Часто стратегия непрямых действий помогает получить победу там, где лобовая атака ведет к поражению. Теневые структуры в такой стратегии начинают играть ключевую роль в изменении окружающей реальности. Направленность акторов и их действий уменьшают возможность всестороннего анализа ситуации, но со временем все тайное становится явным.
Какую роль масонство сыграло в падении Османской империи? На эту тему есть достаточно много различных исследований, многие документы открыты, но до сих пор эта история слабо освящена и является темой для узкоспециализированных историков.
Для освещения этой темы нам может быть интересна книга историка Дороти Соммерс "Масонство в Османской империи: история братства и его влияния в Сирии и Леванте". В книге она рассматривает развитие масонства на территории Османской империи в 19-м и начале 20-го века. Соммерс уделяет особое внимание масонским ложам в Сирии, но также ссылается на их общую ситуацию вокруг империи. Три центральных раздела книги Соммерс посвящены ложам в Дамаске, Бейруте и Триполи.
На фасаде Сирийского масонства мы видим тайное братство, в основном состоящее из космополитических элит, подчеркивающих "благо человечества" и участвующих в тайных полурелигиозных ритуалах, но за ним скрыт еще один более важный слой, масонство было европейским явлением, которое распространилось на восток с явно колониальными задачами в течение 19 века.
Масонские ложи на территории Османской империи быстро "стали местными" и адаптировались к местным условиям. Как и везде, кадры, которые позже пополнили ряды лож в Османской империи, как правило, принадлежали к космополитическому среднему и высшему классам, часто авангарду модернизации в восточном средиземноморском мире. Ложи стали своего рода системой гильдий или социальным клубом для местной элиты, которая культивировала идеи братства, равенства, терпимости и разума, а также менее возвышенные покровительственные сети бизнеса и торговли.
Особенно примечательным в организации было то, что оно являлось явно нерелигиозным институтом в то время, когда религиозная и национальная принадлежность становилась все более политизированной. Османские масоны пытались достичь того, чего не могли добиться политика и религия: объединения разрозненных умов, создания межрелигиозной общности, содействия социальной и моральной эмансипации. Через нерелигиозное сообщество людей они стремились преодолеть политические или религиозные разногласия, установив общий знаменатель для общения и сотрудничества.
Библия в ложах была так же желанна, как и Коран. По словам У. С. Нельсона, не-масона и бывшего миссионера в Сирии в конце 19-го века: "Масонство предоставило Сирии объединяющий принцип, организацию, в которой все вероисповедания и секты, как христианские, так и мусульманские, могут найти общую почву и встретиться вместе как люди и братья, независимо от их религиозных различий".
Масонство в Сирии началось 03.02.1748г с основанием ложи в Алеппо сэром Александром Драммондом.
Позже, в 1860-х годах, Великий Восток Италии и Франции открыл ложи в Дамаске. В апреле 1868г османский губернатор Мехмед Рашид-паша основал "Ложу царя Соломона" при поддержке Великой ложи Шотландии.
В 1879г в богатом районе Канават была основана "Сирийская ложа", которая до 1890г пользовалась уставом Великого Востока Италии.
Великий Восток Франции в 1922г инициировал ложу "Кассиун". В 1924г - ещё одну ложу "Сирия". Позже Великая Ложа Нью-Йорка основала ложу "Ибрагим аль-Халиль".
В 1928г в Дамаске была основана ложа "Аль-Исааф" как расширение египетского масонства.
В то же время, несколько других лож были основаны в других городах, включая: Алеппо, Хомс , Хама , Латакия , Инаб , Александретта и Антакья , в которых большинство из них находились под эгидой Великой Ложи Италии.
Таким образом мы видим, что в Сирии были представлены все основные ветви масонства.
Интересно, что Великий Восток Италии когда-то был важным игроком в международном масонстве, и в 1972г Объединенная Великая ложа Англии (UGLE) признала его постоянным. Однако это признание было отозвано в 1993г из-за обвинений в коррупции и причастности к мафии.
Одним из известных деятелей Сирийского масонства был известный эмир Абделькадер или Абделькадер Эль Джезаири - алжирский религиозный и военный деятель, который вел борьбу против французского колониального вторжения в середине 19 века.
Эмир Абделькадер, обосновавшийся в Дамаске, считался одним из первых членов организации в Египте, он призвал двух своих сыновей, Мохаммеда и Мохи Элдина, основать первую ложу в Дамаске. Позже большинство элиты стали активными членами, и их встречи привели ко многим важным решениям, таким как провозглашение независимости Сирии от Османской империи в 1918г и от французского мандата в 1946г.
Любопытно, в феврале 1937г журналист по имени Ваджих Бейдун сообщил, что некоторые ложи принимали членов без надлежащей регистрации и требовали огромную плату за вступление, некоторые из этих членов были коррумпированы и проводили незаконные коммерческие сделки.
В 1938г в отчете Али Насера Элдина его собратья-масоны обвинялись в зависимости от Запада. Сирийские масоны предпочитали присоединяться к шотландским, а не к английским или французским ложам, которые поддерживали мандаты в Леванте.
13.04.1935г сторонники Запада основали "Великую сирийскую ложу Востока". Тем временем националисты во главе с Ата Беем аль-Айюби, чтобы противостоять другой ложе, основали "Великую ложу Сирии" в соответствии с уставом Великой ложи Шотландии.
В 1940-х годах "Братья-мусульмане" (БМ) - (организация запрещена в Ролссии) - считали их своими главными противниками, поскольку они придерживались секуляризма.
Бывший агент британской разведки Джон Колеман считает, что БМ были созданы самой британской секретной службой, с самого начала ей негласно пестовались и направлялись, создавая структуру организации и ее идеологию.
После обретения Сирией в 1949г независимости появилась новая "Ложа Сирии и Ливана2, а также три другие меньшие ложи, известные как "Умайя" в Дамаске, "Халид ибн аль-Валид" и "аль-Оруба" в Хомсе.
В период с 1948 по 1957гг масоны стали непопулярны после войны в Палестине, во время которой газеты отказывались освещать их деятельность, а некоторые члены начали скрывать свою масонскую принадлежность.
Во времена Объединенной Арабской Республики масоны уничтожили свою документацию, опасаясь Гамаля Абделя Насера, который обвинял их в связях с зарубежными странами.
Абдель Хамид аль-Сварадж, и Акрам аль-Хаврани с их радикальными социалистическими взглядами сыграли решающую роль в противостоянии масонам, утверждая, что они являются причиной нищеты в Сирии и катастрофических потерь в войне в Палестине.
В итоге в 1965г партия "БААС" объявила в Сирии масонство вне закона. Это произошло во время президентства Амина аль-Хафиза после поимки израильского шпиона Эли Коэна.
Но как можно победить сетевую организацию, состоящую из дружеских клубов, может ли запрет формальных отношений мешать дружеским посиделкам?
Так как масонство в Сирии включало в свои ряды большое количество интеллектуалов, можно утверждать, что оно не могло не отразиться на формировании политических течений в стране в будущем.
Политическая партия БААС была основана в Сирии в 1947г. Идеология партии "баасизм" представляла собой синтез арабского социализма и панарабизма. Партия имела влияние во многих арабских странах.
Партия была основана Мишелем Афляком (христианином), Салах ад-Дином аль-Битаром (мусульманином-суннитом) и последователями Заки аль-Арсузи (алавитом).
Мишель Афлак был сирийским философом, социологом и арабским националистом, учился в Сорбонне, где познакомился со своим будущим политическим компаньоном Салах ад-Дином аль-Битаром.
Заки аль-Арсузи был сирийским философом, филологом, социологом, историком и арабским националистом, учился в Сорбонне.
Могли ли они во время своей учебы стать предметом интереса для Великого Востока Франции и Французской разведки?
Нет никаких конкретных доказательств, что Хафез Асад, бывший президент Сирии, был масоном, но тема остается предметом спекуляций и по сей день.
Могла ли Сирия стать ареной борьбы между Британией (в виде радикальных мусульманских течений) и Францией (партия БААС)? Вполне.
Оценили 6 человек
8 кармы