Руки прочь от режиссера?!

21 11535

23 мая случилось страшное, заставившее содрогнуться культурную общественность столицы и не только. В рамках уголовного дела о хищении 200 млн. бюджетных рублей, выделенных на искусство, сотрудники Следственного комитета провели обыски в «Гоголь-центре» и по месту жительства известного режиссера и художественного руководителя театра Кирилла Серебренникова.

Представители СК стараются не комментировать следственные действия. Ажиотаж создает пресса. Известно, что уголовное дело возбуждено по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ - «Мошенничество в особо крупном размере». В сообщении на сайте ведомства говорится, что неустановленные лица из числа руководителей автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» в период с 2011 по 2014 год похитили бюджетные средства в размере 200 млн рублей. Задержаны бывшие гендиректор и главный бухгалтер организации «Седьмая студия» Юрий Итин и Нина Масляева. Обыски прошли еще по 17 адресам, в том числе у бывшего руководителя департамента минкультуры Софьи Апфельбаум.

Сам Серебренников привлечен лишь в качестве свидетеля. По его собственным словам, «все было интеллигентно и деликатно, вопросов у меня нет никаких к следствию».

Но форсируя события, братья по цеху «возбудились» не хуже Следственного комитета. Уже в среду, 24 мая, художественный руководитель Театра наций, Народный артист России Евгений Миронов, передал лично в руки Президенту РФ В.В. Путину письмо в защиту Серебренникова. Суть проста: следователи совершили святотатство, а режиссер и деньги – параллельные прямые, которые никогда не пересекаются. Творчество всегда выше финансовых вопросов.

Кто бы спорил?

Не могу ничего сказать о степени вины уважаемого режиссера. Возможно, ушлые дельцы, которых предстоит установить следствию, прикрываясь известным именем на свой страх и риск вершили темные делишки, набивая карманы бюджетными деньгами. Но мне вспоминается недавняя история с другим известным режиссером, и другим траншем от Минкульта.

В 2014 году Министерство культуры в рамках государственного финансирования предоставило кинокомпании «Рок» Алексея Учителя субсидию в размере 35 миллионов рублей на художественный фильм «Сокровища Ермака». Основой сюжета должна была стать история захватывающих приключений школьника Кости Синицына, который неожиданно находит ларец династии Строгановых, а в конечном итоге выходит на след клада исторического завоевателя Сибири Ермака Тимофеевича, сообщает LIFE.

Цель финансирования данного проекта понятна любому подростку: в игровой манере привлечь внимание к истории страны, заложить зерно патриотизма в душу подрастающего поколения. Нормальная функция государства в воспитании молодежи.

И к чести Алексея Учителя, он деньги не стырил и кино снял. Но съемки - это процесс творческий, живой, динамично развивающийся, потому «Сокровища Ермака» со временем трансформировались в «Позвоните Ермаку». А что, имя гордого покорителя Сибири присутствует!

Правда, от первоначального сюжета не осталось и следа. Представленный на рассмотрение комиссии Минкульта фильм рассказывал про уже немолодого артиста Ермака Мышкина, который едет из Санкт-Петербурга в Москву пробоваться на роль в мюзикле. Об известном историческом персонаже в фильме напоминал лишь Иртыш и песня про Ермака, которую исполняет маленькая девочка в школьной постановке.

Чиновники Министерства культуры, ответственные за расходование средств, с подобным творчеством не согласились. Один из пунктов соглашения между Минкультом и "Роком" гласил: "...содержание готового фильма должно соответствовать сценарию, представленному для участия в отборе на получение субсидии". Это и называется: целевое финансирование.

Но если человек творческий, что ему до мелочей?

В результате кинематографистам предложили два варианта решения проблемы: либо переснять картину в соответствии с утверждённым сценарием, либо вернуть бюджетные деньги. «Рок» выбрал первый вариант, обязавшись представить фильм к концу 2017 года.

Сам Алексей Учитель в интервью LIFE претензии Минкульта к промежуточной версии картины назвал "рабочим моментом":

— …Там нет никакого подвоха, ситуация с фильмом рабочая. Эти моменты мы обсуждаем с Министерством культуры. Его не приняли не потому, что в нём есть что-то запретное. Это не связано с цензурными обстоятельствами, а только с производственными.

Между тем на сайте кинокомпании «Рок» нет никаких упоминаний о проекте.

Время покажет: конец года не за горами. Вот вам и параллельные прямые…

Кстати, в интервью Газете.ru, вышедшем 26 мая, министр культуры Владимир Мединский так прокомментировал ситуацию вокруг "Гоголь-центра":

Считать Серебренникова гонимым и обиженным не повернется язык даже у самого буйного «либерала». Он всегда был обласкан властью, ему обижаться точно не на что... Хочу особо подчеркнуть: эта история к вкусам и оценкам, а также к творчеству как таковому не имеет никакого отношения.

Одно событие – случайность. Два – совпадение. Три – система. Как говорится, без комментариев...

Ограбление по-евросоюзски

Помните старый КВН с Галустяном? Там, где «Ну хотя бы посмотреть документальный фильм про академика Сахалова». - Можно украсть российские деньги? - Нет! - А хотя бы проценты с них? - Н...

Москва потребовала от Берлина признать геноцидом преступления нацистской Германии
  • ATRcons
  • Вчера 17:58
  • В топе

ФОТО: GLOBAL LOOK PRESS Россия потребовала от ФРГ официально признать блокаду Ленинграда и другие преступления против народов СССР актом геноцида со стороны Третьего рейха. Об этом говоритс...

Обсудить
  • Да,сволочи!
  • Смотрю методичка подпиндосникам подошла.Крым и Сочи охаивают.Говно нации защищают.Амурвед,шмидт или кто он не понятно-чел в велосипедной каске.Спрашиваешь их вы" Чьих будете?"-коммент удаляют.
  • Хотел бы я посмотреть, как голливудские звезды и зубры бродвейской режиссуры вручают президенту Пиндостана челобитную, с просьбой помиловать какого нибудь "тварца", взятого за мягкие ткани налоговым ведомством США.
  • Полагаю - Учитель следующий? А если прижмут, то все заверещат - "За Матильду ответка!" А ведь всё просто: - Заказали бассейн построить, построил баню - в обоих вода с подогревом.