Общим местом современного интеллектуального мейнстрима, ориентированного на критику цивилизации, становится hate speech в адрес капитализма без адекватного поиска причинности текущей формы товарно-денежных отношений как таковых.
Представители любого элемента политического спектра для придания веса своей позиции радостно рапортуют о том, что среди прочих предметов волевого преодоления есть и капитализм, а если речь идет о софти, то риторика сменится на предание капитализму человеческого лица, что само по себе абсурдно, ведь корень проблемы (а капитализм, безусловно, является таковой) лежит далеко за пределами ракушек, фламандцев, талеров, фьючерсов и ФРС.
Капитал, как универсальный эквивалент иерархического положения в вертикальной системе общества, очень точно соответствует примативной природе человека. Достаточно взглянуть на функционирование стаи шимпанзе, чтобы ясно увидеть корни, как минимум, современной инфраструктуры потребления, а то и всего общества в целом.
Классическая критика капитализма, следуя за аксиомой германской философии с её монизмом превосходства целого над частями, постоянно приходит к выводам, что капитализм есть некий сбой, именуемый, в зависимости от символической нагрузки дискурса, то манифестацией нигилизма, то шизоморфным потоком, то происками ближневосточной метафизики. Глядя на наш вид в целом, следует признать, что капитализм не отвечает фундаментальным задачам, стоящим перед homo sapiens, погружая природу человека в рабство служебной причинности вещей, в то, что Хайдеггер именовал подпадением сущему (Verfallenheit an das Seiende).
Но опасно думать, что некий набор когнитивных, или даже революционных, действий в рамках существующей формы «разумной жизни» может привести нас к точке перехода от капитализма к более справедливому и разумному формату социального бытия. Такое мышление обречено на невозможность собственного свершения и неизбежный провал.
Даже воображение не может преодолеть внутреннюю логику капитала по причине «вшитости» последнего во внутреннего примата. Так, в «Схизматрице» Брюса Стерлинга есть весь набор мыслимых трендов научной фантастики — от контакта с инопланетным разумом и терраформированием, до трансфера сознания и полного набора биохакера, но фондовый рынок остался цел и невредим — на нём успешно торгуются акции дзайбацу любой направленности. Парадокс? Едва ли.
Хорошей иллюстрацией движения прогресса по траектории очерченной «приматом» является соотношение роли порнографии и развития интернета, который изначально так же явился побочным эффектом второго основного инстинкта — желания доминировать и убивать. Порнография сыграла большую роль в продвижении систем онлайн платежей, например, в 1999 году общий объем платежей в отрасли составил 8% от всего рынка онлайн коммерции. Клубничка сделала возможной индустрию спама, стала авангардом технологии потокового видео задолго до Youtube, преуспела в продвижении видеочатов, и сейчас, основным драйвером развития технологий дополненной и виртуальной реальности является, конечно же, порноиндустрия. Неужели кто-то думает, что шлем виртуальной реальности нужен для того, чтобы играть под ЛСД в Sukhoi Flankers?
Всё это началось задолго до интернета, и дело тут не в неолитических Венерах, Галатеях и инсмаутской глине. Основной девайс эпохи Ренессанса — пресс Гутенберга — получил своё развитие вовсе не из-за святоотеческой литературы и копий Библии, а в основном благодаря знаменитым «Позам» Аретино.
И всё бы ничего, но эсхатологическая задача эпохи Просвещения по эмансипации разума от мрака суеверий и низменных страстей начала серьёзно пробуксовывать, что привело нас к так называемой ситуации постмодерна, когда архаика вновь стала заявлять о своих правах, вторгаясь в нашу повседневность. Если посмотреть на ситуацию в нашей стране, то кажется странным, почему ракеты эпохи Королева не требовали освящения клерикалами, но теперь такая необходимость возникла.
Закон «о защите чувств верующих», фактически, отменяет картезианский субъект в правовом поле.
Это капитализм стоит на страже своих батареек. Если на архаику можно поставить счетчик и монетизировать дискурс, то его внутренняя логика экстенсивного включения действующих лиц возьмет верх над любыми доводами разума и этики.
Мы утверждаем, что преодоление свинцовых мерзостей капитализма, с отчуждающей силой которых сталкивался почти каждый, возможно только путем радикальной трансформации устройства оперативного человеческого естества.
В конце концов, с кем будет торговать сингулярность?
Оценили 0 человек
0 кармы