Истинного пастыря укажет любовь

54 1358

Троице-Сергиева Лавра

     Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве

Статья написана в связи с поднявшейся дискуссией относительно места психологии и PR-технологий в духовных школах.

                         Архимандрит Кирилл (Павлов)


                  Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото: stsl.ru

«Истинного пастыря укажет любовь; ибо из любви предал Себя на распятие Великий Пастырь». Так говорил о пастырстве преподобный Иоанн Лествичник. 

Не психологические приемы и трюки, не философские рассуждения, не PR-технологии, а чистая, беззаветная любовь, радость о чаде и искреннее переживание о нем же. И еще – всецелая верность Христу.

Да и каждый из нас с радостью побежит на исповедь к пастырю открытому, сердечному, жертвенному, а не к тому, который станет вершить над тобою психоанализ, исследовать тебя по психологическим методикам словно подопытного кролика.

Пастырство – дар Духа, и потому оно немыслимо без духовного делания. Недостаточно принять священный сан. Важна жизнь – внутри, в сердце. Без жизни никакая методика, никакие технологии не помогут.

Из личных воспоминаний: первые встречи с отцом Кириллом (Павловым)

Прошло уже почти 30 лет, но как же живы воспоминания!

Вот я, 17-летний подросток, вызван к проректору. Каких-то два месяца назад поселился в стенах Лавры (семинария для меня неотделима от обители преподобного Сергия).

Меня не приняли в семинарию учиться – не прошел по конкурсу. Но позволили остаться кандидатом на место – несказанное счастье. Ежедневно молитва, послушания, немного времени на чтение, но оно всё же есть. С молитвой Иисусовой и дружной взаимовыручкой мы трудились всюду, куда нас посылали. 

Жизнь внутри Лавры сразу же стала единственной подлинной жизнью, а всё остальное – как будто и вовсе не жизнь. Идти под звон колоколов вдоль древних стен с огромной тележкой, на которой в баках соленые огурцы или помидоры для семинарской трапезы, – это наполняло душу непередаваемой радостью.

Основное послушание для меня – дежурство на 2-й проходной, в белой будочке с зелеными воротами. Через них и по сей день въезжает и заезжает академический транспорт.

Но вот я вызван к проректору. Кто-то из соработников успел мне шепнуть про недовольство академического руководства. С трепетом вхожу я в кабинет. Проректор смотрит строго. 

По его лицу видно, что он рассержен не на шутку и то, что он сейчас скажет, не является всплеском минутных эмоций. Однако то, что я слышу, потрясает меня с головы до ног. Во мне леденеет дух. Ибо он говорит самое для меня страшное:

– Мы вас уже не примем учиться в семинарию. У вас там, на второй проходной, постоянно семинаристы через ворота бегают. Сколько раз уже говорили: ворота предназначены для транспорта, они хозяйственные, а вы через них пропускаете учащихся. И это значит, вы неспособны выполнять послушание ответственно.

– Простите… Извините… – робко пытаюсь выговорить я, чувствуя, что почва уходит из-под моих ног.

Священник Валерий Духанин

Но проректор непреклонен. Его голос становится еще строже, в нем чувствуются ноты отвержения:

– Нет. Решение уже принято. Хотите – оставайтесь, хотите – уезжайте, но в семинарию мы вас уже не возьмем.

Внутри всё оборвалось. Последующие годы мне лишь подтвердили ту истину, что наше руководство не бросает слов на ветер. И если проректор сказал: «Никогда не возьмем» (а в те времена конкурс при поступлении составлял четыре человека на место), то обойти слова эти как вообще возможно?..

Ни жив ни мертв вышел я из кабинета и кинулся к телефонной комнате (мобильная связь распространилась лишь через десять лет), чтобы сообщить родителям, которые и так не особо одобряли мой жизненный выбор, о том, что всё кончено. 

Но повстречавшийся знакомый студент А.Ш., ныне игумен Д. в той же академии, сказал: «Да ты подожди. Сходи к отцу Кириллу. Его слово и благословение – это же очень важно».

К нашему старцу – архимандриту Кириллу (Павлову; † 2017) – я уже как-то пытался попасть. Еще не зная его толком в лицо (это сейчас чью угодно фотографию можно найти в интернете), я как-то после службы специально пришел к проходной, ведущей на братскую территорию.

 Наивно спросил, можно ли попасть к отцу Кириллу, на что получил ответ, что нельзя, так как батюшка на службе. Оставшись ждать, через какое-то время я увидел высокого, худого монаха с очень светлым взором, в лице которого сияли радость и любовь, шедшего от Успенского собора к проходной в сопровождении человек двадцати мирян.

Через проходную постоянно кто-то выходил и заходил. Но обратил внимание я именно на него. На сердце стало тепло, что-то внутри сказало: «Это он». Но поскольку батюшка шел в окружении людей, я не решился подойти к нему. 

И только когда вся процессия уже скрывалась за дверью, я поспешил спросить дежурного: «Это отец Кирилл?» Он утвердительно кивнул головой. Стрелой кинулся я к проходу, где только-только скрылся последний мирянин из процессии, но дежурный ловко захлопнул внутреннюю задвижку перед моим носом, и дверь так и осталась для меня затворенной. 

В недоумении смотрел я на дежурного. А он спокойно пояснил: «Кто с батюшкой вместе прошел, тот и прошел». Так, оторвавшись на каких-то несколько метров, я не смог попасть к самому любимому мной старцу.

Но теперь решалась моя судьба. К старцу надо было попасть непременно. Уже и не помню, как это получилось (где-то в моих старых дневниках это всё же записано). Помню, что преподобного Сергия я умолял позволить мне попасть к батюшке. 

И преподобный Сергий позволил.

У мощей прп. Сергия Радонежского

Тихий лаврский вечер. Мы, семинаристы и несостоявшиеся вроде меня учащиеся, пришли к батюшке на исповедь. Он выглядывает из кельи, смотрит ласково и как-то не по-земному смиренно. Такого смирения, как у отца Кирилла, я впоследствии ни у кого не встречал. По-доброму и немного удивленно он спрашивает: «Вы все ко мне?» Он радуется пришедшим.

Мы заходим внутрь. Начинается общая исповедь. Голос батюшки поражает какой-то неземной тишиной. В этом голосе – и скромность, и безмолвие сердца, и отсутствие земных страстей, и наполненность какой-то удивительной, еще непонятной мне жизнью. 

На отпусте батюшка смотрит на каждого из нас и произносит имена наших небесных покровителей. «И откуда он знает, что мое имя Валерий?» – удивляюсь я, когда он, глядя на меня, упомянул мученика Валерия.

Но вот мы выходим в коридор и заходим к батюшке по одному.

Это переживание рождалось всякий раз, когда я оказывался в келье отца Кирилла. Ты как будто окунаешься в море тепла и любви, непередаваемой доброты, но при этом и священного страха, благоговения, словно райская гармония из Небесных обителей пролилась светлым лучиком туда, где наш батюшка. В тебе замирают страсти, а сердце открывается, не боясь рассказать самые сокровенные тайны.

Исповедуюсь. Каюсь от самого сердца. Каюсь, в частности, в том, что страдаю гордостью. «А вот гордости надо особенно остерегаться», – произносит батюшка с состраданием и слушает дальше. Затем рассказываю про свою беду, про слова проректора. Отец Кирилл тихо, но как-то очень ласково и в то же время твердо говорит: «Всё будет хорошо. Всё решится». Он произносит это так, как будто ничего вовсе и не случилось, как будто вопрос о моем поступлении в семинарию уже решен. 

Меня он благословляет учиться в семинарии. А после исповеди он подводит к столику и, посмотрев на меня еще раз, словно прозревая мою будущую жизнь, со словами «Эх, Валера, Валера…», вручает мне маленькую металлическую икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Эту икону я пронес через всю свою жизнь.

Еще он сказал: «Надо было решительнее подходить. Надо проявлять решительность». Так он объясняет мою несостоявшуюся первую встречу. Признаюсь, во всей последующей жизни я так и страдал этим недостатком, вплоть до сего дня.

Вскоре после исповеди у отца Кирилла совершилось первое чудо: меня зачислили в семинарию. Как это совершилось? Почему? Что подвигло руководство принять такое решение? Для меня было очевидно одно – всё решила молитва и благословение батюшки.

                              Еще об отце Кирилле

У нас не было ни мобильных телефонов, ни интернет-связи. Но едва отец Кирилл появлялся в Лавре, как тут же все по цепочке сообщали друг другу эту радостную весть. Тут же собирался народ – в алтаре, где батюшка появлялся, в его келье (на молитвенное правило днем или на общую исповедь вечером) или в особом отведенном помещении за проходной. И не было в Лавре и Московских духовных школах ни одного человека, который не прислушался бы к слову отца Кирилла.

Помню, накануне праздника преподобного Сергия я попал к батюшке, как оказалось, вместе с приехавшими на праздник архиереями. Митрополиты, весьма почтенные владыки, тут же и я, ничего не значащий семинарист. Владыки настолько ценили его, что сами, словно низшие по сану, складывали ладони крестообразно и, склонив головы, просили у него благословения. 

Но более всего меня удивило, что батюшка и мне радовался такой же искренней радостью, как и пришедшим архиереям. И таким любящим чистой, искренней любовью он был абсолютно ко всем.

Мы не жалели его. Нам казалось, что раз он – старец, значит, всё снесет, вытерпит, вытянет. Шли и грузили его бесконечными бедами, переживаниями, заботами и печалями. И он, действительно, сносил и терпел. Мы уходили с облегчением, со свободной душой и какой-то непередаваемой радостью. 

Не раз батюшка выручал в критической ситуации. А его здоровье стало сдавать. Монастырское руководство ограничивало доступ к нему всё строже и строже. Это была естественная забота о жизни и здоровье старца, а мы осуждали руководство за «гонения на старца».

Троице-Сергиева Лавра

Наш мир весьма ограничен. И пространство и время имеют границы, которые весьма неудобны для нашей души, созданной ради вечного Неба. И вот эти границы неприятно заявляют о себе, когда мы только-только обрели старца, благодатного духовного отца. Не втиснутся в келью к батюшке 150 человек, и за сутки батюшка не выслушает всех жаждущих при всем своем желании. 

Пространство и время не позволяют нам этого. Но когда отец Кирилл был в Лавре, все знали, что с нами духовный отец, старец и, значит, ради самого его присутствия Господь не оставит нас. Пока батюшка в Лавре, никто из нас не сирота, не беспризорник.

В чем гений старчества отца Кирилла? Он всех нас объединял. Потому что любил каждого так, как будто только этого человека и ждал. Ни разу я не слышал, чтобы он кого-либо осудил. О каждом он говорил что-то доброе, так что все обиды друг на друга прекращались. Для каждого находилось что-то свое, сердечно-теплое. И потому в присутствии отца Кирилла все разделения прекращались.

Много священников добрых, но эта наша доброта – человеческая. Много здравомыслящих, способных дать трезвый и взвешенный совет, но и это – во многом жизненный опыт. 

У отца Кирилла доброта, любовь, рассудительность были какими-то неземными, Божиими.

                                                                     Священник Валерий Духанин

Источник



Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • БЛАГОДАРЮ !
  • Спаси Господи!
  • Спасибо большое! Зачитался! Так тепло написано. Даже другими глазами как бы взглянул на эту Лавру, где когда-то давно, в студенческие годы, пришлось побывать. :thumbsup: +++
  • Спаси Господи! :cry:
  • - И всё то у них божие...