Роль личности и общественности приблизительно таковы, как руль и колёса автомобиля: личность — это руль, общественность — колёса.
Личности доверяют, а обществу не вполне. И то верно: разве можно доверять толпе? Нет доверия. И на то есть основания. Исторический сдвиг происходит с появлением незаурядной личности: немного гения, немного авантюризма. Вспомните ПетраI или Ленина.
Люди, будь они хоть трижды гениями, не бессмертны и рано или поздно уходят в мир иной. И если на смену не приходит человек под стать ему, в истории наступает затишье. Жизнь продолжает двигаться в направлении, указанном этой личностью. Просто ничего эдакого не происходит.
А что при этом общество? Да ничего: что-то говорит, бурлит, всё идёт по инерции. А даже если бы и внимали его настроению, кто будет дело делать?
Общество консервативно и малоподвижно. В нём нет изобретательности и яркости. Оно лишь знает и осуществляет простые команды. И опять-таки эти команды даёт личность, иначе толпа никуда не повернётся, или будет раздрай.
К тому же общество всегда выступает против резких телодвижений. А личность всегда деятельна и революционна.
Вот если бы общественность сдерживала устремления личности, то страна проходила бы больший эволюционный путь. Было бы устойчивое развитие, ибо устойчивость суть общественности. Польза общественности в том, что она всегда сдерживает гениальные, а то и опасные порывы личности.
Важнейшая задача состоит в том, чтобы сделать эти силы равносильными, создать гармонию между личностью и общественностью. В нашем примере, чтобы колёса слушались руля, а руль поворачивал их в правильном направлении.
Люди всегда обращаются к личности, а не к обществу. Но она всегда потёмки. Мы его видим, слышим, а что у него на душе, в мыслях неизвестно. И вроде душа нараспашку, а приглядишься — темнота. И каких проблем на нашу голову наделает неизвестно.
Поэтому, чем больше его критикуешь, тем больше пользы и для него, и для общества. Потому что общественность все личные инициативы заменяет продуманностью.
Разве хотела Россия заморских реформ в своей жизни? Нет, не хотела и сопротивлялась начинаниям ПетраI. Её жизнь текла в патриархальном русле и всех устраивала. Но появился Пётр, поднял Русь на дыбы, не считаясь с общественностью. Вот не будь Петра, была другая Россия.
Другой реформатор, перевернувший Россию — Ленин. Всё правильно: Первая мировая война, недовольство общества, верхи не могут, низы не хотят. Но вряд ли общество хотело такого выхода из ситуации, чтобы его переломали через колено. К топору зовёт не общественность, а бунтовщики.
Перейдём к сегодняшнему дню. Президент Путин — личность, но не революционер. Он не вздыбливает Россию, а, как кот Леопольд, всё время призывает: "Ребята, не надо раскачивать лодку. Давайте жить дружно".
Вследствие такой его политики создаётся впечатление, что в стране ничего глобального не происходит. Идёт круговое движение — одно и то же и одни и те же лица. Но это далеко не так. Дело он свое делает и делает хорошо. Изменения происходят и громадные. Вот если бы он стрельнул из крейсера "Аврора", тогда народ перемены увидел и сравнил, что было до, а что после.
Таковы личности в истории, которые вертят её на свой лад. А консервативная общественность, живя в своём обустроенном мирке, никогда не хочет перемен и замечает их, только когда они её коснутся. И важнейшая задача государства — сделать равнодейственными эти два начала.
Оценили 0 человек
0 кармы