День Благовещения

47 2052

«День Благовещения» — как праздник. В картине Константина Юона золотые купола храмов на фоне синего неба словно отголоски библейских событий. 

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (нов ст.), отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова, имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.

                       Благовещение Пресвятой Богородицы

«Благовествуй, земля, радость великую, пойте, небеса, Божию славу!» протопресвитер Александр Шмеман

Мало в христианской Церкви, в религиозной традиции, в религиозной памяти христианских народов столь радостных и светлых праздников, как весенний праздник Благовещения. А вместе с тем, кажется, ни одно из событий, описанных в Евангелии, не вызывает у неверующего, у скептика, у рационалиста столько недоверия и скептицизма, как именно это странное событие. Этот ангел, посылаемый с неба к юной женщине, это странное обещание, этот непонятный разговор… Нет, даже если и готов скептик, как он говорит, признать некую историческую основу у христианства, если готов не все скопом отрицать, то не здесь, не в этой детской сказке. И выходит, что вся наша радость, весь этот взрыв ликования: «Благовествуй, земля, радость великую, пойте, небеса, Божию славу!» – что все это, так сказать, – ни о чем, о легенде, о мифе, или даже еще страшнее… об обмане.

Но пройдите по музеям всех стран, и со всех стен будут сиять на вас эта лазурь неба, этот радостный и трепетный лик ангела, обращенного к Деве, Ее смирение, Ее неземная красота. Войдите в храм в вечер под Благовещение и дождитесь этого торжественного момента, когда в наступившей тишине раздастся эта сладостная песнь, которой мы ждем целый год: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся!» Что это?

Обман, самообман, длящийся почти две тысячи лет? И если обман, то как же ему радоваться и о чем эта особенная благовещенская радость?...

Да, это, конечно, детские слова, да, это своего рода сказка: «Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве Мария». И потом: «Радуйся!» (Лк.1:26–28), и это обещание, и это сомнение, и эта самоотдача…                                                                               Ибо и речь идет тут не о событиях в нашем понимании этого слова, а о событии духовного порядка, об откровении душе и сердцу. На этой плоскости это именно правда, и правда более глубокая, чем все наши земные и ограниченные правды; и доказательством тому эта радость, что вот уже две тысячи лет ключом бьет и разражается светлым ливнем хвалы: «Благовествуй, земля, радость великую, пойте, небеса, Божию славу!».

Вечно новой остается эта весть о спасении, о радости, о пришествии к нам Бога. И вечно трепетным остается это смиренное принятие: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк.1:38). И вечно новым остается это сочетание неба и земли, красоты небесной и красоты земной, Божественного голоса и человеческого приятия. А все это и есть праздник Благовещения....

Христианство начинается с благовещения, начинается со слышания нами небесного голоса. И с нашего принятия этой вести. Благовещение – это действительно и в полноте своей праздник Божественной любви и человеческой свободы. Свободы, свободно принимающей любовь. Именно поэтому: «Благовествуй, земля, радость великую, пойте, небеса, Божию славу!». Вот скоро соберемся мы снова и услышим эти слова, услышим: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся!» И то, что произойдет с нами, – это чудо прикосновения к неземному, к такой чистоте, к такой любви, к такому послушанию, которых мы не знаем в этом мире и в наших грешных отношениях. Все это будет снова дано нам как некий небесный дар, а получение этого дара, слышание этого голоса и принятие и есть сущность праздника, сущность веры, сущность христианской жизни.

                                Праздник Благовещения

Начиная с III века христиане празднуют день, когда архангел Гавриил явился Богородице и рассказал ей о том, что она родит Иисуса Христа Сына Божия. Смысл праздника Благовещения и состоит в этой благой вести для всего человечества.

Заметим, что русское слово Благовещение – это перевод греческого слова «Евангелие» (благая весть). Все события евангельской истории не смогли бы произойти, если бы Богородица ответила отказом, напоминает в своей проповеди патриарх Кирилл.

Благовещение не всегда праздновалось 7 апреля, поскольку это условная дата, которая получается вычитанием девяти месяцев от даты Рождества Христова (7 января). 

Священник Сергий Круглов так определяет суть Благовещения:         «Бог спрашивает разрешения у земной Девы, чтобы от Нее родился наконец Спаситель мира. Небеса, земля, Бог, все человечество, которое погрязло в страшных муках, в страданиях, в богоискательствах, оно строило себе пантеоны богов, надежды рушились, вокруг была смерть войны, несчастья… Все человечество, само того не зная, ждало Ее ответ.» 

                            Благовещение в искусстве

Как и другие великие праздники, событие Благовещения Пресвятой Богородицы очень рано нашло свое отражение в христианском искусстве.    

                              «Благовещение» Филиппо Липпи

«Благовещение» Филиппо Липпи, 1440 г.                                                     Филиппо Липпи известен и как мастер сюжета "Благовещение". Его "Благовещения" чрезвычайно поэтичны, тонко орнаментированы. На картине обычно изображены Дева Мария, архангел Гавриил и Святой дух в виде голубя.    Все работы на тему Благовещения Филиппо Липпи объединяет поэтичность, мягкость красок. Лицо Девы Марии — всегда прекрасно, спокойно и одухотворено, вне зависимости от Ее позы, которая может быть или покорной, или слегка испуганной, когда Мария чуть наклоняется к Посланнику, словно пытаясь остановить его.                                       

                            Франческо дель Косса. Благовещение

Франческо дель Косса. Благовещение (вторая половина XV века) Франческо дель Косса, итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, написал «Благовещение» в 1470 году (Дрезденская картинная галерея). Фигуры Архангела и Девы Мари, расположенные в динамичных позах (динамичность подчеркивают и вихреобразные движения складок одеяний), помещены в пространство, где довлеют строгие геометрические линии — что подчеркивает взволнованность, некую даже напряженность участников сцены.

                          «Благовещение» Леонардо да Винчи

«Благовещение» Леонардо да Винчиодна одна из самых известных картин мировой живописи на этот классический библейский сюжет. . Она находится в знаменитой галерее Уффици во Флоренции. Работа прибыла в музей в 1867 году из монастыря Сан Бартоломео в Тоскане. До 1869 года она считалась произведением Доменико Гирландайо, и лишь позже была атрибутирована историком искусства и коллекционером Карлом Эдуардом фон Липгартом как картина кисти Леонардо да Винчи.

   «Благовещение» Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи написал свое «Благовещение» примерно в 1472–1475 годах, еще будучи молодым художником. Распространенная практика того времени, когда ученики помогали мастеру в выполнении крупных заказов, явилась причиной трудности определения авторства или меры участия молодого Леонардо в работах 1470-х годов, нередко выполнявшихся совместно с учителем Веррокьо и другим его известным учеником — Лоренцо да Креди. 

                                           Благовещение Джотто

Одна из самых известных картин на тему Благовещения принадлежит Джотто. В начале XIV века он расписывал капеллу, посвященную Благовещению и смог совершить настоящий прорыв в искусстве.

Благовещение  Джотто

В творчестве Джотто, в творчестве раннего ренессанса была найдена очень удачная точка, когда божественная мысль, одухотворенность сочетается с очень ярким человеческим присутствием».

                              "Благовещение", Фра Анджелико

Еще одна известная картина, наиболее точно передающая суть праздника Благовещения, написана монахом и художником Фра Анжелико. В почти иконописном стиле он изобразил главных участников события – архангела Гавриила и Богоматерь. 

"Благовещение", Фра Анджелико, 1430-1432 г.

Для него главное — духовная составляющая, красота святости. В "Благовещении" Фра Анжелико Образы Девы Марии, Архангела Гавриила почти бесплотны. Сцену Благовещения художник передает как острое духовное переживание и самих участников этой сцены, и тех, кто ее увидит в живописном пересказе.

                           Благовещение в русской живописи

                             «Благовещение» Василия Сурикова

«Благовещение» Василия Сурикова.  1914г.

Василий Суриков в одной из своих поздних работ попытался передать суть праздника Благовещения: «В работе Сурикова проявилось живое религиозное видение изображаемого. Радость и величественность Встречи художник подчеркивает и звучным колоритом, и позой изображаемых персонажей в своей работе, которая звучит одновременно и камерно, личностно, и масштабно».

          «Благовещение» Владимира Боровиковского

«Благовещение» Владимира Боровиковского . 1804 г.

Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) был верующим человеком, сыном иконописца, и вера просто была неотделимой частью его жизни и творчества, к теме Благовещения художник обращался минимум трижды. 

Богоматерь (из «Благовещения») Икона из царских врат центрального иконостаса Казанского собора

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лк. 1, 26–35)

 Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825)  Архангел Гавриил (из «Благовещения»)  Один из шести круглых медальонов в створках Царских врат, повторяющих иконы из Царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1, 39–43)

Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) дерево,масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия              Работа не окончена.Из иконостаса из придела Св. Архистратига Михаила Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.


 Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) Благовещение 1810-е — первая половина 1820-х. Картон, масло. 35.5 х 28.5 см.   Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

                               Капков Яков Федорович (1816—1854)

Капков Яков Федорович (1816—1854)  Благовещение 1852

                  Нестеров Михаил Васильевич (1862 — 1942)

Архангел Гавриил

 Нестеров Михаил Васильевич.   Благовещение (фрагмент). Эскиз росписи Царских врат северного придела на хорах Владимирского собора 1892 диптих.

     Кондак Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 8 

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.


Источники:

https://foma.ru/blagoveshhenie...

https://azbyka.ru/otechnik/Ale...

https://www.liveinternet.ru/us... 



Если Украина рухнет до 9 Мая, Европа покажет России кукиш из-за забора

В предыдущие периоды СВО Запад вооружал украинскую армию, которая за восемь лет войны в Донбассе обкатала 800 тысяч человек. Потом к ним добавились 200 тысяч добровольцев. У них получил...

На Первом вышла очередная премьера Эрнста, которую просто невозможно смотреть. Чем зрителей взбесил ремейк фильма «Противостояние».

Есть такой старый анекдот, который как нельзя лучше описывает то, что происходит сегодня в отечественном кинематографе:С каждым годом я стал замечать, что советские актёры в советских ф...

Не знаю, зачем, но знаю, что зря

Этой фразой я могу прокомментировать само назначение Симоньян на должность главреда РТ. Кто её туда назначил? Зачем? Почему? И совершенно точно, что зря. Она же дура! Абсолютно профнепригодная! ...

Обсудить
  • Поздравляю и ,как всегда, благодарю. "Все события евангельской истории не смогли бы произойти, если бы Богородица ответила отказом, напоминает в своей проповеди патриарх Кирилл." А вот этот момент, я честно говоря, не понял. То есть весь план спасения человечества был привязан к решению одного человека? И в случае отказа Марии ни одна другая девушка не смогла бы исполнить ее роль? В конце концов, мало ли было в Израиле девушек из рода Давида? Наверняка даже с учетом благочестия их должно было бы быть хотя бы несколько. Честно говоря, я этого не понимаю и все. тут. По мне любой план должен основываться на принципе "незаменимых людей нет". А уж план вселенского масштаба - тем более.
  • :pray: :pray:
  • :thumbsup:
  • Что ж... Очень приятно. :blush: :fist: :boom: :boom:
  • С Праздником, Ниночка! :sparkles: :tulip: :sparkles: С Благовещением Пресвятой Богородицы! «Благовествуй, земля, радость великую, пойте, небеса, Божию славу!».