Бывают в жизни моменты, в которые перехватывает дыхание и не находится слов, чтобы выразить все смятение и ту беспомощность, которые вдруг возникают внутри. В душе – пустота, а в голове мысль: этого не может быть. Никогда! Так случается, когда уходят из жизни близкие и дорогие, так происходит, когда этот мир покидают великие.
Я не буду рассуждать о величии Владимира Меньшова как режиссера или актера, хотя его фильмы и образы стали отражением эпохи, дыханием времени: «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли» или робкий, но талантливый инженер Павел Голиков из «Где находится нофелет», его противоположность офицер-афганец Олег из «Чтобы выжить», жесткий и непреклонный Маршал победы Георгий Жуков из «Ликвидации» и множество других. Но для меня в последние годы Владимир Меньшов был общественным деятелем, той глыбой, о которую разбиваются потоки, стремящиеся изменить наш культурный код. Владимир Меньшов не стеснялся в выражениях, не скрывал свои мысли, не боялся оппонентов.
Вот лишь несколько цитат знаменитого режиссера, связанных с резонансными событиями:
Помните громкое дело «Седьмой студии» и Кирилла Серебренникова о хищении государственных средств, когда были задержаны несколько руководителей Гоголь-центра? Многие именитые режиссеры и актеры встали на защиту обвиняемых, даже не вдаваясь в детали, и дошли до Президента. Меньшов не стал уподобляться коллегам по цеху и защищать честь мундира.
«Не вполне догоняю, почему должны быть особые условия для Серебренникова», — сказал он. «По какой причине я должен возмутиться происходящим? Если возмущаться, то в большей степени тем, что они возмущаются этим».
И это было правильно: отстаивая Серебрянникова и проч. театральных деятелей, никто из защитников даже не вспомнил о главном бухгалтере «Седьмой студии», которая единственная из всех до суда находилась под стражей. Наверное, она не входила в круг «уважаемых» людей, интересы простого человека защищать в этой среде не принято.
Не боясь встретить критику, Владимир Меньшов открыто выступил против награждения нашумевшего фильма «Сволочи», искажающего историю Великой Отечественной Войны:
«Я не могу смотреть, как проваливают в черную дыру весь период советской истории… а вместе с ним проваливают и войну… Это грех, который нам не простится, веками будем отмаливать его потом», — заявил тогда Меньшов.
В отличии от многих представителей интеллигенции, своих современников, добившихся успеха и ставших знаменитыми именно в советское время, режиссер не выступал хулителем и не стремился облить грязью СССР, не рассказывал, как ему перекрывали кислород и наступали на горло.
Общаясь с журналистом газеты «Культура», он подчеркивал преимущества того времени:
«Меня действительно восхищает система, которая была создана в СССР за кратчайшее время. Почитайте художественную литературу: «Два капитана», «Республика ШКИД» — как интересно была устроена жизнь, как вытягивали людей на более высокую ступень. Ты можешь быть лучше, чем ты есть сейчас!»
И в конце немного об искусстве и политике из интервью для YouTube-канала «Соловьёв LIVE»:
Плохо себе представляю хорошего режиссёра без политических убеждений. Даже в фильме «Москва слезам не верит», например, отразилось моё оптимистическое восприятие мира. Должен вам сказать, что тот фон, на котором я снимал этот фильм, когда в нашей кинематографической и культурной среде были распространены в основном очень пессимистические позиции, был такой, что, мол, всё плохо, а будет ещё хуже».
А также про Крым:
«То, что Крым, каждый клочок земли которого полит русской кровью и который в результате самодурства двух партийных бонз оказался в другом государстве, вдруг вернулся в состав России, — это же сверхъестественное событие в самом прямом смысле слова, его можно приравнять к одному из доказательств существования Бога. Во всяком случае — Русского Бога».
Человек, который не боялся говорить, и говорил, что думал.
Покойся с миром, дорогой Владимир Валентинович…
Оценили 11 человек
17 кармы