Суперпопулярная ретроспектива Валентина Серова ежедневно пропускает через гулкие залы Третьяковской галереи 6 000 россиян. С октября ее уже успели посетить около полумиллиона человек. В чем причина популярности ключевого отечественного художника-портретиста, который много экспериментировал в модерне, но навсегда остался верен традициям русской реалистической школы? Неужели буржуазно-аристократические профили или просторные деревенские пейзажи, где лошади и коровы жуют траву, вкупе с символическими изображениями мифологических героев, которые то ли идут, то ли просто стоят, так хочется увидеть в подлиннике? Это может быть интересно только искусствоведам и художникам, простому обывателю должно часто зевать, поглядывать на часы и не забыть занять очередь в буфет.
Большое путешествие от реализма к модерну, а потом экспрессионизму и символизму вместе со знаменитой «Девочкой с персиками» пользовалось огромной популярностью, в первую очередь, благодаря стараниям PR-менеджеров. Еще в сентябре 2015 был выпущен видео - тизер с возродившейся из праха моделью Серова Верочкой Мамонтовой, он снят в лучших традициях массового искусства. Искусствоведов это слегка покоробило, зато публике пришлось по душе.
Мы пришли и глядим на портрет Веры Мамонтовой, дочери С.И. Мамонтова хозяина дома, на ту самую Девочку с персиками: горящие румянцем щеки, нетерпеливость позы, озорно сложенные губы девочки придают динамику статичному изображению. Повседневная рубашка говорит о непринужденности обстановки, как и огромный бант кажется сделанным девочкой самостоятельно, для красоты, чтобы порадовать родителей, а заодно и их друзей.
Пришедшие на выставку посетители, задерживаясь у каждого полотна, старались погрузиться в спокойный, но возвышенный мир Серова, «культурный» мир, интеллигентный, все как мы любим. А потом возвращались в свои московские квартиры, ужинали и смотрели телик.
В обстановке вокруг Девочки с персиками Серов, кажется, хотел сохранить все, что ему нравилось в усадьбе Мамонтовых: великолепный дом, населяющих его муз и воспоминания, связанные с элементами интерьера гостиной, свою огнедышащую молодость, удущую популярность. Персики были выращены в Мамонтовских оранжереях. Символом долгих душевных разговоров по вечерам стала комната (Красная комната), виднеющаяся слева, там собирался знаменитый Абрамцевский кружок, ставший второй семьей для Валентина Серова. Усадьба была не просто домом, но и мастерской художников и поэтов, вхожих к Мамонтовым.
А 6 тыс. человек ежедневно и жадно хотели забрать часть этого наслаждения с собой, чтобы накормить ум и напоить сердце, окультуриться в конце концов. Они ничего не чувствовали, от чего вглядывались еще пристальнее, так, что заболела голова. Девочка с персиками провожала смешливым взглядом потребителей искусства, тех, что осадили «отрадное» часовыми очередями, что пытались брать его штурмом. Выходили из Третьяковки в основном зрелые женщины, предупреждая друг друга о скользких горочках, коварных ямочках, они гуськом выбирались на воздух и восторжено делились впечатлениями. А Девочка с персиками все сидела, болтая ногами от нетерпения.
Оценили 0 человек
0 кармы