• РЕГИСТРАЦИЯ
Коронавирус. Последние новости

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. Родительские субботы.

46 826

Покаяние в грехах. Николай Лосев - Блудный сын. 1882 г

Псалом 50-й, покаянный

1 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

2 Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.

3 Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну.

4 Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.

5 Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

6 Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

7 Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.

8 Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.

9 Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.

10 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

11 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

12 Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.

13 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

14 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.

15 Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

16 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши.

17 Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

18 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.

19 тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Жил на свете один человек, который больше всего в мире и больше самой жизни своей любил Бога и Его слова. Не так сладок лакомке мед, не так желанны горсти сияющих камней любителю драгоценностей, как сладки и желанны были этому человеку молитвы. Молясь, он пел, ибо любил Бога, а влюбленным свойственно петь. 

Часто хотелось ему, чтобы весь мир пел вместе с ним, и тогда человек этот звал на молитву всю вселенную. «Молитесь со мной горы и холмы, – восклицал человек, – молитесь птицы, звери, солнечный свет и дождевые капли, раскаты грома и мерцающие звезды!» «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

В это время сердце молящегося человека было горячо. Как к котлу, стоящему на огне, не подлетают близко нечистые мухи, так далека от сердца молящегося человека была всякая нечистая и скверная мысль. Но иногда прекращает молитву даже самый горячий молитвенник. Прекратил молитву, стал беспечен однажды и тот, о ком идет наш рассказ. Давид звали его. Он был царь, носящий в груди пророческий огонь.

Этот огонь не горит всегда с одинаковой силой. Однажды вечером, когда пророческий дух не волновал сердце царя, а молитва не согревала его изнутри, Давид «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива» (2 Цар. 11: 2).

Народ говорит, что мужчина любит глазами, а женщина – ушами. В этих словах много правды. Нашу праматерь в раю змей обольстил льстивым шепотом, а царя Давида сверг с высоты святости через око. Давид ввел женщину в свои покои, спал с нею, и она сделалась беременна. А поскольку женщина не была свободна, и муж был у нее, Давид приказал взять этого мужа в самое опасное место шедших тогда боев, чтобы убили его там наверняка. Так углубил царь свое падение и рабство, к цепи блуда добавив цепь убийства.

У евреев не было слова «совесть». Совесть была, а слова не было. Его заменяло выражение «страх Божий» и «память Божия». Если эта память уходила, человек становился бессовестным. Ничто внутри не шептало ему о нравственном законе и об ответственности. Ничто не напоминало, что Бог здесь, и Он все видит.

 Для уснувшей совести становился необходимым пробуждающий голос извне. Такой голос донесся до царя из уст пророка Нафана. Пророк не обличил царя прямо, но описал ему ситуацию, в которой бессердечный богач, владелец множества овец, повелевает забрать единственную овцу у бедняка, чтобы приготовить угощение для гостя. Эта словесная картина была так отвратительна, что царь разгневался и сказал: «Достоин смерти человек, сделавший это» (2 Цар. 12: 5).

О, горе! Горе нам, людям, потому что даже лучшие из нас замечают мелкие детали чужих грехов и остаются слепы к своим собственным злодействам. Оцеживают комаров люди и проглатывают верблюдов, по слову Иисуса Христа.

Пророк Нафан обличает царя Давида. Миниатюра Парижской псалтири Х век.

Когда гнев царя был излит в словах угрозы, Нафан сказал: «Ты – этот человек». И еще много угроз произнес пророк, которые со временем исполнились в точности. А Давид сказал: «Согрешил я перед Господом».

И хотя Нафан утешил царя словами о прощении, раненное грехами сердце Давида стало слезить так, как слезит засоренное пылью око. Покаянный псалом излился из Давидовой души, псалом, который вот уже много столетий читают все, в ком совесть нечиста.

Мессия в начале Евангелия от Матфея назван «Сыном Давида, Сыном Авраама». Авраам жил раньше Давида, но в этом родословии Давид поставлен первым. Это потому, что именно кающиеся люди, плачущие о грехах, подобно Давиду, приходят в чудный мир веры. 

Покаяние – главное условие примирения с Богом. Все остальное придет потом и приложится. Пойдем же, пойдем вслед за согрешившим пророком, чтобы в кратких словах и буквах его плача найти себя самих, свою душу и свою надежду!

Если бы суд земной судил царя, то судил бы он его за грех против Урии и его жены. Первого он убил, а вторую обесчестил. Земной суд требовал бы извинения перед вдовой и материальной компенсации. Вместо этого Давид чувствует себя виновным перед Единым Богом. Его забыл царь и поэтому согрешил. «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал», – говорит царь. 

Мы тоже грешим не почему иному, как потому, что забываем о Боге. Не исполняем краткую по словам и тяжкую по трудам заповедь, данную Аврааму: «Ходи предо Мною и будь непорочным». Кого бы ни обидел человек, что бы ни сделал, всегда он виновен – кроме людей и больше, чем перед людьми, – перед Богом, взвесившим наше дыхание.

Давид пробует оправдаться тем, что рожден он в грехе и зачат в беззаконии. От Адама течет в наших жилах зараза греха. Умножается эта зараза со временем, нет сил остановить ее, и «кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов 14: 4). Но сердце пророка быстро останавливает течение мыслей самооправдывающихся. Не надо оправдывать себя самого. «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140: 4).

Далее молитва царя льется, как один поток покаяния и смиренного сознания своей неправды.

«Окропи меня иссопом, и буду чист…»

«Отврати лице Твое от грехов моих…»

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже…»

«Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня».

«Возврати мне радость спасения Твоего…»

Все это слишком хорошо нам известно. Все это может стать для нас преступно-привычным, таким, что ни слез, ни вздохов не родит душа, хотя знакомые слова читаются часто.

Заметим хотя бы контраст, который должен сопровождать покаяние. «Радость спасения» просит тот, кто ощутил «печаль и горечь погибели». Духа Святого просит не отнимать тот, кто ощутил великую потерю – утрату благодати. Кости сокрушились, уста слиплись и запеклись, сердце почернело и загрязнилось. Лишь потому, что это ярко переживает и чувствует пророк, он просит: «не отними», «возврати», «исцели», «очисти».

Но далее нас ждут находки удивительные. Ободритесь, грешники! Давид говорит: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся».

Что ты говоришь, Давид?! Тебе ли, прелюбодею и заказчику убийства, обращать нечестивых? Есть ли еще кто-нибудь беззаконнее тебя? Кого называешь нечестивым и беззаконным ты, сам нарушивший главные заповеди?!

«Не судите меня, – говорит Давид. – Успокойтесь. Я не дерзнул бы это произнести, если бы Дух Святой не двигал моими устами. Я сказал то, на что никогда бы не дерзнул сам, без содействующей моему покаянию благодати».

Вот он, закон! Если согрешит человек, то пусть кается, а не отчаивается. И если покается, то сможет привести и других к покаянию! Покаявшийся грешник – лучший проповедник. Лучший потому, что не гордится, не унижает беззаконника внутри своей души. 

Лучший потому, что знает душу грешника и знает адское томление внутри ее. Здесь ветхозаветная история достигает высот грядущего Евангелия. Потому что именно отрекшемуся, но покаявшемуся Петру даны ключи рая. Потому что бывший гонитель – Павел – покаялся и больше всех потрудился в проповеди Христова Евангелия.

Увидишь грешника – удержись судить его до времени. Если обратится он, то приведет ко Христу намного больше душ, чем приведут мнимые праведники, склонные к заносчивости и высокомерию.

И еще в одной яркой черте история Давида предвосхищает Новый Завет. В Законе есть жертвы за грех, жертвы повинности и много других жертв. Но царь не ими хочет оправдаться. Сотни овец и волов он принес бы. Лучший фимиам возжег бы. В лучшие трубы повелел бы трубить самым искусным левитам. Вместо этого Давид ищет оправдания в сокрушении перед Богом, в смирении перед Ним: «Жертвы Ты не желаешь… Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».

Еще первый каменный Храм не построен, а уже звучит слово о том, что не жертвой, а смирением оправдывается человек. Неужели бесполезен будущий Соломонов труд? Нет, не бесполезен. Храм нужен, и он будет построен. Но жертвы Храма – жертвы прообразовательные. Они лишь – тени и образы. На Христа они указывают, но поверит в Христа не тот, кто усерден к жертвоприношению, а тот, кто носит в себе смиренный помысел и осознает себя грешником, нуждающимся в помиловании.

Псалом этот важен чрезвычайно. Его стихи вошли во святое святых литургии – в Евхаристический канон. Этот псалом читается в домашних молитвах, в чине утрени, в последовании третьего часа, в чине исповеди, в панихиде и всевозможных молебных пениях. 

Особенно в Великий пост слышны часто в церкви от лица молящихся произносимые слова: «Яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, во велицей милости Твоей!» Но главное – им, псалмом покаянным, утешают свою душу и укрепляют ослабевший и унывающий дух все, кто согрешил, кому тошно от содеянного; все, чье сердце измучено тайными недугами.

Покаянием своим Давид ведет нас к вере в Того, Кто пророчески назван Сыном Давидовым – к Господу Христу. Эта спасительная вера не бывает жива и действенна у тех, кто не кается, кто не прислушивается к тому, к чему призвал нас начавший проповедь Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Псалом 50: толкование

Покаяние

Мотив исповеди, покаяния, сердечного сокрушения является центральным в 50-ом псалме. В первых строках Давид выражает своё упование на великое милосердие Бога и просит о прощении, очищении от грехов. Царь осознаёт тяжесть своих прегрешений и покоряется праведному и справедливому суду Всевышнего. Давид также говорит, что был зачат во грехе. Но это не самооправдание, а горькое признание несовершенства человеческой природы, и слабости которой он поддался, нарушив Божий Закон.

Стремление к очищению

Далее Давид признаёт, какую честь Бог оказал ему, наделив когда-то пророческим даром, просветив и явив через него Свою мудрость. Чтобы описать столь желанное духовное очищение, царь прибегает к различных символам и сравнениям. Так, Давид сравнивает очищение души с окроплением её иссопом.

Иссоп – это растение, которым как кистью окропляли кровью жертвенных животных осквернённую одежду и предметы. Без этого обряда они считались негодными к употреблению. Также Давид говорит, что чистая, наполненная благодатью душа белее снега. Он просит у Бога утешения и обновления его духовного естества.

Надежда на Бога

Во второй половине псалма царь Давид говорит, что, очистившись, он сможет продолжить своё служение Богу и людям в качестве пророка. Главной жертвой Богу он называет смиренное и сокрушенное сердце. Спасение невозможно без осознания своей греховности и искреннего покаяния.

В последних строках псалма обращенная к Богу просьба возродить стены Иерусалима и службу в Храме. Среди учёных-библеистов и богословов есть мнение, что концовка псалма была добавлена во времена Вавилонского пленения еврейского народа, случившегося уже после смерти царя Давида. 

Эти слова выражают раскаяние народа за свои прегрешения, по которым Бог попустил пленение.

50-ый псалом как часть богослужения

Псалом 50 наглядно показывает состояние покаявшегося грешника. Он даёт нам пример глубокого смирения и искреннего сокрушения, без которых невозможно спасти душу. Этот псалом используют в различных молебных пениях, в последовании третьего часа, в чине исповеди, в панихиде.

Отдельно стоит упомянуть, что дьякон тайно читает покаянный псалом во время каждения храма.

Когда читают покаянный псалом 50

Псалом широко употребляется верующими и в домашней молитве, когда душа плачет о своих грехах и нуждается в утешении и прощении. Особенно актуален псалом в период Великого Поста.

Каждому православному христианину стоит знать этот псалом наизусть и прибегать к нему после греховных дел, мыслей и в момент сожаления о своих ошибках.

50-ый псалом также входит в ежедневное утреннее молитвенное правило и последование ко Причащению. Чтение псалма помогает верующему найти в покаянии Давида повод для собственного покаяния, а в уповании царя на Бога увидеть надежду и на своё очищение от грехов, спасение души.

Истинное покаяние в православии через Таинство Исповеди позволяется причаститься Телу и Крови Иисуса, наполниться его силой и благодатью, получить вход в Царство Небесное.

Священники о раскаянии

По словам Исаака Сирина искреннее раскаяние является широкими воротами для Божией благодати, и другого пути нет.

Силуан Афонский утверждал, что тому, кто невзлюбит свои греховные дела, Бог простит все прегрешения.

В своих «Письмах духовным детям» игумен Никон умолял оставшихся на земле православных верующих постоянно каяться, считая себя грешными мытарями, умоляя Бога о милости.

В книге «Пути ко спасению» Феофан Затворник пишет, что через раскаяние грешник учится любить ближнего, ведь при прощении уже нет гордости и превозношения, а если есть, тогда нет покаяния. Каждый проверяет себя сам.

Большое значение покаянию придавал и игумен Гурий, утверждавший, что только раскаянием можно очистить существующий мир.

Святой Ефрем Сириянин сравнивает покаяние с горнилом, в огне которого переплавляются простые металлы, а выходит золото и серебро.

Иисус оставил на земле две основных заповеди — любовь к Богу и человеку.

Только ангелы не падают, а бесы не могут подняться перед Творцом, а человеку дано как падать, так и пониматься. Человеческое падение не является приговором на всю жизнь. Иисус через прегрешения воспитывает христианский характер, которому свойственны:

покаяние;

послушание;

терпимость;

поклонению Богу;

любовь к ближнему.

Не родился еще на земле, кроме Спасителя Иисуса Христа, человек, который бы прожил свою жизнь в полной святости, не согрешая.

Ярким примером может быть жизнь апостола Петра, в гневе отрубившего воину ухо, преступив через повеления Иисуса, которого потом трижды отрекся. Христос, видя искреннее раскаяние Своего учения, сделал его краеугольным камнем христианской церкви.

Только в мертвых сердцам не живет стыд, сожаление о содеянном, раскаяние и понимание тяжести проступка. Как только человек кается, на Небесах поют ангелы. (Луки 15:7)

Нераскаянный грех подобен болезни, если сразу не избавится от пагубных привычек, то со временем сгниет все тело. Поэтому откладывать раскаяние на потом очень опасно.

  Не забываем о Родительских субботах  Великого поста

«Родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. В эти дни в храме после Литургии совершают особую заупокойную службу — панихиду.

На протяжении всего Великого поста очень мало дней, когда возможно совершение полной Литургии, а значит, и главной церковной молитвы об усопших. Чтобы не лишать умерших молитвенного предстательства в этот период, Церковь установила три особых дня для молитвы о них.

2-я неделя Великого поста — 14 марта

3-я неделя Великого поста — 21 марта

4-я неделя Великого поста — 28 марта


По материалам статей 1, 2, 3.







Мир прекрасен

    Гонконг не Крым, Китай не Россия

    Гонконг вновь вышел на баррикады. Дракон напрягся и приготовился к прыжку. Возможен ли в Гонконге крымский сценарий? Вчера был невозможен, но тут пришёл на помощь Госдеп, планами к...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      О прощении. Земля - больница

      Вы когда-нибудь пробовали с людьми, далекими от веры, говорить о любви к врагам? Неблагодарное и даже опасное это дело, но мне довелось однажды. Тема лекции по философии была о прощении. Среди студентов не было воцерковленных людей, и когда я привела пример прощения разбойников Серафимом Саровским, на меня посмотрели, мягко говоря… Н...
      679

      Екатеринбург. УрФУ. Памятники и жанровые скульптуры.

       Урал! Завет веков и вместе -Предвестье будущих времён,И в наши души, точно песня,Могучим басом входит он -Урал! Опорный край державы,Её добытчик и кузнец,Ровесник древней нашей славыИ славы нынешней творец.Когда на запад эшелоны,На край пылающей землиТот груз, до срока зачехлённый,Стволов и гусениц везли, -Тогда, бывало, поголовноВесь фронт огромн...
      1471

      "Не плачь, не плачь." Письма с фронта и необычный памятник Победы

      Здесь никогда не было войны. Немецкие танки не «утюжили» деревенские избы, самолеты не бомбили тихие улицы маленького городка. Не прятались в подвалах и погребах мирные жители, не гасили на ночных крышах бомбы-зажигалки… 7623 жителя Мышкина и окрестных деревень ушли на фронт, 4654 из них не вернулись домой.Мемориал Победы в городе Мышкин расположен вдал...
      1362

      Праздник иконы Божьей Матери "Нечаянная радость".

      22 декабря (9 декабря по старому стилю) и 14 мая (1 мая по старому стилю) Православная Церковь совершает празднование иконе Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость".История написания этой иконы связана с преданием о чуде, описанном святителем Димитрием Ростовским в начале XVIII века в книге "Руно орошенное" (1680).Икона Божией Матери ...
      1163

      Ратники Воинства Христова. Русские священники в Великой Отечественной войне

      Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Статистики никто не вел. Но батюшки не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды – почти сорок с...
      1261

      Сила отцовской молитвы

      Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; (от Матфея 7:7)В том, что молитва материнская со дна моря достать может, православных христиан убеждать не надо. Тому примеров столь много, что каждый, наверно, сам знает подобный случай. Жаль, нет такой пословицы про молитвы отцов. Не в последнюю очередь, наверно, потому, чт...
      1598

      Памятники и скульптуры Екатеринбурга

      Екатеринбург является самым крупным мегаполисом на Урале. В 2019 году город отметил 296 лет со дня основания. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, по берегам реки Исети. НабережнаяОснован 7 ноября (18 ноября) 1723 года, как железоделательный завод. Имя дано в честь императрицы Екатерины Первой. Екатеринбург входит в...
      1725

      28 апреля - Радоница. День особого поминовения усопших.

      Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.       Радоница 28 апреляРадоница — день особого поминовения усопших, который приходится на 9-й день после Пасхи, т.е. на вторник Фоминой седмицы. Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близк...
      1336

      О воле Божией и заблуждениях человеческих. Дивеевские истории

       Первое воскресенье по Пасхе именуют Фоминым (Неделей о Фоме) или Антипасхой.Завершая само Пасхальное торжество последующей седмицей, Св. Церковь продолжает празднование его ещё 32 дня – до самого праздника Вознесения Господня. Весь этот отрезок времени (40 дней после Пасхи) также считается Пасхальным, и всё это время православные христиане приветс...
      1650

      Республика Алтай. Горный край озёр и ледников (+ видео)

      Республика Алтай. Здесь возвышается крупнейшая гора Сибири, и проходит одна из самых живописных дорог мира, археологи находят в курганах древние артефакты.Большинство россиян не видят особой разницы  таких географических местностей как Алтайский край и Республика Алтай.  Разберём в чём здесь разница. Алтайский край или просто Алтай представляе...
      4954

      ПАСХА! Со Светлым Христовым Воскресением!

        Тропарь праздникаХристос воскресе из мертвых,смертию смерть поправи сущим во гробех живот даровав.Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви х...
      1635

      Распятие и смерть Иисуса Христа

      Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду ...
      1934

      Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери

      «Постимся постом, приятным, благоугодным Господеви:истинный пост есть злых отчуждение,воздержание языка, ярости отложение,похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления.Сих оскудениепост истинный есть и благоприятный»Среди дней Страстной седмицы Великий четверг занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса ...
      858

      Просто потому, что Он позвал

      В понедельник, 13 апреля 2020 года, начинается самая суровая неделя Великого поста – Страстная седмица, в которую церковь вспоминает о страданиях и смерти на кресте Иисуса Христа.Страстная седмица – самая скорбная, самая трудная во всем церковном году. И хоть живет уже сердце предощущением Воскресения, хоть вот-вот и ворвется в нашу жизнь снова его рад...
      1019

      Лазарева суббота: мы все воскреснем

                 "Воскрешение Лазаря". Нестеров М. 1899      Лазарева суббота - 11 апреля.Малой Пасхой и предвестницей Воскресения Христова называют Лазареву субботу. Для нас это действительно так. Ведь мы знаем, чем заканчивается евангельская история. По иному понимался в умах и звучал в сердцах факт воскресе...
      1108

      Свято-Троицкая Сергиева лавра

      Тысячи людей со всего света приезжают в Троице-Сергиеву лавру - в монастырь, который семь веков назад основал преподобный Сергий Радонежский. Что мы знаем об истории этой великой святыни России? Какую роль она сыграла в судьбе нашего Отечества?Возрождение страныОсновал монастырь преподобный Сергий Радонежский в XIV веке. Жил святой очень скромно, молилс...
      2136

      День Благовещения Пресвятой Богородицы

       Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля 2020г. Во вторник, 7 апреля, Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.Благовещение означает «благая», или «добрая» весть. Смысл праздника Благовещение Пресвятой БогородицыМитрополит Сурожский Антоний:«Благо...
      1212

      Удивительное плато Путорана

      Путора́ — сильно расчленённый горный массив, расположенный на северо-западе Среднесибирского плоскогорья. Плато Путорана — грандиозный горный массив Заполярья, расположенный на северо-западе Сибири между двумя великими реками — Енисеем и Леной. Площадь плато составляет 250 тыс. км² (сравнима с территорией Великобритании).Среднесибирск...
      3011

      Неизвестный Айвазовский. Завораживающие зимние пейзажи

      Зимний пейзаж. И. Айвазовский, 1874 год. | Фото: history-of-art.livejournal.com.Айвазовский не любил холод. И обожал писать море. Но его картины со снегом и без моря тоже чудо как хороши!Чтобы передать «суровое дыхание» зимы, художник использовал в картинах синие, серые, розовые, небесно-голубые оттенки. При взгляде на некоторые полотна, кажется, что во...
      2514

      Лишь бы совершалась Евхаристия

      Сейчас многие атеисты переживают за здоровье верующих по поводу инфицирования в Храмах при причастии, прикладывания к иконам во время  коронавируса. Я лично с этим столкнулась на КОНТе в комментариях к статье Агаповой https://cont.ws/@id44562772/1618693. В своем комментарии я поделилась, что вчера в  воскресенье была на службе в свое...
      691
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика