Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться

62 1569

Одним из самых влиятельных духовных писателей XIX века был Святитель Феофан Затворник, ставший великим учителем христианской жизни. 

Выдающийся духовный писатель, святитель Феофан составил толкования на воскресные Евангелия, на послания апостола Павла, на 118-й псалом. Значительное место в его наследии занимают труды по нравственному богословию. 

Известная нескольким поколениям православных читателей книга "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?" обращена к мирянам, ищущим спасения во Христе.

         Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894), 

 Святитель Феофан и молитва впечатлительного человека

К святителю Феофану Затворнику обратился один мужчина с тем, что у него не идет молитва.

- Я и много молитв вычитывал, и наизусть заучивал и произносил, и колено преклонно, и дома, и в Храме, и у икон, и у Евангелий, и со слезами, и чувствами, и без, но чувствую, что молитва не идет. Что не так, Владыко? Что мне делать? Не хочу терять время на пустое. Иногда приходит даже желание оставить молитву, коли она не идет совсем…

Увидел мудрый святитель в мужчине том большую сентиментальность, которую можно описать одним выражением: душевный человек. Это значит и сентиментальный, и впечатлительный, и эмоциональный. Но в духовной жизни мы не в душевности, а духовности возрастаем. И недаром молитву, главное дело духовной жизни именуют еще «дыханием духа».

- Не идет молитва потому что ее нет.

- Как нет? – мужчина возразил эмоционально – я много молитв читаю и произношу.

- Вы лишь настраиваетесь на молитву, но, верно, не приходите в нужное молитвенное состояние.

-?

- Скажите, а бывает ли так, что Вы и вовсе не читаете молитвы, пропуская утреннее или вечернее правила?

- Да. Иногда устаю, не хватает сил вечером. А иногда утром настроения нет.

- Вы исходите из настроения при чтении молитв?

- Да, а как же. Стараюсь читать их в хорошем настроении.

Тут святитель Феофан еще раз подтвердил догадку, что перед ним душевный, эмоциональный человек, а молитва это не душевное, но духовное делание. И сказал он человеку:

- Сделайте вот что: выделите строгое время на утренние и вечерние молитвы. И сделайте это своей твердой традицией, не от настроения зависящей. Как питье таблетки по часам, так и молитвенное время сделайте таким же. И как бы не было трудно или не хотелось – понуждайте себя в это время читать, произносить молитву. Если не смогли, отвлекли дела – вернитесь позже, но сделайте. Важно не конкретное время начала и окончания молитвы, например, с 10 до 10:30 или с 18 до 18:30, а продолжительность этого промежутка времени молитвы. Например, 20 минут утром и 25 минут вечером.

- Да, Владыко.

- Второе. Не старайтесь читать вдохновенно, восторженно. Напротив, старайтесь уходить от всех эмоциональных состояний. Прежде, чем молитва наполнится чувством, она должна спокойно и осмысленно наполнить ум. Это важное условие молитвы. Она идет как бы сверху вниз, от головы к сердцу - путь ее. Внимательно, не торопясь, читайте или произносите, думая о смысле прошений и слов молитвы, а не себе и своих чувствах, обстоятельствах жизни.

- Хорошо, Владыко. Я попробую.

- Третье. Подберите молитвы в молитвенное правило и периодически их меняйте. Молитва не должна быть равнодушной. Может быть Вам и чаще придется менять одну молитву на другую в своем правиле. Но это должна быть сильная для Вас молитва, сильная своим прошением, своим духовным переживанием. Не по эмоциям сильная, но по смыслу прошения.

- Владыко, а если будут приходить чувства какие в молитве, как их отогнать?

- Вчитываясь умом в молитву. Думая над словами ее. Думая над словами и читая неспешно и внимательно и чувства отгоните прочь. Если не получается, чувства захлестывают - остановитесь, переведите дыхание, настройтесь на умный смысл молитвы и продолжайте читать ее умом.

- Хорошо, Владыко.

Ушел мужчина, стал практиковать такую молитву.

Месяца через три он вновь приходит к святителю Феофану.

- У меня стало получаться, Владыко. Я стал твердо следовать времени молитвенного правила, уделял внимание словам молитвы и менял молитвы. И знаете, что случилось?

- Скажите.

- У меня стали появляться другие чувства после молитвы, другие по качеству. Более теплые. Я перестал узнавать свои чувства. В них не было яркости той, что раньше, но стала появляться теплота и, я бы заметил, уравновешенность.

- Так и продолжайте, но не думайте о чувствах и своих состояниях, и у Вас появится еще много удивительного в молитвенном опыте – благословил святитель Феофан.

Вскоре, действительно, благодаря применению правильной, духовной молитвы, человек освободился от впечатлительности, лишней сентиментальности, обрел большую внимательность ума при молитве и душевное равновесие. Молитва пошла, стала работать. И это были ее первые важные плоды ее. Дальше – больше

                            5 цитат святителя Феофана 

- Читать для знания - одно дело, а читать для назидания - другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок.

- Я - христианин, - говоришь ты и успокаиваешься на этом. Но уясни себе, что значит быть христианином, а не казаться только им; уясни себе обязанности христианина, возлагаемые на нас Святым Евангелием, сличи себя с сим идеалом, - и ты увидишь, насколько неосновательна опора твоего заблуждения.

- Себя пожаление идет заодно с самоугодием и вообще с самолюбием и есть корень всех послаблений, опущений, равнодушия и беспечности. Слыхали вы фразу: живущий в нас грех? — Вот он-то и есть саможаление, со свитою его. Если будете поблажать ему хоть иногда, то это всегда будет как параличом разбивать всякое предшествовавшими трудами стяжанное добро.

- Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего — очистить себя от страстей.

- Мера наша вот какая: когда чувствуем, что кругом нечисты и что спасение нам только от великой милости Божией, то и хорошо. Как скоро начнем присвоять себе хоть малую частичку праведности, это худо. Тут скорее надобно поднимать сварливую брань на себя.

                 Наставление о нерассеянной молитве 

   Главное занятие вступившего на истинный путь – молитва.

Выдержки из письма, приведенные в статье, епископ Феофан пишет молодой девушке, "которая замуж не хочет, но и в монастырь не собралась с духом".  

Эти письменные советы и наставления, проникнутые отеческой любовью, многих спасли от духовной смерти и многих возродили к новой жизни; они и сейчас укрепляют в нас духовную ревность, направляют нас на путь истины, способствуют совершенству в богопознании и богоугодной жизни и дают надежду на спасение.

Как верно Ваше заключение: «Так, выходит, все дело в молитве!» Да, в молитве. Молитва для самонаблюдения – барометр духовный. Барометр определяет, как тяжел или легок воздух, и молитва показывает, насколько высокоходен или низкоходен дух наш в его обращении к Богу. И молитесь, как начали. 

Почаще становитесь пред своими иконами в продолжение дня и кладите всякий раз по несколько поклонов, поясных и земных. Пасть на колени и класть поклоны еще лучше. Никто ведь не видит, кроме Господа. Молитвы утром и вечером – своим чередом. 

В те часы побольше надобно – так, как у вас положено; а в эти частые припадания ко Господу понемногу; не так, однако ж, как обычно знакомым при встрече: кивнуть головой – и довольно. Усердие, впрочем, всему научит, которое и подогревайте всячески.

Но никогда не забывайте, что существо молитвы есть ума и сердца возношение к Богу, ибо Бог везде есть. И святой Пророк учил свою душу: «На всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа!» (Пс. 102, 22). 

Больше всего к этому располагать может, как я уже писал, память о Боге, а вы еще лучше прибавили: любовь к Богу. Благослови, Господи, вас на это – на исключительную любовь к Господу. Но и к возлюблению Господа путь есть память о Нем с углублением мыслию в Его Божеские свойства и действия. 

К памяти Божией надо себя приучать, и средство к тому, как писал, – краткая молитовка, непрестанно в мысли повторяющаяся:        «Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!» Вот вы уже начали ее – и продолжайте; сидя, ходя, делая что или говоря, при всяком случае и во всякий момент все держите в мысли, что Господь близ, и взывайте к Нему из сердца: «Господи, помилуй!»

Говорите, что рассеиваетесь мыслями. Вдруг нельзя; надо потрудиться, пока установится навык пребывать неисходно внутрь сердца пред Господом. Я, кажется, уже говорил вам, чтобы, как только заметите, что мысли разбежались, ворочать их назад и чтобы произвольно и сознательно никогда не позволять им блуждать. 

Это не во время только молитвы надо исполнять, но и всегда. И поставьте себе законом: с Господом всегда быть умом в сердце и блуждать мыслям не позволять, а, как только уйдут, опять ворочать их назад и заставлять сидеть дома, в клети сердца и беседовать со сладчайшим Господом. 

Постановив такой закон, нудьте себя верно исполнять его, браните себя за нарушение, штрафы на себя налагайте и Господа молите, чтобы помог вам в сем наинужнейшем деле. Если будете трудиться усердно, скоро успеете. Условия успеха следующие:

 1) непрерывность такого делания, постоянство в нем. Не так что начали и бросили, начали и бросили, а так: начали, да уж и тяните до того, пока успех придет. И во всяком деле успех зависит от постоянства труда; 

2) чтобы оно было, надо вооружиться терпением и самопринуждением. Придет разленение, желание послабить, даже сомнение, уж нужно ли так делать, – гоните все это и, как положили, нудьте себя на дело сие; 

3) чтобы и это было, воодушевитесь надеждою и упованием, что Господь, видя труд ваш над молитвою и усердие, с каким вы ищете навыка в ней, даст вам, наконец, молитву, и она, утвердившись в сердце, будет сама бить оттуда ключом. 

Сей блаженнейший плод есть плод труда молитвенного! Чаяние его воодушевляло всех молитвенников, и получение его было для них источником непрестанного блаженства духовного, радования и покоя сердца в Боге. 

О, да дарует вам Господь плод сей! Но без труда не даст, труда постоянного, самопринудительного, терпеливого, уповательного. Мужайтесь!

Чем более будете утверждаться в памяти Божией, или в умном предстоянии Богу в сердце, тем все более и более будут улегаться и мысли и менее блуждать. Внутреннее упорядочение и успех в молитве идут вместе. 

 По материалам статей:

1. https://zen.yandex.ru/media/id...    Молитва впечатлительного человека

2. https://foma.ru/feofan-zatvorn... 5 цитат святителя Феофана

3. https://azbyka.ru/otechnik/Feo...  Наставление о нерассеянной молитве

4. https://predanie.ru/book/68242... Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться


Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Обсудить
  • Спаси Господи!
  • " Самосожаление кривит все наши дела" Мудрые слова, в жизни так оно и есть.
  • Куда человек может зайти без Создателя? Направление известно...
  • "- Вчитываясь умом в молитву. Думая над словами ее. Думая над словами и читая неспешно и внимательно и чувства отгоните прочь". :sparkles: :sparkles: :sparkles: Спаси Господи!
  • Господи, буди милостив к нам грешным. Молиться со вниманием и от души тяжело ... мысли скачут как скакуны .... постоянная борьба идет в молитве с самим собой. Иногда даже устаешь помолившись 20 мин. Помоги нам Отец наш небесный!!!