Приближается Пасха, и скоро православные христиане будут приветствовать друг друга радостным возгласом "Христос Воскресе". Пасха - это праздник добра и света, который несет с собой веру, надежду и любовь..
Тропарь праздника
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав.
Пасхальная служба - самое радостное событие в жизни каждого верующего человека. Она полна ликованием о Христе Воскресшем. Вслушиваясь в ее слова, проникая в ее смыслы, мы сами наполняемся этой великой радостью.
Пасхальная полунощница
Праздничное богослужение начинается не сразу в полночь с субботы на воскресенье, а чуть раньше, немного позже 23.00.
Мы входим в наполненный народом полутемный храм. Паникадила – большие люстры – выключены. Перед закрытыми Царскими вратами на амвоне стоит большая подставка в виде гробницы. На ней лежит Плащаница – украшенный вышитый плат с изображением Христа, лежащего во гробе.
Тихо выходят из алтаря священник и диакон в белых одеждах и начинается особое богослужение - полунощница, перемежаемое негромким пением хора. Её основная часть – это чтение священником канона Великой Субботы, повествующего о погребении Христа. В конце чтения вокруг Плащаницы кадят и на словах «востану бо и прославлюся» через открытые Царские врата Плащаницу заносят в алтарь.
Еще несколько молитв – и полунощница заканчивается. Снова тишина.
Пасха начинается в белом и заканчивается в красном — это неизменно. «Пасха красная» — это ее цвет, пасхальный. Если в каком-нибудь бедненьком храме нет красного облачения, тогда в каком-то другом. Но такое редко бывает.
Крестный ход
Есть разные традиции. Где-то пасхальная заутреня начинается ровно в полночь, и предваряющий её крестный ход начинается, соответственно, минут за 15 до неё. Где-то в полночь начинается сам крестный ход. В любом случае, без крестного хода не обойтись.
Весь свет в храме гасится, горят лишь свечи в руках молящихся. Этот момент символизирует тот мрак и ужас темной палестинской ночи, когда Спаситель лежал во Гробе и еще никто не знал, что будет дальше.
На фотографии, сделанной в алтаре, мы видим, как перед выходом на Крестный ход молится Настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Геннадий Бартов.
Еще несколько минут – и храм зальет свет.
Постепенно загорается свет. Сначала тихо, потом громче и еще громче духовенство запевает: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…
Царские врата открываются, и показывается процессия. Впереди Крестного хода несут фонарь. Затем несут крест и икону Божией Матери, затем церковные знамена – хоругви.
И идет вокруг собора.
Один из священников несет Евангелие, другой – икону Воскресения Христова. В центре идет Настоятель с пасхальным трехсвечником в руке.
Этот Крестный ход изображает шествие женщин-Мироносиц, направлявшихся ночью ко Гробу, где был погребен Спаситель. В руках у людей – свечи или фонарики.
Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице… – возглашает Настоятель собора. Этот возглас открывает Пасхальную службу. Пасха началась! Христос Воскресе!
Двери отверзаются, и мы входим в храм, как во Гроб Христов. Но что мы видим? Храм залит светом, нас приветствует сладкозвучие хора, как бы Ангелов, воспевающих дивное событие Воскресения Христова.
За Пасхальной службой почти ничего не читается, лишь поется. На фотографии – наши ангелы, хор, или, по-славянски, лик.
Начинается Пасхальная утреня. Для вящей торжественности священника сопровождает процессия диаконов.
Настоятель собора кадит верующих и приветствует их возгласом: «Христос Воскресе!» И когда несколько тысяч голосов выдыхают: «Воистину Воскресе!», чувствуешь, что собор вибрирует.
Пасхальная утреня закончилась, и священнослужители переоблачаются в красные ризы. Теперь 40 дней – только красное!
Великая Суббота в Иерусалиме - 23 апреля 2022 года
Благодатный Огонь – это Великое чудо, укрепляющее и подтверждающее нашу веру в Светлое Христово Воскресение, на протяжении многих столетий в канун Пасхи Господней, в Великую Субботу сходит в Кувуклии (особом месте, внешне напоминающем церковь внутри церкви) иерусалимского Храма Гроба Господня, месте телесного погребения и воскрешения нашего Господа и Спасителя. Это великое событие на протяжении многих веков именуется "схождением Благодатного Огня" или, иначе, "Святого Света".
"Технически" схождение происходит следующим образом: Иерусалимский Патриарх в одном подряснике с незажжёнными свечами и без каких-либо средств, которые могли бы привести к подозрениям о земном происхождении Благодатного огня, входит в Кувуклию и молится. Это может быть очень коротко, но бывали случаи, когда молитва занимала и не один час.
Перед схождением Благодатного огня появляются сполохи в виде молний голубоватого цвета. После чего в Кувуклии появляются голубые огненные шарики, которые некоторые сравнивают с каплями росы или дождя. Иногда Благодатный Огонь сам возжигает лампады у Гроба Господня. Иерусалимский Патриарх зажигает от них вату, которой и поджигает свечи и раздает верующим, которые проводят его пламенем по своим лицам и волосам, "умываясь" им без всякого вреда для себя: первое время Благодатный Огонь не обжигает.
Важно подчеркнуть: это чудо Великой Субботы – лишь предзнаменование Главного Чуда – Воскресения Христова. А потому радость православных христиан от схождения Благодатного Огня – это преддверие Пасхальной радости. И то воодушевление, которое сопровождает многие тысячи верующих, ежегодно собирающихся в Иерусалиме в Храме Гроба Господня в Великую Субботу, становится ещё большим, когда спустя считанные часы православные священнослужители восклицают слова "Христос Воскресе!"
Пасха – праздник сорокодневный
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величайшего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торжественным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).
Христос Воскресе!
Всем любви, веры и надежды!
«Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.
Источники:
https://foma.ru/miru-spasenie....
Оценил 81 человек
164 кармы