Верхотурье-духовный центр Урала

34 5201

В 300 километрах к северу от Екатеринбурга расположена древняя столица Среднего Урала, старейший в регионе город, позднее ставший духовным центром Урала и Западной Сибири — Верхотурье.

 Такой плотности церквей и монастырей на тысячу жителей нет более нигде в нашем крае.

Град Верхотурье

 Город-крепость на скале — защита от вражеских набегов

Эта скала высотой 25 метров считается местом основания Верхотурья. Уральский Иерусалим возник на левом берегу Туры в 1597 году.Со скалы видны старые кварталы, висячий мост, построенный в 1946 году и чудесные прибрежные пейзажи. Именно в этом месте находится Верхотурский кремль.

Основание Верхотурья связано с коренным переломом в завоевании русскими Сибири. Как пограничный город, Верхотурье в XVII — XVIII веках имел свою таможню. Огромная территория от Урала до Китая лежала у его ног. По пути в Сибирь и обратно невозможно было объехать Верхотурье, да и служилые люди строго следили, «чтобы отнюдь без указу и выписи с Верхотурья никого не пропускать». Купцы с товарами из Смоленска, Москвы, Новгорода через Ярославль, Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Соликамск попадали в Верхотурье, а оттуда в Сибирские города Тюмень, Тобольск и далее — в Монголию и Китай. Многие купцы оставались торговать в самом Верхотурье. Для чего еще в 1600 году был построен «великий гостиный двор», где торговали разными российскими, китайскими, сибирскими и немецкими товарами.

В 1595 году царь Фёдор Иоаннович издаёт указ о "проведывании" новых путей в Сибирь. Обустроить новую дорогу вызвался крестьянин Соликамского уезда Артемий Сафонович Ба́бинов. Летом 1597 года А.Бабинов во главе партии из 42 человек расчистил дорогу длиною 263 версты (в 7 раз короче существовавшего пути!) от Соликамска до старинного вогульского городища Неромкар в верховьях реки Туры. Городище к тому времени было покинуто его жителями, но прибывший сюда чердынский воевода Сарыч Шестаков признал место удобным и распорядился строить здесь город. Официальной датой основания города считается 1598 г.

Уже в 1600 году здесь учреждается таможня, а Бабиновская дорога признаётся единственным путём в Сибирь, пользоваться другими дорогами официально запрещается. Этот запрет действовал до 1767 года, т.е. даже тогда, когда появились более удобные и короткие дороги.

Когда в 1763 году закрыли Бабиновский тракт и отменили таможню, развитие города сильно замедлилось Расцвет города приходится на XVII - начало XVIII века. С появлением Екатеринбурга его значение начинает падать. Ныне Верхотурье - самый малочисленный город Свердловской области, его население 8 748 человек.

Верхотурье — центр православия на Урале

В городе много архитектурных памятников XVII—XX вв. Сегодня, как и в старину, в Верхотурье два монастыря (греч, «monasteion» — уединенное жилище); мужской - Свято-Николаевский (основан в 1604 году) и женский - Свято-Покровский (основан в 1621 году).

 Это старейшие монастыри Зауралья. Среди них — самый маленький в России кремль с Троицким собором (1703—1712), Сейчас в Верхотурье действует восемь храмов. Это сохранившиеся церкви Николаевского мужского монастыря: Кресто-Воздвиженский собор, Преображенская церковь и Симеоно-Аннинская надвратная церковь. Еще три дореволюционные церкви: Свято-Троицкий собор Верхотурского кремля, Покровская церковь Свято-Покровского женского монастыря, Успенская кладбищенская церковь. И, наконец, построенная в 1999 году - Николаевская церковь Николаевского мужского монастыря, на месте одноименной снесенной церкви.

Мужской Свято-Николаевский монастырь

Монастырь был основан в 1604 году. Свято-Николаевский мужской монастырь находится на краю города на довольно возвышенном месте в устье речек Свияги и Калачика, впадающих в Туру. Основателем его был инок Иона. В 1604 г. он испросил позволение у царя Бориса Годунова на построение храма во имя Св. Николая Чудотворца с приделом во имя Св. Бориса и Глеба. Согласно царской грамоте, присланной на имя верхотурского воеводы Плещеева и головы Хлопова, отец Иона был обеспечен иконами, церковной утварью, богослужебными книгами, присланы были 2 колокола.

Николаевский монастырь в начале прошлого века

Первым Сибирским архиереем был архиепископ Киприан (Старорусенников). Следуя из Москвы в 1621 г. в Тобольск, он внимательно осматривал церкви и монастыри, посетил Верхотурье, побывал в Николаевском мужском монастыре и поставил нового игумена Германа, постриженика Волоколамского Иосифова монастыря. Благодаря покровительству царей, в том числе Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, патриарха Филарета монастырь был огражден от разных нужд и притеснений. И все же до 1704 г. монастырь жил трудно и мало был известен.

С преобразованием монастыря из штатного в общежительное с 1 января 1894г. быстро стали улучшаться хозяйственные постройки и благоустраиваться существующие храмы, а с приходом трех валаамских монахов: Иова, Арефы и Илии устроилась в лучшем виде и внутренняя жизнь обители на началах и правилах Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

Святой Арефа Верхотурский (1903 год) На Валааме архимандрит Арефа входит в список 15 монахов, возведенных в лик святых.

О. Арефа 6 мая 1902 был возведен в сан архимандрита. Несмотря на кратковременное управление монастырем, успел многое сделать для благоустройства монастыря. При нем устроены 2 громадных каменных жилых здания, начата постройка здания для церковно–приходской школы для глухонемых, возбуждено ходатайство о разрешении нового большого каменного храма. Сам вел жизнь прямо аскетическую. Строгое воздержание и непрестанные труды и заботы несомненно ускорили сокращение дней его жизни. 15 мая 1903 г., имея от роду 38 лет, после продолжительной и тяжелой болезни скончался, погребен на территории монастыря.

В 1925 г. монастырь был закрыт. Но монахам удалось организовать скит на заимке Актай. Однако, в 1928 г. и это последнее убежище иноков было разгромлено. В 1920 г. были опечатаны мощи Св. Симеона Верхотурского. В 1929 г. они были изъяты и переданы в Тагильский музей для использования в антирелигиозной работе. Спустя некоторое время мощи Святого Праведного Симеона оказались в запасниках областного краеведческого музея и были возвращены церкви в 1989 г..

Важнейшим событием в монастыре стал день 25 сентября 1992 г., когда из Екатеринбурга в храм Преображения Господня были перенесены мощи Св. Симеона Праведного, стала возрождаться традиция паломничества – 1994 г. был годом прославления местночтимых подвижников веры и благочестия Преподобного Арефы Верхотурского и блаженных Иоанна и Косьмы Верхотурских, мощи которых покоятся в Николаевском и женском Покровском монастырях.

В 1692 году в Меркушино гроб с мощам Симеона Верхотурского (изначально святого именовали Симеон Меркушинский) вышел из земли, на месте могилы забил источник, а также начали происходить чудесные исцеления. В 1704 году произошла канонизация святого, и мощи Праведного Симеона Верхотурского были перенесены в мужской монастырь Верхотурья. Серебряная рака с мощами святого до сих пор находится в Свято-Николаевском мужском монастыре и доступна для паломников. Святой праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири, а его мощам приписываются излечения бесплодия и болезни ног и глаз.

Благодаря многочисленности чудесных исцелений, истекавших от мощей праведного Симеона Верхотурского, молва об этом угоднике Божием все более и более распространялась. Имя его стало известно и далеко за пределами Верхотурья. Множество богомольцев стекалось в Николаевский монастырь для поклонения святым останкам праведника и для того, чтобы внести свой посильный вклад в пользу обители. Так число паломников, которых привлекали в монастырь мощи святого, в начале XX века достигло 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек, в который в 1914 году из Николаевского храма были торжественно перенесены святые мощи праведного Симеона. В монастыре проживает более 20 монахов (для сравнения до 1917 г. – 32 монаха, 18 послушников, 123 – проживающих по паспортам, 15 малолетних и певцов, всего 188 человек).

Кресто-Воздвиженский собор

Семиглавый Кресто-Воздвиженский собор.

Построен в русско-византийском стиле (архитектор А.Б. Турчевич).12 сентября 1905 г. был заложен каменный трехпрестольный собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня, в год 300-летия славного царствования Дома Романовых был торжественно освящён 11 сентября 1913 года.На его открытие ждали императора Николая II, однако он приехать не смог и на освящение собора приезжала великая княгиня Елизавета Федоровна

В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии от царской семьи: «Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днём освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Анастасия". В Крестовоздвиженском соборе, над серебряной ракой с мощами Праведного Симеона была воздвигнута сень, подаренная монастырю императорской семьей. Сень была вызолочена под старое золото с серебряной надписью: «Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей Государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевны в лето от Рождества Христова 1914 мая 25».

.Крестный ход с мощами праведного Симеона 27 мая 1914 года

Грандиозный по своему масштабу собор решен по крестово-купольной трехнефной схеме - храмовый объем с тремя апсидами и двумя боковыми притворами включает объем трапезной с хорами. Завершение объема образовано главным куполом с четырьмя башенками-звонницами, поставленными на углах и еще двумя башенками по обе стороны от главного входа. Арочные проемы окон удачно гармонируют со шлемовидными покрытиями всех семи куполов.

Главный престол собора - в честь двунадесятого праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, боковые приделы – в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святого праведного Симеона. 12 сентября 1905 г. в праздник перенесения мощей Святого праведного Его Преосвященством епископом Екатеринбургским и Ирбитским Владимиром была совершена торжественная закладка величественного храма.. В 1909 г вчерне храм был построен и освящен в 1913 г. к 300-летию Дома Романовых.

Левый придел во имя праведного Симеона Верхотурского освящен 27 мая 1914 года. Правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы освящен сентября 1916 года. С 1925 года, после закрытия монастыря, получает приходской статус. В 1929 году из собора изъяты мощи праведного Симеона Верхотурского. Собор закрыт в 1929 году. Возвращен в 1990 году. Главный храм вновь освящен 19 августа 1999 года и имеет статус монастырского.

В 1990 году Свято-Николавеский монастырь был возвращен Православной церкви.

Правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы освящен сентября 1916 года. С 1925 года, после закрытия монастыря, получает приходской статус. В 1929 году из собора изъяты мощи праведного Симеона Верхотурского. Собор закрыт в 1929 году. Возвращен в 1990 году. Главный храм вновь освящен 19 августа 1999 года и имеет статус монастырского.

Фаянсовый иконостас

Его центральный иконостас был изготовлен из фаянса на московской фабрике М.С. Кузнецова. Крестовоздвиженский собор стал одним из самых больших храмов в России. Он способен был одновременно вместить около 4000 человек. Величественность собора как будто подтверждала значение Верхотурья в православной жизни России. Воображение современников поражала красота его убранства. Купола собора были покрыты гладким листовым цинком с накладными рустами. Его центральный иконостас был изготовлен из фаянса на московской фабрике М.С. Кузнецова.

Братский молебен бывает тут обыкновенно задолго до утреннего богослужения, и проходит всегда в Кресто-Воздвиженском соборе возле раки с мощами Симеона Верхотурского.

Храм во имя Св. Николая Чудотворца

Сведений о первом храме Николаевского монастыря, в котором почивали мощи Святого Симеона праведного, не сохранилось. Известно только, что по распоряжению Тобольского губернатора Матвея Петровича Гагарина указом из Сибирской губернской канцелярии предписано было устроить в Верхотурском Николаевском монастыре каменную церковь во имя Св. Николая Чудотворца с 2-мя приделами во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Храм был заложен в 1712 г. по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна Максимовича.

Никольская церковь, главная церковь монастыря, была разрушена в 1930-е годы, на ее месте в 1998 году выстроена новая. Возведена в 1996-1998 годах на месте более раннего храма. Настоящий храм-часовня построен в память о храме Во Имя Святого Николая Чудотворца 1712-1736 годов, разобранного в 1930-е.

Небольшая одноглавая церковь расположена на месте разрушенного большевиками старого храма. Первая церковь Николая Чудотворца была построена в начале XVIII века. До 1913 года в ней хранились мощи праведника Симеона Верхотурского.

В 1922 году храм закрыли, а через 14 лет и вовсе снесли. Во времена возрождения духовных святынь в конце XX века церковь была отстроена заново. С 1999 года двери храма открыты для паломников и гостей Верхотурья.

Спасо-Прeoбражeнская церковь.

Преображенская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена 28 августа 1821 года. Главный храм в честь Преображения Господня освящен 30 августа 1834 года. Правый придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и левый придел во имя архангела Михаила освящены 25 июля 1837 года. Закрыта в 1920-е годы. Полностью разобраны верхние ярусы колокольни. Возвращена в 1990 году. Правый придел освящен 20 марта, а левый - 22 марта 1992 года. Главный храм освящен 5 сентября 1992 года. В 1998 году заново выстроена колокольня.

Восстановленная колокольня Преображенской церкви и святые ворота Симеоно-Аннинской надвратной церкви подчеркивают главную ось монастырского ансамбля, которая совпадала с направлением трактовой дороги на территории верхотурского посада

.Преображенская церковь (1821 г.) в стиле классицизма с колокольней, разрушенной в 1930-е годы и восстановленной в 1998 году.

Отреставрирована. Возведена в 1821-1836 годы. Архитектура храма сочетает в себе черты барокко и классицизма. Преображенский собор был заложен в 1821 году в честь Преображения Господня, с приделами - Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Михаила. Этот храм из-за недостатка средств и другим причинам был освящен только в 1834-1837 годах. За правым клиросом храма погребен в 1880 году владыка Неофит (архимандрит Пермский и Верхотурский), а за левым, в том же году, - настоятель монастыря архимандрит Гавриил.

Симеоно-Аннинская надвратная церковь

На пути при входе в монастырь размещена каменная, однопрестольная Симеоно-Аннинская надвратная церковь Освящена во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 году. Закрыта в 1920-е годы. Возвращена в 1990 году и вновь освящена 18 октября 1990 года. 

Симеоно-Аннинская надвратная церковь

Симеоно-Аннинская надвратная церковь (1856 г.) в традициях древнерусской архитектуры. Возведена в 1855-1856 годах. Храм возведен в продолжение традиций православных монастырей - размещать богослужебное сооружение на границе светского и монастырского жития.

Градостроительное размещение храма обусловлено удобством прохода на территорию монастыря на площадь, сформированную Преображенским собором, храмом Во Имя Святого Николая Чудотворца и Настоятельным корпусом. При этом планировочная ось храма в направлении юг - север совпала с осью центрального входа Преображенского собора.

Симеоно-Аннинская надвратная церковь интересна тем, что здесь покоятся останки (кости и черепа) монахов, которых не смогли опознать при раскопках на территории монастыря. Картина уникальная — грудой сложены черепа, горит лампада в полной тишине, а на стене надпись «Мы были как вы, а вы будете как мы».

Кремль в Верхотурье.

Кремль-одна из главных достопримечательностей уральского городка. Сейчас кремль уже не тот, что был несколько веков назад. Сохранились Троицкий собор и восточная стена с бойницами. Даже эти сооружения позволяют понять, насколько красивым и величественным был ансамбль Верхотурского кремля. Первые постройки появились на 25-метровом берегу в конце XVI века. После страшного пожара, произошедшего в 1700 году, деревянные постройки были заменены каменными.

Построен он на высоком утёсе на левом берегу реки Туры, одновременно с тобольским кремлём. До него на этом месте стояла деревянная крепость, возведённая в конце XVI века при строительстве города. От Николаевского мужского монастыря его отделяет ручей со звучным названием Свияга. Кремль имеет размеры 125 на 194 метра и считается самым маленьким русским кремлём. Малые размеры объясняются тем, что ко времени постройки, он уже не имел военного значения, и, по сути, представлял из себя укреплённую усадьбу воеводы. Кремль имел стены с трёх сторон: запад-север-восток. Западная стена выходила к Туре и имела башни по углам. Южный периметр загораживали построенные в одну линию каменные здания житных амбаров, караульни, поварни и приказных палат. С восточной стороны в кремлёвский ансамбль встроен Троицкий собор (1703-1712 г.г.), частично, своей колокольней, он стоит на территории кремля. По обе стороны собора в стене устроены парадные ворота. Кремлёвская стена - полноценное фортификационное сооружение с двумя ярусами бойниц подошвенного боя и верхним боевым ходом, который прикрыт зубцами типа "ласточкин хвост". Внутри крепостных стен находился воеводский дом.

Свято-Троицкий собор Верхотурского кремля

Четвертый век высится на утесе, будто плывет над речным простором, дивный белый храм — Свято-Троицкий собор Верхотурского Кремля. Он был заложен в 1703 году по указу царя Петра І и построен соликамскими мастерами к 1709 году. Этот каменный храм, старейший в области, специалисты считают лучшим произведением «московского барокко» на Урале. ЮНЕСКО собор включен в число наиболее выдающихся архитектурных памятников мира.

Памятник архитектуры мирового значения. По царскому указу на месте сгоревшей деревянной церкви в 1703 году началось строительство большого храма. Лучшие мастера Сибирского приказа и Уральского края возводили величественное сооружение. Работы были завершены в 1712 году.

Основной вход в собор расположен внутри кремля, под колокольней. Храмовая часть в виде куба с установленным на него восьмигранником находится вне кремлёвских стен и обращена к городу. Связкой между колокольней и храмовой частью служит одноэтажная трапезная.

Троицкий собор и южные парадные ворота

Белоснежный пятиглавый Свято-Троицкий собор, первый каменный храм Зауралья, построенный на месте деревянной церкви во имя Живоначальной Троицы, которая была освящена в 1599 голу. В 1698 году по указу Петра I взамен деревянной крепости, расположенной на высоком берегу реки Туры на Троицком мысу, началось строительство кремля — каменного города (в плане 125 м на 194 м), окруженного высокой кремлевской крепостной стеной, с зубцами типа «ласточкин хвост», который включал в себя усадьбу дома воеводы, приказные палаты, амбары, караульню. Весь этот уникальный архитектурный ансамбль известен сегодня под названием Верхотурского Кремля, Двухпрестольный храм, заложенный в 1703 году, с момента закладки указом Синода получил соборный статус.

Ворота для проезда транспорта

Построен в стиле барокко. Продольно-осевая композиция кремлевского собора решена в трехчастной схеме и включает в себя храм, трапезную и колокольню. Причем, только соборная колокольня находится на территории кремля, сам же храмовый объем находится за пределами крепости и обращен тремя фасадами в окружающее пространство города. Колокольня дополнительно выполняет функции крепостной дозорной башни. Объемная композиция собора имеет подчеркнуто удлиненные пропорции Собор является ярким примером искания зодчими новых форм и приемов, первым на Урале типом памятника «восьмерик на четверике», с характерным для храмов того времени стремлением к богатству декоративного убранства. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен 16 апреля 1709 года. Левый придел освящен во имя священномученика Харлампия. Собор был закрыт в 1932 году и возвращен церкви почти через 60 лет, в 1991 году. В настоящее время имеет статус Свято-Троицкого Архиерейского подворья города Верхотурья и повторно освящен в 1998 году.

:Элементы декора

Эта красота не принадлежит ныне Православной Церкви, а является собственностью государства. Поэтому здесь холодно и служат крайне редко.

В Троицком соборе сохранился уникальный пол из тяжёлых кованых металлических плит, стоя на которых ясно чувствуешь твёрдость и величие тех, кто с молитвой возводил эти стены по указу императора Петра I больше 300 лет назад.

.Свято-Покровский Женский Монастырь

Покровский - это первый женский монастырь, построенный за Уралом. Основан в 1621 году митрополитом Сибирским Киприаном — первый женский монастырь за Уралом. Иждивением Максима Походяшина построены церкви Покрова Богородицы (1744-1753 гг.) и Рождества Иоанна Предтечи (1768 г.).

Знаменательным событием монастыря является паломничество сюда в 1914 г. великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

Покровский монастырь сначала был деревянным, потом постепенно перестроен в камне. В связи с тем, что храмы ранее принадлежавшие обители к тому времени были приходскими, в 1898-1902 гг. построена Ново-Покровская церковь. Закрыт в 1926 г. Возвращен верующим в 1991 г.

Поворотным событием в жизни обители стало обретение мощей Св. Симеона чудотворца. 12 сентября 1704 г. они были перенесены в монастырскую деревянную церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы. С этого времени ежегодно 12 сентября в монастыре стало совершаться праздничное богослужение в его память.

Более чем через сто лет, по указу Священного Синода, Высочайше утвержденного в 1907 году, Покровский женский монастырь был восстановлен и просуществовал до 1924 года, после чего на его территории по приказу Советской власти был организован детский дом, а большинство монахинь было осуждено за "членство в низовой группе контрреволюционной организации".

В начале 40-х годов сестры стали возвращаться в свое родное Верхотурье, и собралось их до 50 человек. В те же годы из лагерей вернулся насельник Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Игнатий (в схиме Иоанн) и, втайне от властей, стал служить Божественные литургии, крестить и исповедовать. В последние годы его жизни (умер он в 1961 году) слава его как молитвенника и исповедника выросла необычайно - множество людей приезжало к нему, прося его молитв и успокоения души. В 1992 году прах его по благословению архиепископа Мелхиседека был перенесен и похоронен возле алтаря Преображенской церкви в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре.

Сейчас монастырь занимает только треть своей дореволюционной территории. Восстановлен пока один храм, но и этого достаточно, чтобы обязательно посетить Покровский монастырь. В храмах этого монастыря Верхотурья находится несколько чудотворных икон.

С Божьего произволения в храме находится чудотворный образ Божией Матери "Умиление".

Особо почитаема икона Богоматери «Умиление», которая была написана в начале ХХ века матушкой Ангелиной, настоятельницей соседнего Успенского монастыря, которая любила посещать Дивеево и для своего монастыря подвизалась создать этот Лик. В годы безверия икону долго прятали, даже закапывали в землю. И теперь, икона Божией Матери «Умиление» находится под сводами Ново-Покровского храма, подавая скорую помощь всем, о ней просящим. Особенно она помогает женщинам, которые желали бы иметь детей.Каждое воскресенье перед эти чудотворным образом совершается Параклисис Божией Матери «Умиление».

25 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье.

15 октября 1996 года совершилось освящение престола и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, тогда же из домовой церкви в храм были перенесены святые мощи Христа ради юродивого Космы и упокоены с правой стороны иконостаса

.Считается, что блж. Косма помогает людям в исцелении немощи телесной, в частности болезни глаз и ног.

Верхотурье, как ни один из уральских городов, глубоко связано со славным историческим прошлым России. Не только история Урала, но и история становления Российского государства и его расширения на восток - вот тот настоящий фундамент города, который не смогли разрушить все потрясения, выпавшие на долю Верхотурья в бурном и трагическом для всей страны ХХ веке.

Источники:

http://www.pravchelny.ru/kamblago/?ID=10028

http://vichuga-voskr.cerkov.ru...

http://www.liveinternet.ru/use...

http://cont.ws/uploads/pic/201...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Да, внушает! Особенно Кресто-Воздвиженский собор!
  • Наша история!
    • .
    • 21 ноября 2016 г. 14:04