать смогли Щедрость камня, душу металла, Свежесть формулы, нрав земли. Мастера, мастаки, умельцы, Постигающие до глубин Механизм станка или сердца, Ход смычка или гул турбин. Руки вещие простирая К перекрёсткам звёздных миров, Время движется Мастерами И надеется на Мастеров. К ним взывает нощно и денно. Только - дьявол её возьми! - Приблизительность овладела Торопящимися людьми. Что-то учат, о чём-то знают, В общем - сеют, в среднем - стригут, Приблизительно объясняют, Относительно берегут. Приблизительное уменье - Как сварганенный наспех дом: Если даже не мстит немедля, То обрушивается потом, Откликается после жёстко, Все порывы сводит на нет. Мир погибнет не от обжорства, Не от козней чужих планет, Не от засух, не от морозов, Не от ядерных сверхатак - Он погибнет, поверив в лозунг Добродушный: "Сойдёт и так!" Расползающееся в атмосфере Из квартир, контор и дворов Громовое "А нам до фени!" Наступает на Мастеров. А они стоят, будто крепости, В правоте своего труда. И не могут иначе, и требуются. Срочно! Спешно! Всюду! Всегда!
    • ilya
    • 14 марта 2020 г. 18:47
    Хорошо! :sparkles: :sparkles: :sparkles:
  • Поэт. :clap:
  • Действительно великолепный художник. Жаль, что раньше о нём никогда и ничего не слышал. Вот искусство и надо продвигать, устраивать выставки, рекламировать. Прекрасное лечит душу.