Великие Реки России. Амур - река Черного дракона

116 4166

Амур – одна из величайших рек, самая большая по площади водосбора река Тихого океана (чуть больше 1,8 млн км2),  самая большая по площади водосбора река Тихого океана (чуть больше 1,8 млн км2). Даже самая многоводная река Евразии Янцзы немного уступает Амуру в этом.

Амур  протекает по территории трех государств: России (Хабаровский край, Амурская область, Еврейский АО), Китая и Монголии.

Её название имеет тунгуско-манчьжурские корни, слова «амар», «дамур» означали «большая река».  По-китайски  будет Хэйхэ - Чёрная река, но чаще на том берегу уважительно зовут её Хэйлунцзян. По площади бассейна, а это 1855 тыс. км2 (более 54 % находится в пределах России), ей отдано четвертое место среди российских рек и десятое в мире. 

 Бассейн Амура

Китайское название Амура – река Черного дракона, что поэтично  и географично отражает образ строения Амура, морфологию и топологию его главных частей от истоков до устья, важные особенности гидрологического режима и его основные паводкообразующие районы. 

                                                                             

   "Хвост" Черного Дракона находится в степях Монголии и Даурии, "туловище" лежит в четырех российских регионах и в одной китайской провинции. Две левые "лапы" дотягиваются до самого Станового хребта, где берут начало притоки Амура - Зея и Бурея, а две правые "лапы" - притоки Сунгари и Уссури - в Китае и в Приморье. На Нижнем Амуре (участок Хабаровск – Николаевск-на-Амуре) расположена шея дракона.Голова" Дракона упирается в Охотское море, и он "пьет воду" Татарского пролива.

 Здесь нет крупных притоков, поэтому систему рек можно уподобить гриве дракона. Двухглавие начинается с устьевого участка Амура (от села Богородского и устья Амгуни до Амурского лимана) и заканчивается Амурским лиманом, который отделяет материк от Сахалина и соединяет Амур с Охотским морем через Сахалинский залив (первая голова дракона) и с Японским морем через проливы Невельского и Татарский (вторая голова дракона).                                      Недалеко от Николаевска-на-Амуре расположены два глаза дракона – крупнейшие пойменные озера Орель и Чля.

В основе бассейна реки лежит Амурская гигантская тектоническая кольцевая структура (нуклеар) – молодая палеозойско-мезозойская платформа Амурия. Для основного русла реки Амур характерен Z-образный изгиб. Такие изгибы характерны для линеаментов (зон разломов) с левыми сдвигами.

Почему Амур именно Черный дракон? Большинство его притоков находится на российской стороне. Их воды чистые и хорошо поглощают солнечный свет, поэтому выглядят темными даже на космических снимках. И самый большой приток Амура – Сунгари (примерно четверть от площади бассейна и среднегодового стока Амура) тоже был когда-то чистым и темным, поскольку эта территория была слабоосвоенной.

 А сейчас река Черного дракона стала черно-белой: в месте впадения Сунгари в Амур (в районе села Ленинского в ЕАО) воды Сунгари видны из космоса как широкая белая полоса, рядом черная полоса российских вод, которые долго протекают, не смешиваясь, до Хабаровска и ниже. На Нижнем Амуре, где уже окончательно смешиваются чистые и загрязненные воды, дракон стал совсем седой. Я не купаюсь здесь больше 30 лет, предпочитаю более черные речушки его притоков.

Итак, река Черного дракона изменилась в результате антропогенной деятельности. Российские притоки стали еще чернее (чище), а китайские стали еще белее (мутнее). Надо отдать должное китайским властям: они всерьез взялись за наведение природоохранного порядка на своей территории после известных аварий. Амур заметно стал чище, но все еще остается одной из грязнейших рек России. Увы, за успехи китайской экономики мы расплачиваемся дополнительным ущербом, стекающим к нам в буквальном смысле по реке. 

Слияние рек Шилка и Аргунь

В юго-востоке Монголии, в районе хребта Хэнтей, течет небольшая речка Онон (в переводе с монгольского – «развалина»), это правый приток горной, бурно текущей реки Шилки, соединяющейся с рекой Аргунь (китайское название Хайлар). На русско-китайской границе (район села Покровка, застава Усть-Стрелка) они образуют реку Амур. .   

Для Амура характерен умеренный муссонно-континентальный климат с очень холодной и относительно малоснежной зимой (за исключением районов, прилегающих к Охотскому морю, где очень многоснежные зимы).

 Ледостав на Амуре 2020

Первая половина лета, как правило, жаркая и сухая, а вторая – жаркая и дождливая. Поэтому здесь обычно продолжительная зимняя межень с мощным ледоставом, незначительное весеннее смешанное снегодождевое половодье, непродолжительная летняя межень, которая переходит в сезон дождевых паводков, способных переходить в выдающиеся наводнения.  

Вечерняя Набережная Амура. Комсомольск на Амуре.

Протяженность реки от истока (река Онон в Монголии) до устья (Амурский лиман) – 4279 км, в месте слияния рек Шилка и Аргунь и до Сахалинского залива Охотского моря – 2824 км. 

От русско-китайской границы до Благовещенска, находящегося в устье реки Зея, река течет около 900 км и носит название Верхнего Амура. Расстояние от Благовещенска до Хабаровска, от устья Зеи до устья Уссури составляет 975 км, этот участок называется Средним Амуром, 966 км от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре – Нижним Амуром.              

Набережная реки Амур Хабаровск

Бассейн реки расположен в трех странах: России, Монголии, Китая. По площади бассейна, а это 1855 тыс. км2 (более 54 % находится в пределах России), ей отдано четвертое место среди российских рек и десятое в мире. Длина Амура составляет 2825 километров. Самая большая глубина наблюдается у Тырского утеса и составляет 56 метров.

Тырский Утес Хабаровский край

 Амур  полнится  не столько снегами, сколько дождями летних тайфунов: здесь нет гигантских половодий в мае-июне, всё лето расход воды держится в районе 15-20 тыс. м³/с, достигая пика в сентябре, порой переходя в разрушительные наводнения.

Амур течет в умеренных широтах на протяжении четырех природных зон, это зона лесов (хвойные и широколиственные леса, средняя и южная тайга), лесостепь, степь и пустыня. 

Река Амур. Хабаровск

Вследствие значительной протяженности река часто меняет свой размер, в ущельях горных хребтов она узкая, на равнинных территориях она отличается большей широтой (даже десятки километров), направление реки изменчиво: то север, то юг.

Река Амур Забайкальский край

Река Амур несет свои воды в Амурский лиман, являющийся северной частью Татарского пролива между Азией и островом Сахалин, соединяющим Сахалинский залив Охотского моря с Татарским проливом Японского моря посредством пролива Невельский.

Река Амур Нижний

 Река Амур отличается противоречивым характером. Исток ее расположен в скалистой местности Маньчжурии, она частично совпадает с русско-китайской границей и протекает по дальневосточным равнинам. Ценность реки и ее притоков в развитии рыбного хозяйства переоценить невозможно. 

Когда в 1701 году Семен Ремизов составлял карту Сибири, то на Нижнем Амуре была размещена надпись «До сего места царь Александр Македонский доходил, и ружье спрятал и колокол оставил». Кстати и сегодня в России есть сторонники сибирского похода великого полководца.

В 1655 году русские казаки обнаружили на Тырском утесе остатки храма, каменные колонны (стелы) с надписями и китайский колокол более 21 пуда. Они посчитали это место за конечный пункт походов Александра Македонского.

В середине 19 века у подножья утеса капитан Григорий Невельской принимал местное население в российское подданство.

Первые русские крестьяне-переселенцы снесли (или сбросили в реку) остатки буддийского храма и установили часовню. Впоследствии советская власть снесла часовню и установила старинную пушку.

Как низовия Амура чуть не стали колыбелью цивилизации

Покинув Мариинское, где в 1854 году казаков Николая Муравьёва-Амурского встречали годом ранее обосновавшиеся на амурском берегу солдаты Геннадия Невельского, "Метеор" мчится дальше. Следующую пару сёл он проходит без остановок - они стоят в нескольких километрах от дороги и нескольких десятков километров от райцентра, хоть и придётся из него сдавать назад. Сами сёла, однако, весьма интересны - вот например Булава была основана в 1812 году, за полвека до прихода русских:

И считается ныне столицей ульчей - коренных жителей амурских низовий. В Булаве (1,7 тыс. жителей) они составляют примерно половину населения, а значит здесь живёт четверть всего этого крошечного (2,7 тыс. человек) народа:

"Метеор" обходит живописный Ауринский утёс:

За которым показывается Савинское - здесь из 350 жителей на ульчей приходится около трети.

Вид этих сёл куда более опрятный и зажиточный по сравнению с русскими деревнями. И нет, дело не в культуре и трудолюбии - ленивый русский человек на Дальний Восток бы просто не доехал, а о трудных отношениях сибирских народов с алкоголем все знают и без меня. Причина проще и печальнее: Восточная Сибирь и Дальний Восток в последние десятилетия воем воют от законов, лишающих людей возможности использовать "подножный корм".

На Амуре таковым во все времена являлась рыба, на ней и богатели переселенческие сёла, а вот в наше время рыбачить так, чтобы не стать браконьером, тут можно максимум для праздничного стола. Для коренных малых народов же, тем более "ведущих традиционный образ жизни", законодательство делает исключение - ульчи или нанайцы рыбой могут свободно и питаться, и торговать. И в этом, конечно, есть смысл: рыбой жили они ещё при мамонтах, и если запретить им рыбачить - они за поколение исчезнут, рассеявшись по городам. P?Проблема не в том, что ульчам рыбачить можно, а в том, что русским в адекватных объёмах нельзя.( Задело за живое)

Грузовички на берегу определённо ждут рыбацких лодок:

А вот промелькнула турбаза, постояльцы которой машут "Метеору" руками:

Самих ульчей я фотографировал в Богородском:

Ульчи. У многих - приятные, добрые лица.

Хотя поручиться на 100%, что в кадре именно ульчи, трудно: выше по Амуру живут нанайцы (крупнейший из малых народов Приамурья), с левобережья заглядывают эвенки (мелкодисперсно рассеянные от Енисея до Охотского моря и здесь известные также как орочоны), а близ устья обитают нивхи - "евразийские индейцы"..

Нанайцев до революции называли гольды, эвенков - тунгусы, ульчей - мангуны (у переселенцев 19 века) или нгатки (у казаков в 17 веке), но их советские названия (в большинстве своём означающие просто "местные" на соответствующих языках) у русских быстро прижились. Нивхам повезло меньше - в обиходе их по-прежнему называют гиляки, хотя сами нивхи считают это слово обидным.

     Историческое фото из открытых источников

Ещё есть удэгейцы, живущие на горных реках Приморья , и орочи с реки Тумнин за Сихотэ-Алинем , а так же две крошечных общины сахалинских ороков - одни морские рыбаки и зверобои, другие - охотники, гонявшие добычу верхом на оленях. (Ороки — тунгусо-маньчжурский народ, один из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации).

Ороки — тунгусо-маньчжурский народ, один из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Ещё два народа - примкнувшие, только негидальцы из верховий Амгуни произошли от эвенков, а тазы из залива Ольги - от китайцев, когда-то бежавших с родных лёссовых плато в тайгу.

Им было, к чему примыкать: приамурские народы - наследники одной из самых удивительных культур, которой лишь чуть-чуть не хватило напряжения, чтобы стать одной из колыбелей цивилизации.      Порядка 13 тысяч лет назад, в одно время с Индом или Нилом, Амур стал обрастать стационарными селениями. Очередное потепление тогда лишило местных охотников за мамонтами любимой добычи, и те, кто пережили голод, поняли, что вовсе не обязательно гоняться за едой по лесам и степям, а можно просто сесть у берега рек и ждать, пока еда сама приплывёт в руки.

Так в рыбных местах стали возникать стойбища, но жители их столкнулись с новой проблемой: охотник мог поймать свою добычу и тут же её употребить, а вот лососевые путины случались раз в год, и хотя приходило рыбы несоизмеримо больше, чем могли бы съесть люди, ей всё равно нельзя было наесться на год вперёд. Так люди научились сушить, коптить и вялить рыбу, консервировать её в собственном жиру, добывать соль, а главное - делать герметичные ёмкости из обожжённой глины: керамику, первый на Земле искусственный материал, придумали около 13 тыс. лет назад именно рыбаки где-то между Амуром и островом Хонсю.

 Природа не послала на Амур такого вызова, ответ на которой привёл бы к появлению городов, ремёсел и письменных законов, а потому здесь затянулся высокий каменный век .

Породивший в том числе неповторимое искусство с характерными криволинейными узорами - кажется, высшее достижение того, что можно было сделать камнем по камню. И на опушке тайги воевали чжурчжэни и маньчжуры, утверждались технологии и государственные концепции из Китая и Кореи, свирепствовал Чингисхан, а в тайге жизнь шла своим чередом, разве что обогащаясь понемногу достижениями более развитых соседей.                                                                 У нынешних народов Приамурья (кроме нивхов, негидальцев и тазов) близкородственные языки, схожая внешность, практически общее искусство, а обособились друг от друга нанайцы, удэгейцы, ульчи, ороки и орочи скорее по образу жизни и связанным с этими различиями культов.

                    Древняя личина из Николаевска-на-Амуре

В радиусе сотни километров от Хабаровска сохранилось множество петроглифов, а чрезвычайно выразительная Кондонская Венера уехала в Эрмитаж. 

                                                 Амурская Нефертити

На кадре ниже - костюмы местных народов, так схожие с костюмами в музеях Ноглик, Южно-Сахалинска, Хабаровска или Владивостока. На одних и тех же витринах - наследие разных народов вперемешку, поэтому обращайте внимание на точки: зелёным я отметил вещи ульчей, синим - нивхов, красным - эвенков.

Традиционной одеждой всех амурских народов служили халаты с полой на левом боку, у ульчей в летнем варианте называвшиеся капчума, а в зимнем - лэбэли.                                                                                                    Обратите внимание на орнаменты - на этих столетних одеждах они почти такие же, как на личинах и петроглифах, вырезанных тысячи лет назад. Не меньше впечатляет материал - если праздничный костюм (на кадре выше справа) сделан из ткани (вероятно, китайской), то повседневную рабочую одежду амурские жители делали из рыбьей кожи - трудной в производстве, но прочной и непромокаемой.                Из рыбы здесь научились получать натурально ВСЕ, как тундровые народы из оленя - на кадре выше бусы из рыбьих позвонков:

Жители самых рыбных низовий, ульчи и были самым рыбацким из амурских народов. Тем не менее ходили они и на охоту, и даже, небольшими артелями, на морской промысел за Сихотэ-Алинь. У амурских народов была своя конструкция нарт, на которых сидели верхом или свесив ноги к полозьям. По сравнению с ненецкими нартами она кажется отсталой, но местные народы мало того, что ездили на собаках (которые послабее оленей), так ещё и упряжь их была несовершенной, так что работало животное не столь грудью, сколько шеей. Для сохранности которой, видимо, и кормили собак не с земли, а со специального столика уэйчу.

Подавали на этот столик в основном юколу: для себя речные люди делали её из рыбьего мяса, а для собак - из спрессованных рыбьих костей. Жили ульчи по большей части хуторами в 3-4 семьи, которые зимовали в общем хагду (срубной дом на столбах с двумя очагами и системой отопления из труб под нарами), а летом разуплотнялись в даура (домик из жердей и бересты) и генгга (на сваях). К оседлой жизни ульчи так привыкли, что у них даже не было переносных жилищ - аундя (охотничьи шалаши) или наму-аундяни (чумы морских зверобоев, крытые рыбьей кожей) делались из подручных материалов.

Зато лодки у ульчей были на все случаи жизни - от берестяных дяи до деревянных утонгто.

Лодка Берестянка

 Арсенал рыбака состоял из пары дюжин инструментов, будь то невод (арга), ставная сеть (нэмда), снасть (куйтэли), багор (тэмули), острога (дёгбо) для ночного лова в свете факелов и многое другое. У морского зверобоя основным орудием служил гарпун (дарги), а ульчская охота была скорее сухопутной рыбалкой - не столько луком или копьём, сколько ловушками и самострелами. Ульчи принадлежали к десятку родов со звучными фамилиями (Тумали, Чорули, Баяусали, Вальдю, Ольча, Дечули, Килер, Бельды, Удзяли, Оросугбу, Ходжер, Джаксор, Дзятала, Пильдунча, Куйсали), группировавшимися в духа (союзы), но жить предпочитали малыми семьями, после женитьбы покидая родительский хагду.

 Всё нивхское, но ульчский быт выглядел не сильно иначе:

На охотничьей витрине музея - предметы сплошь нивхов (в том числе копья къах) да эвенков (включая ружьё), а ульчский охотник представлен только меховой шапкой с парой наушников "дява", похожих на кошельки. 

Зато таёжное искусство в этом музее - почти исключительное ульчское, будь то берестяные туеса, резные хуни (ложки) и вазы или плетёная посуда:

И конечно же узоры и орнаменты одежды, наволочек, платков, украшений.

Куда ж в этом краю без шамана? Тут, правда, бубен нивхский, коврик эвенкский, а цветной ковёр нанайский. У ульчских шаманов помимо бубнов был ещё столб дару, по которому шаман лазил в иные миры в сопровождении верных аями (духов-хранителей, переходивших по наследству), а где-то там, за краем, каждый шаман имел дюасу - магическое хранилище, в котором сберегал души младенцев. Ульчские шаманы делились по уровням - одни могли помогать лишь себе, другие - только близким, самые могущественные - всем.

Мир ульчей делился на Бакт (Небо), Муна (Землю) и Буни (нижние сферы). И собственно боги (ба) во главе с демиургом Ундё жили на небе, однако люди больше боялись и чтили земных эдени - хозяина лесов На и хозяина вод Тэму. С ними был связан адау - культ близнецов: считалось, что если человек родился в двух экземплярах, значит он угоден и тому, и другому. Вот в кадре предметы культа: посуда для кормления водяных духов (1), скульптуры духов аяни (2; помощник шамана), ингдавла (5, 4), бучу (3; помощник охотника и рыбака), кальдями (6; остроголовые великаны, которые могли и помогать, и преследовать) и дуэнмени (9). Справа - ещё один калдями и нивхские ритуальные ковш и ложка.

А вот внизу - ошейник ритуального медведя: у всех народов бассейна Японского моря, включая айнов был Медвежий праздник, являвший странный эрзац человеческих жертвоприношений. Медвежонка, убив его мать, похищали зимой из берлоги, растили в доме среди людей, холили и лелеяли, а через пару-тройку лет наряжали, водили в гости, кормили до упора... и выведя на круг, расстреливали. Идея ритуала была в том, что медведь становился членом общины, и отправлялся на тот свет ходоком к высоким духам. Последний медвежий праздник на материке проводили в 1968 году нивхи.

Теперь, конечно, всё это лишь достояние музеев: ульчи давно крещены, перешли на русский язык, и выделяется скорее внешностью да доступом к рыбе.

Список рыб Амура

При рыболовном промысле обнаружено около 140 видов рыб. По этому показателю река опережает все водоемы России. Калуга Среди обитателей: японская минога;

 



Рыба  калуга


Амур озеро ханка 


Огромная рыба Калуга. Калуга водится в реках Зея и Амур.

Амурский Верхогляд

На берегах обитает множество животных, птиц. Вокруг селятся белые аисты, даурские, японские журавли. Из животных можно встретить норку, ондатру, амурского тигра, соболя, медведя, лисицу. 


Источники: 

https://nauka.club/geografiya/...

https://ogeo.info/reki/amur

http://polsergmich.blogspot.co... 

https://sovross.ru/articles/97...


Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :boom:
  • :blush: Познавательно!!! :hand:
  • :hand: :sunglasses: :smile: :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup:
  • Очень интересная информация! :thumbsup: :sparkles: